Научная статья на тему 'Московская детская больница Святой Ольги. Продолжение'

Московская детская больница Святой Ольги. Продолжение Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
415
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московская детская больница Святой Ольги. Продолжение»

история медицины

© Н . Н . БЛОХИНА, 2013 Удк 61:93

московская детская больница святой Ольги (продолжение)*.

(к 125-летию со дня открытия больницы)

H.H. Блохина

Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва

Значение Московской детской больницы Святой Ольги в истории русской педиатрии связано с именем А . А . Киселя как основоположника педиатрической школы, в которой главным стали изучение детских болезней, клиническое наблюдение за больными детьми, оригинальные клинические точки зрения на течение детских заболеваний

Выдающийся деятель педиатрии Александр Андреевич Кисель родился в 1859 г. в Киеве . После окончания в этом городе в 1883 г. медицинского факультета он работал в Санкт-Петербурге в качестве ординатора клиники Н . И . Быстрова и одновременно слушал лекции С . П. Боткина. В 1886 г. А. А. Кисель защитил докторскую диссертацию на тему «О патоло-го-анатомических изменениях в костях растущего животного под влиянием минимальных доз фосфора» . В 1890 г. А . А . Кисель был избран ординатором детской больницы Святой Ольги, а затем доктор медицины А А Кисель был назначен заведующим терапевтическим отделением (вместо В . Е . Чернова) . Он работал в этой больнице вплоть до своей смерти в марте 1938 г. (48 лет) . С 1892 г. А . А . Кисель — приват-доцент Императорского Московского университета С 1910 г А А Кисель возглавлял детскую клинику Московских высших женских курсов . Он писал: «Моя клиника выбросила флаг, на котором четко и ярко написано: «Профилактика детских болезней»1 .

Проф А А Кисель придавал большое значение воздуху и свету для укрепления детского организма Обладая умением кратко и ясно формулировать свои мысли, он говорил: «Ребенок должен быть на воздухе 25 часов в сутки»; «Предрассудок — вера в простуду — стоит жизни миллионам детей Временное охлаждение не только не вредно, но полезно» В детской больнице Святой Ольги в течение всего года были круглосуточно открыты окна, но это никогда не приводило к развитию заболеваний ни у детей, ни у врачей, ни у обслуживающего персонала; при этом крайне редко наблюдались внутрибольничные заразные заболевания

Клиницист А А Кисель придавал исключительное значение изучению течения исхода заболеваний независимо от действия на них лекарственной терапии: « перед нами стоит определенная и очень большая задача — мы должны прежде всего изучить законы течения болезней . . . ». Это та основа, без которой трудно представить себе изучение клиники и в особенности терапии заболеваний»2 .

Таким образом, А . А . Кисель не только смог пред-

* Начало см .2013; 2: 60—64

1 Кисель А. А. Избранные труды . Юбилейное издание к 100-летию со дня рождения . 1859—1959 гг.— М . , 1960. — С .382 .

2 Конюс М . А. А. Кисель и его школа. — М . , 1949. — С . 192—204.

восхитить, но и, как в дальнейшем стало вполне понятным, верно определил то направление, которое вплоть до настоящего времени является ведущим в педиатрии Изучение законов течения заболеваний, их естественного течения позволили А А Киселю выделить в ряде хронических заболеваний такие, как туберкулез, ревматизм и др и так называемые межприступные периоды болезни Он указывал, что «межприступные периоды уже потому имеют огромное значение, что они тянутся очень долго, не только месяцы, но и годы, и приносят значительный вред организму»3 .

И действительно, было выявлено, что у детей, заболевших ревматизмом, между острыми атаками иногда проходит длительный безлихорадочный период заболевания, но при нем можно отметить нарастающее поражение сердца; отмечено было, что при некоторых ревматических заболеваниях острых атак совсем не наступает; то же относится к туберкулезу и некоторым другим хроническим заболеваниям

А А Кисель считал, что лабораторным исследованиям должно предшествовать изучение клинической картины заболевания . В связи с этим ученый писал: «Я отнюдь не умаляю значения лабораторных исследований, напротив, постоянно говорю, что эта сторона дела должна быть поставлена в наших учреждениях наилучшим образом но распознавание болезни, диагностика должны ставиться главным образом на основании клинической картины болезни»4 .

