Научная статья на тему 'Мотивация достижения как основа профессионально-ценностной установки'

Мотивация достижения как основа профессионально-ценностной установки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MOTIVE / ACHIEVEMENT MOTIVATION / PROFESSIONAL PURPOSE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / FUNCTIONS / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL READINESS / PURPOSE / AN EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапов Александр Николаевич

В статье автор раскрывает роль мотивации достижения в процессе формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста социально-культурной сферы деятельности, рассматривает мотивацию достижения как основу реализации успеха профессиональной деятельности субъекта, выделяет систему профессионально значимых ценностей в структуре личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVEMENT MOTIVATION AS A BASIS OF A PROFESIOALLY-VALUED PURPOSE

The article deals with a role of achievement motivation in the process of socio-cultural activity future specialist’s professionally-valued purpose formation. The achievement motivation is considered as a basis of professional activity individual’s success realization. The system of professionally significant values of the future specialist is pointed out.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения как основа профессионально-ценностной установки»

УДК 159.37

КОСОЛАПОВ Александр Николаевич,

аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры, г. Белгород, Россия e-mail: korenevaen@yandex.ru

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАК ОСНОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ

УСТАНОВКИ

В статье автор раскрывает роль мотивации достижения в процессе формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста социально-культурной сферы деятельности, рассматривает мотивацию достижения как основу реализации успеха профессиональной деятельности субъекта, выделяет систему профессионально значимых ценностей в структуре личности будущего специалиста.

Ключевые слова: мотив, мотивация достижения, профессиональная установка, социокультурная деятельность, функции, профессиональная деятельность, профессиональная готовность, целевые установки, образовательный процесс.

KOSOLAPOV Alexander Nikolaevich,

Postgraduate student of the Chair of Pedagogy and Methodology of professional education, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod city, Russia e-mail: korenevaen@yandex.ru

ACHIEVEMENT MOTIVATION AS A BASIS OF A PROFESIOALLY- VALUED PURPOSE

The article deals with a role of achievement motivation in the process of socio-cultural activity future specialist's professionally-valued purpose formation. The achievement motivation is considered as a basis of professional activity individual's success realization. The system of professionally significant values of the future specialist is pointed out.

Keywords: a motive, achievement motivation, a professional purpose, socio-cultural activity, functions, professional activity, professional readiness, a purpose, an educational process.

Мотивация достижения рассматривается как один из критериев повышения инновационной активности субъекта деятельности. Высокая мотивация достижения успеха направляет будущего специалиста, движет его к цели, способствует его развитию. Настоящий профессионал всегда обладает сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Мотивация достижения главным образом ориентирована на цель, в нашем случае - сформировать профессионально-ценностную установку. Однако профессионально-ценностная установка в целом не возникает только при наличии инструментов педагогического воздействия на личность студента в процессе обучения, даже если это воздействие является педагогически оправданным. Эффективность такого влияния может не достигать желаемого результата даже в условиях глубоко продуманного воспитательно-образовательного процесса, если из структуры психолого-педагогического воздействия на студента будет изъято целенаправленное формирование и стимулирование мотивации достижения. Ведь именно мотивация достижения успеха является первым шагом к деятельности как таковой, именно высокий уровень мотивации достижения успеха является важнейшим показателем профессионализма.

Одним из факторов становления ответственного, инициативного, духовно -нравственного специалиста с ярко выраженной личностной гражданской позицией является формирование у него профессионально-ценностных установок. По мнению ученых, система ценностных установок - это определяющий фактор практически всех жизненных устремлений человека.

Профессионально-ценностные установки будущего специалиста понимаются как личностное новообразование, выражающееся в сформированности устойчивых ценностных ориен-таций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоционального благополучия и творческого потенциала личности и обеспечивающее эффективность профессиональной деятельности. Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок, в том числе и профессионально-ценностных. Профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения.

Специалист социокультурной деятельности сегодня должен быть готовым обеспечивать полноценную реализацию функций сферы культуры и искусств: изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; создавать и обогащать культурные ценности, осуществлять рекреационно-воспитательную, рекреационно-просветительскую деятельность; обладать способностью создавать культурную среду, стимулировать инновационные движения в сфере

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5 (27)

культуры и искусств, активно участвовать в развитии народного художественного творчества, разрабатывать и осуществлять федеральные, региональные, муниципальные социально-культурные программы.

Немаловажную роль в формировании профессиональной установки специалиста играет государственный стандарт высшего профессионального образования в сфере социально-культурной деятельности. Такой специалист обеспечивает полноценную реализацию функций социально-культурной деятельности, важнейшими из которых являются: культуроохранная, культуротворческая, социоорганизационная и социопедагогическая функция.

Профессиональные установки оказывают влияние на формирование стиля профессиональной деятельности, определяют ее стратегические ориентиры.

В процессе формирования профессионально-ценностных установок будущих специалистов социокультурной сферы нами выделяются следующие ценности: ценности - профессиональные цели, ценности - профессиональные средства, ценности - профессиональные знания, ценности - профессиональные чувства, ценности - профессиональные качества, ценности -профессиональные действия, ценности - профессиональное творчество и мотивация достижения как ценность.

