Научная статья на тему 'Морально-нравственные ценности и правосознание будущих юристов'

Морально-нравственные ценности и правосознание будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / MORAL STANDARDS / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / RULES OF LAW / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕСТУПНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ / TOLERANCE IN RELATION TO CRIMINAL MANIFESTATIONS / ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ / AGGRESSION FORMATION / КРАЖА / THEFT / УБИЙСТВО / MURDER / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / DEATH PENALTY / LAW CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клочкова А.В.

Статья обобщает результаты криминологического исследования по определению уровня нравственного и правового сознания обучающихся студентов в рамках воспитательной политики юридического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral values and legal awareness of future lawyers

The article summarizes the results of the criminological survey based on the students’ moral and law consciousness level definition within educational policy of law department.

Текст научной работы на тему «Морально-нравственные ценности и правосознание будущих юристов»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2012. № 5

ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. клочкова, кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*

морально-нравственные ценности и правосознание Будущих юристов

(по материалам исследования, проведенного на юридическом факультете мгу имени м.В. ломоносова)

Статья обобщает результаты криминологического исследования по определению уровня нравственного и правового сознания обучающихся студентов в рамках воспитательной политики юридического факультета.

ключевые слова: моральные нормы; правовые нормы; правосознание; толерантность по отношению к преступным проявлениям; формирование агрессивности; кража, убийство; смертная казнь.

The article summarizes the results of the criminological survey based on the students' moral and law consciousness level definition within educational policy of law department.

Keywords: moral standards; rules of law; law consciousness; tolerance in relation to criminal manifestations; aggression formation; theft; murder; the death penalty.

Ценностно-нормативные ориентации, являясь сложным структур-но-иерархичным, динамичным феноменом, сформированным в юношеском возрасте, характеризуют направленность и содержание социальной активности личности, детерминируя ее поведение в том числе в юридически значимых ситуациях. Анализ базовых ценностно-нормативных ориентаций учащихся, их субъективного отношения к моральным и правовым нормам, степени значимости для них таких норм в условиях современной действительности является крайне актуальным и свидетельствует об объективной необходимости настоящего исследования.

Цель настоящего исследования заключается в анализе и выявлении деформаций в системе ценностно-нормативных ориентаций учащихся, разработке мер, направленных на формирование ценностно-нормативных ориентаций студентов, соответствующих социально-правовым по-

* a.klotchkova@rambler.ru

требностям современного общества. Объектом исследования являются студенты юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Предмет исследования состоит в изучении специфики ценностно-нормативных ориентаций студентов и их роли в детерминации правомерного либо правонарушающего поведения.

Несмотря на неоднозначные процессы, наблюдаемые в молодежной среде, у студентов юридического факультета существует четкое представление о том, что традиционные ценности остаются важными в условиях современной России. Респондентов попросили ранжировать предложенные им в ходе исследования ценности по степени их значимости для российского общества: наиболее значимыми, по их мнению, являются уважение к закону и правопорядку; доброта и великодушие; патриотизм, любовь к Родине; толерантность, уважение к людям другой расы, веры, национальности (табл. 1).

Таблица 1.

ценности, наиболее значимые для современной России

социальные явления значимость (в порядке убывания)

Уважение к закону и правопорядку 17

Доброта, великодушие 17

Патриотизм, любовь к Родине 13

Толерантность, уважение к людям другой расы, веры, национальности 13

Возрождение нравственности и духовности 10

Преемственность традиций и культуры российского общества 9

Социальная дисциплина и ответственность 7

Честь, достоинство, благородство 6

Вера в Бога 5

Коллективизм, взаимовыручка (взаимопомощь) 4

Трудолюбие 4

Уважение к старшим 3

Милосердие, защита слабых и обездоленных 3

Терпение 3

На формирование и развитие ценностно-нормативных ориен-таций молодежи непосредственное влияние оказывают социальные факторы. К наиболее важным из них можно отнести общий уровень криминализации общества, распространение различных видов отклоняющегося поведения, равнодушие к чужим нуждам и проблемам, терпимость к преступному поведению, позитивное либо негативное влияние средств массовой информации и т.д.

