Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России Текст научной статьи по специальности «Военное дело»

Научная статья на тему 'Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России' по специальности 'Военное дело' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 78 — Военное дело
  • УДK: 355/359;623

Статистика по статье
  • 4760
    читатели
  • 381
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Военное дело" из научного журнала "Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования", Сорокин В. И., Грищенко А. А.

 
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по военному делу , автор научной работы — Сорокин В. И., Грищенко А. А.

Текст
научной работы
на тему "Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России". Научная статья по специальности "Военное дело"

Морально-психологическая подготовка — основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности
МЧС России
Сорокин В.И., к.ф.н., Грищенко А.А., ЦСИ ГЗ МЧС России
В ХХ веке система морально-психологическое обеспечения силовых и правоохранительных структур государства, в силу нарастания социально-экономических, общественно-политических и национально-демог-рафических противоречий, кризисных ситуаций природного и техногенного характера, дальнейшего ускорения фундаментальных социальных, экономических, политических и научно-технических процессов, роста угроз международного терроризма приобрела еще большее значение.
Учитывая это, а также в соответствии со стратегическими направлениями Военной доктрины Российской Федерации, руководство Министерства Обороны РФ, Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, внутренних войск МВД РФ в период с 1992 до 1996 года приняло решение о формировании нового, самостоятельного вида обеспечения деятельности - системы морально-психологического обеспечения.
Руководство МЧС России проблеме развития и совершенствования системы морально-психологического обеспечения деятельности личного состава уделяло и уделяет большое внимание. За последние годы был принят ряд основополагающих документов, в которых эти вопросы нашли свое отражение, в том числе, «Концепция кадровой политики МЧС России», «Программа морально-этического и нравственного воспитания личного состава МЧС России на 2006 - 2008 годы», приказ МЧС России «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».
1. Основы организации системы морально-психологического обеспечения деятельности силовых и правоохранительных структур Российской Федерации
В теоретических разработках конца ХХ века, система, с помощью которой решаются вопросы подготовки личного состава к выполнению функциональных задач, получила название «морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных и силовых структур» (в дальнейшем МПО).
Главная особенность МПО состоит в том, что оно связано с духовным миром людей, их моральным и психологическим состоянием, а его формы, методы имеют объектом воздействия их сознание, чувства, волю и поведение.
Морально-психологическое обеспечение организуется и практически осуществляется с учетом складывающейся обстановки, в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, на основании директивных указаний военнополитического руководства страны, ведомственных приказов и распоряжений. Морально-психологическое обеспечение тесно сопряжено с другими видами обеспечения жизни и деятельности подразделений и коллективов - боевым, техническим, тыловым.
Если говорить о методологическом подходе, то, следует отметить, что, несмотря на имеющие место особенности, в большинстве силовых и правоохранительных ведомствах мира система МПО представляет собой совокупность шести взаимосвязанных, но функционально самостоятельных направлений деятельности (рис. 1).
Рассматривая вопрос организации системы МПО с позиций системного подхода, авторы пришли к выводу, что подобная структура не отображает всего многообразия элементной базы МПО и характера взаимозависимых связей между её элементами. Не ясно также, кто является субъектами системы, а кто его объектами. Это, в свою очередь, выводит из поля рассмотрения важнейший, базисный элемент системы моральнопсихологического обеспечения-морально-психологическую подготовку.
Используя системный поход, авторы предложили оригинальную схему МПО
деятельности МЧС России (рис. 2). Как видно из схемы, морально-психологическая подготовка представляет собой обособленный и достаточно жесткий блок общей системы МПО, включающий в себя основные направления деятельности по организации морально-психо-логического воздействия на личный состав.
Рис. 1. Основные направления МПО
При таком подходе морально-психологическая подготовка есть единый комплекс мероприятий информационно-воспитательного, психологического, социальноправового и культурно-досугового характера, направленных на формирование у военнослужащих войск гражданской обороны требуемых, с точки зрения профессиональной целесообразности, личностных качеств.
3. Морально-психологическая подготовка - основа системы моральнопсихологического обеспечения
Основным фактором, обеспечивающим эффективное и успешное функционирование подразделений и коллективов МЧС России, является морально-психологическое состояние личного состава.
Основой морально-психологического состояния сотрудников являются духовные ценности, доминирующие в государстве и обществе и воспринятые личностью.
Под морально-психологическим состоянием следует понимать интегральную временную динамическую характеристику реального состояния индивида, коллектива, включающую в себя совокупность элементов его сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их служебно -профессиональной активности, и выступающих как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных задач.
Одним из направлений процесса укрепления морально-пси-хологического состояния личного состава при проведении морально- психологической подготовки всегда было, есть и будет направление совершенствования профессионализма сотрудников за счет развития и использования в профессиональной деятельности духовных сил, которые реализуются в морально-психологическом факторе. Именно конкретное состояние морально-психологического фактора представляет собой реально существующую духовную силу, которая оказывает непосредственное влияние на состояние служебнопрофессиональной деятельности ведомства.
467
Рис. 2. Схема системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России
Правильная оценка роли морально-психологического фактора - это принципиальный вопрос, имеющий как теоретическое, так и большое практическое значение, ибо от этого зависит успешное решение многих поставленных задач.
Проблема учета морально-психологического фактора представляет собой осознание командованием и руководством реальных опасностей и угроз и принятие на основе этого соответствующих мер по укреплению духовных сил личного состава.
Структурность морально-психологического фактора выявляется через систему качеств индивида, проявляющихся и формирующихся в результате его деятельности. В то же время его функциональность отражает систему способностей индивида использовать и развивать свои качества в процессе служебно-профессиональной подготовки.
Содержание морально-психологического фактора обобщенно выражается через его элементы и связи между ними и состоит из потенциальной части - способности и реализующей части - готовности, что в целом составляет морально-психологический потенциал.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях моральнопсихологический фактор выступает одним из основных условий, решающих ход и исход АСДНР. Он рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил сотрудников, их творческой активности.
Одним из основных средств формирования, поддержания и восстановления высокого морально-психологического состояния личного состава МЧС России является морально-психологическая подготовка. Она является важнейшим элементом комплексной системы воспитания, обучения и подготовки сотрудников. При этом у личного состава развиваются необходимые морально-психологические и служебнопрофессиональные качества, способность хладнокровно и ответственно действовать в любой экстремальной обстановке, в непредвиденных обстоятельствах, противостоять негативному информационно-психологическому воздействию.
Морально-психологическое состояние личного состава зависит от воздействия ряда объективных и субъективных условий и факторов. К ним следует отнести:
- воздействие на личный состав, формирующегося глобального информационного пространства;
- экономическую экспансию ряда стран Запада и Востока против Российской Федерации;
- деструктивную деятельность транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп;
- разработку перспективных видов вооружений «нелетального воздействия»;
- применение потенциальным противником пропагандистских, информационных и технических элементов, сил и средств информационно- психологической борьбы (в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий);
- реально складывающиеся обстоятельства, образ жизни и состояние системы нравственного воспитания и служебно-профессиональной подготовки личного состава.
