Научная статья на тему 'Морозовы и москва'

Морозовы и москва Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кормилицына Н. В.

Статья рассказывает о тесной исторической взаимосвязи жизни и деятельности представителей выдающейся купеческой династии Морозовых и Москвы. Эта тема, воплощенная в экскурсионно-познавательных маршрутах по городу, может быть интересна как внутренним туристам, так и иностранным гостям столицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Morozovs and Moscow

The article touches upon the close historic relations between Moscow city and the life activity of the Morozovs outstanding merchant dynasty. The contents represented with excursions routes of the city can be of interest to both domestic tourists and foreign visitors of the capital.

Текст научной работы на тему «Морозовы и москва»

Морозовы и Москва

Кормилицына Н.В.,

ст. преподаватель ИТиГ (филиал РГУТиС)

Статья рассказывает о тесной исторической взаимосвязи жизни и деятельности представителей выдающейся купеческой династии Морозовых и Москвы. Эта тема, воплощенная в экскурсионнопознавательных маршрутах по городу, может быть интересна как внутренним туристам, так и иностранным гостям столицы.

The article touches upon the close historic relations between Moscow city and the life activity of the Morozovs outstanding merchant dynasty. The contents represented with excursions routes of the city can be of interest to both domestic tourists and foreign visitors of the capital.

Москва является одним крупнейших туристических центров России. Однако, не секрет, что с экскурсионно-познавательными целями прибывает значительно меньшая часть гостей столицы. Одной из причин является то, что московский экскурсионный продукт за последние годы сильно устарел с точки зрения новых запросов и состава туристов, задач развития туристской отрасли. Поэтому разработка альтернативных маршрутов и новых тематических экскурсий по Москве является на сегодняшний день важной задачей.

К примеру, учитывая интерес, который наблюдается в последние десятилетия к

истории предпринимательства и меценатства в России, такой экскурсионный маршрут, как «Морозовы в Москве» мог бы заинтересовать российских туристов и экскурсантов, в том числе и москвичей. Несомненно, он может привлечь и иностранных туристов, интересующихся историей и культурой нашей страны, особенно, если они приезжают в столицу второй или третий раз.

Необходимо отметить, что в Москве уже предлагаются маршруты, связанные с историей купечества и меценатства, которые в основном носят общий характер. В частности, Московское городское бюро экскурсий предлагает следующие темы: «Из истории московского купечества», «Купцы-меценаты в Москве», «Московские коллекционеры».

В рамках концепции развития туристско -рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» разработан также маршрут «По адресам московских коллекционеров и меценатов XIX — начала XX вв.», который знакомит с местами жизни и деятельности пяти известных собирателей произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства — Н.П. Румянцева, М.А. Голицына, С.М. Третьякова, С.И. Щукина и И.Е. Цветкова.

Немалый экскурсионный потенциал кроется и в теме, связанной с династией Морозовых, представители пяти ветвей которой внесли огромный вклад в культурное, экономическое и социальное развитие нашего города.

На сегодняшний день известно более 70 зданий, связанных в той или иной степени с морозовской династией. Это великолепные особняки, в которых они жили, фабричные корпуса и правления мануфактур, а также общественные городские здания — больницы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, дома с дешевыми квартирами, построенные на их средства для москвичей.

Благодаря Морозовым на карте города появились творения таких выдающихся архитекторов, как Ф.О. Шехтель, Р.И. Клейн,

В.А. Мазырин, Д.Н. Чичагов, С.У. Соловьев, Л.Н. Кекушев и др. Остановимся только на некоторых самых примечательных из них.

В частности, уже более ста лет украшает улицу Спиридоновка, дом 14 особняк Саввы и Зинаиды Морозовых, автором которого является Федор Осипович Шехтель. Интересно, что официально дом возводился архитектором И.А. Кузнецовым, так как сам Шехтель покинул Академию ваяния и зодчества до получения диплома и официально не мог руководить строительством. Работа над этим особняком в стиле английской готики принесла Шехтелю известность и выдвинула его в число ведущих зодчих Москвы. Такой стилевой выбор, очевидно, не был случайным. Дело в том, что Савва Тимофеевич Морозов после окончания обучения в Московском университете достаточно долгое время провел в Англии, изучая особенности ее текстильного производства, что и учел мастер, выполняя заказ.

