144_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9.07 К.Р. Сидоров
МОЩНОСТЬ ВНИМАНИЯ
Обосновывается необходимость введения в экспериментальную психологию параметра «мощность внимания», который может рассматриваться как показатель концентрации внимания.
Ключевые слова: ресурсная модель внимания, концентрация внимания, мощность внимания.
1. О необходимости использования параметра «мощность внимания»
По мнению А.Р. Лурии, внимание предполагает осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Иначе говоря, внимание - избирательный характер сознательной деятельности, который проявляет себя и в восприятии, и в двигательных процессах, и в мышлении. Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля [5]. А.Р. Лурия предлагал широкое определение внимания - как характеристики динамики психического процесса, как фактора, способствующего селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффективно-волевых [10]. Такое определение внимания позволяет соотнести рассматриваемый феномен и с другими психическими процессами, рассмотреть его роль в их функционировании. Однако для психологии всегда чрезвычайно важным был вопрос измерения внимания, его основных свойств. Значит, современные теории должны быть согласованы с психометрическим подходом, то есть, содержать такие конструкты, которые можно измерять. Такие теории существуют. Так, теория Д. Канемана (ресурсная модель внимания) позволяет задать ориентиры для построения новых технологий измерения внимания.
Д. Канеман интегрирует интенсивностный и селективный аспект внимания. Интенсивностный аспект внимания отождествляется у автора с усилием, а селективное внимание рассмотрено как избирательное распределение усилия на некоторые виды умственной деятельности преимущественно перед другими. По мнению автора, функция внимания заключается в энергетической мобилизации или подпитке всех центральных структур переработки информации. Главное допущение теории заключается в том, что существует общий предел ресурсов человека при совершении умственной работы, иначе говоря, общее количество внимания, которое может быть использовано в некоторый момент времени ограничено. Д. Канеман подчеркивает, что разные виды умственной деятельности устанавливают разные запросы в отношении ограниченных ресурсов. Простая задача требует небольшого усилия, сложная - больших затрат. В случае, когда запас внимания недостаточен, деятельность либо теряет в качестве, либо полностью разрушается. Деятельность может разрушиться как из-за того, что для удовлетворения ее требований вообще не хватает ресурсов, так и вследствие того, что каналы политики распределения используют ресурсы для обеспечения других видов деятельности. Следующее допущение касается того, что эти ограничения изменяются совместно с уровнем активации: при умеренно высоком уровне активации доступно больше ресурсов, чем при низком. Другое важное допущение теории: текущий уровень ресурсов внимания или усилия управляется за счет обратной связи. Эти связи идут от выполнения данных видов деятельности: возрастание требований со стороны деятельностей вызывает увеличение уровня активации, усилия или внимания. Задачи разных уровней сложности вызывают различные степени активации и требуют разного количества внимания и усилия. Еще одним важным допущением модели является то, что мобилизация усилия для некоторой задачи в большей степени управляется требованиями самой задачи, нежели намерениями решающего. Более того, автор предполагает, что с увеличением разрыва между запросом и ресурсом по мере приближения к уровню перегрузки ответ системы становится неадекватным [3]. Отсюда и объяснение ошибки внимания.
Также принято положение и о том, что увеличенное вложение усилия в сложные задачи не является достаточным для сохранения продуктивности на постоянном уровне. Установлено, что состояние высокой активации связано с сужением внимания, повышением гибкости внимания, трудностями в управлении вниманием при тонком различении, систематическими изменениями стратегии в
Мощность внимания 145
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2
различных задачах. Состояние чрезмерно низкой активации может вызвать ошибочное принятие параметров задачи, ошибку при оценке собственной продуктивности, приводящую к не соответствующей требованиям задачи корректировке вложения ресурсов [3].
Именно подход Д. Канемана дал очень мощный толчок в построении общей теории внимания в США (ее автор - Р. Солсо). Солсо предлагает такое определение внимания: концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях [8].
Следует отметить, что и в нашей стране, в экспериментальных исследованиях по изучению отдельных особенностей функционирования когнитивных процессов для объяснения получаемых явлений и эффектов используется понятие «ограниченный ресурс умственного усилия» или внимание, например, в работе Р.С. Шилко и др. [11]. Относительно теории ресурсов Д. Канемана заметим также, что и в исследованиях Т.Н. Ушаковой высказывается допущение о лимитированности активирующего «энергизирующего» действия с предположением об ее (лимитированности) относительности и адекватности наличным условиям мотивации. Разумеется, что в ситуациях различной важности она будет неодинаковой [9]. Также имеются данные, которые указывают на то, что величина волевого усилия небезгранична. Обнаруженная положительная связь между выносливостью нервной системы и степенью концентрации внимания является доказательством того, что субъективная детерминация волевого усилия, то есть желание, стремление и т.д. добиться определенных результатов, преломляется через призму свойств нервной системы [6].