Эти обстоятельства обуславливают усиление зависимости общей функциональной готовности МЧС России от уровня служебно-профессиональной подготовки, этических и морально-психологических качеств конкретных сотрудников.
В процессе работы, авторами проанализированы правовые акты и методические разработки по МПО, разработанные в Министерстве обороны и других правоохранительных и силовых ведомствах. Изучались также нормативные и методологические материалы МЧС России.
Авторы обратили внимание на то, что во многих документах употребляется понятие - «морально-психологическая подготовка», но нигде не обосновывается суть и содержание этого понятия.
В нормативных документах некоторых силовых структур, в частности в действующей Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации морально-психологическую подготовку, как понятие, не упоминают вообще. Известные из теории элементы её составляющие, сводятся к одному из направлений воспитательной работы.
Исходя из положений вышеупомянутой Концепции, информационновоспитательная деятельность, работа по укреплению правопорядка и дисциплины, военно-социальная работа, психологическая работа и культурно-досуговая работа проводятся в рамках только воспитательной работы.
Возникает вопрос, в чем же тогда заключается суть и содержание системы морально-психологического обеспечения? Тем более что все вышеперечисленные направления деятельности воспитательных структур по действующему в Вооруженных Силах Российской Федерации Положению о морально-психологическом обеспечении являются её составными частями.
Налицо явное противоречие в трактовке роли и места МПО в деятельности силовых и правоохранительных структур. При этом неизбежно снижается её значимость как самостоятельного вида обеспечения. Сотрудники системы МПО не всегда находят свое место в общем учебно-воспитательном процессе, имеет место дублирование в работе воспитательных служб по повышению уровня морально-психологического состояния личного состава.
Между тем объективная реальность наглядно свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые недостатки в теоретическом обосновании, моральнопсихологическая подготовка существует в действительности, как особый вид подготовки. Если для обеспечения служебно-про-фессиональной готовности личного состава существует служебная подготовка, наличие которой никто не оспаривает, то для поддержания должного уровня морально-психологической готовности личного состава должна существовать морально-психологическая подготовка.
Для понимания сути вопроса важно соотнести содержание понятий моральнопсихологического обеспечения и морально-психологической подготовки. Безусловно, содержание МПО гораздо шире, чем морально-психологическая подготовка. Оно включает в себя административно-распорядительные функции, системы кадрового, научно-методического, материально-технического обеспечения и собственно саму морально-психологическую подготовку.
По мнению авторов, сущность и содержание морально-пси-хологическая подготовки это - объединение отдельных направлений системы МПО (рис. 2) в единую учебно-воспитательную систему.
Если принять это предположение за основу, то можно прийти к выводу, что морально-психологическая подготовка, как основная составляющая часть системы МПО, есть комплекс единовременно проводимых, взаимосвязанных на основе общих планов, мероприятий информационно-воспитательного, психологического, социальноправового, культурно-досугового, медицинского характера и мер по защите личного состава от негативного информационно-психологического влияния окружающей природной и антропогенной среды, а в период войны - возможного противника.
Иными словами, морально-психологическая подготовка, по сути своей, есть соединенная единой направленностью и целью информационно-воспитательная, психологическая и психо-восстановительная составляющая системы моральнопсихологического обеспечения МЧС России, осуществляющая свои функции при социально-правовом и культурно-досуговом и иных видах обеспечения.
Фактически это совершенно новый, специфичный вид служебнопрофессиональной подготовки, проводимый в условиях перехода силовых и правоохранительных ведомств на единую систему воспитания, реформирования военной структуры МЧС России, совершенствования нормативно-правовой и научнометодической базы.
4. Цели и задачи морально-психологической подготовки личного состава МЧС
России
Морально-психологическая подготовка является одним из основных средств поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава МЧС России и является важнейшим элементом комплексной системы воспитания, обучения и подготовки сотрудников МЧС России. Она развивает у личного состава способность хладнокровно и ответственно действовать в любой самой экстремальной обстановке, в непредвиденных ситуациях, противостоять негативному информационнопсихологическому воздействию.
Конечным результатом процесса морально-психологической подготовки является формирование у сотрудников МЧС России, эмоционально-волевой и моральнопсихологической устойчивости и готовности к выполнению функциональных обязанностей, способности профессионально, с высокой степенью эффективности, решать все поставленные задачи.
Морально-психологическая устойчивость сотрудников МЧС России предполагает наличие у них следующих основных личностных элементов: воли к успешному решению поставленной задачи, самообладания, смелости, решительности, чувства собственного достоинства, честности, преданности делу и службе, чувства профессиональной чести.
Сотрудники обязаны поддерживать высокую репутацию МЧС России, чтить и уважать государственные и ведомственные символы, быть убеждены в важности и государственной необходимости деятельности по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В сознание сотрудника МЧС России в процессе моральнопсихологической подготовки должна быть внедрена идея моральной обоснованности своей благородной, по сути и существу миссии.
С содержательно-целевой точки зрения морально-психологическая подготовка это решение соответствующих задач, основными из которых являются:
- формирование профессионально подготовленных войсковых подразделений, пожарных частей, коллективов спасателей;
- выработка у сотрудников МЧС России устойчивых навыков к действиям в экстремальной, быстро меняющейся обстановке при постоянном временном дефиците, развитие у них позитивных морально-психологических качеств, умений и стойких привычек, способствующих успешному решению вопросов, связанных с выполнением служебно-профессиональных обязанностей;
- организация деятельности сил и средств МЧС России по выполнению целей по обеспечению безопасности населения и территорий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию международного сотрудничества и проведению гуманитарных операций;
- сплочение подразделений и коллективов на основе патриотизма, высоких моральных традиций, честных и этичных отношений друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручки, доброжелательности и взаимной требовательности, чувства долга, личной и коллективной ответственности и чести, нетерпимости к случаям стяжательства и корысти;
- формирование у личного состава устойчивого и высокого моральнопсихологического уровня в военной обстановке, а также при проведении АСДНР;
- оказание экстренной психологической помощи, реабилитация и быстрейшее восстановление функциональной работоспособности сотрудников, получивших психические травмы различной степени тяжести в процессе выполнения поставленных задач;
- обучение сотрудников МЧС России приемам и методам взаимодействия с работниками других ведомств и населением в период проведения спасательных операций;
- использование в укреплении морально-психологического состояния личного состава положений, действующих правовых и моральных норм;
- контроль над исполнением законов и других правовых актов, обеспечивающих социальные гарантии сотрудников МЧС России и членов их семей;
- пресечение любых действий, нарушающих установленные социальные нормы, права и льготы;
- умение не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и прямому служебному предательству.
