Научная статья на тему 'Морфология культуры'

Морфология культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3661
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мартиш В.С.

В статье рассматривается вопрос о морфологии культуры. Последовательно определяется статус мифа, религии, искусства, и науки. Утверждается, что словосочетание «преодоление мифа» не следует понимать буквально, и об этом свидетельствует та же наука

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфология культуры»

15.Данин Д. Жажда ясности // Формулы и образы.

16.О «хрущевской оттепели» см. Вайль П., Генис А. 60-е. M^ советского человека. M., 1996. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. M.: РОССПЭН, 2010.

17.См. Гапонов Ю.В. Традиции «физического искусства» в российском физическом сообществе 1950-1990-х годов // http://www.abitura.com/happy_physics/traditions.html.

18.Богданов К.А. Физики vs лирики: к истории одной «придурковатой» дискуссии // Новое литературное обозрение. 2011, № 111.

19.Mетодологические проблемы науки. Mатериалы заседания Президиума Академии наук СССР. M.: Наука, 1963.

20.Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества. Тезисы и аннотации. Л., 1963.

21.Симпозиум «Творчество и современный научный прогресс». Тезисы и аннотации. Л., 1966.

22.Содружество наук и тайны творчества. M.: Искусство, 1968.

23.Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.

24.См. Вопросы философии, 1975, №№ 6, 8, 10; 1976, №№ 7, 10, 12; 1977, № 8; 1985, № 2.

25.Взаимодействие науки и искусства в условиях современной научно-технической революции // Вопросы философии, 1975, № 6.

26.Sperry R. Somme effects of disconnecting the cerebral hemispheres. Nobel Lecture, 8 December 1981 // Bioscience Reports, 1982, Vol. 2.

27.Подробнее см. Раушенбах Б.В. К рационально-образной картине мира // Коммунист, 1988, № 8.

28.Лотман ЮЖ. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Искусствометрия: Mетоды точных наук и семиотики. Изд. 3-е. M.: Издательство ЛКИ, 2008.

29.Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. M.: Прогресс-Традиция, 2003.

30.Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Изд. 5-е. M.: КомКнига, 2005.

31.Пригожин И., Стенгерс И. Возвращенное очарование мира // Природа, 1984, № 2, с. 86-95.

32.Лотман Ю^. Литературоведение должно стать наукой // Вопросы литературы, 1967, № 1.

© M.tt Игнатова, 2015

УДК 009

В. С. Мартиш

Магистрант социально-гуманитарного факультета филиала Тюменского государственного университета в г. Ишиме, Российская Федерация

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о морфологии культуры. Последовательно определяется статус мифа, религии, искусства, и науки. Утверждается, что словосочетание «преодоление мифа» не следует понимать буквально, и об этом свидетельствует та же наука.

Ключевые слова

Морфология, культура, миф, религия, ранние формы религии, искусство, наука.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Морфология культуры (Kulturmorphologie) - термин, ведённый немецким этнологом Л. Фробениусом для характеристики научного направления, занимающегося изучением внешней картины культурных явлений и устанавливающего исторические взаимосвязи между культурами.

Морфология культуры представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. Существует множество концепций, различающих культуру по различным основаниям. Так, человеческую культуру в её целостности можно рассматривать как процесс последовательного самоосвобождения человека. Рассмотрим следующие формы культуры - миф, религия, искусство и наука, представляющие собой различные стадии такого процесса.

Миф стоит в начале человеческой истории. Это первая форма культуры, первая форма рационального постижения мира. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. В мире мифов нет вещей и животных в современном понимании. Вещь - не только вещь, но и одушевленное существо; животное это не только животное, но и священный дух; солнце - это и огненный шар, но и грозный бог, дающий плодородие и засуху. Так, после того как Одиссей лишил зрения циклопа Полифема, он постоянно находился в противоборстве с морской стихией. И это объяснимо, поэтому герой не ропщет, так как властитель моря Посейдон преследует Одиссея, гневаясь на него за то, что ослепил сына морского бога.

Французский литературовед, философ-структуралист Ролан Барт утверждал, что если мифы архаического сознания рассматривали оппозиции культуры с целью дать сверхлогическую модель для разрешения содержащихся в них противоречий, то современные мифы служат не для изживания и преодоления социокультурных противоречий, а, наоборот, для их насаждения и оправдания. Примерами могут служить нацистский миф крови, миф о советском человеке, современный миф о превосходстве американского образа жизни.