Как же можно измерить ресурс внимания (энергетический ресурс, согласно Канеману), который непосредственно отражается в таком свойстве, как концентрация внимания? В когнитивной психологии концентрация внимания соотносится с производительностью, характеризующей количественную выраженность аттенционального процесса в единицу времени [4]. Высокая концентрация внимания достигается при большой продуктивности деятельности (максимум просмотренных знаков правильно при минимуме ошибок и пропущенных знаков). Наиболее точным показателем концентрации внимания является мощность внимания, если соотнести способ его расчета и психометрическое определение, представленное выше. Однако этот показатель до сих пор не введен в научную практику подсчета параметров внимания. Вводимый новый параметр измеряет ресурс внимания субъекта. В научном плане указанный показатель может быть полезен для обоснования теории ресурсов Д. Канемана (1973) и выделения еще одного важного дескриптора общего интеллекта (коррелята интеллектуального ресурса) к трем выделенным В.Н. Дружининым (размерность когнитивного пространства, характеристики сенсорной и оперативной памяти, время реакции выбора) [2]. Он расширит возможности исследования внимания в психологии, а также даст возможность проводить необходимые замеры, связанные и с психодиагностической практикой.
2. «Мощность внимания» как показатель концентрации внимания
Итак, что значит мощность внимания (ЭД? Мощность как физическое понятие измеряется в ваттах. В физике она рассчитывается следующим образом: N=А/t, где А - работа; t - промежуток времени, в течение которого она совершается (при равномерной работе). Электрическая мощность -работа электрического тока в единицу времени: N=A• V, где А - сила тока, а V- напряжение [1].
В психологии внимания формула нахождения мощности следующая: N=А Л, где N - мощность, отражающая ресурс внимания субъекта, А - общее количество правильно обнаруженных стимулов; t - промежуток времени, в течение которого совершается выделение стимулов субъектом.
Эта формула может быть использована в корректурной пробе Бурдона и ее модификациях (здесь она рассчитывается при всем длиннике осуществляемой работы, т.к. нельзя получить его по отдельным временным промежуткам, поскольку стимульный материал не является гомогенным)1. Возникает вопрос относительно того, что измеряет данный параметр. Измеряет он ресурс внимания, его мощность и, следовательно, является индикатором эффективности деятельности субъекта. Именно этот показатель может и должен быть использован для оценки концентрации внимания субъекта,
1 Можно применять предлагаемый параметр и способ его расчета в диагностике разных форм внимания, например, слухоречевого внимания. Касаясь проблемы интеллектуального внимания, М.В. Фаликман (2006) отмечает, что оно считается практически недоступным количественной оценке. Однако представляется, что можно создать такие методические приемы, которые позволяли бы рассчитывать и мощность интеллектуального внимания. В этом случае можно с достаточно серьезным основанием считать его интеллектуальным параметром.
146
2011. Вып. 2
К.Р. Сидоров
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
если под ней понимать производительность, характеризующую количественную выраженность ат-тенционального процесса в единицу времени (определение, принятое в когнитивной психологии: [4]).
3. Планирование корреляционного исследования
В связи с этим, главной задачей будущего исследования является проверка корреляционных связей вводимого коэффициента «мощность внимания» с (о): 1) иными показателями продуктивности аттенционной деятельности; 2) общим интеллектом (выделение еще одного его дескриптора); 3) объемом кратковременной памяти (выяснение роли ресурса внимания в удержании зрительных стимулов в кратковременной памяти); 4) учебной успеваемостью (расчет прогностической валидно-сти); 5) внимательностью как волевым качеством по М.В. Чумакову (выяснение роли ресурса внимания в степени выраженности этого качества).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т.1. 846 с.
2. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с.
3. Канеман Д. Внимание и усилие / под ред. А.Н. Гусева. М.: Смысл, 2006. 287 с.
4. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. 480 с.
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
6. Малков Н.Е. Сила нервной системы и концентрация внимания // Вопр. психологии. 1969. № 2. С. 75-83.
7. Общая психология: в 7т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т.4. Внимание / М.В. Фаликман. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 480 с.
8. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 592 с.
9. Ушакова Т.Н. К вопросу о механизмах внимания // Вопр. психологии. 1968. № 2. С. 38-49.
10. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник. 2-е изд., доп. М.: УМК «Психология», 2002. 416 с.
11. Шилко Р.С., Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Мнемический эффект Струпа и эффект мнемического улучшения: зависимость от скорости предъявления стимуляции // Психол. журн. 2006. Т.27, № 2. С. 69-78.
Поступила в редакцию 16.06.11
K.R. Sidorov Power of Attention
This paper explains the necessity of introduction the parameter «power of attention» which is to be used in the experimental psychology and can be considered as an index for the concentration of attention.
Keywords: resource model of attention, concentration of attention, power of attention.
Сидоров Константин Рудольфович,
кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
E-mail: [email protected]
Sidorov K.R.,
candidate of psychology, associate professor Udmurt state university
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: [email protected]