5. Основные требования к организации морально-психологической подготовки личного состава МЧС России
Основной подход к организации и проведению морально-психологической подготовки личного состава выражается в построении её как целостного учебновоспитательного процесса с общими целями и задачами и разработке в едином комплексе всех её взаимосвязанных системных элементов: программ, методик, форм обеспечения, способов контроля и оценки.
Морально-психологическая подготовка личного состава должна иметь следующие основные черты и особенности:
- четко определенные законодательные, нормативно-правовые, идейнотеоретические и методологические основы построения;
- целенаправленность, масштабность, комплексный подход к решаемым задачам;
- неразрывное единство процесса обучения и воспитания;
- хорошо организованный контроль над состоянием и уровнем моральнопсихологической подготовки.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что комплекс учебновоспитательных мер в рамках морально-психологической подготовки должен строиться на определенных принципах.
Целеустремленный характер морально-психологической подготовки заключается в строгом подчинении её функциональных учебно-воспитательных мероприятий характеру и замыслу предстоящих АСДНР.
Активный характер предусматривает настойчивое стремление командиров, руководителей, работников кадровых и воспитательных аппаратов МЧС России в условиях любой обстановки в мирное и военное время всеми возможными (законными) способами добиваться намеченного результата.
Оперативный характер заключается в немедленном реагировании на любые изменения обстановки, незамедлительной обработке поступающей информации, выработке на этой основе управленческих решений и доведении их до личного состава, своевременном докладе вышестоящему руководству о возникших ситуациях и выполняемых в связи с этим мероприятиях.
Многоуровневый характер предусматривает постоянное морально- психологическое воздействие на сотрудников высшего, среднего и низшего звена.
Многоплановый характер предполагает организацию учебно-воспитательного процесса личного состава дифференцировано по всем видам служебнопрофессиональным деятельности МЧС России.
Непрерывный характер предусматривает обеспечение постоянного моральнопсихологического воздействия на каждого сотрудника МЧС России в период всей его активной служебно-профессиональной деятельности.
Комплексный характер предусматривает морально-психо-логическое воздействие не только на личный состав МЧС России, но и на специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Морально-психологическая подготовка личного состава должна быть дифференцирована и приспособлена к решению конкретных задач по видам и условиям служебно-профессиональной деятельности, в том числе:
по времени проведения:
- предварительную - проводимую постоянно в процессе воспитания и ежедневной профессиональной учебы на основе, существующих приказов, наставлений положений и программ, а также других методических документов;
- непосредственную - проводимую непосредственно, перед и в период выполнения поставленной задачи на основе приказов, распоряжений, предписаний и информационных материалов о складывающейся оперативной обстановке, характеризующих возникшую чрезвычайную ситуацию и стихийное бедствие.
по характеру служебной деятельности:
- для военнослужащих войск гражданской обороны, спасателей, гражданских государственных служащих, гражданского персонала, личного состава Государственной противопожарной службы РФ, Федеральной противопожарной службы РФ, Государственного пожарного надзора РФ, личного состава Государственной инспекции по маломерным судам.
по категориям личного состава:
- на лиц рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. О последней категории, как объекте учебно-воспитательного воздействия, вспоминают редко, а между тем это важное направление морально-психологической подготовки.
по направленности учебно-воспитательного воздействия:
- работа внутри системы МЧС России;
- работа в системе РСЧС.
по условиям деятельности личного состава МЧС России в мирное и военное время морально-психологическая подготовка должна проводиться с учетом возможных вариантов развития обстановки и масштабов, имеющихся и развертывающихся группировок:
- минимально- необходимый вариант. Существующая группировка сил и средств МЧС России для условий мирного времени;
- основной вариант. Группировка сил и средств МЧС России, создаваемая в случае реализации, так называемого «базового» сценария отражения крупномасштабной агрессии с массированным применением высокоточного оружия;
- максимально возможный вариант. Группировка сил и средств МЧС России для действий в случае возможной агрессии с ограниченным применением ядерного оружия (специалистами данный вариант рассматривается, как маловероятный).
При разработке системы морально-психологической подготовки для создаваемых формирований гражданской обороны, предназначенных для защиты населения и территории в период военного времени, необходимо руководствоваться положениями разработанных правовых актов, регламентирующих формирование специальных группировок сил и средств.
Организуя занятия по морально-психологической подготовке, крайне важно использовать, накопленный при проведении АСДНР опыт действий подразделений войск гражданской обороны, спасательных формирований.
Одной из основных форм морально-психологической подготовки личного состава являются занятия в специализированных учебных центрах и полигонах, расположенных в экстремальных географических и климатических условиях. Важная роль в процессе морально-психологической подготовки личного состава принадлежит имитационному и информационному моделированию на базе широкого использования вычислительной техники, звукового, светового, электронного и сенсорного сопровождения.
6. Основные элементы (направления работы) системы морально-психологической
подготовки
Краеугольным камнем всей системы морально-психологической подготовки по формированию и поддержанию высокого уровня морально-психологического состояния личного состава в мирное и военное время являются информационновоспитательная работа и психологическая подготовка личного состава.
6.1. Основы информационно-воспитательной работы при проведении моральнопсихологической подготовки
Информационно-воспитательная работа в МЧС России, являясь составной и главнейшей частью системы морально-психологической подготовки, организуется и проводится в соответствии с основными положениями Конституции Российской Федерации, на базовой основе ряда государственных и ведомственных правовых актов.
Она основывается на многовековых нравственных устоях, воинских и профессионально-служебных традициях, патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонациональной России, народам других стран, общечеловеческих ценностях, лучших образцах отечественной и мировой культуры. При этом, естественно, учитывается современное состояние российского общества, проблемы и тенденции его развития, накопленный гражданской обороной России исторический и практический опыт, деятельность МЧС на современном этапе.
В сжатом, концентрированном виде, информационно-вос-питательная функция морально-психологической подготовки представляет собой систему согласованных по времени и месту мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время по своевременному доведению до сотрудников:
- директивных решений и указаний государственного и ведомственного управления;
- сведений о международной, военно-политической, морально-психологической, информационной и оперативной обстановке;
- намеченных стратегических планах, целях и практических задачах МЧС России в сфере безопасности;
- целевых установок ведомственного руководства по непосредственному управлению профессионально-служебной деятельностью.
Цель подобного информирования - довести до сотрудников МЧС России соответствующий объем, нормативно определенных руководством знаний и добиться того, чтобы эти знания закрепились в сознании сотрудников как стереотип устойчивой, позитивной поведенческой установки, стали твердой, незыблемой духовно-нравственной основой их профессионально-служебной деятельности, норм поведения на службе, работе и в быту.
Информационно-воспитательный процесс пронизывает всю структуру МЧС России по вертикали и горизонтали. Помимо сотрудников воспитательных аппаратов, нормативно закрепленными носителями этой функции являются командиры и руководители всех уровней и звеньев. На них возложена персональная ответственность за организацию и проведение информационно-воспитательной работы. Каждый командир и начальник, являясь информатором и воспитателем для подчиненных, сам, в свою очередь, является объектом информационно-воспитательного воздействия со стороны старших должностных лиц, вплоть до высшего управленческого уровня.