Здание является уникальным соединением талантов Ф.О. Шехтеля и выдающегося художника М.А. Врубеля, который выполнил для особняка три панно — «Времена дня», витраж «Рыцарь» и скульптурную группу «Роберт и монахини». Считается, что роскошь внешнего и внутреннего убранства дома больше соответствовала вкусам Зинаиды Григорьевны, чем Саввы Тимофеевича. А.М. Горький, который был дружен с С.Т. Морозовым, писал: «В кабинете Саввы — всё скромно и просто... За кабинетом — спальня; обе комнаты своей неуютностью вызывали впечатление жилища холостяка. А внизу. во всех комнатах — множество богатых вещей разнообразного характера и

одинакового назначения: мешать человеку свободно двигаться» [2, с. 505].

Творческий гений Ф.О. Шехтеля воплотился и в других морозовских домах. Так, услугами Шехтеля при перестройке своего особняка во Введенском переулке (сегодня Подсосенский пер., 21) воспользовался Алексей Викулович Морозов, получивший его от отца В.Е. Морозова — главы одной из ветвей морозовского рода. Алексей Ви-кулович серьезно увлекался коллекционированием, причем круг его интересов был чрезвычайно широк. Он собирал фарфор, старинные иконы, гравированные и литографированные портреты, антикварное серебро и др. В 1895 г. Шехтель участвовал в оформлении интерьеров дома А.В. Морозова, обновленного архитектором Е.И. Бондаренко. Эта работа, также как и в особняке

С.Т. Морозова на Спиридоновке, осуществлялась в дуэте с художником Михаилом Александровичем Врубелем, который создал украсившие особняк панно с изображениями персонажей трагедии И.В. Гете «Фауст».

Еще одним не менее примечательным строением, связанным с Морозовыми, является дом на улице Воздвиженка (№ 16), известный как «особняк Арсения Морозова». Этот дом — яркое воплощение московского модерна. На его строительство неординарного архитектора В.А. Мазырина вдохновило путешествие по Испании и Португалии, которое он осуществил вместе с А.А. Морозовым. В результате появился особняк, уникальный по своей архитектуре, правда, вызвавший в Москве неоднозначную реакцию, так как многие увидели в воплощении этого оригинального проекта желание хозяина «пустить пыль в глаза Москве». Большой интерес представляют и интерьеры этого дома, выполненные в разных стилях.

В непосредственной близости находится другой морозовский особняк (Воздвиженка, 14), выстроенный архитектором Р.И. Клейном в 1888 г. для В.А. Морозовой, известной московской меценатки. Несмотря на то, что после смерти мужа Абрама Абрамовича в 1882 году Варвара Алексеевна стала одной из самых богатых женщин Москвы, ее особняк, расположенный в самом центре горо-

морозовыи москва

да — в исконно дворянском районе, по словам современника, не отличался «безумной роскошью, как это можно было видеть у некоторых московских богачей» [1, с. 673].

Варвара Алексеевна была женщиной хорошо образованной и разносторонней в своих интересах. В ее доме частыми гостями были выдающиеся деятели культуры и искусства, среди которых можно было встретить

A.П. Чехова, В.Г. Короленко, Г.И. Успенского, В.Я. Брюсова, К.С. Станиславского,

B.И. Немировича-Данченко и др.

В целом установлено, что под свои фабрики, сбытовые конторы и правления мануфактур, а также для проживания Морозовы использовали не более одной трети всех своих владений. При этом около 50 зданий были переданы ими в разное время в собственность города. Кроме того, Морозовы часто становились инициаторами основания учреждений социального и просветительского характера, которые строились и содержались на их средства. Многие из этих учреждений и сегодня служат на благо города.

