Научная статья на тему 'Монументальная скульптура С.Р. Надольского в архитектуре общественных зданий Новосибирска в 1920-е годы'

Монументальная скульптура С.Р. Надольского в архитектуре общественных зданий Новосибирска в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3634
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монументальная скульптура / скульптор С.Р. Надольский / скульптурные композиции здания Государственных учреждений Сибири – Сибирского Подворья / архитектор А.Д. Крячков / monumental sculpture / sculptor S.R. Nadolsky / sculptural compositions of the building of the State institutions of Siberia / Siberian courtyard / architect A.D. Kryachkov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паршуков Владимир Владимирович

В статье рассматривается новосибирский период творчества скульптора С.Р. Надольского, его сотрудничество с организацией «Сибстройпай» и архитектором А.Д. Крячковым. Впервые публикуется фотография и детально описывается скульптурная композиция знаменосцев, находившаяся на парапете здания Государственных учреждений Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Паршуков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monumental Sculpture of S.R. Nadolsky in the Public Buildings in Novosibirsk in the 1920s

The article deals with the Novosibirsk work period of the sculptor S.R. Nadolsky, his cooperation with the organization and the architect A.D. Kryachkov. the photograph is published and the sculptural composition of the standard-bearers, which was on the parapet of the building of the State institutions of Siberia, is described in detail for the first time.

Текст научной работы на тему «Монументальная скульптура С.Р. Надольского в архитектуре общественных зданий Новосибирска в 1920-е годы»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10054 УДК 73.04+73.05

В.В. Паршуков

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (Новосибирск) vvp.novosib@rambler.ru

Монументальная скульптура С.Р. Надольского в архитектуре общественных зданий Новосибирска в 1920-е годы

Аннотация

В статье рассматривается новосибирский период творчества скульптора С.Р. Надольского, его сотрудничество с организацией «Сибстройпай» и архитектором А.Д. Крячковым. Впервые публикуется фотография и детально описывается скульптурная композиция знаменосцев, находившаяся на парапете здания Государственных учреждений Сибири.

Ключевые слова: монументальная скульптура, скульптор С.Р. Надольский, скульптурные композиции здания Государственных учреждений Сибири - Сибирского Подворья, архитектор А.Д. Крячков

V.V. Parshukov, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts (Novosibirsk) vvp.novosib@rambler.ru

Monumental Sculpture of S.R. Nadolsky in the Public Buildings in Novosibirsk in the 1920s

Abstract

The article deals with the Novosibirsk work period of the sculptor S.R. Nadolsky, his cooperation with the organization Sibstroypay and the architect A.D. Kryachkov. the photograph is published and the sculptural composition of the standard-bearers, which was on the parapet of the building of the State institutions of Siberia, is described in detail for the first time.

Key words: monumental sculpture, sculptor S.R. Nadolsky, sculptural compositions of the building of the State institutions of Siberia, Siberian courtyard, architect A.D. Kryachkov

В Новосибирске в настоящее время на фасаде единственного здания сохранились две полноростовые скульптуры. И это не герои аллегорической композиции в духе революционного романтизма. Парапет здания Сибирского революционного комитета (Сибревкома), построенного в 1925—1926 гг., венчают фигуры рабочего и крестьянина с атрибутами их труда, выполненные в реалистической манере автором композиции — скульптором Степаном (Стефаном) Романовичем Надольским.

Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во все сферы социально-политической жизни России, положила начало формированию новой культуры в стране. Принятый руководством молодой республики в 1918 г. план монументальной пропаганды воплощается в жизнь на всей территории страны. Героями строящегося социалистического общества становятся представители угнетенного класса. Скульпторы и художники в новом обществе доказывают важность своей работы, сотрудничают с новой властью и создают правдивые художественные образы, отражающие историческую

конкретность, и включаются в решение задачи идейной переделки и воспитания нового человека.

Степан Романович Надольский, как он сам пишет в своей автобиографии [Надольский..., 2011], родился 13 декабря 1882 г. в селе Ужур Ужурского района Красноярского края. Учился лепке на вечерних классах в мастерских Строгановского Центрального художественно-промышленного училища в Москве и скульптуре в Санкт-Петербургской Академии художеств как вольнослушатель в мастерской профессора В.А. Беклемишева. В 1907—1918 гг. жил и работал в Москве.

