Научная статья на тему 'Морфологические нормы как фактор повышения культуры устной и письменной речи студентов'

Морфологические нормы как фактор повышения культуры устной и письменной речи студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1812
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / MODERN LITERARY LANGUAGE / MORPHOLOGICAL NORMS / SPEECH EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саримова Р. Р.

В статье рассматриваются морфологические нормы современного литературного языка, а также раскрывается их общеобразовательное и практическое значение для повышения культуры устной и письменной речи студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with morphological norms of modern literary language, their educational and practical value as a way to in-crease the level of oral and written speech of high school students.

Текст научной работы на тему «Морфологические нормы как фактор повышения культуры устной и письменной речи студентов»

УДК 37.016:82.085 Р. Р. Саримова

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УСТНОЙ И

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: современный литературный язык, морфологические нормы, культура речи.

В статье рассматриваются морфологические нормы современного литературного языка, а также раскрывается их общеобразовательное и практическое значение для повышения культуры устной и письменной речи студентов высших учебных заведений.

Keywords: modern literary language, morphological norms, speech efficiency

The article deals with morphological norms of modern literary language, their educational and practical value as a way to in-crease the level of oral and written speech of high school students.

Без опоры на грамматику повышение устной и письменной речи невозможно. Грамматическая правильность речи складывается из соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного литературного языка и состоит в правильном выборе морфологических форм слова и верном построении словосочетаний и предложений.

Морфология, как известно, самый устойчивый, глубинный ярус языковой системы. Она строго организована, обладает понятиями и категориями, развивающимися по внутренним законам. В морфологии заложена национальная специфика языка. Это каркас, основа, на которой располагаются другие звенья языковой системы. Поэтому изучение морфологических норм имеет большое общеобразовательное и практическое значение. Общеобразовательная ценность заключается в том, что это часть общих знаний о природе языка и предмет, помогающий осознанию этих фактов. Практическое же значение состоит в том, что изучение этих норм обеспечивает овладение нормами литературного языка, способствует обогащению речи студентов.

Общеобразовательные и практические ценности могут быть реализованы в зависимости от задач курса русский язык и культура речи в целом и места, отводимого в решении этих задач. [1]

Появление новых требований к подготовке бакалавров, хорошо владеющих русским литературным языком, оказывает существенное влияние на содержание занятий. К тому же количество аудиторных часов значительно сократилось, а вопрос об отборе сведений о грамматических категориях относится к числу не решенных окончательно. Следовательно, сначала необходимо определить, будут ли сообщаться теоретические сведения (а если будут, то в каком объеме) или грамматические понятия будут изучаться так называемым практическим путем.

Однако без этих сведений знания о морфологических нормах могут превратиться в формальные. И даже в целях усиления практической направленности эти сведения исключать нецелесообразно, их следует лишь подвергать, если это необходимо, сокращению.

Практика работы в техническом вузе показала, что студенты в большинстве своем имеют очень разрозненные сведения о нормах. Вместо це-

лостной лингвистической картины перед ними оказываются лишь отдельные, слабо связанные между собой фрагменты. Это становится препятствием для осознанного изучения основ культуры речи.

Мы придерживаемся мнения, что нужно разъяснять сущность морфологических категорий, давая возможность понять, как они функционируют в речи; устанавливать связь между разделами курса (морфологией и лексикой, морфологией и синтаксисом, морфологией и стилистикой). Ведь любая сугубо практическая цель отнюдь не означает, что теоретическим сведениям можно отвести второстепенную роль. К тому же это способствует формированию у студентов научных знаний.

Необходимо поднять знания студентов о морфологических нормах на новый уровень, то есть объяснять суть происходящих в морфологии явлений и основные тенденции, так или иначе обозначающиеся в современном русском языке. К ним относится, как отмечают специалисты, и явное нарастание в языке аналитических черт; и предпочтение более экономным средствам выражения; при избыточной вариантности форм стремление к возможной унификации; активное действие закона аналогии при становлении новых форм и, наконец, явное вхождение в нейтральный литературный фонд морфологических средств фактов живой разговорной речи. [2]

Изменения в морфологическом строе языка обнаруживаются в расширении или сужении круга вариантных форм, то есть словоизменительных вариантов. Такие варианты возникают внутри грамматической системы, часто при соприкосновении морфологических и синтаксических явлений. Грамматическая вариантность всегда категориальна: это варианты форм грамматического рода, варианты падежных форм, варианты числа, варианты категорий глагола и т.д. В грамматике, как отмечает Вал-гина Н.С., вариантность небезгранична, она допускается лишь до определенного предела, который устанавливается самой системой. И поэтому движение форм внутри этих рамок осуществляется путем борьбы этих форм, вытеснения одной формы другой.

