Научная статья на тему 'Мотивационная включенность как фактор групповой самоорганизации'

Мотивационная включенность как фактор групповой самоорганизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
382
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА / МОТИВАЦИОННАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ / РЕСУРС / АДАПТАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / LARGE CONTACT GROUP / MOTIVATIONAL / RATIO / RESOURCE ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье рассматриваются проблемы самоорганизации больших контактных молодежных групп в современном мире. Анализируются компоненты отношения к самоорганизации лиц, участвующих в самоуправленческих структурах и не участвующих в данных формах самоорганизации. Отдельное внимание уделяется анализу мотивов участия молодежи в виртуальных формах самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational involvement as a factor group of self-organization

The article considers the problems of self-organization of large contact youth groups in the modern world. It analyzes the components of the relationship to the self-organization of the persons participating in public associations and is not involved in these forms of self-organization. Special attention is paid to the analysis of motives of youth participation in virtual forms of self-organization.

Текст научной работы на тему «Мотивационная включенность как фактор групповой самоорганизации»

УДК 159.9

Тихомирова Елена Викторовна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tichomirowa82@mail.ru

МОТИВАЦИОННАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ГРУППОВОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы самоорганизации больших контактных молодежных групп в современном мире. Анализируются компоненты отношения к самоорганизации лиц, участвующих в самоуправленческих структурах и не участвующих в данных формах самоорганизации. Отдельное внимание уделяется анализу мотивов участия молодежи в виртуальных формах самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация, большая контактная группа, мотивационная включенность, отношение, ресурс, адаптация.

В современной ситуации развития на первый план выходят процессы самоорганизации человека, групп, всего общества. Провозглашаемые права и свободы позволяют людям проявлять индивидуальную и групповую активность, принимать участие в решении общественных проблем, влиять на общественное устройство. С другой стороны, этот процесс сопровождается уменьшением социальных гарантий и государственного обеспечения. Разрушение стереотипа «государство нам должно» является стрессом для большей части населения.

Самоорганизация людей разного возраста и социального статуса в просоциальные большие контактные группы в настоящее время является ресурсом совладания с различного рода трудными жизненными ситуациями, при этом возможности общественной самоорганизации осознаются далеко не всеми. Наиболее эффективно включается в данный процесс молодежь, активно пользующаяся интернет-ресурсами. Подтверждение данному утверждению мы найдем, открыв любой интернет-браузер. Социальные сети («в контакте», «одноклассники», «facebook» и др.), форумы (кострома СП, форум костромских джедаев, женский форум Костромы, форум костромских автолюбителей, форум «Костромские деревни» и многие другие), чаты представляют собой сообщества, характеризующиеся стихийностью возникновения и развития, самоуправляемостью. Они предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в виртуальном пространстве, а также для объединения сил субъектов общения для разрешения конфликтов и обмена мнениями, которые невозможно высказать в пространстве непосредственного взаимодействия. Виртуальные формы самоорганизации получают все большее распространение, однако не исчерпываются ими. Государство само предложило достаточно эффективные формы - товарищество собственников жилья, фонды взаимопомощи, группы, осуществляющие общественный контроль и т.д. Отношение же общества к данным формам и мотивы самоорганизации не находят достаточного отражения в оте-

чественных исследованиях с социально-психологическим контекстом.

По мнению С.С. Фролова (2001), человек рождается в организации, воспитывается в организации, удовлетворяет свои потребности в организации. Несмотря на то, что организация обладает четкими границами, иерархией статусов, центральной властью, целенаправленной деятельностью и совокупностью отношений между ее членами, в тоже время существенным свойством социальных организаций, которое служит основой для их успешного функционирования, является эффект синергии, который представляет собой явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности [5]. Необходимо отметить, что самоорганизация тесно связана с саморегулированием и самоуправлением данной системы. Под саморегулированием понимается самостоятельное реагирование системы на внешние воздействия, нарушающие её нормальное функционирование. Самоуправление - самостоятельное решение проблем, разработка методов их решения. Под самоорганизацией понимается необратимый процесс, приводящий в результате кооперативного взаимодействия подсистем к образованию более эффективных структур с позиции системы [7].

