Научная статья на тему 'Московские парки-памятники'

Московские парки-памятники Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
426
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московские парки-памятники»

МОСКОВСКИЕ ПАРКИ-ПАМЯТНИКИ

Л.А. ТРАСКУНОВ, ландшафтный архитектор, директор Центра УГКОИП г.Москва

История развития русского паркостроения тесно связана с Москвой. Именно здесь, еще в допетровский период, началось формирование представлений о саде не только как утилитарном объекте, но и о его самостоятельной, а зачастую и главенствующей, художественной функции.

Это, прежде всего, Измайлово с его садами: Аптекарским, Просянным, Круглым, Виноградным, Лабиринтом и др.

Уже в 60-х гг. XVII в. здесь были начаты работы по созданию целой системы садов, органически входивших в одну огромную усадебную территорию площадью более 2 тыс. десятин.

Сложная водная система, созданная на основе реки Серебрянки, с большим числом живописных прудов служила композиционной осью всего усадебного парка, включающего упомянутые выше регулярные сады и большие рукотворные лесные массивы.

В это же время начинаются и первые серьезные опыты по интродукции растений, в том числе и лесных культур. Создавались зверинцы - прообразы будущих зоопарков.

Одновременно в Измайлово шло формирование Сокольников - по существу первого Охотничьего парка в России. Особенности соколиной охоты требовали организации больших открытых пространств, удобных для верховой езды дорог, водоемов, куртин с подлеском из кустарников. Все это становилось основой эстетических представлений о природе, создавало основу развития паркостроения в России, привело к появлению профессиональных садоводов.

В этот же период ведутся большие работы по организации паркового ландшафта в имении Голицыно «Черная Грязь» - будущим Царицыном. Здесь террасируется склон у главного дома, устраивается парк.

Петровская эпоха принесла в Россию европейские знания о садах и, прежде всего, масштабы парковых работ Людовика XIV.

Первые опыты европейского градостроительства были начаты в Москве. Лефортовский парк стал по настоящему современным барочным европейским парком с водными каскадами, фонтанами, регулярной планировкой, архитектурными элементами.

Аптекарский огород того времени стад первым ботаническим садом, который сохранил свои функции до настоящего временя (Ботанический сад на проспекте Мира).

Вообще в этот период наступает всеобщее увлечение парками, ботаническими садами: усадьба Демидовых в Нескучном саду, где работал крупнейший ботаник того времени Паллас - создатель Никитского Ботанического сада в Крыму, усадьбы Дмитриевых-Мамоновых, Разумовских, Строгановых-Голицыных, Кузьминки.

Восемнадцатый век в Москве ввел в культуру России новое понятие - «подмосковные усадьбы». Это не только архитектурные усадебные сооружения и парки, это определенный уклад жизни московских дворян, просуществовавший более 100 лет.

Именно с конца XVIII в. по 40-е гг. XIX в. шел активный процесс строительства «подмосковных» усадеб, оставивший нам все наиболее известные и прекрасные парки: Царицыно, Кузьминки, Кусково, Останкино, Петровское-Разумовское, Г оренки, Архангельское Трубецких и множество других не менее интересных парков.

Усадебные парки этого периода стали основой и главными рекреационными территориями Москвы.

В последующие годы до революции крупных парков практически не строилось, пожалуй, за исключением парка Петровской сельскохозяйственной академия, где была создана «лесная опытная дача», носившая как научный характер, так и рекреационный.

В то же время активно создавались относительно небольшие парковые объекты: сад Шредера, бульварное кольцо, Александров-

ский сад, Эрмитаж, а также сады в больницах. Советский период дал не так много образцов парков в Москве, хотя вопросами озеленения в Москве начали заниматься в первые послереволюционные годы. Именно тогда появился новый тип парков - «парки культуры». Центральный парк культуры и отдыха им. Горького был построен уже в 1928 г. и в нем проявилось новое понимание паркостроения, точно соответствующее тогдашней идеологии - размах, помпезность, псевдоклассицизм.

Наиболее ярко это проявилось в образе Всесоюзной сельскохозяйственной выставки -образце сталинского понимания градостроительства, подавляющего своими масштабами, внесенном богатстве, парадностью - вывеской новой жизни. Эти тенденции были доминирующими при проектировании Главног о ботанического сада, однако в ходе его строительства и освоения пришло более творческое и тонкое понимание места и материала, а процесс его создания определял более внимательный подход к его природной основе - Останкинской дубраве, речке Лихоборка, рельефу, полянам. И в результате ГБС является сейчас одним из самых посещаемых парков.