Итак, каким же должен быть обязательный минимум теоретических сведений по морфологии.

Обратимся к классификации морфологических норм.

По своим грамматическим свойствам все слова русского языка распределяются по классам (частям речи), поэтому при изложении этого вопроса мы будем придерживаться частеречного подхода.

I. Формы имен существительных: колебания в роде некоторых имен существительных; род названий лиц женского пола по профессии, должности и т.д.; род несклоняемых и сложносокращенных существительных; особенности склонения некоторых имен и фамилий; варианты падежных окончаний в единственном и множественном числе.

II. Формы имен прилагательных: синонимия кратких и полных форм прилагательных; формы степеней сравнения имен прилагательных; особенности употребления притяжательных прилагательных.

III. Формы имен числительных: сочетания числительных с существительными; употребление собирательных числительных; склонение количественных и порядковых числительных; особенности употребления числительных в составе сложных слов.

IV. Формы глаголов: варианты личных форм; варианты видовых форм; варианты форм времени и наклонения; синонимия форм глагола (личных, видовременных, возвратных и невозвратных глаголов).

Остальные части речи (местоимения, предлоги, союзы, причастия) целесообразно, на наш взгляд, рассматривать в рамках изучения синтаксических норм.

Изучение этого материала вызывает большие трудности. Между тем большая часть затруднений при обучении морфологическим нормам литературного языка имеет объективную и системную природу, поскольку основная причина появления трудностей кроется в объективном несовершенстве «языкового законодательства». Не секрет, что в некоторых случаях отсутствуют четкие рекомендации, а иногда эти рекомендации имеют противоречивый характер. [4] Например, форма именительного падежа единственного числа существительных на -ы(-и) и -а(-я). Споры о правомерности и границах употребления новых вариантов на -а(-я) не стихают уже более столетия. Не меньшие трудности вызывает склонение топонимов, антропонимов; употребление маскулинизмов... Чтобы разобраться в этих и других вопросах студент должен представлять язык как систему, иметь понятие о тех изменениях, которые происходят в нем.

Итак, специфика изучения, казалось бы, знакомого по школьной программе материала требует его осмысления как с позиций научной морфологии, так и возможностей повышения культуры речи. А наблюдения за морфологическими изменениями, выливающимися в определенные тенденции, можно показать на фоне борьбы вариантных форм,

едусмотренных самим языком, а не навязанных ему деятельностью особо творчески активных личностей.

Именно на основе теоретических сведений должны быть сформированы морфологические умения и навыки, обеспечивающие овладение морфологическим строем русского литературного языка. А практическое значение процесс изучения морфологических норм приобретает лишь тогда, когда эти умения и навыки войдут составной частью в стилистические действия.

Достигается этот результат благодаря подбору соответствующего дидактического материала. Для этих целей нами был подготовлен практикум «Русский язык и культура речи». Задания упражнений сформированы в нем следующим образом: «Образуйте ту или иную форму», «Найдите ошибки в употреблении частей речи», « Определите смысловую и стилистическую разницу между приведенными формами слов», «Определите смысловые и грамматические различия, проявляющиеся в приведенных формах слов», «Составьте словосочетания и предложения», «Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде». [5]

Основная трудность при организации этой работы состоит в том, чтобы каждый мог оценить по норме литературного языка образованную им форму. А показателем сдвига в процессе изучения грамматических норм является способность к переносу приобретенных или имеющихся теоретических сведений на незнакомый языковой материал и дифференциация его в системе известных частей речи и их функционирования в речи. Лингвистическое отношение к изучаемым языковым единицам формирует способность к дальнейшему самообразованию и свободному владению языком в различных условиях профессиональной деятельности.

Итак, основной задачей курса русского языка и культуры речи является повышение уровня речевой культуры студентов. А практика работы показала, что без опоры на грамматику развитие речевых навыков будет менее эффективным.

Литература

1. Е.В. Архипов, Т.М. Воителева, А. Д. Дейкина и др., Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Академия, Москва, 2005. 320с.

2. Н.С. Валгина, Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. Логос, Москва, 2001, 304с.

3. Р.Р. Саримова Вестник КГТУ 3,4,1. С. 145 - 150 (2009).

4. В.В. Свинцов Русская речь, 4, 37-47 (2011).

5. Р.Р. Саримова Русский язык и культура речи: практикум. Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КГТУ, Нижнекамск, 2009. 29с.

6. С.Г. Краснова, Л.З. Рязяпова Вестник КГТУ, 15, 3, С. 196 - 199 (2012).

© Р. Р. Саримова - канд. пед. наук, доц. каф. РТЯ НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», sarimova.rezeda@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.