Проблема самоорганизации стала актуальной во второй половине прошлого столетия, когда стала развиваться наука кибернетика. Появившаяся на Западе научная дисциплина «синергетика» [6], установившаяся к 1975 г. как новое перспективное направление в науке, существенно расширяет круг процессов самоорганизации, изучавшихся кибернетикой [7]. В настоящее время дискуссионными остаются многие вопросы, связанные с самоорганизацией групповых и индивидуальных субъектов.

По мнению С.В. Петрушина, явление самоорганизации групп различного уровня может быть рассмотрено как важный механизм развития ее субъектности, и изучение групповой самоорганизации может внести важный вклад в развитие субъектного подхода на групповом уровне [3].

Групповая самоорганизация обусловлена пониманием личностью необходимости совместных дей-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Тихомирова Е.В., 2013

ствий для удовлетворения насущных потребностей. Изначально люди стремятся организовать свою жизнь рационально, в соответствии с поставленной целью. И зачастую способ достижения цели основан на использовании совместных усилий нескольких или многих людей.

В настоящее время всё большее распространение получают большие контактные группы. Вслед за С.В. Петрушиным (2002) под «большой контактной группой» мы понимаем социальную группу, спецификой которой является многочисленность участников и наличие продуктивного взаимодействия между ними.

Уникальность большой контактной группы, как утверждает автор, заключается в том, что в ней наравне с организованностью (в разной степени) присутствует допустимый уровень стихийности, который не мешает внутригрупповому взаимодействию, а помогает ему; при этом стихийность можно рассматривать не как негативное явление, а как обязательное условие, которое увеличивает вероятность саморазвития того потенциала, который заложен в самой группе.

На наш взгляд, реальные и виртуальные самоуправляемые сообщества необходимо понимать как большие контактные группы, так как они включают большое количество участников, имеют продуктивное взаимодействие и характеризуются некоторой степенью стихийности в возникновении и развитии.

Таким образом, при изучении понятия «самоорганизация» мы пришли к тому, что самоорганизацию можно понимать как процесс хаосообразо-вания группы, как малой, так и большой, чаще всего контактной, состоящей из определенного количества человек для достижения общих задач и целей, так и как определенный социальный институт -само объединение людей, т.е. группу. Любая самоорганизация складывается из определенного количества людей и их отношений к данной самоорганизации, в которой они состоят. Как утверждает В.Н. Мясищев (1973), отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития [2].

Проблема нашего исследования вытекает из противоречия между ситуацией современного общественного демократического устройства общества, которая диктует необходимость распределения ответственности между государством и обществом, делегирования полномочий власти отдельным субъектам, и закрепившимися постсоциалис-тическими стереотипами людей, что ответственность за все происходящее в обществе должно нести государство.

С другой стороны, существует противоречие между запросами общества и недостаточной разработанностью данной проблематики в социальнопсихологической отрасли знания.

Проблема исследования: каким образом соотносится включенность в самоуправляемые сообщества и отношение к групповой самоорганизации современных людей?

Целью исследования стало изучение компонентов отношения молодежи к самоорганизации в современном мире, а также мотивы самоорганизации в реальном и виртуальном пространстве.

В нашем исследовании будет целесообразнее говорить не о вовлеченности молодежи в процесс принятия решений, а использовать термин включенность или мотивационную включенность (Н.Л. Карпова, 1998) [1], предполагая, что человек, наделенный полномочиями принятия управленческих решений, должен выступать в качестве полноценного субъекта взаимодействия, субъекта принятия решения об участии в подобного рода объединении. Человеку необходимо чувствовать не только свою сопричастность с происходящими событиями, а испытывать стремление, желание участвовать в данном процессе, а также предпринимать самостоятельные действия по определению проблемной сферы и решению поставленных задач.

В первой части исследования приняли участие 69 человек: 23 члена товариществ собственников жилья, 23 участника интернет-форумов, не участвующих в реальных самоуправляемых сообществах, 23 человека, не включенных в реальные и виртуальные самоуправляемые сообщества. Возраст варьировал от 18 до 30 лет. Половой состав выборки рандомизирован не был.

