Научная статья на тему 'Мотивационно-потребностные характеристики воспитателей дошкольных образовательных учреждений'

Мотивационно-потребностные характеристики воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационно-потребностные характеристики воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

возможностями человека, со сверхадаптивной природой его собственно человеческой сущности. Инновационное поведение характеризует собой процесс перехода возможностей человека в действительность, а такой переход и есть саморазвитие. Изучать сверхадаптивное поведение (инициированное возможностями, а не актуальными потребностями) становится возможным с помощью объяснительных принципов постнеклассической психологии.

Учитывая, что простые системы являются доминирующими объектами исследования в классической науке, сложные саморегулирующиеся системы - в неклассической, а сложные саморазвивающиеся системы начинают доминировать в качестве объекта в науке постнеклассической, можно признать, что необходимые теоретико-методологические основания для выявления природы инновационного поведения, структуры инновационной личности, возможности решения проблемы инновационного поведения есть у современного направления психологической науки - науки постнеклассической. Примером реализации идей постнеклассической парадигмы может служить системная антропологическая психология, разработка основных положений которой принадлежит В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой и другим представителям этой научной школы.

В целом необходимо признать, что для постановки и решения проблемы истоков инновационного поведения человека, его мотивации и направленности сама психология нуждается в идеях, инновационных по существу. А ученым психологам важно развивать идеи постнеклассической направленности для того, чтобы социальный заказ, обращенный к психологии, не превышал возможности его адекватного принятия наукой.

И. А. Куницына, И. И. Алексеева, Е. И. Сапелкина

Мотивационно-потребностные характеристики воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Профессиональное развитие, успешная самореализация в труде во многом зависят от психологических особенностей личности, среди которых главную роль играют мотивационно-потребностные характеристики. Многие исследователи отмечают, что мотивацион-но-потребностная сфера составляет ядро личности, так как именно мотивы и потребности детерминируют поведение и деятельность индивида. Изучение мотивационно-потребностных характеристик педагогов имеет весьма важное значение, поскольку от того, какие

300

мотивы деятельности являются доминирующими и насколько удовлетворены потребности педагогов, будет зависеть их отношение к деятельности и эффективность труда. В современном обществе воспитатель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают люди с отрицательным или безразличным отношением к своей профессии, в первую очередь страдают дети.

В течение 2010-2011 гг. было проведено исследование, целью которого стало изучение мотивационно-потребностных характеристик воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Базами исследования стали муниципальные дошкольные образовательные учреждения № 3, 32 и 33 г. Отрадное Кировского района Ленинградской области, а также государственное дошкольное образовательное учреждение № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Выборка исследования составила 64 человека. Возраст испытуемых от 23 до 59 лет. Стаж работы от 1 года до 25 лет. Среди испытуемых были педагоги со средним специальным и высшим образованием. Учитывалось и то, по какой специальности обучались воспитатели в профессиональных учебных заведениях.

Для изучения мотивационно-потребностной сферы воспитателей дошкольных образовательных учреждений были выбраны следующие методики:

1) методика Е.Б. Фанталовой;

2) методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификация А.А. Реана);

3) методика изучения факторов привлекательности профессии В. Ядова (модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана);

4) методика изучения интегральной удовлетворенности трудом;

5) методика диагностики уровня социальной фрустрированно-сти Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко).

Понятие «мотивация» обозначает систему факторов, детерминирующих поведение человека, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др. Под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Принято выделять внешнюю и внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т. п.), то это внешняя мотивация.

301

Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные. Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п. Внешняя отрицательная мотивация связана с потребностью самозащиты, характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны руководителей и т.п.

В ходе анализа результатов исследования было выявлено, что 47 % воспитателей характеризуется внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Они работают в детском саду прежде всего потому, что получают удовлетворение от самого процесса труда и считают, что их наиболее полная самореализация возможна именно в данном виде деятельности.

У 31 % воспитателей доминирует внешняя положительная мотивация. В своей деятельности они в большей степени ориентированы на денежный заработок, социальный престиж и уважение со стороны окружающих людей.

При этом у 22 % воспитателей преобладает внешняя отрицательная мотивация профессиональной деятельности. Эта группа воспитателей склонна к проявлению минимальной активности. Они выполняют свои обязанности в основном для того, чтобы избежать критики со стороны руководителей и коллег, а также чтобы избежать возможных наказаний или неприятностей.