Основной задачей информационно-воспитательной работы на современном этапе является формирование и развитие у сотрудников МЧС России качеств гражданина
- патриота, профессионала своего дела и высоконравственной личности.
Решается эта задача с учетом социально-экономической, общественнополитической, религиозной и информационной обстановки в районе дислокации (базирования) региональных и территориальных органов, войск гражданской обороны, спе-
циальных формирований ФПС, формирований спасателей, подразделений ГИМС и организаций МЧС России.
При нахождении личного состава за пределами Российской Федерации информационно-воспитательная работа организуется и проводится с учетом законодательства страны пребывания (если оно не противоречит законодательству Российской Федерации) и норм международного права.
Поставленная цель достигается:
- доведением до личного состава подразделений и коллективов и разъяснением им основных положений государственной политики в сфере обеспечения безопасности населения и территорий, решений, обращений и заявлений Президента Российской Федерации, Правительства России, Приказов МЧС России, решений коллегии, военного совета войск гражданской обороны, других директивных указаний руководства Министерства;
- разъяснением сложившейся общественно-политической, международной и оперативной обстановки, особенностей происходящих чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или террористического характера, предстоящих АСДНР;
- достоверным и оперативным информированием личного состава о деятельности МЧС России, его роли в обеспечении безопасности населения и территорий, борьбе с последствиями чрезвычайных ситуаций;
- сплочением личного состава Министерства на базе безукоризненного выполнения приказов и директивных указаний высшего государственного и ведомственного руководства, воспитанием его в духе преданности своему народу, верности военной Присяге, боевым и профессиональным знаменам, Присяге сотрудников внутренних дел, профессиональному долгу, ведомственным традициям;
- выработкой у сотрудника МЧС России чувства личной ответственности за успешное выполнение поставленных задач, дисциплинированности, смелости, мужества, готовности к самопожертвованию во имя спасения людей;
- перестройкой сознания личного состава в соответствии с предстоящей заменой в МЧС России военной службы на правоохранительную и иные виды государственной службы, переходом к единой системе воинского воспитания, новыми задачами, поставленными руководством страны перед МЧС России по работе в мирное и военное время;
- постоянным доведением и разъяснением сотрудникам служебнопрофессиональных задач, их важности и основополагающего значения в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- популяризацией примеров успешных действий подразделений и коллективов Министерства при выполнении поставленных задач, пропагандой опыта отличившихся сотрудников, фактов умелого взаимодействия, взаимовыручки;
- формированием у сотрудников МЧС России уверенности в качестве и надежности специальной спасательной техники, высоком уровне, разработанных в Министерстве аварийно-спасательных технологий, в надежности своих командиров и руководителей, в их высоком профессионализме.
Эффективность информационно-воспитательной работы достигается скоординированными усилиями органов ведомственного управления всех уровней, воспитательных аппаратов при её организации, дифференцированным подходом к различным категориям сотрудников, наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров воспитателей.
Результативность мер, направленных на воспитание личного состава в большей степени достигается за счет индивидуального воздействия на сотрудников МЧС России. При этом учитываются их личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, национальные особенности, отношение к религии.
Воспитательные аппараты МЧС России, решая главную задачу, проводят также:
- анализ и общую оценку социально-политической, международной и оперативной обстановки;
- изучают материалы СМИ по проблемам защиты населения и территорий от угроз природного, техногенного и террористического характера, о деятельности МЧС России;
- выявляют уровень морально-психологического состояния личного состава подразделений и коллективов МЧС России, путем изучения реального положения дел на местах, разрабатывают меры по его улучшению и принимают участие в их практической реализации.
Завершая рассмотрение проблем и особенностей организации информационновоспитательной работы в системе МЧС России, необходимо еще раз подчеркнуть, что её конечная цель выражается в достижении планируемого уровня моральнопсихологического состояния личного состава подразделений и коллективов Министерства, необходимого для решения главных задач по обеспечению безопасности населения и территорий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера, по проведению АСДНР, по укреплению международного гуманитарного сотрудничества.
6.2. Психологическая подготовка личного состава МЧС России Если моральная составляющая морально-психологической подготовки является прерогативой информационно-воспитательной работы, то её психологическую составляющую обеспечивает работа специалистов психологов с личным составом.
Работа по созданию психологической службы в МЧС России целенаправленно и активно проводилась фактически с момента его создания. Организовывалась она в соответствии действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами других министерств и ведомств, существующей научно-методической базой при взаимодействии с учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В конце 1999 г. был создан Центр экстренной психологической помощи МЧС России, а в январе 2000 г. введено в действие Положение о службе медикопсихологической поддержки МЧС России.
Практическая деятельность подразделений войск гражданской обороны, специальных формирований ФПС, формирований спасателей подтвердила своевременность и целесообразность принятых руководством Министерства решений. Но жизнь не стояла на месте. Развитие ситуации в стране и мире, возросшие задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, расширение международного сотрудничества в борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями потребовали принятия мер по совершенствованию психологической работы.
На основе обобщения накопленного опыта, рекомендаций и выводов новейших научно-методических разработок, в 2003 г. в системе МЧС России была создана психологическая служба и Центр экстренной психологической помощи. Центру предписано заниматься организацией, непрерывным руководством и всесторонним обеспечением психологической службы МЧС России.
Рассматривая основные положения и содержание психологической подготовки, как одной из составляющих морально-психологической подготовки личного состава МЧС России становится ясно, что она имеет специфическое содержание, проводится в тесном единстве с другими видами обучения и обеспечивает подготовку личного состава к действиям по выполнению основных задач Министерства. Она представляет собой систему специальных мероприятий (практических занятий и тренировок) по формированию у сотрудников МЧС России состояния устойчивой психологической готовности к преодолению отрицательного влияния стрессогенных факторов складывающейся в районе чрезвычайной ситуации обстановки и эффективному решению стоящих перед ними функциональных задач.
Особенностью психологической подготовки является её дуализм, выражающийся в том, что сотрудники одновременно являются её объектами и субъектами.
Как объекты они подвергаются определенному психологическому воздействию специалистов, формирующему в их сознании необходимые и устойчивые стереотипы поведения в экстремальных ситуациях.
Как субъекты, они сами, после предварительного обучения их основным профессиональным приемам оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера, помогают лицам, получившим психологические травмы различной степени тяжести.
Используя теоретические разработки военных психологов, результаты практического применения специальных методик, трансформируя их к нуждам МЧС России, психологи Министерства выработали теоретический и организационный механизм целенаправленного психологического воздействия на личный состав с целью повышения его работоспособности и стрессоустойчивости в условиях экстремальных ситуаций.
