Научная статья на тему 'Монументальное церковное искусство Лузского района Кировской области'

Монументальное церковное искусство Лузского района Кировской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛУЗСКИЙ РАЙОН / МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / KIROV REGION / MONUMENTAL ART / LUZSKY AREA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кривошеина Наталья Викторовна

Вводится в научный оборот художественное наследие Лузского района Кировской области в виде монументального церковного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monumental church art Luzskey area of Kirov region

Introduced into scientific artistic heritage Luza area of the Kirov region in the form of monumental religious art.

Текст научной работы на тему «Монументальное церковное искусство Лузского района Кировской области»

Кyльтypoлoгuя

ной молитвы» и стяжания благодати оказывается процессом выхода за пределы «эго» в пространство сверхличности.

В качестве итога отметим, что представление о концептосфере как определяемой индивидуальными интеллектуальными практиками, а концепта как результата интеллектуальной деятельности субъекта позволяет переключить исследовательскую мысль с изучения и тем самым легитимации повседневного сознания на историческую динамику культуры и встраивание ее в современное информационное пространство.

Примечания

1. Демьянков В. 3. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сб. ст. в честь академика Н. Ю. Шведовой. М.: Изд. центр «Азбуковник», 2007. С. 606-622. Шведова Н. Ю. Русский язык: Избранные работы. М.: Языки славянской культуры, 2005.

2. Неретина С. С. Концепт // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+»: РООИ «Реабил», 2009. С. 387.

3. Там же.

4. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академ. проект, 2000. С. 20.

5. См., напр.: Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: КомКнига, 2006.

6. См.: Фадеева И. Е. Ступени концептуализации // Русский язык за рубежом. 2013. № 4. С. 62-67.

7. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 109.

8. Фадеева И. Е. Символ и семиозис: актуальность символического // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4(4).

9. Тульчинский Г. Л. Культура как ресурс и барьер // Инновации. 1912. № 5 (163). С. 76-77.

10. Развивая концепцию истории человечества как зеркального сопряжения двух «бездн» - «бездны плоти» и «бездны духа» и находя их наиболее полную реализацию в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Д. С. Мережковский находит в русской культуре путь к апокалиптическому преодолению противоречия. См.: Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000.

11. Тульчинский Г. Л. Указ. соч. С. 77.

12. См.: Эпштейн М. Н. Русский язык: система и свобода // Новый журнал. 2008. № 250. URL: http:// magazines.russ.ru/nj/2008/250/ep10.html (Дата обращения 25.09.2013)

13. Тульчинский Г. Л. Указ. соч. С. 77.

14. Деррида Ж. Письмо и различие. С. 388.

15. Деррида Ж. Письмо к японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 56.

16. Эрн В. Ф. Борьба за Логос // Эрн В. Ф. Соч. М.: Правда, 1991. С. 90.

17. Интересно в данном контексте сопоставление лингвистического (см., напр.: Шейгал Е. И. Власть как концепт и категория дискурса // Эссе о социальной власти языка. По итогам научного семинара «Социальная власть языка». Воронеж, 2001. С. 57-64.) и политико-культурологического (Ю. Пивоваров и А. Фурсов) понимания концепта власти («Русской Власти»).

Если Е. И. Шейгал рассматривает «власть» в контексте коммуникативных практик (в политическом дискурсе), выявляя, по сути, систему значений соответствующей лексемы и акцентируя внимание на власти как «говорении» - на власти языка, то Ю. С. Пивоваров и А. И. Фурсов предлагают понимание власти как культурно-исторического феномена в его «снятой» - метафизической - сути (Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская Система и реформы // Pro et contra. 1999. Т. 4. № 4). На наш взгляд, при очевидной незавершенности этого второго подхода, он является более продуктивным с точки зрения прогностических возможностей и объяснительного пафоса. Сопоставление указанных трактовок обнаруживает и очевидные расхождения между лингвистическим и (фило-софско-, историко- и т. д.) культурологическими подходами к концепту: недостаточность аксиологической фундированности концепта при узколингвистическом анализе приводит не только к очевидной неполноте его экстралингвистической составляющей, но и может стать причиной сужения собственно аксиологического поля до однозначности идеологических стереотипов.