Одним из важнейших вопросов повышения качества современного профессионального образования становится вопрос о развитии мотивации успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, связанный с попыткой понять, каким образом будущий специалист мотивируется в профессиональной деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигающие его неудачи.

Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивация достижения успеха является важной и относительно независимой составляющей человеческой мотивации, от которой зависит судьба и положение субъекта в обществе. Поэтому для раскрытия логики данного понятия обратимся к осмыслению общенаучных дефиниций.

Многообразием подходов к определению мотива объясняется и многообразие различных определений этого феномена: намерения, представления, идеи, чувства, переживания [2]; потребности, влечения, побуждения, склонности [6]; желания, привычки, мысли, чувство долга [5]; психические условия существования [3]; побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий [4].

Динамика мотивов как сложное интегральное психологическое образование приобретает большую значимость для определения мотивации достижения, под которой мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентированную на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. В зависимости от вида основной деятельности субъекта она может находить реализацию в различных сферах - обучение, профессиональная и трудовая деятельность - и рассматриваться не просто как необходимое условие эффективной деятельности, но и как движущая сила, способствующая формированию и развитию достижения успеха. Тенденция стремиться к успеху понимается как сила, вызывающая у индивидуума действия, которые, как он ожидает, приведут к успеху. Эта тенденция проявляется в направлении интенсивности и настойчивости деятельности.

Высокая мотивация достижения успеха направляет будущего специалиста, движет его к цели, способствует его развитию. Настоящий профессионал всегда обладает сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней особого результата. Целенаправленность мотивации, как и самой профессиональной деятельности, определяется мотивом достижения, который характеризуется потребностью в успехе. При этом развитие мотива достижения успеха осмысливается будущим специалистом для достижения цели профессиональной деятельности и, прежде всего, формирования профессионально-ценностной установки.

В нашем случае речь идет не только о профессиональной подготовке высококвалифицированного специалиста, знающего свое дело, но и о формировании его профессионально-ценностной установки, что возводит саму профессию в ценностный ряд личности будущего специалиста. А это означает, что современному вузу необходимо создать такое воспитательно-образовательное пространство, которое захватывало бы первокурсника с первых дней его студенческой жизни и мотивировало его не только на получение высшего образования, но и на освоение и присвоение его профессионально-ценностного аспекта.

О целесообразности такой постановки вопроса говорят результаты изучения мнения первокурсников по ряду исследуемых аспектов в процессе выявления исходного уровня сформированное™ их мотивации достижения. Анкетирование показало, что 64% из числа опрошенных студентов нацелены только на работу в городе и одновременно не видят перспективы тако-

го трудоустройства, из них 51% категорически настроен против работы в иных муниципальных образованиях региона, кроме областного центра; 22% респондентов планируют получение второго высшего образования; у 44% первокурсников основной целью является получение высшего образования, все равно какого; 11% честно признались, что намерены избежать службы в армии и, одновременно, получить какую-нибудь профессию. На вопрос, чем объясняется выбор студентами места обучения, 22% студентов отметили возможность обучения на бюджетной основе, 27% - возможность получения общежития.

Анализ результатов первоначального исследования показал, что далеко не все абитуриенты сделали свой выбор в пользу профессии, вызывающей у них интерес. Безусловно, это ни в коей мере не говорит о том, что у этой категории студентов не могут быть в ходе обучения сформированы профессионально-ценностные установки. Однако именно эта категория студентов в первую очередь должна стать объектом формирования мотивации достижения успеха сначала в обучении, а затем и в профессиональной деятельности. Внутренняя мотивация достижения в профессиональной деятельности и есть своеобразная платформа для формирования профессионально ценностных установок будущего специалиста.

О.Н. Арестова отмечает, что мотивация достижения ориентирована на достижение определенной индивидуальной цели. Индивидуально значимые цели, как правило, носят индивидуальный характер [1].

Следовательно, основной задачей вуза в рамках нашего исследования является формирование индивидуального мотива студента, направленного на усвоение профессионально-ценностной установки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1998. -№ 4. - С. 9-18.

2. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 1976. - 184 с.

3. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

4. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. - 324 с.

5. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: Наука, 1988. - 136 с.

6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

REFERENCES

Arestova O.N. The influence of motivation on the structure of targeting. Herald of MSU. Vol. 14. Psychology. 1998. no 4. pp. 918. (in Russ.).

Bojovich M.I. Motivation research of children and teenagers' behavior. Moscow: Prosveshchenie, 1976. p.184. (in Russ.).

Vilyunas V.K. Psychology of motivation development. Saint-Petersburg: Rech, 2006. p. 458. (in Russ.).

Merlin V.S. Lectures on psychology of human's motives. Perm, 1971. p.324.

Rudik P.A. Motives of activity behavior. Moscow: Nauka, 1988. p. 136. (in Russ.).

Hekhauzen X. Psychology of achievement motivation. Saint-Petersburg: Rech, 2001. p. 240. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.