А А Кисель в совершенстве владел методикой исследования ребенка Он разработал методы перкуссии и аускультации сердца и легких, ввел детальное исследование периферической лимфатической системы путем ощупывания . При этом необходимо подчеркнуть, что умение пользоваться при распознавании болезней слухом, обонянием и осязанием сделало его замечательным диагностом Данные лабораторных исследований в дальнейшем обычно только подтверждали его клинический диагноз Проф А А Кисель требовал от своих учеников научно обоснованной терапии, т е изучения закономерностей течения заболеваний под влиянием терапии, указывая на недопустимость эмпирического лечения Он считал, что «учет успехов лечения теми или иными средствами поставлен у нас очень плохо Разве не бросается в глаза то обстоятельство, что многие средства давали якобы очень хорошие результаты, делались на некоторое время очень модными А потом интерес к ним быстро пропадал

3 Кисель А. А. Избранные труды . Юбилейное издание к 100-летию со дня рождения. 1859—1959 гг. — М . , 1960. — С . 249.

4 Там же . — С . 33.

и новые авторы делали все новые и новые предложения? Беда в том, что не проводятся правильные сравнительные наблюдения . Проверку надо ставить одновременно по одной методике в различных местах, разными лицами»5 .

В клинике, руководимой А . А . Киселем, с успехом применяли разработанные им методы лечения малярии, рахита, микседемы, глистных заболеваний . Такие же методы, как массаж, гимнастика, особенно воздушная, гелиотерапия, при лечении туберкулеза, волчанки и других заболеваний являлись излюбленными

В отношении заражения туберкулезом А А Кисель стоял на позиции, далеко выходящей по своему значению за рамки педиатрии и впервые выдвинутой Баумгартеном, а именно внутриутробной, трансплацентарной передачи туберкулеза от матери к ребенку, в связи с чем он писал: «Врожденный туберкулез существует. Это факт. В то время как другие пути — через воздух, пищеварительные органы, через кожу — совершенно не доказаны, передача туберкулеза внутриутробным путем стоит вне всяких сомнений»6 .

Его наблюдательный взгляд врача-клинициста дает ему возможность делать вполне убедительные заключения: «у детей вначале туберкулез довольно долго протекает совершенно скрытно, не выражаясь никакими клиническими симптомами . Медленность течения туберкулезного процесса стоит вне всяких сомнений, она очень характерна Если период хронической туберкулезной интоксикации продолжается у ребенка несколько лет и даже может занимать все периоды детства, а местные туберкулезные поражения могут, как известно, продолжаться всю жизнь, то естественно, что первые этапы туберкулезного поражения тоже могут протекать очень медленно»7 .

При этом А А Кисель ссылался на секционные данные детской больницы Святой Ольги, где туберкулез у детей раннего возраста был обнаружен только при патолого-анатомическом исследовании Как логическое следствие внутриутробной передачи туберкулеза возникает учение А А Киселя об одной из наиболее распространенных форм этого заболевания, названной им хронической туберкулезной интоксикацией А А Кисель сделал классическое описание этой формы, протекающей обычно без клинически выраженных локальных проявлений туберкулеза, но являющейся тем фоном, на котором эти изменения нередко развиваются В настоящее время диагноз хронической туберкулезной интоксикации общепринят и эта форма заболевания вошла в классификацию туберкулеза У А . А . Киселя достаточное число научных трудов, посвященных распознаванию этого заболевания у грудных детей, туберкулезу лимфатических узлов, клинике плевритов, перикардитов, менингитов, межприступным периодам при туберкулезе, лечению и особенно профилактике туберкулеза и др . Ряд трудов был посвящен проблеме ревматизма у детей Начальные проявления ревматизма привлекли его внимание: «Что касается вопроса о начальных проявления ревматизма, — пишет А А Кисель, — то его в настоящее время (правда, при очень недостаточном освещении этого вопроса) можно, пожалуй, формулировать так: имеется целый ряд весьма ценных указаний клинического характера на то, что ревматизм у детей в начальной стадии существует как бы в скрытой форме, симптомов которой мы пока не знаем, причем вначале это состояние может

5 Там же . — С . 268.

6 Там же . — С . 80 .

7 Там же . — С .91—92 .

или ничем не проявляться, или вызывать такие слабые симптомы, которые не привлекают к себе внимания наблюдателей»8 .

В настоящее время существование такого «до-приступного» периода ревматизма, протекающего с минимальной степенью активности, можно считать доказанным с помощью иммунологических, фоно-кардиографических и других инструментальных методов исследования

Так же как при изучении туберкулеза, А . А . Кисель уделял внимание не только острому приступу ревматизма, но особенно его межприступному периоду и полагал, что ревматизм относится к тем заболеваниям, в развитии которых лимфатический аппарат принимает небольшое участие . При этом он отрицал связь ревматизма с ангинами, приводя ряд клинических доказательств: дети часто болеют всеми видами ангин, но ревматизм у них бывает сравнительно редко; дети, страдающие ревматизмом, не чаще других болеют ангинами; ангин много, и трудно допустить, чтобы все они имели отношение к ревматизму; это нарушило бы правило, что каждая болезнь вызывается своим особым возбудителем и др . »9 .