18. Делез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? СПб.: Алетейя, 1998. С. 17.

19. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: АСТ, 2005.

20. Бердяев Н. А. Апофеоз русской лени // Бердяев Н. А. Мутные лики. М., 2004. С. 95.

21. Бердяев Н. А. Апофеоз русской лени. С. 9698.

22. Делез Ж, Гваттари Ф. Что такое философия? С. 54-55.

УДК 75(470.342)

Н. В. Кривошеина

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО ЛУЗСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вводится в научный оборот художественное наследие Лузского района Кировской области в виде монументального церковного искусства.

Introduced into scientific artistic heritage Luza area of the Kirov region in the form of monumental religious art.

Ключевые слова: Кировская область, Лузский район, монументальное искусство.

Keywords: Kirov region, Kirov region, Luzsky area, monumental art.

Статья вводит в научный оборот памятники настенной церковной живописи Лузского района Кировской области, выявленные в процессе экспедиционных исследований 2003, 2012, 2013 гг., представляет визуальный уровень атри-буционного обследования с учетом последующей

© Кривошеина Н. В., 2013

архивно-библиографической обработки полученных данных.

Лузский район - один из самых отдаленных, находится на северо-западе Кировской области, вошел в ее состав в 1941 г., ранее принадлежал Архангельской области, Северному краю, Вологодской губернии. Поселок Лальск - прежде -город - основан в 1570 г. переселившимися новгородцами.

Настоящая статья впервые представляет художественное наследие района в контексте сохранившегося исторического монументального церковного искусства: настенные росписи, иконостасы, лепные фигурные и орнаментальные элементы декора.

Хронологическая периодизация развития монументальной церковной живописи Вятки, обусловленная особенностями местного храмостроения, представляет три этапа. I период: середина XVIII -первая половина XIX в.; II период: вторая половина XIX - конец XIX в.; III период: рубеж XIX-XX вв. - 1929 год [1]. При этом XVIII в. настенной храмовой декорации Вятки почти не сохранился. Лузский район, исторически присоединенный к области позже, предполагал наличие убранства XVIII в., сохранившегося до настоящего времени, так как не испытал на себе воздействия специфически-местных процессов повсеместных перестроек и расширения храмов [2].

В ходе экспедиции работа велась по предварительно собранной информации и программе, составленной с учетом географических направлений. На территории Лузского района были обследованы двенадцать действующих и недействующих церквей и часовен на предмет выявления сохранившегося исторического монументального и монументально-декоративного искусства, проводилась фотофиксация, составление схем иконографических программ сохранившихся росписей, визуальная атрибуция памятников.

Список обследованных церквей включает церковь Покрова на Лузе (1729, 1740-1750 гг., деревня Заборье), церковь Спаса Преображения (17481754 гг., деревня Слобода), церковь Благовещения (1732-1762 гг., поселок Лальск), церковь Успения (1791-1796 гг., поселок Лальск), церковь Богородицы (1763^^ в., деревня Озёрская), церковь Благовещения (1857 г., деревня Егошин-ская), церковь Рождества Христова (1773 г., село Учка), церковь Иоанна Предтечи (1852-1860 гг., деревня Аксёновская), церковь Успения (18351844 гг., деревня Лопотово), церковь Троицы (1844 г., деревня Антипино), Никольская деревянная церковь (1875-1897 г., деревня Алёшево), деревянная часовня в деревне Сомово (1912 г.).

