Научная статья на тему 'Мост между Севером и Югом, или необходимое условие инновационного развития Югры'

Мост между Севером и Югом, или необходимое условие инновационного развития Югры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК / МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД / TRANSPORT CORRIDOR / TRAFFIC STREAM / BRIDGE CROSSING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаповал Д.В.

Показана важная роль мостового перехода через реку Обь на территории Ханты-Мансийской автономной области Югры в обеспечении пропускной способности транспортных коридоров «Север Юг» и «Запад Восток». Предложен проект строительства второго мостового перехода для крупногабаритных и тяжелых грузовых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The bridge between north and south as a necessary condition of Yugra’s innovative development

The paper points out the importance of a bridge crossing over the Ob River in Khanty-Mansi Autonomous Okrug Yugra in ensuring the traffic-carrying capacity of the North South and West East transport corridors, and proposes a project for building an additional bridge crossing for large and heavy cargo vehicles.

Текст научной работы на тему «Мост между Севером и Югом, или необходимое условие инновационного развития Югры»

Мост между Севером и Югом, или Необходимое условие инновационного развития Югры

Д. В. Шаповал,

заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, лидирующего среди российских регионов по добыче нефти, производству электроэнергии и объему промышленного производства, требует опережающего и инновационного развития транспортной инфраструктуры. Важный шаг в этом направлении - строительство нового мостового перехода через реку Обь, который должен снять ограничение в пропускной способности сразу двух крупнейших транспортных коридоров страны -«Север-Юг» и «Запад-Восток».

По территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проходят две автомобильные дороги в направлениях Север-Юг и Запад-Восток. Эти дороги являются частью транспортных коридоров, формирующихся в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Транспортные коридоры «Север - Юг» и «Запад - Восток» пересекаются в транспортном узле города Сургута (рис. 1).

Наиболее слабым, уязвимым местом пересечения является мостовой переход через реку Обь, входящий в

состав обоих транспортных коридоров. Мост введен в эксплуатацию в 2000 г. Общая длина мостового перехода 14,7 км, длина моста 2,1 км. Это первый вантовый мост в азиатской части страны, вошедший в историю отечественного мостостроения как сооружение с рекордным для однопилонных вантовых мостов пролетом длиной 408 м и высотой пилона 149,1 м от проезжей части (рис. 2).

В настоящее время несмотря на относительно непродолжительный срок его эксплуатации мост исчерпал резервы для пропуска возрастающего объема транспортного потока. Мост эксплуатируется в режиме постоян-

Рис. 1. Автодорожные коридоры, проходящие по территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры

16 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 5 (48) 2013

но действующих высоких нагрузок, и в связи со вводом в действие ГОСТ Р 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагруже-ния и габариты приближения» движение транспорта уже приходится ограничивать, чтобы исключить возможность встречи на мосту тяжелых грузовых автомобилей, создающих сверхнормативную нагрузку.

Даже если на строительство нового мостового перехода будет выделено необходимое финансирование, в ближайшие 6-7 лет (изыскания, проектирование, экспертиза, строительство) существующий мостовой переход будет все больше ограничивать социально-экономическое развитие региона: объемы транспортных потоков в направлениях Север - Юг и Запад - Восток растут.

Для сохранения моста, последующей его длительной эксплуатации и улучшения существующего режима движения транспортных средств необходимо исключить тяжелый и крупногабаритный транспорт из состава транспортного потока и перевести его на другой мостовой переход.

Чтобы обеспечить пропуск возрастающего транспортного потока через реку Обь в районе Сургута, при этом отделив тяжелый и крупногабаритный транспорт, необходимо построить в Сургутском районе второй мостовой переход через реку Обь. Предполагаемая протяженность второго мостового перехода с подходами составляет 43,6 км, в том числе мост через реку Обь длиной 1,56 км (рис. 3).

Стабильность функционирования нефтегазового сектора региона, дальнейшее экономическое развитие территорий Севера и Арктики во многом определяет и стабильность социальной обстановки в регионе, поскольку от степени доступности природных ресурсов зависит качество жизни населения. Надежная работа мостового перехода через реку Обь в первую очередь существенно влияет на качество жизни почти 1,5 млн человек, проживающих в ЯНАО и Югре, обеспечивая жителям автономных округов, в частности, свободу перемещения.

Территориально-административное деление перестает быть той каркасной структурой, в которой возможно эффективное развитие экономики, отвечающее современным

Рис. 2. Действующий мостовой переход через реку Обь

вызовам мировой экономической системы. Это было подчеркнуто президентом РФ в послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. Сегодня актуально определение границ макрорегионов, способных к целенаправленному стратегическому действию. При этом в первую очередь должна формироваться транспортная инфраструктура.

В настоящее время бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не позволяет реализовать строительство мостового перехода через реку Обь в районе города Сургут. Необходима разработка новых механизмов

финансового обеспечения строительства объектов, которые входят в сферы интересов различных субъектов РФ, структур бизнеса и страны в целом. А для этого, в свою очередь, требуется совершенствование нормативной базы.

Проект строительства второго мостового перехода через реку Обь - пример того, как локальный объект транспортной инфраструктуры в субъекте РФ способен оказать серьезное позитивное влияние на социальную сферу, экономику и инвестиционную привлекательность крупного экономического региона. □

Рис. 3. Возможное расположение нового мостового перехода через реку Обь

№ 5 (48) 2013

«Транспорт Российской Федерации» | 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.