Вопросы сохранения исторических парков Москвы до выхода Законодательства об охране памятников занимались отдельные музеи, в составе которых имелись исторические парки Кусково, Царицыно, Останкино, Коломенское, Архангельское, однако какой-либо четкой системы не было. Это и привело к утере профессиональных кадров, реставраторов парков, отсутствия в городе в отличия от Петербурга-Ленинграда специализированной службы. Появились случайные подрядчики с зачастую неквалифицированной работой, утратился художественный облик многих исторических парков.

Понятие парк-памятник появилось официально уже после Отечественной войны.

В Постановлении Правительства РСФСР от 30.08.60 № 1327 в списке памятников республиканского значения в ряде принятых под госохрану усадебных комплексов упоминаются и парки. Однако, ни границ, ни площади этих парков в тексте Постановления не указывалось. Отсутствие основных харак-

теристик территорий парков не позволяло создать действенную систему их охраны.

В 60-е гг. ГлавАПУ г. Москвы были разработаны зоны охраны памятников архитектуры, однако процедура утверждения специальных «зон охраны» тогда не была четко отработана. Закона еще не было. Часть этих охранных зон по существу являлась памятниками садово-паркового искусства.

Вышедшие Законы СССР (1976 г.) и РСФСР (1978 г.) впервые ввели в законодательство понятие «памятник садово-паркового искусства».

Исполком Моссовета 2.01.79 г. решением № 3 принял под госохрану 51 памятник садово-паркового искусства и одновременно поручил создать при У ГК ОИП г. Москвы (тогда ГИОП) отдел по охране парков-памятников. Эти парки имели границы и площадь, что позволяло определить конкретные объекты охраны. За прошедшие годы количество памятников садово-паркового искусства, состоящих под госохраной, достигло 81 объекта. Кроме того, были разработаны и утверждены 29 комплексных, зон охраны. Совокупная площадь памятников садово-паркового искусства с утвержденными для них зонами охраны составляет 17 тыс. га.

Проводившиеся в разные годы реставрационно-благоустроительные работы затронули многие крупные объекты садово-паркового искусства: Кусково, Царицыно, Коломенское, Останкино, Петровско-Разумовское и др. Эти работы наглядно выявляли сложившееся положение с этим достаточно крупным и важным разделом городского хозяйства.

Основными проблемами в настоящее время являются:

1. Отсутствие в Москве специализированных реставрационных парковых предприятий.

2. Отсутствие специализации в эксплуатации и уходе за парками-памятниками.

3. Отсутствие специализированной проектной организации по вопросам парковой реставрации.

Все это привело к тому, что крупнейшие и наиболее посещаемые объекты отдыха Москвы, какими являются парки-памятники,

разрушаются, несмотря на то, что зачастую город тратит значительные средства на их сохранение.

Практика С.-Петербурга (Ленинграда) показала эффективность подобной специализации, однако службы МЛПО «Мослесопарк», которые осуществляют эксплуатацию около 30 % площадей парков-памятников сохраняют на протяжении многих лет абсолютно одинаковый подход как на территориях парков-памятников, так и на вновь созданных озелененных территориях.

Следует отметить, что наиболее качественные работы по реставрации парков проходят, как правило, на объектах, эксплуатируемых не Мослесопарком, а другими службами.

К наиболее удачным примерам следует отнести реставрацию центральной части усадьбы Останкино, комплексное благоустройство Коломенского, реставрацию регулярной части парка Петровско-Разумовское.

Из небольших объектов следует отметить работы, начатые по усадьбе «Студе-нец» (входная часть), Ильинский сквер, сад Шредера.

В настоящее время наблюдается процесс формирования проектных и строительно-реставрационных организаций в сфере памятников садово-паркового искусства, что наглядно отражается в участии в конкурсах на лучшую реставрацию объектов озеленения.

ЭФ ДИЗАЙН

АНО Образовательный центр «Элита-Флора-Дизайн» под патронажем Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Серия СЛОД № 005232 Код - Н ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Повышение квалификации

Семинары, краткосрочные тематические курсы, демонстрации, мастер-классы.

ЛАНДШАФТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Проектирование, устройство и обслуживание садов и других объектов озеленения. Зимние сады и растения в интерьерах.

ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Декорирование интерьеров и витрин. Букеты, корзины, композиции, венки.

I Цветочный декор подарков, нарядов, машин, праздничных застолий. Доставка.

КЛУБ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФЛОРИСТОВ И ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЗАЛ. БИБЛИОТЕКА.

123056 Москва, Б. Грузинская, а/я 40, 32, 2 этаж тел.: (095)254-44-16,254-10-94 факс: (095) 254-13-78 E-mail: efdesign@online.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.