Эти механизмы практически реализуются путем:
- психологической подготовки личного состава к непосредственной функциональной деятельности в экстремальной, а тем более, военной обстановке;
- оказанием экстренной психологической помощи пострадавшим сотрудникам, непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации;
- восстановлением нормального психического и физического состояния у лиц, получивших психические травмы, возвращения их в действующий строй;
- выявлением и снятием у сотрудников возникающей стрессовой, депрессивной напряженности;
- организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный, психологический отбор кадров в системе МЧС России;
- участием в осуществлении мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников (психологическая диагностика, психологическая реабилитация, психологическая подготовка), организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований сотрудников с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности.
Результативность психологической работы, всецело зависит от профессионализма сотрудников психологической службы МЧС России, умения руководителей организовать её проведение, наличия научно-мето-дической литературы и состояния учебной материально-технической базы.
6.3. Работа по нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия на личный состав
Прямая зависимость состояния общества, уровня его национальной безопасности от степени негативного информационно-психологического воздействия со стороны различных, в том числе враждебных сил установлена достаточно давно.
Еще за 500 лет до нашей эры великий китайский полководец Сунь - Цзы в своем трактате «О войне» писал, что венцом военного искусства является покорение противника без сражения путем применения специальных приемов, методов и средств.
Под негативным информационно-психологическим воздействием в настоящее время понимают комплекс программных и технических средств (физических, информационных, и радиоэлектронных), а также информационно-психологических операций, ведущих:
- к размыванию чувства гордости за свою страну, подрыву убежденности населения в необходимости выполнять свои конституционные и гражданские обязанности, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, подавлению его воли к противодействию угрозам различного характера;
- к снижению уровня морально-психологического состояния людей, созданию обстановки страха, безнадежности, отчаяния, панических настроений, тревоги, психи-
ческих расстройств, неуверенности и беспокойства относительно своего будущего, ослаблению сопротивляемости организма, обострению хронических заболеваний;
- к неверию в силы государственных структур, ведущих борьбу с чрезвычайными ситуациями, колебаниям и сомнениям в надежности и мощи их технических средств, аварийно-спасательных технологий, средств индивидуальной защиты, созданию искаженной картины чрезвычайной ситуации;
- к неверному восприятию населением реально существующих угроз, созданию атмосферы благодушия.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни государства, все активнее влияет на состояние политической, экономической, военной и информационной безопасности Российской Федерации.
Под информационной безопасностью Российской Федерации и защитой населения от негативного информационно-психологического воздействия понимается состояние защищенности её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Традиционно, ведомственные информационно-воспитательные, контрпропагандистские и психологические службы привлекаются и к работе по нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия различного характера на личный состав. Важность этого направления морально-психологической подготовки многократно возросла в последнее время, после создания ударного психологического оружия, созданного в рамках концепции «невитальных» видов оружия.
Специфическими направлениями обеспечения информационной безопасности и защиты личного состава и населения от негативного информационно-психологического воздействия являются:
- разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
- разъяснение населению и личному составу целей, задач, тематики, форм, методов, приемов и техники проведения информационно-психологических операций, их направленности, истинных намерений и интересов с целью формирования установок по их критическому восприятию;
- повышение надежности систем сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающей деятельность соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
- прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях экстремальных ситуаций;
- изучение морально-психологической обстановки (социально-по-литической, национально-этнической, криминогенной, экологической и др.) в потенциально опасных в плане возникновения чрезвычайных ситуаций районах, местах проведения АСДНР, пунктах дислокации контингентов МЧС России;
- разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.
6.4. Зависимость результатов информационно-воспитательной и психологической
работы от обеспечивающих факторов
Подтверждая теоретические положения и выводы системного анализа о наличии и активном функционировании в военно-социальных системах устойчивых взаимозависимых, взаимодействующих и взаимообусловленных связей, авторы эмпирически
установили прямую и непосредственную зависимость конечных результатов информационно-воспитательной и психологической работы от состояния социально-правовой и культурно- досуговой работы, тылового и иных видов обеспечения. Степень выявленной зависимости возрастает при проведении АСДНР и, особенно в военное время.
Роль социально-правовой работа в совершенствовании моральнопсихологической подготовки
Социально-правовая работа одна из основных обеспечивающих функций морально-психологической подготовки. Она является базовым фундаментом воспитания личного состава и информационно-воспитательной работы в системе МЧС России в целом.
Её влияние на конечные результаты, проводимой в подразделениях, частях и коллективах МЧС России информационно-воспитательной и психологической работы, по формированию личности высокопрофессионального, идейно и психологически подготовленного сотрудника неоспоримо. Поставленные в этой области цели достигаются в тех подразделениях и коллективах, где социально-правовая работа поставлена на плановую основу, контролируется руководством, где принимаются решительные меры по обеспечению в положенные сроки и в необходимом объеме сотрудников и членов их семей всем комплексом, нормативно закрепленных прав и гарантий.
Социально-правовая работа есть, динамично развивающийся комплекс различных видов профессиональной деятельности органов государственной власти, ведомственного управления и местного самоуправления по удовлетворению разнообразных социальных потребностей сотрудников и членов их семей.
Применительно к МЧС России - это создание условий для реализации прав и законных интересов, свобод и обязанностей, а также льгот, гарантий и компенсаций, обусловленных спецификой служебно-про-фессиональной деятельности сотрудников Министерства. Указанные условия включают в себя также обязанности перечисленных органов по закреплению в правовых актах льгот, гарантий и компенсаций.
Нормативно-правовой базой социально-правовой работы является Конституция Российской Федерации, статья 7, которой содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации, в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих, сотрудников силовых и правоохранительных органов, пенсионеров и членов их семей в стране за последние годы разработано и принято большое количество нормативных актов о социальном обеспечении, правах и льготах указанных лиц.
В их числе можно назвать Концепцию социальной защиты военнослужащих Российской Федерации и Государственную программу по социальной защите военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Была создана система судебной защиты прав военнослужащих и сотрудников.
Большая работа по созданию нормативно-правовой базы социально-правовой работы проводилась в системе Гражданской обороны. Вопросы реализации прав и обязанностей лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поднимались в ряде Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства РФ.
Социальной защитой военнослужащих и сотрудников занимаются органы государственной власти и местного самоуправления, суды, прокуратура, правоохранительные органы, органы ведомственного управления и командиры (руководители, начальники).
В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.
В органах исполнительной власти проблемы социальной защиты военнослужащих и сотрудников решает Министерство труда и социального развития, в рамках которого создан Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Значительную роль в обеспечении социальных гарантий сотрудников МЧС России занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Непосредственно в МЧС России обеспечением социальной защиты сотрудников и членов их семей занимается руководство Министерства, Департамент кадровой политики, Правовое управление, командиры и руководители всех уровней.
Ими, в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными организациями, создаются социальные условия, необходимые для более эффективного решения всех служебно-профессиональных задач, укрепления правопорядка и дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния личного состава.
Вопросами социальной защиты занимаются также многочисленные общественные организации - советы, фонды, ассоциации и религиозные объединения. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями в деле обеспечения социальной защиты сотрудников и членов их семей относится к числу важных задач социально-правовой работы.