Интерес представляет мнение студентов о социальных факторах, оказывающих отрицательное влияние на социальную атмосферу в обществе. Крайне негативными девиациями в настоящее время, по мнению студентов, являются распространение нецензурной лексики, пропаганда сексуальной распущенности и разврата, наркотизация общества и пропаганда насилия и жестокости (табл. 2). Состояние преступности в стране беспокоит студентов-юристов даже меньше, чем безразличие современной молодежи к политическим и идеологическим проблемам. Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди оценивают в первую очередь повседневную, окружающую их действительность. Именно поэтому их в меньшей степени волнует проблема распространения норм и ценностей криминальной среды, распространение оккультизма и мистицизма или рост толерантности молодежи к преступным проявлениям.

Таблица 2.

Оценка негативных социальных явлений (%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ оценившие явление как «катастрофическое»

Распространение нецензурной лексики и блатного жаргона 53

Пропаганда сексуальной распущенности 40

Распространение разврата, проституции и порнографии 39

Наркотизация общества и молодежи 36

Пропаганда насилия, агрессии и жестокости 33

Распространение бродяжничества и попрошайничества 29

Распространение национального экстремизма 28

Безразличие молодежи к политическим и идеологическим проблемам 24

Состояние преступности 23

Распространение азартных игр 21

Толерантность (терпимость) молодежи к преступности 17

Распространение оккультизма и мистицизма 11

Пропаганда норм и ценностей криминальной среды 11

Более трети опрошенных считает, что распространение наркотизации среди молодежи имеет катастрофический характер. «Отрицательно» и даже «категорически против» легализации потребления так называемых «легких» наркотиков высказались четверо из пяти опрошенных студентов. При этом практически у каждого третьего студента имеются знакомые, периодически употребляющие наркотические вещества (рис. 1). Каждый четвертый студент хотя бы раз в жизни стал-

кивался с предложением попробовать наркотики (26%), периодически такие предложения получают 23% опрошенных.

Рис. 1. Есть ли в вашем окружении лица, постоянно или периодически употребляющие наркотические вещества?

Несмотря на то что у каждого третьего студента в окружении присутствуют лица, употребляющие наркотики, четверо из пяти опрошенных утверждают, что никогда не употребляли наркотики. Между тем среди студентов есть те, кто периодически употребляет наркотические вещества или хотя бы пробовал их однажды (рис. 2).

Рис. 2. Пробовали ли вы потреблять наркотические вещества

По оценкам наших респондентов, в современном российском обществе имеется и определенная тенденция к сглаживанию, уменьше-

нию отдельных социальных проблем. Например, постепенно уменьшается, по их мнению, безразличие молодежи к происходящим в стране политическим событиям, наблюдается рост интереса к идеологии государства, что крайне важно в демократическом обществе. Студенты отмечают, что распространение азартных игр перестало быть столь стремительным и неконтролируемым, как и мода на ценности криминальной субкультуры (табл. 3).

Таблица 3.

Оценка негативных социальных явлений (%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ оценившие явление как имеющее тенденцию к улучшению (снижению)

Безразличие молодежи к политическим и идеологическим проблемам 24

Распространение азартных игр 15

Пропаганда норм и ценностей криминальной среды 13

Распространение национального экстремизма 11

Пропаганда насилия, агрессии и жестокости 10

Наркотизация общества и молодежи 9

Распространение оккультизма и мистицизма 9

Особый интерес представляют вопросы детерминации правона-рушающего поведения: почему подростки и молодые люди нарушают закон; что их удерживает от этого шага?

Представления респондентов о детерминации законопослушного и девиантного поведения молодежи были выявлены посредством вопроса «Почему подростки и молодые люди соблюдают закон?». По мнению 30% опрошенных, в первую очередь сдерживающим обстоятельством для нарушения закона является страх наказания. В то же время такое же количество опрошенных ответили, что соблюдают закон по привычке, считая это естественным, и потому что так принято в семье. В данной позитивной мотивации законопослушного поведения прослеживается скорее бессознательное, «по привычке» законопослушное поведение. Каждому пятому не позволяет нарушать закон совесть либо чувство стыда перед родными и близкими. На основе полученных данных можно сделать вывод, что для будущих юристов более значимую роль в качестве регулятора индивидуального поведения играет нравственное сознание, на фунданте которого формируется правосознание. Остальные студенты также отличаются развитым правосознанием, так как считают, что законы нарушать нельзя, потому что это законы.

Результаты проведенного исследования демонстрируют различия в ориентации респондентов на соблюдение/несоблюдение нравствен-

Таблица 4.