Нет таких заболеваний у детей, изучением которых этот блестящий клиницист не оставил бы результатов своих тонких наблюдений . Его перу принадлежит много работ по малярии Еще задолго до того как было поднято на щит учение С . П . Боткина А А Кисель решительно встал на защиту его точки зрения об инфекционной природе так называемой катаральной желтухи и описал ее клинику у детей В своих работах он утвердил за инфекционной желтухой название «болезнь Боткина»10 .

Еще в 1890 г. на VI Пироговском съезде А . А . Кисель сделал доклад о рахите, касаясь его частоты и особенностей клинических проявлений, и в дальнейшем, он много раз возвращается к этому вопросу

Внимание ученого привлекали такие острые инфекционные заболевания, как эпидемический цереброспинальный менингит, коклюш, грипп, столбняк, «нома»; многие работы посвящены заболеваниям крови у детей, болезням органов дыхания, кожно-венерическим и нервным заболеваниям, вопросам эндокринопатий . Впервые в России А А Кисель диагностировал и описал «микседе-му» у девочки 5 лет, которую лечил и наблюдал до 24-летнего возраста11.

Им описано одно из очень редких заболеваний — myositis ossificans progressive idiopatica под названием «костяной человек»12 .

А А Кисель был не только клиницистом, но также блестящим прозектором В детской больнице Святой Ольги он делал самостоятельно практически вскрытия всех умерших детей Он являлся активным участником Пироговских съездов, Общества по борьбе с детской смертностью, был организатором и председателем научной Комиссии по борьбе с туберкулезом у детей, а также детской противоревматической секции и бригады по изучению семейного ревматизма, основателем и руководителем детской ревматологической клиники, непременным активным участником противомалярийных Поволжских

8 Там же . — С . 202.

9 Кисель А. А Некоторые клинические особенности ревматизма у детей // Кисель А. А. Избранные труды . Юбилейное издание к 100-летию со дня рождения 1859—1959 гг. М . , 1960. — С . 212—217 .

10 Там же . — С . 273.

11 Кисель А. А. Максим результаты лечения врожденной микседемы у детей тиреодином // Кисель А А Избранные труды Юбилейное издание к 100-летию со дня рождения 1859—1959 гг. М . , 1960. — С . 326.

12 Русский антропологический журнал . — 1916 . — № 3. — С . 4 .

съездов, председателем комиссии по ликвидации малярии и участником других медицинских обществ

Много внимания А А Кисель уделял деятельности студентов в клинике. Его лекции оставались в памяти студентов как изложение клинического материала, выраженное простым, сжатым и в то же время ярким выразительным клинико-медицинским языком Эти лекции всегда сопровождались демонстрацией не только больного ребенка, но и показом обстоятельной истории болезни

В своем очерке под названием «Моя работа по ревматизму» А А Кисель смог очертить довольно определенно и четко тот путь, который он прошел в молодости Это был непростой путь молодого врача — будущего врача-клинициста Сразу же после окончания Императорской Военно-медицинской академии он не просто поставил перед собой цель, но и сразу же последовательно шел к этой цели Позднее он вспоминал о первых своих шагах исследователя Эти воспоминания вполне поучительны для молодых врачей настоящего времени: «Когда по окончании Военно-медицинской Академии я начал работать в клинике, я наметил себе определенный план работы . Я сказал себе, что для того чтобы быть детским врачом, нужно основательно изучить анатомические и физиологические особенности детского организма, начал я с изучения сердца и прежде всего решил клинически ознакомиться с сердцем путем выслушивания и путем перкуссии» А А Кисель довольно подробно повествует о том, каким же образом он исследовал сердце у детей: «Я брал те случаи, при которых сердце не было поражено (например, при нервных заболеваниях, при экземе и др . ), причем я задался целью собрать 100 таких случаев При определении границ сердца у детей нужна особая осторожность». Затем я решил использовать те случаи, которые кончались смертью Если случай был опасный и было очевидно, что ребенок умирает, то я сосредотачивал на нем все свое внимание, стараясь, главным образом, определить у него размеры и границы сердца»

«При смертельном исходе я направлялся в секционную, — писал А А Кисель, — и там при помощи особых медных игл обкалывал все границы сердца В то время прозектором клиники Военно-медицинской академии был проф . Виноградов . Он заинтересовался моей работой, и мы вместе с ним проверяли, соответствовали ли полученные мной результаты тем, которые были получены путем перкуссии Оказывается, перкуссия давала довольно удовлетворительные данные относительное размеров сердца»13 .