Этот факт касается, прежде всего, лечебных заведений. Например, многие отделения Староекатерининской больницы, возникшей в 1883 г. в Мещанской части города, появились благодаря финансовой поддержке Морозовых. Это корпус для нервных больных, возведенный на средства Марии Федоровны Морозовой в 1909 г., крупнейший в Москве родильный приют, основанный Сергеем Тимофеевичем Морозовым. То же можно сказать и о Клиническом городке на Девичьем поле. В частности, Иван и Михаил Абрамовичи Морозовы были жертвователями Института имени Морозовых для лечения страдающих опухолями. Имя В.Е. Морозова по сей день носит детская больница в Добрынинском переулке, построенная его сыновьями на оставленные им средства.

Говоря об общественно значимых сооружениях, построенных на деньги Морозовых, нельзя не упомянуть о Московском Художественном Театре. Савва Тимофеевич Морозов не только оказал реальную материальную помощь начинанию К.С. Станис-

лавского и В.И. Немировича-Данченко, но и принимал непосредственное участие в его воплощении в жизнь. Он нашел место для театра в Камергерском переулке, лично следил за тем, как проходят строительные работы, которыми Ф.О. Шехтель согласился руководить безвозмездно, и даже разрабатывал собственную осветительную систему.

С именами Морозовых, многие из которых были увлеченными собирателями, связаны также Третьяковская галерея, Музей керамики в Кусково, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др. Отдельно хотелось бы сказать о Музее кустарных изделий Сергея Тимофеевича Морозова, созданном в 1890 г. Этот музей уникален тем, что его коллекция, в отличие от других морозовских собраний, еще до недавнего времени располагалась именно в том помещении, которое было для него задумано (Леонтьевский пер., 7). Но в последние годы из этого здания музей постепенно выселяется, а коллекцию постигает та же учесть, что и другие: она становится частью более крупного хранилища, в данном случае — Музея декоративно-прикладного искусства.

С сожалением, нужно отметить, что многие сооружения, связанные с жизнью и деятельностью Морозовых в Москве, навсегда исчезли с карты города или находятся в запущенном состоянии. Так, безвозвратно утеряны особняки Сергея Тимофеевича Морозова на Поварской и на Садово-Кудринской улицах, здание первой общедоступной библиотеки им. И.С. Тургенева, возведенное на средства В.А. Морозовой в 1885 г. На грани разрушения находится здание, построенное в 1891 г. для богадельни им. Давида Абрамовича Морозова (Шелапутинский пер., 3) архитектором М.И. Никифоровым.

Необходимо также отметить, что многие сохранившиеся здания, связанные с династией Морозовых, сегодня недоступны для широкого посещения. Так, дома на Воздвиженке — дома 14 и 16, а также особняк З.Г. и С.Т. Морозовых на Спиридоновке, о которых рассказывалось выше, находятся в ведении МИДа России, и доступ туда строго ограничен.

Некоторые из морозовских домов заняты частными организациями. Например, в особняке Маргариты Кирилловны и Михаила Абрамовича Морозовых на Смоленском бульваре, дом 26 располагается банк «Русский кредит», в доме Ивана Викуловича Морозова в Леонтьевском переулке, дом 11 находится финансовая корпорация «Система». Вопрос о сохранности этих объектов остается открытым.

Включение морозовских домов в экскурсионный маршрут, а также возможное создание музея, рассказывающего о значении Мо -

Литература

1. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М.: Новое литературное обозрение, 1999.

розовых для общественно-экономической и культурной жизни Москвы, призваны не только популяризировать эти знания, но и должным образом сохранять морозовское наследие в городе.

В данной статье не представляется возможным затронуть все аспекты, рассказывающие о глубокой взаимосвязи морозовской династии с Москвой, а тем более подробно рассказать о них. Однако даже приведенные примеры демонстрируют огромный потенциал, пока явно недостаточно освоенный для развития экскурсионного туризма в столице.

2. Горький А.М. Полное собрание сочинений в 25-ти тт.,

Том 16. М.: Наука, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.