мотивация законопослушного поведения

Причины, по которым молодые люди соблюдают закон %

Из страха наказания 30

Не задумываясь, по привычке, считают это естественным 19

Потому что так принято в семье 11

Из чувства стыда перед родными, близкими, друзьями 10

Совесть не позволяет нарушить закон 8

Считают, что должен исполняться любой закон, каким бы он ни был 6

Для соблюдения стабильности и правопорядка в обществе 5

Из уважения к закону 5

Считают, что нарушать законы безнравственно 4

Считают законы справедливыми 2

Из иных соображений 1

но-этических и правовых норм для достижения социально полезных или личных целей. При ответе на вопрос о том, какие действия респонденты в принципе считают для себя допустимыми, а какие нет, ответы распределились следующим образом (табл. 5).

Таблица 5.

Ориентации студентов на соблюдение/несоблюдение нравственно-этических и правовых норм для достижения социально полезных или личных целей

Решение да, в принципе да, в некоторых жизненных ситуациях как правило, нет нет, ни при каких обстоятельствах не знаю

Нарушение нравственных принципов и этических норм для достижения социально полезных целей 22 31 28 15 4

Нарушение нравственных принципов и этических норм для достижения личных целей 11 21 34 32 3

Использование противоправных способов для достижения социально полезных целей 11 21 37 24 7

Использование противоправных способов для достижения личных целей 6 14 34 45 2

Совершение преступления для достижения социально полезных целей 6 15 25 47 7

Совершение преступления для достижения личных целей 3 6 23 62 5

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что половина опрошенных студентов считают для себя допустимым нарушение нравственных принципов и этических норм. При этом каждый второй выразил готовность нарушить их вербально для достижения социально полезных целей и каждый третий — в личных целях. Так в ходе исследования выяснилось, что 11% студентов могут пройти мимо совершающегося преступления, не желая вмешиваться в решение чужих проблем. А каждый пятый студент (20%) согласился с верностью утверждения «Моя хата с краю — ничего не знаю», что является современной негативной тенденцией общественной жизни. Социологи фиксируют довольно высокий уровень равнодушия у российского населения, когда люди предпочитают не вмешиваться, даже в случае явного нарушения как моральных, так и правовых норм окружающими.

Категория опрошенных, выразивших готовность использовать для достижения личных целей противоправные способы, отличается определенными морально-нравственными искажениями индивидуального сознания и низким уровнем правосознания. Каждый третий будущий юрист подтвердил для себя возможность игнорирования правовых запретов для достижения социально полезных целей, каждый пятый — ради достижения личной выгоды. Эти данные подтверждаются готовностью 18% студентов юридического факультета проехать в транспорте без билета. Что касается возможности совершения преступления, то подавляющее большинство студентов (от 72 до 85%) не считают для себя возможным преступить уголовно-правовой запрет вне зависимости от целеполагания. При этом 22% опрошенных считают для себя возможным дать взятку.

Сравнительный анализ двух видов мотивации девиантного поведения (личная и общественная польза) свидетельствует о приоритете на вербальном уровне для большинства респондентов общественно значимых ценностей над личными.

О том что студенты юридического факультета характеризуются высоким уровнем правосознания, свидетельствует их вербальное поведение в ситуации неопределенности, межличностного конфликта, когда человеку предоставляется выбор возможной стратегии поведения, часто неоднозначной по отношению к существующему законодательству и нравственным нормам.

Молодые люди скорее предпочитают остаться законопослушными гражданами, нежели последовать примеру друзей, решившихся на аморальный поступок или даже преступление, ценой потери дружбы и уважения со стороны товарищей.

Уровень развития правосознания человека можно определить посредством выявления его отношения к популярным народным пословицам, связанным с отношением к закону. Например, при помощи таких пословиц, как «Закон что столб, перешагнуть нельзя, а обойти

можно», «Закон что дышло — куда повернешь, туда и вышло», можно определить степень правового нигилизма личности (рис. 3, 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Согласны ли вы с утверждением «Закон, что столб, перешагнуть нельзя,

а обойти можно»?

Нр чнаю

Рис. 4. Согласны ли вы с утверждением «Закон что дышло — куда повернешь,

туда и вышло»?

Согласие подавляющего большинства студентов с указанными утверждениями свидетельствует скорее не о дефектах правосознания, а о профессиональной специфике респондентов. Так как именно юристы в первую очередь видят все несовершенство современного законодательства, его пробельность, студентам-юристам понятно, что существуют способы обойти закон.

