Научная статья на тему 'Морфология инкультурации'

Морфология инкультурации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колосовская Е. В.

Мир традиционной культуры способствует инкультурации личности, понимаемой как освоение основного «репертуара» социальных ролей, воспитанию определенных, необходимых социуму качеств. Деятельное освоение культуры выступает важнейшим средством самоутверждения и самореализации личности – посредством отождествления с традиционной культурой, ее символами, ценностями, референтными личностями, а также в результате интерсубъектного взаимодействия, диалога с представителями других культур, позволяющего острее почувствовать и принять свою этнокультурную самобытность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфология инкультурации»

МОРФОЛОГИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИИ

© Колосовская Е.В.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, г. Москва

Мир традиционной культуры способствует инкультурации личности, понимаемой как освоение основного «репертуара» социальных ролей, воспитанию определенных, необходимых социуму качеств. Деятельное освоение культуры выступает важнейшим средством самоутверждения и самореализации личности - посредством отождествления с традиционной культурой, ее символами, ценностями, референтными личностями, а также в результате интерсубъектного взаимодействия, диалога с представителями других культур, позволяющего острее почувствовать и принять свою этнокультурную самобытность.

Проблема пластичности человеческой природы не сводится к академической игре слов. Каковы же рамки той формы, по которой «отливается» человек? Культура отчасти определяет, какой из множества типов поведения, доступных в пределах индивидуальных физических и умственных способностей, выбирает каждый человек. Человеческий материал имеет тенденцию оформляться самостоятельно, но он определяется культурной социализацией таким образом, что повседневное поведение индивида в конкретных ситуациях может быть предсказано. Индивид становится социализованным, когда он отказывается от своей физической автономии в пользу контроля со стороны культуры и большую часть времени ведет себя так же, как ведут себя другие, следуя культурным образцам. Основные черты фундаментальных мыслительных положений и постоянных эмоций только в исключительных случаях основываются на уникальном биологическом наследии и особом жизненном опыте; как правило, они являются продуктом культуры [2].

Каждое общество в процессе взаимодействия с окружающей средой накапливает определенный опыт, который становится фундаментом существования коллектива во времени. Коллектив заинтересован в передаче опыта следующим поколениям. Передача ненаследственной информации осуществляется в процессе инкультурации и целиком основана на научении. Предметный мир человеческой культуры, который осваивает индивид, образует для него своего рода «пробный камень» общественно-человеческого способа жизни. Предметные формы культуры, будучи превращенными в содержание деятельности личности, приобретают объективно новую функцию - материала. На этом материале производится ап-

* Доцент кафедры Английского языка при факультете права, к.ф.н., доцент

робирование целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере отношений и вещей.

Следовательно, человек не только присваивает, но и творит культуру, точнее - в его деятельности специфически преломляется культуросозида-тельная функция общества.

Термин «инкультурация» впервые был введён американским культу-рантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации он понимает как освоение индивидом присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Конечный результат этого процесса - человек, компетентный в культуре (в языке, ритуалах, ценностях и т.п.) [8].

Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры. Первый этап - детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, хотя и не пассивный элемент процесса инкультурации, тем не менее, скорее инструмент, нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора и оценки.

Вхождение индивида в культуру не заканчивается с достижением совершеннолетия. Второй этап инкультурации - зрелость в большей степени характеризует инновации. Основная черта второго этапа - возможность для индивида в той или иной мере, принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества.

В настоящее время в этнопсихологии используются и другие понятия -«этническая социализация» и «культурная трансмиссия». Понятие «этническая социализация» используется для обозначения процессов развития, которые приводят к формированию у детей поведения, восприятия, ценностей и аттитюдов, свойственных одной из этнических общностей, в результате чего они начинают рассматривать себя и других людей их членами [9].

Рассматриваемая на групповом уровне культурная трансмиссия включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям [6, с. 17]. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения (learning and teaching). Обычно выделяют три вида трансмиссии:

- вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

- горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

- непрямую, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых.

В современных исследованиях получено эмпирическое подтверждение того, что по трем «каналам» трансмиссии передается разное, хотя и частично пересекающееся содержание. Вертикальная трансмиссия ответственна за передачу по наследству личностных черт, языка, когнитивного развития, религиозных верований, паттернов социализации, образовательного и профессионального статуса, представлений о сексуальных ролях и многого другого. С помощью остальных двух каналов передаются такие элементы культуры, как ритуалы, подростковое поведение, социальная и профессиональная мобильность, сексуальное поведение, агрессивное и альтруистическое поведение, моральные ценности, конформность, технологические инновации [7].

Совершенно очевидно, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры единой иерархии социализаторов по степени влияния и социальной значимости. Если с точки зрения обыденного сознания современного европейского общества родители, в первую очередь мать, - главные и естественные социализаторы, выполняющие все перечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребенок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живет, и, соответственно общность принимает более непосредственное участие в его воспитании. О том, что роль одних и тех же социализаторов в разных культурах неодинакова, свидетельствуют данные сравнительно-культурных исследований. В 70-е годы У Бронфенбреннер сравнивал место родителей, других взрослых и сверстников в процессе социализации детей в США и СССР. Одной из особенностей советского воспитания он считал «перепоручение материнских обязанностей - готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери» [1, с. 17].