К целям социально-правовой работы можно отнести:
- постоянное изучение и прогнозирование социальных процессов в подразделениях и коллективах МЧС России;
- выработка, принятие и реализация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава;
- организация и проведение правового воспитания различных категорий сотрудников;
- обеспечение индивидуальной помощи сотрудникам в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;
- обучение командиров, руководителей, других должностных лиц правовым основам профессионально-служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;
- разъяснение личному составу законов чрезвычайного положения, прав и обязанностей сотрудников в условиях проведения аварийно-спасательных работ и гуманитарных операций;
- создание социальных и правовых условий для выполнения личным составом своих функциональных обязанностей;
- обеспечение высокой организованности и дисциплины, укрепление единоначалия, повышение авторитета военной Присяги, Присяги сотрудников органов внутренних дел, Кодекса чести сотрудника МЧС России, приказов командиров и начальников;
- предупреждение случаев самовольного уклонения от выполнения служебных обязанностей;
- проведение в жизнь практических мер по обеспечению установленных законом прав и льгот семьям военнослужащих и сотрудников МЧС России, погибших или пострадавших в ходе проведения АСДНР;
- рассмотрение и разрешение предложений, жалоб, писем и заявлений сотрудников и членов их семей;
- поддержание взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными неправительственными организациями и религиоз-
ными объединениями в целях более эффективного решения вопросов социальной защиты личного состава.
Лица, осуществляющие социально-правовую работу в Министерстве, должны сочетать профессиональную компетентность и социальную направленность своей деятельности, личную дисциплинированность и высокую требовательность к подчиненным, служить примером для них в сфере социальных отношений, не допускать расхождения между словом и делом, иметь соответствующую правовую подготовку. Они должны хорошо понимать сущность социально-правовой работы, её цели и задачи, знать основные её сферы и направления, уметь реализовывать эти знания в практической деятельности, доходя до каждого сотрудника и члена их семьи, проявлять такт в общении с людьми.
В свое время генерал М.И. Драгомиров требовал от офицеров: «...Будьте сами рабом закона, и ваш подчиненный станет таким же».
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальная и правовая защита сотрудников МЧС России и членов их семей является одной из ключевых функцией Министерства. Вопросы поступательного развития социально-правовой работы нашли свое отражение в «Плане строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007-2010 годы».
Культурно-досуговая работа в системе морально-психологической подготовки личного состава МЧС России
Культурно-досуговая работа является важнейшей обеспечивающей частью морально-психологической подготовки личного состава МЧС России. Она проводится под контролем воспитательных структур и направлена на обеспечение информационновоспитательной работы, удовлетворение духовных потребностей, просвещения и организации культурного досуга сотрудников и членов их семей.
Роль культурно-досуговой работы в силовых и правоохранительных структурах в поднятии боевого духа, мобилизации личного состава на решение поставленных задач широко известна. Особенно важна эта работа в военное время. До сих пор изучается опыт культурно-досуговой работы в Великой Отечественной войне. Творческая деятельность фронтовых бригад, кинофильмы, театральные постановки, литературные произведения, песни и стихи помогали солдатам и офицерам переносить тяготы войны, воодушевляли их на ратные подвиги.
В МЧС России культурно-досуговая работа организуется и проводится с учётом специфики работы Министерства, на основе перспективных и текущих планов. Они полностью корреспондируются с задачами обучения и воспитания личного состава, условиями конкретной обстановки и утверждаются заместителями командиров подразделений и частей, руководителей коллективов по воспитательной работе.
Культурно-досуговой работой достигается:
- воспитание средствами культуры и искусства у военнослужащих и сотрудников высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество, историю России, службу и работу в МЧС России;
- содействие формами и методами культурно-досуговой работы формированию у военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала Министерства высокого уровня морально-психологической и служебно-профессиональной готовности к успешному решению всего комплекса функциональных задач;
- приобщение личного состава, членов семей сотрудников к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельного художественного творчества;
- организация культурного досуга личного состава в интересах поддержания на должном уровне его духовно-эмоционального и морально-психологического состояния.
Основными направлениями культурно-досуговой работы системы МПО МЧС России являются: культурно-воспитательное, военно-массовое, информационно-
просветительское, культурно-творческое и досуговое направления.
Осуществляют функциональные обязанности в сфере культурно-досуговой работы сотрудники воспитательных аппаратов, работники культурно-музейных учреждений, ведомственных музыкальных коллективов, средств ведомственной массовой информации.
В своей организационной деятельности они используют широкий арсенал средств, форм и методов работы, важнейшими из которых являются:
- конкурсы-смотры на звание «лучший спасатель», «лучший пожарный», «лучший сотрудник по пожарному надзору», «лучший инспектор ГИМС»;
- конкурсы на звание «лучшее клубное учреждение МЧС России»;
- проведение первенства МЧС России среди команд КВН;
- ежегодные конкурсы на звание «Мисс МЧС России»;
- концерты и спектакли профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, кино и видео сеансы, показ и обсуждение новых произведений литературы и искусства, семейные вечера отдыха, конкурсы, смотры и выставки самодеятельного и прикладного творчества, кино-видеолюбительства, выставки изобразительного искусства, фотографии, филателии и других видов любительского коллекционирования;
- занятия в университетах культуры, школах и лекториях культуры, радио видео-телевизионных клубах и других клубных любительских объединениях, кружках по различным отраслям и жанрам самодеятельного художественного и прикладного творчества, кружках и школах эстетического воспитания;
- тематические литературно-художественные вечера, литературные музыкальные композиции, вечера вопросов и ответов, тематические кинопоказы, киновечера, кино-лекционные вечера, клубные объединения людей героических профессий, спортивные объединения, родительские конференции, дни родителей, вечера семейного отдыха, читательские и зрительские конференции, лекции и консультации, просмотры профессионально-учебных, хроникальных кино и видео фильмов;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и системы Гражданской Обороны и МЧС России, деятелями науки, литературы и искусства;
- экскурсии по местам боевой славы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в музеи, художественные галереи и на выставки;
- вечера чествования лучших специалистов, занятия в лекториях профессиональных и правовых знаний, выставки технического творчества, вечера профессионального содружества, встречи ветеранов МЧС России.
7. Состояние работы по морально-психологической подготовке личного состава МЧС России
Понимая важность морально-психологической подготовки личного состава, руководство МЧС России в последнее время предприняло ряд шагов, направленных на совершенствование этой деятельности.
Большое влияние на развитие нормативно-правовых и организационных основ морально-психологической подготовки в Министерстве оказали принятая в 2004 году « Концепция кадровой политики МЧС России» и введенные в действие в 2005 году основные направления воспитания личного состава.