Во второй части исследования выборка составила 36 человек: 18 человек с высоким уровнем активности в социальных сетях и 18 человек с низким уровнем активности в социальных сетях. Возраст варьировал от 18 до 30 лет. Половой состав выборки рандомизирован не был.

Для исследования включенности людей в самоуправляемые сообщества, мотивации участия и отношения к ним нами были разработаны 2 авторских полустандартизированных опросника. Сбор данных производился с помощью феноменологического интервью. Для изучения социальной фрус-трированности была использована методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко), фиксирующая степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

При обработке данных контент-анализом был выработан ряд критериев на основе категорий, выделенных Е.В. Тихомировой (2008) [4]. В нашей работе мы придерживались точки зрения отечественных исследователей, что в отношении можно выделить три компонента: эмоциональный, когни-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

41

тивный (оценочный), поведенческий (В.Н. Мяси-щев, Г.М. Андреева...). Также мы посчитали возможным выделить как отдельный компонент - ожидания (интенции). Данные контент-анализа подвергались статистическому анализу с помощью критерия различий Фишера.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Респонденты, которые состоят в просоциаль-ных сообществах, придают большое значение самоорганизации для себя (ф = 1,21 при р = 0,1). В подтверждение этому фразы респондентов: «возможность контролировать распоряжение средств», «быть причастным к улучшению жизни своих близких и своей собственной», «помогло в создании своей рабочей группы», «я развиваюсь в интересующих меня областях», «получаю информацию, делюсь интересным с другими людьми, смотрю фильмы и т.д.», «благодаря данным организациям, я общаюсь с интересными людьми, поднимаю настроение себе и другим, получаю море новой информации». В когнитивном компоненте отношения у людей, состоящих в реальных и виртуальных сообществах с признаками синергии, существуют различия только в понимании значения самоорганизации для общества. У людей, состоящих в виртуальных самоуправляемых сообществах, понимание социального значения несколько выше, чем у тех, кто состоит в реальных формах (при ф = 1,5 р = 0,067): «Вместе - мы сила», «помогаем друг другу», «информация быстрее распространяется, охватывается больше народу», «собираем деньги, помогаем больным деткам», «Чтобы люди со схожими интересами могли общаться», «чтобы обмениваться своим опытом и делиться разной информацией». Люди, не участвующие в таких общественных объединениях, в основном дают ответы о том, что для общества самоорганизация ничего не дает.

2. В эмоциональном компоненте отношения к самоорганизации также существуют значимые различия. Те люди, которые не состоят в самоуправляемых сообществах, более негативно к ним относятся (ф = 2,71 при р = 0,002), занимают индифферентную позицию, считают, что их создают для непонятных целей. Было выявлено, что люди, состоящие в сообществах с признаками самоорганизации, имеют большую увлеченность «строительством собственной жизни и жизни общества», чем те, кто не состоят (ф = 1,252 при р = 0,1). Респонденты, которые состоят в виртуальных сообществах, имеют большую увлеченность, чем те, что состоят в реальных формах самоорганизации (при ф = 2,5 р = 0,005).

3. В поведенческом компоненте были выявлены более значимые различия. Существует различия в понимании своего образа как субъекта самоорганизации. Те, кто состоят в виртуальных сооб-

ществах, представляют себя более активными, включенными, полезными, нежели те, которые состоят в реальных формах (при ф = 1,37 р = 0,085). Возможно, это объясняется временем препровождения в социальных сетях и наличием возможности оперативно получить лично значимый результат: «Задаю вопросы, отвечаю на вопросы, ищу информацию касаемо этой группы, дискутирую».

4. В области ожиданий (интенций) также имеются различия, например, в потенциальной возможности участия в групповой самоорганизации. Те испытуемые, которые состоят в самоуправляемых сообществах, хотят и дальше принимать участие в них (ф = 2,19 при р = 0,014), особенно те, кто принимает участие в виртуальных формах, а те, кто не состоят, не рассматривают участие как потенциально возможное (ф = 2,93 при р = 0,001). Данные люди уверены, что сообщества с признаками самоорганизации не жизнеспособны, так как большинство респондентов прямо ответили, что стихийность присуща не только механизму возникновения такой организации, но и механизму распада, ее исчезновения (ф = 1,6 при р = 0,055).