Для воспитателей с высшим образованием по сравнению с коллегами со средним специальным образованием в большей степени значимы внутренние мотивы профессиональной деятельности.

Для воспитателей со стажем педагогической деятельности от четырех до восьми лет по сравнению с теми, кто занимается педагогической деятельностью менее четырех лет, существенно более значимы внутренние мотивы.

Существенные различия мотивации профессиональной деятельности у воспитателей разных возрастных групп, также у воспитателей с педагогическим образованием и профессиональным образованием по иной специальности отсутствуют.

Профессиональная деятельность в дошкольном образовательном учреждении привлекает воспитателей прежде всего тем, что данная профессия является одной из важнейших в обществе, требует постоянного творчества и заключается в работе с детьми.

К отталкивающим факторам профессиональной деятельности воспитателей относятся такие, как небольшая зарплата и то, что работа вызывает переутомление. Для большинства воспитателей дошкольных образовательных учреждений характерен высокий уровень удовлетворенности трудом.

302

Воспитатели с высшим образованием по сравнению с воспитателями со средним специальным образованиями в большей степени удовлетворены трудом. Воспитатели старше 50 лет более удовлетворены условиями труда и больше ценят ответственный характер труда по сравнению с более молодыми коллегами.

Воспитатели с педагогическим образованием по сравнению с теми, кто закончил учебное заведение по другой специальности, более удовлетворены взаимоотношениями с коллегами по работе.

В рамках данного исследования также изучались особенности социальной фрустрированности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Под социальной фрустрированностью принято понимать вид (форму) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Социальная фруст-рированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

Согласно результатам исследования у 89 % воспитателей наблюдается низкий или неопределенный уровень социальной фрустрированности. Следовательно, большинство воспитателей дошкольных образовательных учреждений в целом удовлетворены своими достижениями и взаимоотношениями с социальным окружением. В частности, они удовлетворены сферой услуг и бытового обслуживания, проведением досуга и сферой медицинского обслуживания. При этом педагоги часто не удовлетворены материальным положением и отношениями с супругом.

Менее удовлетворены различными социальными сферами жизнедеятельности воспитатели с высшим образованием, педагоги старше 50 лет, имеющие стаж педагогической деятельности от четырех лет.

К мотивационно-потребностным характеристикам также принято относить ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях и др. Ценностные ориентации личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом.

303

Наиболее значимыми ценностями для воспитателей дошкольных образовательных учреждений являются ценности личной жизни, такие как счастливая семейная жизнь, любовь и здоровье. К наименее значимым относятся красота природы и искусства, творчество.

Для воспитателей со стажем педагогической деятельности более восьми лет по сравнению с коллегами с меньшим стажем существенно менее значимы такие ценности, как счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность. Это может быть обусловлено переоценкой взаимоотношений с супругом, а также некоторым повышением оплаты труда воспитателей в связи с увеличением стажа деятельности и повышением профессионального разряда.

Воспитатели, не имеющие педагогического образования, в отличие от коллег, закончивших педагогический вуз, больше ценят уверенность в себе и возможность познания.

Высокая значимость определенных жизненных ценностей при их низкой доступности приводит к возникновению внутренних конфликтов личности. В ходе проведения исследования у 63 % воспитателей дошкольных образовательных учреждений выявлен низкий уровень выраженности внутренних конфликтов. Следовательно, для большинства педагогов доступны те жизненные ценности, которые являются наиболее значимыми, привлекательными.

При этом только 5 % воспитателей характеризуются высоким уровнем выраженности внутренних конфликтов. Значимыми, но малодоступными ценностями являются любовь, счастливая семейная жизнь, а также материально обеспеченная жизнь.

Воспитатели со стажем от четырех до восьми лет по сравнению с коллегами характеризуются большей степенью выраженности внутренних конфликтов.

Таким образом, существуют различия в выраженности мотива-ционно-потребностных характеристик у воспитателей дошкольных образовательных учреждений разных возрастных групп, с разным стажем педагогической деятельности, с разным уровнем и профилем образования.

Результаты данного исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в высших и средних специальных педагогических образовательных учреждениях, а также при организации сопровождения профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.