Воспетая архитекторами, церковь Покрова на реке Лузе (Близлальская, Подгорная, 1729, 17401750 гг.) в деревне Заборье, сегодня - открытый,

недействующий храм, находится сегодня в тяжелом аварийном состоянии (рис. 1) [3]. По письменным источникам известно, что церковь расписали в 1779 г. устюжские живописцы Адриан Протопопов и Семен Попов, которые написали семьдесят сюжетов на циклы Ветхого Завета, Семи церковных таинств, Страстного Христоло-гического и Богородичного циклов, Пролога, Патерика, а также тридцать посвящений святым на откосах окон. В период 1817-1820 гг. в церкви иконописные, живописные и малярные работы выполнял лальский иконописец Федор Дмитриев Кузнецов. Известны также имена устюжан, которые работали в храме в середине XIX в.: Иван Калиновский, Николай Максимов Бубнов и Илья Иванов Бобыкин [4]. Верхний храм сохранил отдельные фрагменты убранства XVIII в. в виде живописи с палеографическим компонентом и лепных рам под сюжеты на своде, в четверике, алтаре, лестничном переходе. Интерьер нижнего храма также был расписан, однако остатки живописи XVIII в. в лепных рокайльных рамах значительно закопчены пожаром, затрудняющим идентификацию сюжетов.

Рис. 1. Вид на свод.

Церковь Покрова на Лузе (1729, 1740-1750 гг.) дер. Заборье, Лузский р-н, Кировская обл.

Церковь Спаса Преображения (1748-1754 гг.) в деревне Слобода, более скромная по архитектуре, чем Покровская церковь, с точки зрения живописи, на сегодняшний день, дает ключ к пониманию всей местной храмовой декорации: она в большей целостности сохранила росписи XVIII в. в алтаре, на своде, стенах четверика. Степень со-

Культурология

хранности интерьера дает представление о традиции исполнения храмового убранства: выбора композиционного размещения сюжетов, стилевого и колористического решения, сочетания лепного и «писаного» декора в рамах клейм (рис. 2).

Рис. 2. Вид на свод.

Церковь Спаса Преображения (1748-1754 гг.) дер. Слобода, Лузский р-н, Кировская обл.

В поселке Лальск на предмет наличия исторической церковной живописи были обследованы церковь Благовещения (1732-1762 гг.) и кладбищенская церковь Успения Богородицы (17911796 гг.).

Церковь Благовещения - действующая, находится в комплексе исторического архитектурного «сердца» города, хранит следы минувшего процветания Лальска, красоту наружного облика и остатки прежде богатого внутреннего убранства. Следует отметить храмовую скульптуру, наличие лепнины XVIII в., ростовые изображения святых на откосах окон, принадлежащих последнему слою живописи новейшего времени, иконостас 1866 г. В устроении иконостаса принимали участие резчик Николай Пономарев и представитель уже упоминавшейся династии устюжских живописцев — Василий Калиновский, известной по убранству церкви Богоявления (1760-1781; 1820-1830-е; 1872 гг.) в селе Яхрень-га Подосиновского района [5].

Успенская (1791-1796 гг.) кладбищенская церковь, перешедшая в статус действующей, в интерьере церкви сохранила раму двухъярусного «родного» иконостаса, поздний визуальный аналог которому уцелел в церкви Николая Чудотворца (1875-1879 гг.) деревни Новая Яхреньга Ровдинского сельского поселения Подосиновского района. Интересен «писаный» по штукатурке иконостас в традиции живописи XVIII в. в трапезной части храма. Основное посвящение

храма «Успение Богоматери» академической традиции XIX века, помещено в притворе церкви.

Устьнедумская Богородицкая церковь (1763-XIX в.) в деревне Озёрская отражает всю полноту картины храмовой декорации: в своде четверика сохранились росписи XVIII в., на стенах и откосах окон - живопись XIX, конца XX, начала XXI в. (рис. 3).

Рис. 3. Вид на свод.

Церковь Богородицы (1763 г. - XIX в.) дер. Озёрская, Лузский р-н, Кировская обл.

Церковь Благовещения (1857 г.) в деревне Его-шинская представляет традицию убранства интерьера рубежа XIX в.: в недействующем раскрытом храме сохранились рамы иконостаса в стиле эклектики и классицизма, а также профессиональные росписи, исполненные в алтаре, четверике, трапезной и притворе.