А А Кисель далее вспоминал: «Затем мне пришлось перекочевать в Москву, где я начал работать в бывшей Ольгинской детской больнице Здесь обстановка была для меня благоприятна, я был бы более самостоятелен и мог лучше распределить свое время Я брал случаи с врожденным пороком сердца и старался особенное внимание сосредоточить на ревматизме Меня прежде всего удивило то обстоятельство, что ревматизм не привлекал к себе внимания врачей, особенно мало было известно о ревматизме у детей»14 .

В своих воспоминаниях А А Кисель подробно останавливался на тех обстоятельствах, которые способствовали его исследовательской деятельности: « Я решил в первую очередь ознакомиться с тем материалом, который попадал в мои руки Надо сказать,

13 Кисель А. А. Избранные труды . Юбилейное издание к 100-летию со дня рождения . 1859—1959 гг.— М . , 1960. — С . 228.

14 Там же . — С . 229.

что таких больных ко мне попадало изрядное количество, так как в Ольгинской больнице я работал в тесном контакте с врачами амбулатории А они, зная мою слабость, старались присылать мне интересных для меня больных Я лично осматривал таких больных и принимал, кого можно было, в больницу»

Клиническое учение А . А . Киселя многогранно, причем обращает на себя внимание особенность этого учения Он всегда считал, что врач должен быть знаком с «естественным течением болезни»: « нужно прежде всего знать хорошо знать, как вообще протекают болезни, т е прежде всего хорошо знать естественное течение болезни Мы должны изучить законы течения болезней, только тогда мы можем научиться изменять их в благоприятную для больного сторону» Задачей клиники, по его мнению, является действительное познание подлинной природы патологического процесса Насыщенная практика проф А А Киселя как детского врача позволяла ему делать подобные заключения

Характерной особенностью «естественного течения болезней» А А Кисель считал «естественный исход выздоровления» «Я постоянно обращаю внимание на то, — писал А А Кисель, — что обычно болезнь неуклонно идет к выздоровлению, развитие является одним из характерных законов У детей эта особенность течения болезней выражена особенно резко, если не при всех, то при очень многих болезнях В огромном большинстве случаев природа сама хорошо справляется с болезнью И только в редких случаях у нее не хватает сил для этой болезни»

Мы уже успели забыть многое из клинического наследия наших известных врачей-педиатров Возможно, их клинические наблюдения не будут для кого-то открытием, но даже повторяя забытые истины, мы тем не менее в чем-то двигаемся вперед «Я думаю, что выздоровление является обычным исходом болезни, а смерть напротив, редкими исключением, — отмечал А А Кисель в своем дневнике — «Из моих многолетних наблюдений и опыта я пришел к выводу, что огромное большинство болезней протекает благоприятно . Организм детский располагает превосходным аппаратом для больного Способность побеждать болезни присуща ребенку, и это самое главное»

«Неблагоприятный исход, тяжелое течение болезни — это результат пришедших осложняющихся факторов: «Ребенок обычно погибает не от одной какой-либо болезни, а от осложнений, которые к этой болезни присоединяются», — писал А А Кисель И далее он сделал немаловажное замечание, касающееся атмосферы, в которой должна проходить научная работа: «Совершенно необходима дружная работа сотрудников клиники с врачами больницы и амбулаторий»15 .

Высказывания замечательного врача-педиатра проф А А Киселя заслуживают того, чтобы их не просто вспомнили, а чтобы молодые врачи взяли в свой багаж для дальнейшей практической работы: «Изучение естественного течения болезней стало для меня интересовать очень давно, — писал А А Кисель, — можно сказать с начала моей деятельности . Для меня было совершенно ясно, что без данных естественного течения болезней мы ничего не можем сделать в оценке влияния того или другого терапевтического воздействия или способа лечения Это та основа, без которой трудно представить себе изучение клиники и в особенности терапии болезней»16

15 Там же . — С .31.

16 Там же . — С . 32 .

«Способность побеждать болезни присуща ребенку И это самое главное, надо добиваться улучшения жизни детей, нормального режима, дать детям много воздуха и солнца, и тогда им не будут страшны болезни . Главной надеждой врача в борьбе с болезнью должны быть собственные силы детского организма»17 .

«Организм ребенка сам изживает заразное начало — в этом главное»18 .

«Огромное большинство заболеваний, как правило, оканчивается выздоровлением . Смертельный исход является сравнительно редкой случайностью»19 .