Первой серьезной работой Надольского является успешное выполнение авторского замысла военного инженера Н.С. Шуцмана при создании памятника героям Отечественной войны 1812 г. в Смоленске в 1912—1913 гг. В моделировке фигур памятника и проработке деталей композиции чувствуется уверенная талантливая рука скульптора.

В 1918 г. семья Надольских переезжает в Барнаул. Здесь Степан Романович выполняет ряд работ, которые впервые в Сибири становятся вопло-

щениями государственного плана монументальной пропаганды. Одной из значимых работ скульптора является установленный на фронтоне Дворца революции (ныне — здание мэрии Барнаула) горельеф с фигурами рабочего и крестьянина. В трактовке пластической формы композиции скульптор, следуя треугольной форме фронтона, еще подчиняется в какой-то мере классическим канонам. Фигуры рабочего и крестьянина представлены статичных позах. Здесь впервые в творчестве Надольского в монументальную скульптурную композицию введены атрибуты труда: молот, наковальня, шестерня, плуг. Такая трактовка образа человека труда берет свое начало в политическом плакате того времени, иконография которого имеет сильное влияние на другие виды изобразительного искусства, включая и монументальную скульптуру. Именно плакат, как вариант наиболее массового искусства политической пропаганды, распространил в короткие сроки образ человека труда по всей стране [Петренко, 2015].

В конце 1923 г. С.Н. Надольский получил предложение переехать на работу в Новониколаевск. Это предложение не было случайным. В то время Новониколаевск после перевода в 1921 г. из Омска всех государственных территориальных управленческих структур становится административным и политическим центром Сибири. Город восстанавливается после разрушений Гражданской войны и начинает быстро развиваться. В Новониколаевск С.Р. Надольского пригласила крупная государственная сибирская строительная организация «Сибстрой-пай» [ГАНО. Ф. Р-96. Оп. 1, Д. 8]. Эта организация образовалась в строительный сезон 1923 г. и возводила крупные объекты, такие как здание Сибирского Подворья, Сибдальвнешторга (Госдальторга), здание кинематографа на 600 мест (кинотеатр им. В.В. Маяковского), крупные железобетонные склады Сибторга и Сибдальвнешторга и др. [Весь Новониколаевск, 1924—1925, с. 52—53].

В Новониколаевске (с конца 1925 г. — Новосибирск) С.Р. Надольский сотрудничает с архитектором А.Д. Крячковым, по проектам которого возводятся крупные общественные здания. Один из первых объектов, в проекте которого появляются скульптурные композиции, — это здание Государственных учреждений, Сибирское Подворье. На первоначальном проекте четырехэтажного здания Сибирского Подворья, выполненного А.Д. Крячковым в 1923 г., в традиционном для этого архитектора классическом стиле оформления фасадов элементами ордерных систем скульптуры отсутствуют [Паршуков, 2016, с. 207]. Но уже на переработанном проекте в 1924 г. Крячков помещает две парные скульптуры знаменосцев (флагодержателей) на парапетах здания [МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ. ФК. К.3. Оп. 1. Л. 66. Ф. 2].

В музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ хранятся рисунки скульптурных композиций, выполненные С.Р. Надольским и датированные им августом 1925 г. [МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, ФК]. Значительно позднее эти рисунки были атрибутированы как эскизы скульптур для оформления здания Сибирского подворья. Возможно, что Надольский делал их для проекта здания Сибревкома, начатого Крячковым в мае 1925 г., и

эти эскизы сохранили первоначальную идею автора. На рисунках изображены монофигурные композиции знаменосцев. Рисунки парные: знаменосцы повернуты лицом друг к другу. Персонажи одной пары — рабочий и крестьянин, второй — ткачиха и крестьянин. Натруженными руками каждый из них сжимает древко флагштока, на котором реет знамя революции — знамя освобожденного труда с государственной символикой. При этом знамя предполагается выполнять из ткани, а не из материала скульптуры, чтобы оно могло развеваться на ветру. В основании скульптур расположены предметы и орудия труда: молот, наковальня, шестерня у рабочего, сноп или мешок с зерном у крестьянина, рулон ткани и прялка у ног ткачихи. Динамичная композиция подчеркивается движением фигуры — персонаж одной ногой вступает на наковальню, сноп или рулон, как на ступень, ведущую вверх.