Поисками механизмов влияния культуры и общества на ход развития психики ребенка занимался Л.С. Выготский и его последователи. Исследование, проведенное А.Р. Лурия в Узбекистане, со всей очевидностью показало, что с изменением основных форм деятельности в быстро трансформирующемся обществе радикально изменяется и структура познавательных процессов [3]. Эти результаты позволяют сделать более общий вывод, что высшие психические процессы обусловлены культурой.

Первыми в культурантропологии процесс развития личности стали целенаправленно изучать приверженцы концепции «Культура и личность» А. Кардинер, М. Мид, Э. Эриксон. Их интересовали, прежде всего, «ранние опыты» человека: регулярность кормления, способы пеленания, купания, приучения к гигиене. Для некоторых исследователей характерна тенденция обособленного рассмотрения одного из перечисленных элементов ухода за ребенком, например особенностей пеленания, подпадающего, по их мнению, «... под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культу-

ры» [5, с. 541]. Мид была твердо убеждена, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе» [4, с. 48-49]. Как и Кардинер, появление тех или других черт характера она напрямую связывала со спецификой социализации.

Одно из самых известных сравнительно-культурных исследований «Дети шести культур» было проведено американскими культурантрополо-гами и психологами во главе с супругами Б. и Дж. Уайтинг в шести странах: в Японии, на Филиппинах, в Индии, в Кении, в Мексике и США [10]. Причины межкультурных различий они попытались найти, рассмотрев в качестве «предсказателей» социального поведения детей две независимые друг от друга особенности культуры: степень сложности социально-экономической системы (социальной стратификации, профессиональной специализации, политической и правовой централизации и т. п.) и преобладающую структуру семей, которые, могут быть нуклеарными, включающими родителей и детей, и большими из нескольких поколений. Интерпретируя полученные результаты, Уайтинги отметили значительное влияние социальной структуры на характерные для культуры стили социализации. В простых культурах большое значение приобретают нормы родственной и соседской взаимопомощи, а функциональным является развитие коллективистических качеств личности. А в сложных культурах более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения своих целей и эгоистическая доминантность. Поэтому, готовя детей к вступлению во взрослую жизнь, родители воспитывают в них дух соревновательности и стремление к достижениям.

Другими словами, взрослая личность является архитектурной целостностью. Есть некоторые принципы строения целого, однако также имеются различные сферы и уровни, более или менее центральные по отношению ко всей структуре. Изучая личность с точки зрения ее уровней, мы можем наблюдать, как характерные реакции одной степени сложности отменяют или маскируют любые прямые проявления реакций, типичных для иного уровня сложности. Каждая личность способна к разным способам самовыражения. Что до выбора конкретного способа, то он зависит от всего психологического поля и от культурных акцентов в данной ситуации. Таким же образом проявления личности регулируются тем, как она воспринимает саму себя и окружающих через призму культуры.

Таким образом, погружение личности в мир этнокультурных традиций выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений. Следовательно, инкультурация как процесс освоения и присвоения культуры в раннем возрасте является главной целью социума. Участвуя в этом процессе, индивид не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает способ реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных.

Этнокультура содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение первичных форм человеческого бытия, сознательный отбор, культивирование и создание новых духовных и материальных ценностей. При этом механизм инкультурации предстает как процесс становления трех сфер личности: интеллектуально-практической, мотивационно-ценностной и нравственно-практической.

Спискок литературы:

1. Бронфенбреннер У Два мира детства: Дети в США и СССР. - М.: Наука, 1976. - 218 с.

2. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / Пер. с англ. - СПб., 1998. - 352 с.

3. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. - М., 1974. - С. 211.

4. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 322 с.

5. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Алетейя, 1996. - 597 с.

6. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology Research and applications. - Cambridge, 1992. - 257 p.

7. Boyd R., Richerson P.J. Culture and the evolutionary process. - Chicago, 1985. - 324 p.

8. Herskovits M.J. Les bases de Fanthropologie culturelle. - Paris, 1967. -251 p.

9. Rotheram M.J., Phinney J.S. Introdaction: Definitions and perspectives in the study of children's ethnic socialization // Children's ethnic socialization: Pluralism and development. - Newbury Park (Cal.), 1987. - P. 10-28.

10. Whiting B.B., Whiting J.W. Children of six cultures. A psycho-cultural analysis // In collaboration with R. Longabaugh. - Cambridge (Mass.), 1975. -P. 10-28.

МУЗЫКА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ-ПЕРЕЖИВАНИЯ

© Кострикова Д.К.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена роли музыки как важнейшего средства передачи и усвоения человеком духовного опыта своего народа. Автор анализирует важность осознанного восприятия музыки, проводя чёткое различие между начальной эмоциональной реакцией на произведение искусства

* Аспирант, преподаватель социально-культурного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.