Кадровым и воспитательным аппаратам Министерства предписано приложить максимальные усилия к развитию, укреплению и совершенствованию духовнонравственных основ службы в МЧС России. При этом, воспитательная работа рассматривается, как важнейшая часть управленческой деятельности, одно из средств, оказывающих прямое воздействие на моральное состояние сотрудников и конечные результаты служебной деятельности.
Для решения этой задачи был намечен комплекс мероприятий, рассчитанный на период 2005-2008 годов, выполнение которых в полном объеме, должно было способствовать:
- разработке научных основ развития системы воспитания личного состава, на базе широкого использования современных форм и методов воспитательной работы;
- повышению персональной ответственности руководителей всех уровней за проведение индивидуальной работы с подчиненными;
- созданию максимально возможных условий для духовного и морального роста личного состава Министерства с использованием для этого традиционных для России религиозных конфессий, помощи работников культуры и искусства;
- подготовке и выпуску учебно-методических пособий по проблемам воспитательного характера;
- использованию института наставничества;
- развитию состязательности в коллективах;
- повышению значимости традиций и ритуалов;
- применению современных стимулов морального и материального поощрения;
- разработке и внедрению программ теоретической и психологической подготовки руководящих кадров;
- усилению внимания к проблеме обеспечения гарантий правовой и социальной защиты;
- повышению роли правовой службы в вопросах защиты прав и интересов сотрудников.
В развитие установок руководства МЧС России о совершенствовании воспитательной работы с личным составом, привитию ему высоких моральных принципов и правил поведения в 2006 году был утвержден «Кодекс чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Целью принятия Кодекса чести сотрудника системы МЧС России, является формирование и развитие корпоративной (ведомственной) культуры, укрепления и совершенствования воспитательной работы.
В соответствии с принятым документом, долг чести сотрудника системы МЧС России - быть примером в исполнении Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, верным гражданскому и профессиональному долгу, военной Присяге и Присяге сотрудника органов внутренних дел.
Поднятию престижа службы и работы в МЧС России служат и учрежденные Указом Президента Российской Федерации основные символы МЧС - Белая звезда Надежды и спасения, на основе которой разработана эмблема МЧС России. Чтить и уважать символы МЧС России прямая обязанность каждого сотрудника Министерства.
8. Пути совершенствования морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России
Определяя основные направления повышения эффективности системы морально-психологической подготовки личного состава МЧС России авторы выстраивают их в следующей последовательности:
Идеология
Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации говорится о многообразии идеологий в обществе и недопущению диктата одной из них, в настоящее время в стране идет активный поиск и формирование единой общегосударственной идеологии. Эту проблему обозначил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
В одном из своих выступлений перед личным составом объединенной группировки войск на Северном Кавказе он отметил, «что после крушения коммунистической идеологии...мы ничего не дали взамен, и вся нагрузка по морально-этическому воспитанию населения .перекочевала на плечи традиционной религии., а государство ничего не сделало для того, чтобы её поддержать. И эту ошибку мы, конечно должны исправить...».
Памятуя о том, что эффективность воспитания личного состава во многом определяется существованием общегосударственной идеологии, руководителям воспитательных структур необходимо внимательно отслеживать ход дискуссии в обществе по данной проблеме.
Уже сейчас, крайне важно использовать в непосредственной работе по воспитанию личного состава основные положения воссоздающейся общегосударственной идеологии.
Защита от негативного информационно-психологического воздействия
Совершенствуя систему морально-психологической подготовки необходимо принимать решительные меры по снижению негативного влияния на сотрудников МЧС России некоторых наиболее одиозных, беспринципных отечественных и зарубежных средств массовой информации, разлагающе воздействующих на личный состав. Решить эту задачу можно, поставляя в подразделения и коллективы МЧС России современную оргтехнику (персональные компьютеры, множительную технику, сканеры) и видеоаппаратуру, позволяющую быстро и качественно получать, тиражировать и доводить до личного состава нужную и правдивую информацию или материалы воспитательного характера.
Другим важным шагом в этом направлении должно стать техническое укрепление ведомственной печати, увеличение числа публикаций по проблемам моральнопсихологической подготовки и поднятие качества публикуемых материалов.
Повышение роли руководства в организации морально-психологической подготовки
Необходимо повысить роль и ответственность командиров и руководителей всех уровней за качеством морально-психологической подготовки. С этой целью целесообразно разработать и практически организовать цикл специальных занятий начальствующего состава в системе командирской учебы.
Назрела проблема повышения статуса воспитательных структур и в общей системе органов управления МЧС России. Представляется, что сотрудники, отвечающие за состояние воспитательной работы должны иметь одинаковые возможности с другими сотрудниками в продвижении по служебной лестнице. Решая вопрос о назначении на должности командиров и руководителей необходимо в первую очередь оценивать личные и деловые качества сотрудника, жизненный и служебный опыт.
Необходимо также в полной мере реализовать положение об ответственности заместителей командиров и руководителей по воспитательной работе за состояние дисциплины и правопорядка, определив их права и обязанности по отношению к другим органам управления в этом вопросе. Воспитательные аппараты должны взять на себя функции координации усилий всех органов управления по поддержанию правопорядка в подразделениях и коллективах, а также по профилактике правонарушений.
Использование в морально-психологической подготовке приватных сил
Более активно необходимо привлекать к воспитательной работе и моральнопсихологической подготовке, так называемые, приватные силы. Под ними подразумеваются ветераны Великой Отечественной войны, военных конфликтов последнего времени, руководители предприятий и учреждений, сел и поселков, районов и городов, представители творческой интеллигенции, общественных неправительственных организаций проправительственного толка, официально действующих религиозных конфессий, а также просто люди с интересной судьбой. Их участие в различных информационно-воспитательных мероприятиях повышает воздействие на личный состав, расширяет кругозор сотрудников.
Роль научных кадров МЧС России в совершенствовании работы по морально-психологическому обеспечению
В интересах совершенствования системы морально-психологической подготовки, разработки теоретических положений, методических материалов необходимо в
полном объеме использовать научный потенциал МЧС России. На сегодняшний день в высших учебных заведениях МЧС России, научно-исследовательских институтах и исследовательских центрах работают доктора и кандидаты наук, профессоры и доценты. Этот огромный научный потенциал крайне важно задействовать в интересах развития и совершенствования системы морально-психологической подготовки личного состава.
Подготовка профессиональных кадров для системы моральнопсихологической подготовки
Одной из важнейших задач при формировании системы моральнопсихологической подготовки личного состава МЧС России является решение кадрового вопроса, начиная с руководителей и кончая рядовыми сотрудниками создаваемого аппарата. В этих целях необходимы последовательные, комплексные и своевременные меры, затрагивающие экономические, социально-психологические, этические аспекты работы с кадрами, опирающиеся на полноценную правовую, методическую и организационную основу.
В настоящее время профильных специалистов, организаторов моральнопсихологической подготовки в вузах МЧС России не готовят. На некоторых кафедрах педагогики, психологии, управления социальными процессами преподают моральнопсихологическую подготовку в качестве факультативного предмета.