«При назначении лекарств больному надо заботиться прежде всего о том, чтобы не повредить ему»20 .

«Жаропонижающие средства инфекционных заболеваний никакой пользы не приносят Я в этом убедился давно и делал об этом доклад на IV Пироговском съезде в Москве в 1891 г. »21 .

«Слабительные следует употреблять очень редко»22 «Я никогда не употребляю наркотических средств при лечении больных детей За свою многолетнюю деятельность в Ольгинской детской больнице я видел много случаев тяжелых, иногда смертельных отравлений детей наркотиками На основании своих наблюдений и опыта я убежден, что при дизентерии, брюшном тифе и других болезнях польза наркотиков очень сомнительна Мне кажется, что они опасны и вредны при лечении детей»23

Главное внимание детского врача, по мнению доктора А . А . Киселя, и он это всегда подчеркивал, должно быть всегда направлено в сторону усиления естественных защитных сил детского организма, в сторону всестороннего их укрепления

«Охлаждение не может быть причиной ни пневмонии, ни плеврита, ни ревматизма, ни многих других болезней, которые считаются следствием простуды»24 .

«Хорошо ли дети переносят пребывание на воздухе круглые сутки в теплое время года? — спрашивает А . А . Кисель и тут же отвечает на заданный вопрос: «Я сделал в этом отношении опыт в бывшей Ольгинской детской больнице. В течение всего лета — с конца апреля по конец августа — я держал всех больных терапевтического отделения на веранде Исключение делалось только для очень слабых и тяжелых больных Дети отлично переносили это круглосуточное пребывание на воздухе, хотя иногда дни бывали до того холодные, что я сам переводил детей на некоторое время в палаты»25 .

До 1914 г было напечатано 26 работ на тему о ревматизме из них 2 принадлежали перу А А Киселя и 8 были созданы его ближайшими сотрудниками по Ольгинской детской больнице под его руководством С первых шагов работы в Ольгинской детской больнице А А Кисель уже представлял фактически «клиническую школу», к которой тянулись врачи Особенно притягательной стала клиника, после того как он возглавил кафедру на Московских высших женских курсах

В терапевтическом отделении, руководимом А А Киселем подвергались критическому пересмотру привычные установки в истолковании некоторых патологических процессов и лечения детских болезней — ревматической инфекции, гнойных и серозных плевритов, пневмоний, кишечных инфекций, геморрагических диатезов, малярии, туберкулеза и т п В Ольгинской больнице повседневным становилось важное направление клинической работы: изучение прежде всего естественного течения болезней, патолого-анатомическая проверка клинических заключений .

При лечении больных детей главенствующим становилось действие природных целебных факторов — свежего воздуха, солнечной энергии, целесообразного питания, водных процедур, что в то время являлось противоположностью лекарственному направлению, преобладавшему в практике большинства педиатров

Подобное направление встретило поддержку у молодых врачей, проходивших стажировку в больнице, ставшей для многих из них «школой русских педиатров» В московской детской больнице Святой Ольги начинали свою деятельность многие из известных впоследствии врачей-педиатров: Т. П . Краснобаев, А А Соколов, Б А Эгиз, И В Русаков и др

В этой больнице всегда внимательно и в то же время критически относились ко всем нововведениям (диагностическим и терапевтическим), причем заслуживающие внимания предложения тщательно проверялись, а затем уже рекомендовались к применению

Достаточно сказать, именно в Московской детской больнице Святой Ольги раньше, чем и в других больницах, стали применять спинномозговую пункцию, пункцию плевры, туберкулиновую пробу Пирке, противострептококковую вакцину Габричевского и т д

Трудившиеся в то время в больнице известные прозекторы И . М . Разманинов, В . И . Шамшин, позднее В Т Талалаев и А А Кисель в обязательном порядке подвергали тщательному патолого-анатомическому исследованию умерших больных детей

На конференциях детской больнице Святой Ольги, проводившихся с первых лет существования больницы, регистрировались и разбирались заслуживающие внимания клинические случаи . Молодые врачи совершенствовали свои знания, обмениваясь своими мнениями с более опытными врачами и набирали свой собственный опыт, столь необходимый в повседневной медицинской практике

Таким образом, в детской больнице Святой Ольги были созданы замечательные условия для творческой работы врачей-педиатров . Большинство из них работали в этой больнице не один десяток лет, занимаясь и лечением больных детей, и научной деятельностью

17 Там же . — С 33.

18 Там же . — С 35

19 Там же . — С 35

20 Там же . — С 36

21 Там же — С 37.

22 Там же — С 37.

23 Там же — С 31

24 Там же — С 37

25 Там же . — С 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.