Термин «религия» - производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом всё то, что было связано с культом богов. Религия по определению русского богослова князя С.Н. Трубецкого есть «организованное поклонение высшим силам». Мифологическое восприятие рождает религиозное сознание. Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. В соответствии с этой особенностью, как пишет профессор В.И. Полищук, решалась и проблема человека: всё истинное, вечное в нём - от Бога, а всё ложное, преходящее, низменное - от мира [1, с. 44]. Но подобное воззрение было присуще развитым религиям, а первобытной культуре религиозное осознание мира и самого человека существовало как анимизм, тотемизм, фетишизм и магия.

Анимизм (от лат. anima - душа) - представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и вера в возможность общения с ними.

Фетишизм (от португ. слова fetisso - магическая вещь) - культ неодушевлённых предметов, фетишей, наделённых сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: части тела животного и человека, камни необычной формы, куски дерева и т.п.

Тотемизм (от слова североамериканских индейцев - «от-отем», то есть «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще животным или растением, реже неодушевленным предметом. Тотем не обожествляется и реальные животные вовсе не боги, однако в них мистически присутствует предок.

Магия - вера в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы. Она представляет собой процесс получения результата не «прямым способом», а особым, через определённые магические действия.

Искусство также выделяется из мифа. Оно является единственной формой культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений. Наукой до сих пор не решён вопрос о происхождении искусства. Среди гипотез, раскрывающих связь происхождения искусства с развитием символических форм культурного творчества, следует назвать концепцию «натурального макета» А.Д. Столяра. По его мнению, наиболее ранние проявления т.н. «анималистического символизма» заключались в том, что добытое животное - охотничий трофей - утрачивал своё пищевое значение и превращался в натурально-фигурный знак побеждённого зверя.

Наука - самостоятельная форма культуры, связанная со специализированной деятельностью по накоплению, систематизации и хранению знаний о природе, обществе и человеке. Наука, организованная на рационалистических методах, базируется на принципах объективности, достоверности и истинности получаемых знаний. Первоначально наука существовала как эмпирическое знание, возникшее из необходимости понимания и освоения окружающего мира. Первой формой мудрости был миф, опирающийся на внерациональные методы. В преодолении мифа родилось научное сознание, философия, основанная на рациональных принципах познания [2].

Но, как свидетельствует та же наука, словосочетание «преодоление мифа» не следует понимать буквально. Современность тоже наполнена мифами, существующими и в искусстве, и в политике, и в науке. История культуры - это, похоже, её непрерывная мифологизация, возведение мифа «на всё более высокую степень» [3,с. 275].

Список использованной литературы:

1. Полищук, В.И. Человек в философии культуры [Текст] // Культура: мир познания и жизни / В.И. Полищук, М.М. Новикова, Б.В. Емельянов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. - 380 с.

2. Доброхотов, А. Морфология культуры: введение в проблематику [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //modernlib.ru/books/ aleksandr_lvovich_dobrohotov/ izbrannoe/read/

3. Гулыга, А.В. Миф как философская проблема [Текст] // Античная культура и современная наука / А.В. Гулыга, Л.Н. Столович, Ф.Х. Кессиди, Т.В. Васильева. - М.: Наука, 1985. - 344 с.

©В.С.Мартиш, 2015

УДК 391

С.Н.Улахович

старший преподаватель кафедра декоративно - прикладного искусства Институт искусств, ХГУ им Н.Ф.Катанова г. Абакан, Российская Федерация

КОНСТРУКТИВНО - КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ

КРЕСТЬЯНСКОЙ РУБАХИ.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования конструктивно - композиционных особенностей русской крестьянской рубахи как традиционной формы народного костюма.

Ключевые слова рубаха, стан, рукав, подол, ворот.

Одежда несет в себе множество функций. Она предохраняет человека от воздействий внешней среды; определяет половозрастную, социальную, этническую принадлежность человека. Одежда также несет и обрядовую функцию, т.е. она связана с духовной жизнью народа, с его обычаями и обрядами.

Обрядовая одежда (или ее части) - это одежда, предназначенная для ношения во время определенного обрядового действа (например, похоронная, молельная одежда, свадебный наряд невесты) [3,с 54]

Основной частью обрядовой одежды русских крестьянок до начала нашего столетия была длинная (130 - 135 см) рубаха.

Рубаха - основная часть женской и мужской одежды, надевавшаяся непосредственно на тело имела и другие названия: сорочка, исподка, подноска.

По назначению женские рубахи делились на обыденные (домашние, рабочие), обрядовые (свадебные, печальные, погребальные) и праздничные[1,с 7]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.