При сопоставительном анализе индивидуальных показателей испытуемых в трех группах респондентов (Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) было выявлено преобладание более высоких показателей уровня социальной фрустрированности у тех людей, которые участвуют в групповой самоорганизации в реальном пространстве. Это может говорить о том, что молодые люди не довольны отдельными сферами жизнедеятельности, они видят имеющиеся в обществе проблемы, не отстраняются от них. Возможно, легкая степень неудовлетворенности общественным устройством и является пусковым механизмом их социальной активности.

Во второй части исследования мы попытались изучить мотивы участия молодежи в виртуальных самоуправляемых сообществах. Для этого мы сравнили данные, полученные с помощью интервью у респондентов с высокой и низкой степенью активности в виртуальном общении.

Преобладающими мотивами участия активных членов просоциальных интернет-сообществ являются: мотив расширения социальных связей (ф=3,51 при р=0), мотив стремления выйти из состояния одиночества (ф=2,95 при р=0), стремление показать себя (ф=2,78 при р=0,001), поиск необходимой информации (ф=3,94 при р=0). Мотив эмоционального обогащения и разрядки является очень важным как для респондентов с высоким уровнем социальной активности, так и для респондентов с низким уровнем социальной активности (различий не было обнаружено.

Одной из целей просоциальных интернет-сообществ является общение людей друг с другом, по-

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

иск социальной поддержки в трудных ситуациях. Вступая в данные сообщества, молодые люди могут найти новых друзей, знакомых, специалистов, которые потенциально могут помочь справиться с проблемой, обменяться опытом с теми, кто побывал в подобной ситуации (яркий пример форум костромских мам). При общении девушки и молодые люди обмениваются не только информацией, но и эмоциями: «Большое количество времени провожу в социальных сетях, когда скучно, не знаю чем себя занять, и когда нет рядом человека, с которым можно было бы поделиться своими переживаниями», «Иногда хочется выплеснуть, что накопилось за день».

Значимых различий не наблюдается и в мотиве обретения независимости от собственных комплексов у молодежи с разной степенью участия в про-социальных интернет-сообществах. Некоторые из респондентов отмечают немаловажность социальных сетей в данном вопросе: «Ты можешь высказать свою точку зрения в сообществе и смочь отстоять её, если вдруг появятся негативные и противоречивые мнения. В интернете это проще сделать, так как он раскрепощает человека и освобождает от многих комплексов», «В сообществах существует возможность проявить себя, свою позицию, что подкрепляет чувство независимости».

Таким образом, мы приходим к выводу, что молодые люди видят в различных формах групповой самоорганизации ресурс адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, совладания с жизненными трудностями, с повседневным стрессом. При этом молодое поколение отдает явное предпочтение самоорганизации в виртуальном пространстве.

Решение обозначенной научной проблемы позволит показать значение групповой самооргани-

зации как ресурса совладающего поведения личности, а также ресурса организации и функционирования системы в разных аспектах жизнедеятельности, его роль в «открытии» и создании новых ресурсов субъекта. Описание динамики совладаю-щего поведения субъектов групповой самоорганизации расширит представление о возможностях изменения стиля совладающего поведения личности и факторах этого изменения, представление об эффектах использования данного ресурса с точки зрения поддержания и развития субъектности.

Библиографический список

1. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1998. - 394 с.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1973.

3. Петрушин С.В. Социально-психологические особенности самоорганизации большой контактной группы // Педагогика. Психология. - 2008. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zpu-journal.rU/e-zpu/2008/2/Petrushin/ (дата обращения 24.08.2013).

4. Тихомирова Е.В. Социально-психологические особенности старшеклассников, участвующих в принятии управленческих решений: Дис. . канд. психол. наук. - Кострома, 2008. - 208 с.

6. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2001.

7. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. - М.; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.

8. ЧернышевМ.А., Тяглов С.Г. Самоуправление и самоорганизация. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ака-демЛит, 2011.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.