С русской поговоркой «Не пойман — не вор» не согласны две трети студентов, при этом одна треть считает данное изречение верным (рис. 5). Ровно такое же количество молодых людей (32%), по полу-

63%

Рис. 5. Согласны ли вы с утверждением «Не пойман — не вор»?

ченным в результате исследования данным, решились бы на кражу, будучи уверенными в своей безнаказанности.

Респонденты разделились на равные доли согласных и несогласных с изречением «Око за око, зуб за зуб» (рис. 6). Можно предположить, что первая группа характеризуется некоторыми нравственными деформациями. Данной позиции придерживаются, как правило, бескомпромиссные, может быть, и мстительные люди, склонные к агрессии, межличностным конфликтам. Такие молодые люди, руководствуясь данной позицией, могут не остановиться перед морально-нравственным или даже правовым запретом для того чтобы нанести ответный удар.

44%

Рис. 6. Согласны ли вы с утверждением «Око за око, зуб за зуб»?

Социальные проблемы, с которыми сталкивается молодой человек в период своего становления, могут служить провоцирующим фактором, подталкивающим его к преступному поведению. По мнению студентов, в первую очередь среди таких проблем следует отметить алко-

Рис. 7. Социальные проблемы, способствующие совершению преступлений

молодежью

голизацию общества, низкий уровень дохода семьи, бедность и нищету и существующую социальную несправедливость (рис. 7).

Мотивационные вопросы играют исключительную роль при анализе источников преступного поведения. Внутренняя мотивационная составляющая определяет выбор вектора поведения в конфликтной жизненной ситуации. По мнению студентов, спровоцировать нарушение закона может чувство самосохранения (27%), чувство справедливости (17%) или стремление отомстить (12%) (табл. 6).

Таблица 6.

мотивация противоправного поведения

какие мотивы смогли бы спровоцировать вас нарушить закон? %

чувство самосохранения 27

чувство справедливости 17

месть 12

вспыльчивость (агрессивность) 9

благородство 8

страсть, ревность 6

чувство оскорбленного самолюбия 5

ощущение предательства 4

соображения выгоды 4

эгоизм 2

амбициозность 2

самоутверждение 1

Для выявления мотивов совершения уголовно наказуемых деяний молодыми людьми была проанализирована информацию, полученная при ответах на вопрос о целях, для достижения которых, по мнению молодых людей, можно пойти на умышленное преступление (табл. 7).

Таблица 7

Цели, ради которых, по мнению студентов, можно пойти на умышленное преступление

ВИД ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЦЕЛЬ %

Причинение вреда здоровью спасти близкого человека 50

любовь и дружба 42

нет таких целей 42

разрешить конфликтную ситуацию 41

самоутвердиться 20

Убийство спасти близкого человека 27

достичь справедливости 24

нет таких целей 23

Кража не умереть с голоду 50

любовь и дружба 9

жить лучше окружающих 6

Мошенничество жить лучше окружающих 25

ради политической карьеры 23

стать богатым, красиво жить 22

Уклонение от уплаты налогов открыть свое дело 32

стать богатым, красиво жить 29

ради собственного благополучия 25

Дача и получение взятки ради политической карьеры 41

открыть свое дело 33

ради собственного благополучия 31

Распространение наркотиков стать богатым, красиво жить 12

нет таких целей 12

самоутвердиться 9

В сфере компьютерной информации самоутвердиться 22

жить лучше окружающих 18

стать богатым, красиво жить 11

Как видно из приведенных выше данных, часть студентов считают, что нет таких целей, которыми можно было бы оправдать совершение таких умышленных преступлений, как причинение вреда здоровью, убийство и распространение наркотиков. Половина опрошенных полагают, что можно причинить вред здоровью ради спасения близкого человека, двое из пятерых — ради дружбы и любви и при разрешении конфликтной ситуации. И если также двое из пяти студентов отрицают всякую возможность такого поведения независимо от целеполагания, то почти вдвое меньше респондентов считают, что нет таких целей, ко-

торые оправдали бы совершение убийства. Каждый четвертый может оправдать убийство спасением близкого человека, столько же — достижением справедливости. Полученные данные свидетельствуют о резком нивелировании человеческой жизни в сознании молодых людей.

Лишь каждый восьмой полностью отвергает для себя возможность распространения наркотиков, при этом столько же респондентов для достижения богатой и красивой жизни считают данную сферу деятельности возможной.

Каждый второй из числа опрошенных считает, что можно совершить кражу, чтобы не умереть с голоду. Также наибольший процент респондентов (30-40%) полагает возможным ради собственного благополучия, политической карьеры или открытия своего дела дать или получить взятку. Отношение к коррупции в целом в студенческой среде достаточно лояльное, что является отражением современной действительности при повсеместном процветании взяточничества. На конкретно поставленный вопрос каждый пятый будущий юрист (22%) ответил, что готов дать взятку при необходимости.

Помимо объективной реальности (социальные, экономические факторы, уровень правовой культуры общества и др.), оказывающей существенное воздействие на формирование личности, на структуру поведения влияют и внутренние особенности самой личности. В рейтинге наиболее распространенных внутренних мотивов противоправ-

Рис. 8. Мотивы противоправного поведения

ного поведения молодых людей выделяются в первую очередь уверенность в своей безнаказанности, незнание законов, распространенность мнения об их несправедливости и приоритет индивидуальных интересов и потребностей над общественными и т.д. (рис. 8)

В гипотетической ситуации при полной уверенности в своей безнаказанности треть студентов могли бы решиться на кражу (32%). С одной стороны, уверенность в своей безнаказанности толкает некоторых молодых людей на совершение противоправных действий, с другой — боязнь огласки и наказания становится сильным фактором, удерживающим человека от совершения правонарушения (рис. 9).

Рис. 9. Решитесь ли вы (если будете уверены, что вас не поймают) на следующие действия:! — кражу; 2 — насилие; 3 — убийство

Следовательно, если основным сдерживающим фактором является наказание, что свидетельствует о явных дефектах правосознания молодежи, то более жесткое наказание будет эффективнее с точки зрения профилактики. С такой точкой зрения согласны более трети опрошенных (рис. 10).

Рис. 10. Согласны ли вы с утверждением «чем суровее наказание, тем ниже уровень преступности»?

В этой связи интерес представляет отношение студентов-юристов к проблеме восстановления смертной казни в России, которая в последнее время вызывает ожесточенные дискуссии. Среди студентов-юристов также нет единства мнений по данному вопросу: каждый четвертый (28%) полагает, что смертная казнь может стать необходимой мерой защиты граждан от тяжких преступлений, в то же время каждый пятый (22%) полагает, что государство не вправе лишать жизни человека, даже если он преступил закон (рис. 11).

Рис. 11. Считаете ли вы, что в России следует восстановить смертную казнь?

Если сравнить совокупность всех ответов «за» и «против», то мнения распределились следующим образом: около половины респондентов (46%) высказались за восстановление смертной казни, более половины (54%) — против.

Отношение к проблеме наказания за правонарушения напрямую связано с неотвратимостью наказания, а значит, с эффективностью деятельности правоохранительных органов. Доверие населения является критерием оценки профессионализма работы правоохранительной системы.

Исследование наглядно демонстрирует недоверие к деятельности органов правопорядка. Так, более 90% респондентов не верят, что можно добиться справедливости, около 80 % считают, что попусту потратят силы, время и деньги, обратившись за помощью в правоохранительные органы, столько же — не верят, что им могут помочь безвозмездно. Три четверти опрошенных уверены, что правоохранительные органы защищают интересы богатых, и только 13% считают, что правоохранительные органы окажут им безвозмездную помощь в случае нарушения их гражданских прав (рис. 13).

По мнению подавляющего большинства студентов юридического факультета (71%), люди не привыкли или не умеют отстаивать свои законные права, вследствие того что в сознании россиян законодательные нормы не увязываются с реальной практикой правоприменения в нашей стране. Показательным является тот факт, что более половины опрошенных респондентов ответили, что в случае нарушения их прав сами предпочли бы «разобраться» с обидчиками, а более четверти (28%) считают, что эффективнее обратиться к криминальным авторитетам. Эти данные также свидетельствуют о недоверии к правоохранительным органам. Кому больше недоверия испытывают будущие профессиональные юристы, мы узнали, анализируя данные, полученные при ответе на вопрос «Какой у вас сложился обобщенный образ работника правоохранительных органов и судебной системы?». Лишь около трети опрошенных доверяют судьям, и только каждый пятый в трудной жизненной ситуации обратится за помощью в полицию (рис. 12). В то же

91

II III IV V

И Да П Нет □ Не знаю

Рис.12. Почему люди не обращаются за зашитой в правоохранительные органы (%): I — не верят, что можно добиться справедливости; II — не желают попусту тратить время и силы; III — не верят, что им могут помочь безвозмездно; IV—считают, что правоохранительные органы защищают интересы богатых^—не привыкли или не умеют отстаивать свои права

время каждый третий будущий юрист полицейского считает коррупционером-мздоимцем, прежде всего действующим по принципу «был бы человек, а статья найдется». У каждого четвертого студента образ сотрудника ГИБДД связывается непосредственно с образом коррупционера и взяточника (см. рис. 12).

Равнозначные группы студентов придерживаются прямо противоположных точек зрения в оценке иных представителей органов правопорядка. Около четверти опрошенных оценивают работника прокуратуры как честного и принципиального, и столько же — характеризуют его как слугу богатых и влиятельных, равнодушного к интересам простых людей.

35 - * 33

30 - 23 ♦ 31 А судья Д работник / \ спецслужб

25 - прокурор

20 -

15 -

10 - \ 2 / \ 6 / V сотрудник

5 -0 - 3 ф полицейский 1 налоговик 1 ^ > 1 таможенник [ 2 Госнаркоконтроля > сотрудник ГИБДД

Рис.13. Образ честного, принципиального, неподкупного (%)

В целом более трети респондентов называют прокуроров и судей блюстителями закона и защитниками прав граждан. Более позитивно участники опроса отнеслись к деятельности сотрудников спецслужб. Каждый третий из числа опрошенных убежден в их честности и неподкупности (33%), каждый пятый считает их представителей борцами за правопорядок и справедливость (19%).

Нельзя исключать влияние средств массовой информации как на формирование, так и на развитие и изменение ценностно-нормативных ориентаций населения и в первую очередь на паттерны поведения молодежи. Каждый третий из числа респондентов считает, что пропаганда насилия и жестокости в обществе имеет катастрофический характер. Большинство молодых людей полагают, что кинофильмы и телевизионные передачи, содержащие сцены насилия и рисующие кар-

Рис. 14. Образ коррупционера (%)

тины асоциального поведения, порождают злость и агрессию в обществе и побуждают к жестокости в отношениях с окружающими людьми. Иными словами, рост агрессии в обществе связывается в сознании студентов с негативным влиянием СМИ (рис. 15).

Рис. 15. Считаете ли вы, что кинофильмы и телевизионные передачи, изображающие насилие и преступность, порождают злость и агрессию в обществе

Большинство студентов считают, что в среде их сверстников действительно наблюдается процесс разрушения традиционных ценностей и норм, усиливается непонимание между различными поколениями, обостряются конфликты и т.д. (см. рис. 16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, у обучающихся на юридическом факультете студентов существуют достаточно четкие представления об основных не-

-традиционным ценностям

Рис. 16. Какие изменения наблюдаются в среде ваших сверстников?

гативных тенденциях, наблюдающихся в современной России, об их причинах и провоцирующих факторах, о ценностях, которые необходимы для планомерного позитивного развития российского общества. Так, основной целью в жизни для студентов юридического факультета наряду с карьерным ростом и материальным благополучием является стремление принести пользу Родине.

В структуре ценностно-нормативных ориентаций студентов выделяется желание оставаться законопослушными гражданами, несмотря на возникающие в повседневной жизни противоречия. Однако социальные условия, которые окружают молодых людей, накладывают отпечаток на их установки. Например, половина студентов полагают, что можно совершить кражу ради того, чтобы выбраться из нищеты. При этом каждый третий готов при определенных обстоятельствах совершить данное преступление, будучи уверенным в своей безнаказанности. В качестве одной из причин роста правонарушений будущие юристы называют нарушение закона самими представителями органов власти. Не способствует росту правосознания молодежи сложившийся негативный образ работника правоохранительных органов и негативное воздействие средств массовой информации. Таким образом, дефекты ценностно-нормативной системы, а следовательно, и правосознания молодежи на примере студентов юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова детерминированы в первую очередь воздействием окружающей среды. Ценностно-нормативные ориентации студентов являются адекватной реакцией на окружающую социальную атмосферу и отражают попытки адаптироваться к запросам современного общества, состояться как личность, в том числе и в профессии, сохранив при этом контакт со старшим поколением и понимание значимости ценностей и норм традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.