По причине обрушения свода (2010 г.) не удалось провести целенаправленную предметную фотофиксацию росписей храма Рождества Христова (1773 г.) в селе Учка. Изучение руинирован-ной церкви и сохранившегося изобразительного ряда позволяют провести идентификацию 27 сюжетов, частичную реконструкцию иконографической программы росписей свода и четверика, определить художественно-стилевое решение последнего слоя росписей как живопись в позднеака-демическом стиле с использованием сюжетов национально-романтического направления русской церковной живописи по образцам росписей В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева.

Выстроенные в традициях классицизма, ныне недействующие раскрытые храмы Успения Богоматери (1835-1844 гг.) в деревне Лопотово и Троицы (1844 г.) в деревне Антипино не сохранили внутреннего убранства интерьеров.

Росписи церкви Иоанна Предтечи (1854-1860 гг.) в деревне Аксёновская полностью утрачены, из монументального убранства в четверике сохранилась лишь рама иконостаса в стиле эклектики.

Действующая Никольская деревянная церковь (1875-1897 гг.) в деревне Алёшево имела в интерьере росписи XIX в. на лотковом своде, оформленные в лепные рамы сложной формы, которые грубо записаны в конце ХХ в. В интерьере церкви и алтаре находится сложный эклектичный иконостас, который, предположительно, является фрагментарным, привнесенным и приспособленным к данной церкви.

Таким образом, в Лузском районе обследованы двенадцать объектов, складывающиеся в общую картину представления о местной храмовой декорации. Три храма - в деревнях Заборье, Слобода и Озерская - сохранили в интерьерах первоначальное храмовое убранство XVIII в., наиболее полно представленное в раскрытом недействующем храме деревни Слобода. Интересным открытием экспедиционного сезона стал интерьер кладбищенской церкви поселка Лальска с «писаным» иконостасом, не имеющим аналогов на территории области. Происхождение района сказывается в отсутствии в настенных росписях изображений первых святых Вятской земли -преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев. Из посвящений местно-чтимым святым следует отметить в Озерской церкви современные живописные изображения святого преподобного Леонида Устьнедумского и почитаемого здесь святого праведного Прокопия Устюжского. На сегодняшний день на территории района не выявлено ни одного подписного датированного интерьера.

Ценность исторического монументального церковного искусства Лузского района состоит в наличии настенных росписей и убранства XVIII в., которые позиционируем как «устюжское, находящееся на территории Кировской области».

Примечания

1. Кривошеина Н. В. Храмовая декорация Вятки: иконографические программы и художественно-стилевые решения росписей: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Киров: Изд-во ВятГУ, 2012.

2. Кривошеина Н. В. Некоторые аспекты живописного убранства Вятского храма в историческом контексте // Сб. ст. XVI Всероссийских научных чтений по проблемам изучения древнерусского искусства памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2012. С. 208-215.

3. Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского севера, Вятки и Урала XVIII в. : проблема региональных школ // УРГУ. Свердловск, 1990. С. 82-83, 89, 91-93; Каптиков А. Ю., Хрипунова Л. Г. Ансамбль одного памятника: храм Покрова на Лузе // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Архитектура. Киров, 1996. С. 213-214; Скопин Е. Л. Церковь Покрова на Лузе // Сб. материалов третьей областной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест. Лальск; Киров, 2011. С. 124-131.

4. Мохова Г. А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. С. 37-38, 45-46; Страздынь Ю. Ф. Церкви Лальска и лальской округи // Сб. материалов третьей областной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест. С. 64-115.

5. Страздынь Ю. Ф. Указ. соч. С. 70; Кривошеи-на Н. В. Анализ монументальной живописи храмов Подосиновского района // Сб. материалов третьей областной научно-практической конференции, посвященной Международному дню памятников и исторических мест. С. 131; Скопин Е. Л, Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области // Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. Вып. 4: Верхнекамский и Даровской районы. Киров, 2010. С. 271; Сыроватская Л. Н. Право похвалиться иконописною работою: Искусство мастеров Великого Устюга. URL: http://cultinfo.ru/tour/ index.php?id=330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.