На фотографиях и почтовых открытках конца 1920-х — начала 1930-х гг. (ил. 1), а также кадрах кинопленок того времени, хранящихся в фильмофонде ГТРК Новосибирск (ил. 2), запечатлено построенное здание Госучреждений, где на парапете южного и северного крыльев здания просматриваются двух-фигурные скульптуры знаменосцев. При детальном изучении этих документов видно, что каждая из групп состоит из композиции двух полноростовых человеческих фигур, при этом одна из фигур стоит в полный рост, удерживая флагшток, а другая, на коленях, расположена у ног первой. Парные композиции симметрично расположены на главном фасаде здания со стороны Красного проспекта и, кроме того, выполнены в зеркальном отображении. Рисунков этого варианта скульптур не сохранилось. Подобное оформление флагштоков двумя фигурами знаменосцев можно увидеть в проекте здания треста Тек-стильсиндиката в Новониколаевске, выполненном А.Д. Крячковым в 1925 г. [МИАС им. С.Н. Баландина. ФК. К. 3. Оп. 1. Л. 17. Ф. 1]. Кроме работ Крячко-ва, в проектах общественных зданий других авторов того времени можно встретить рисунки многофигурных композиций знаменосцев на парапетах фасадов [ГАНО. Ф. Р-1993. Оп. 1. Арх. № 22]. Нельзя утверждать, что автором композиций был Надольский, но влияние его творчества несомненно, поскольку в то время в Новосибирске Степан Романович был единственным скульптором-монументалистом.

Рассмотрим подробнее скульптурные композиции, размещавшиеся на здании Государственных учреждений Сибири, и проведем их формально-стилистический анализ. На фотографии, хранящейся в ГАНО, запечатлена одна из этих скульптурных композиций (ил. 3). Глянцевая фактура и блики на поверхности скульптуры дают основание предположить, что это полномасштабная модель из глины. Возможно также, что скульптура выполнена из гипса, покрыта (окрашена) специальными атмосферо-стойкими грунтовкой и краской и готова для дальнейшего монтажа. Скульптура расположена, судя по деталям интерьера, в помещении строящегося здания. У ее подножия стоят супруги Надольские — Степан Романович и Нина Александровна.

Полуобнаженные фигуры рабочего и крестьянина тонко моделированы: видны складки одежды, вздувшиеся вены натруженных рук и рельеф мускулатуры

напряженных тел. Принадлежность каждого из персонажей легко угадывается по трактовке их образа. Рабочий как представитель городского пролетариата коротко подстрижен и выбрит, его штаны поддерживаются ремнем, на ногах ботинки. Крестьянин как представитель сельского труженика имеет менее ухоженную прическу и бородат, штаны опоясаны бечевой и подвернуты до колен, ноги босы.

Ведущим персонажем композиции является рабочий с флагштоком в руках как представитель класса-гегемона, первым поднявшим знамя освобождения труда от эксплуатации и насилия. Он стоит на невысоком трехступенчатом пьедестале, голова поднята вверх, он смотрит на развевающееся знамя, у его ног сзади вертикально расположена крупная шестерня, символ заводского оборудования. Крестьянин расположен сбоку внизу, с колен он начинает движение вверх, удерживаясь за древко флагштока, его взгляд также направлен вверх на знамя. Зависимое положение фигуры крестьянина символизирует, что при поддержке городского пролетариата он поднимается к новой жизни и в союзе с рабочими участвует в революционных преобразованиях страны.

Скульптурная композиция высотой в два человеческих роста была выполнена либо из гипса, как указано выше, либо, скорее всего, в бетоне, как и простоявшие многие десятилетия скульптуры на здании Сибревкома (ныне Новосибирского государственного художественного музея). Использование бетона для окончательной формовки скульптуры предпочтительнее гипса, так как бетонная скульптура менее подвержена атмосферному воздействию. Правда, следует отметить, что бетонная формовка уступает гипсовой в четкости и тонкости передачи деталей. К сожалению, скульптуры, установленные на парапете здания Государственных учреждений Сибири, как собственно и само здание в своем первоначальной архитектурном облике, недолго украшали центральный проспект и главную площадь в Новосибирске. При надстройке здания для размещения планового института, начавшейся в 1933 г., они были демонтированы. Странно, что простоявшие около семи лет и, надо полагать, еще крепкие бетонные композиции не были установлены где-либо еще.

Кроме работы с объемной монументальной скульптурой для оформления зданий, в Новосибирске С.Р. Надольский выполнил несколько барельефов, сохранившихся до настоящего времени. Один размещен на здании треста «Запсибзолото» в начале Красного проспекта и прославляет тяжелый шахтерский труд, два других — на здании школы им. Мичурина по ул. Ермака с композициями «посадка деревьев пионерами с Мичуриным» и «сбор плодов пионерами».

В 1931 г. Надольский уезжает на работу в Москву. В 1932 г. становится членом Союза художников Советского Союза. В 1943 г. он был направлен на Алтай на поиски природного материала, где на пути в Барнаул умер от воспаления легких. Как отмечают многие исследователи творчества скульптора С.Р. Надольского, сибирский период его жизни самый плодотворный, и имя его известно далеко за пределами Сибири [Царева, 2013, с. 85]. Сегодня можно лишь сожалеть, что в Новосибирске сохранилось так мало работ талантливого скульптора Степана Романовича Надольского.

Список литературы

1. Весь Новониколаевск на 1924—1925 гг. Адресно-справочная книга с краткой историей и планом города. — Новониколаевск: Сиб. отд-ние Рос. телеграф. агентства [б. г.]. — 308 с.

2. Надольский Степан Романович // Сайт Новосибирского регионального отделения Союза художников России, 2011 [Электронный ресурс]. — URL http://www.nro-shr.ru/node/327 (дата обращения: 10.11.2014).

3. Паршуков В.В. Объемно-планировочные и конструктивные особенности здания Государственных учреждений Сибири в Новониколаевске // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чт. памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств, 2016. — Т. XI. — С. 203—209.

4. Петренко С.Д. Образ советского рабочего в монументальной скульптуре городов Западной Сибири сквозь призму соцреалистического канона // Архи-тектон: известия вузов. — 2015. — № 52 [Электронный ресурс]. — URL http://archvuz.ru/2015_4/18 (дата обращения: 05.04.2016).

5. Царева Н.С. Сибирский скульптор С.Р. Надольский (1882—1943) // Поляки на Алтае. Алтай в Польше (XVIII—XXI вв.): сб. науч. ст. — Барнаул: Алт. дом печати, 2013. — С. 85—90.

Список источников

1. ГАНО. Ф. Р-96. Оп. 1. Д. 8. Переписка об организации при Сибстройпае художественно-скульптурной мастерской. 1923—1924 гг.

2. ГАНО. Ф. Р-272 (Н.Н. Яновский). Оп. 1. Д. 551. Конв. 4. Л. 6. Фотография скульптуры «Рабочий и крестьянин водружают знамя победы Октября».

3. ГАНО. Ф. Р-1993. Оп. 1. Арх. № 22. Проект Дворца Труда в Новониколаевске, инж. С.А. Шестов, 1925 г. Чертежи фасадов здания.

4. МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ. ФК. Рисунки С.Р. Надольского скульптурных композиций знаменосцев, 1925 г.

5. МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ. ФК. К. 3. Оп. 1. Л. 17. Ф. 1. Проект дома Текстильсиндиката в Новониколаевске, 1925 г. Чертеж-отмывка перспективы объекта.

6. МИАС им. С.Н. Баландина. ФК. К. 3. Оп. 1. Л. 66. Ф. 2. Проект здания Госучреждений в Новониколаевске, 1924 г. Чертеж-отмывка перспективы объекта.

к

Ил. 1. Здание Института народного хозяйства (быв. здание Государственных учреждений) в Новосибирске. 1932 г. Открытка из собрания И.В. Поповского

Ил. 2. Скульптурная композиция знаменосцев на северном крыле здания Государственных учреждений в Новосибирске. Конец 1920-х гг. Кадр киноленты из кинофонда ГТРК Новосибирск

Ил. 3. Скульптура «Рабочий и крестьянин водружают знамя победы Октября». Справа внизу: С.Р. Надольский и Н.А. Янова-Надольская [ГАНО. Ф. Р-272 (Н.Н. Яновский). Оп. 1. Д. 551. Конв. 4. Л. 6]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.