В этих условиях, снять кадровый голод можно целенаправленной подготовкой офицеров и сотрудников тактического звена на курсах переподготовки.
Наиболее перспективными формами решения кадрового вопроса может быть профессиональное обучение специалистов воспитателей и психологов для системы морально-психологической подготовки. Варианты такого обучения различны, например:
- создание в одном из вузов МЧС России специального факультета по подготовке специалистов по морально-психологической подготовке;
- направление на учебу в вузы Министерства Обороны Российской Федерации, других силовых и правоохранительных ведомств готовящих специалистов по морально-психологической подготовке, отобранных кадровыми аппаратами сотрудников МЧС России;
- организация специальных курсов переподготовки для сотрудников воспитательных аппаратов с целью их последующего использования в системе моральнопсихологической подготовки личного состава МЧС России;
- запросы на специалистов по морально-психологической подготовке из Министерства обороны Российской Федерации, МВД, ФСБ;
- разработка специальных программ по морально-психологической подготовке для системы служебно-профессиональной учебы.
Успешное решение кадрового вопроса, залог успеха всей работы по воспитанию и морально-психологической подготовке личного состава МЧС России.
Концентрация усилий системы морально-психологической подготовки на низовых рабочих звеньях МЧС России
Поднять эффективность морально-психологической подготовки сотрудников в короткое время возможно лишь сконцентрировав усилия всех должностных лиц, и воспитательных структур на работу в низовых звеньях системы МЧС России, которые непосредственно обеспечивают выполнение задач по защите населения и территорий от угроз чрезвычайных ситуаций. При этом внимание необходимо сосредоточить на информационно-воспитательной, социально-правовой и культурно-досуговой работе.
Повышение роли церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании личного состава
В религии на протяжении тысячелетнего развития были выработаны способы эффективного воздействия на психику человека. Учитывая это, с момента возникнове-
ния Вооруженных сил ядром их морально-пси-хологической готовности выступали те или иные религиозные верования. Не являлись исключением и Вооруженные силы России. С крещения Руси в 988 году установилась тесная связь между армией и Православной церковью. В критические моменты российской истории религия всегда была централизующим началом, объединяющим нацию. Можно вспомнить Сергея Радонежского, патриарха Гермогена и других.
Петр 1, формируя регулярную Русскую Армию, дело духовного воспитания поручил Православной церкви. Фельдмаршал А.В. Суворов, будучи глубоко верующим человеком, считал веру в Бога основой духовной стойкости солдата. Адмирал Ф.Ф. Ушаков совмещал воинские, флотоводческие обязанности с церковным служением. Он не проиграл ни одного морского сражения и в наши дни причислен к лику святых.
Одной из важнейших традиций по духовно-нравственному воспитанию личного состава был пример мужества и бесстрашия священнослужителей на поле боя. За проявленный героизм в годы Первой Мировой войны более 1200 священников были награждены государственными наградами России.
В наши дни церковь вносит существенный вклад в духовно-нравственное воспитание личного состава силовых и правоохранительных структур. В МЧС России многое сделано для повышения роли религиозных традиционных конфессий в деле патриотического, воинского и профессионального воспитания сотрудников. Вместе с командирами и руководителями духовенство укрепляет духовно-нравственные традиции, воспитывает патриотизм, самоотверженность, верность Присяге.
Традиционными стали выступления священнослужителей на торжественных мероприятиях. Нередки случаи, когда священнослужители лично принимают участие в проведении аварийно-спасательных операций, оказывая моральную, а то и прямую физическую помощь работникам МЧС России. Они, помогая снимать психические нагрузки с пострадавших, способствуют поднятию у людей морального духа.
Рассматривая проблему деятельности церкви в МЧС России по патриотическому, воинскому и профессиональному воспитанию личного состава, следует отметить, что строится она строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 14, 19, 28, 29, 30 и 59), Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При этом командирам и руководителям необходимо постоянно помнить, что МЧС России по природе своей политконфессиально, поэтому актуальной остается задача обеспечения равноправия религиозных организаций, равноправия сотрудников, независимо от их отношения к религии. В то же время необходимо вникать в суть проводимой священнослужителями работы, чтобы она не превратилась в компанию по насаждению той или иной религиозной концепции, что входит в противоречие с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих».
Вывод
Итоги работы МЧС России за прошедшие годы, доказывают общественную востребованность и социальную значимость его деятельности.
Особенно важна и значима оценка работы МЧС России, высказанная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным при посещении им Министерства:
«Авторитет вашей профессии - один из самых высоких в стране. Вы заслужили его самоотверженной работой и мужеством. Ваша работа по достоинству оценивается властью и народом».
За этой оценкой и всеми действительно впечатляющими показателями стоят люди - сотрудники Министерства. Положительные результаты достигнуты большим напряжением в период подготовки и учебы и тяжелейшим трудом во время выполнения АСДНР.
В этих условиях, определенные недостатки в организации системы моральнопсихологической подготовки, заранее формирующей морально- психологическую ус-
тойчивость личного состава к негативному воздействию различных стрессогенных факторов, становятся тормозом в деле совершенствования сил и средств МЧС России.
Постоянно повышающаяся квалификация, целеустремленность и целенаправленность руководства, сотрудников воспитательных аппаратов, психологов по созданию социально-позитивного, морально-психоло-гического климата в коллективах, укреплению морально-психо-логического состояния личного состава обеспечит выполнение миссии, возложенной на МЧС России.
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Г осударственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2005г. № 422).
3. Государственная программа по социальной защите военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
4. Программа перехода Вооруженных сил России Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (утверждена Президентом Российской Федерации 22 августа 2002г. № Пр-1462).
5. Приказ МЧС России 19 мая 2005г. № 225 «О концепции кадровой политики МЧС России».
6. Приказ МЧС России от 30 ноября 2005 года № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».
7. Программа морально-этического и нравственного воспитания личного состава МЧС России на 2006 - 2008 годы. 3 мая 2006.
8. Приказ МЧС России от 6 марта 2006 г. № 136 «Об утверждении Кодекса Чести сотрудника Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
9. Приказ МЧС России от 25 апреля 2003г. №218 «О создании психологической службы МЧС России (которым утверждены Положение о психологической службе МЧС России и Положение о Центре экстренной психологической помощи МЧС России).
10. Концепция социальной защиты военнослужащих Российской Федерации.
11. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2006 году».
12. Зеленков, М.Ю. «Морально-психологическое обеспечение войск» / М.Ю. Зеленков // учебное пособие Москва 2004.
13. Арзамаскин, Ю.Н. «Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» / Ю.Н. Арзамаскин, А.Г. Караяни, Л.Д. Бублик ЛД., А.В. Черкасов // Москва 1997 г.
14. Сыромятников, И.В. «Организация психологической работы в воинской части в мирное время» / И.В. Сыромятников // Учебное пособие Секция военной психологии Российского психологического общества, Москва, 2004 г.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх