Научная статья на тему 'Монотеистические идеи Асади Туси в «Гаршаспнаме»'

Монотеистические идеи Асади Туси в «Гаршаспнаме» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
299
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MONOTHEISM / ISLAM / KORAN / UNITY OF THE BEING / CREATION OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джураева Дильбар Рахимходжаевна

Перед мыслителями мусульманского средневековья, которые занимались проблемами бытия мира, вставали вопросы: Существовала ли природа извечно, изначально, или она сотворена Богом? Сотворил ли Бог мир из своей собственной природы, или он создал его с помощью своей силы, которая воздействовала на вечно предсуществовавшую материю? Подчеркивается, что вопросы, которые Асади Туси поднимает в своей философии, это проблемы монизма, сотворения мира, сотворения человека и определения его места в мире, проблемы разума и познания, он не оставляет также без внимания вопросы противостояния добра и зла, в его произведениях нашли свое воплощение многие социальные, нравственные и религиозные проблемы его эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monotheistic Ideas of Asadi Tusi in “Garshaspname”

The thinkers of the Moslemic Middle Ages who took to the problems of essence of the being put questions to themselves: Did nature exist eternally, primordially, or is it created by God? Did God create the world out of the nature of his own or did he do it by means of his own force which exerted influence over the eternal preexisted matter? The problems raised by Asadi Tusi in his philosophy are the ones of monism, world creation, creation of man and determination of his peace in the world, reason and cognition; the issues of good and evil, their opposition are also touched on by the thinker; many social, moral and religious problems of his epoch also found their reflection in his works.

Текст научной работы на тему «Монотеистические идеи Асади Туси в «Гаршаспнаме»»

Д. Джураева

МОНОТЕИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АСАДИ ТУ СИ В «ГАРШАСПНАМЕ»

Ключевые слова: монотеизм, ислам, Коран, единство сущего, творение мира

Перед философией и в античности, и в средние века стоял вопрос: существовал ли мир изначально или он сотворен Богом? В чем сущность мира? В чем сущность творения? Каким образом был сотворен мир? Можно ли говорить о единстве бытия?

Проблема бытия мира, человека и разума в древности и в средние века рассматривалась с разних, преимущественно противоположных сторон. Античных мыслителей, наблюдавших бесконечность и многообразие мира, волновал вопрос, есть ли что-нибудь общее во всем этом разнообразии. Желая понять сущность мира, говоря о единстве мира, они выдвинули категорию субстанции, первоосновы, первоначала. Если в античности у древних греков и римлян господствовало многобожье и каждая сила природы отождествлялась с каким-либо богом, то в Иране и Средней Азии в это время государственной единой религией был зороастризм, согласно канонам которого миром правят два Бога, Бог добра и света -Ахурамазда и бог зла и тьмы Ахриман.

В средневековье господствующей идеологией была религия, которая основывалась на единобожии. Мировоззренческой системой средневековых мыслителей был монотеизм и вопрос о единстве, о монизме мира стоял иначе — никто не сомневался в единстве творца, это единство заранее предполагалось и возвещалось. Проблема же была в другом, в определении сущности и природы этого единства и в объяснении происхождении множества вещей и явлений из этого единства, если творец находится вне мира вещей.

Ислам провозгласил «тавхид» (единобожие) как противоположность политеизму времен так называемого джохилия «язычество, буквально незнание». В дальнейшем, в первые века существования ислама, когда разрабатывалась его догматика, этот вопрос был основным. Идея монизма стала центральной темой теоретического исламского богословия калама и первые концепции монизма были разработаны мутазилитами. Основной вопрос, который особенно остро стоял в первые века существования ислама, в период выработки его догматики, был вопрос о единобожии, (тавхид), как противоположении политеизму язычества.

В «Гаршаспнаме» и других произведениях Асади изложено мировоззрение поэта-мыслителя. Конечно, Асади был сыном своего времени, и идеология его эпохи оставила свой яркий отпечаток в его мировоззрении, но вместе с тем миропонимание и мироощущение поэта-мыслителя являются оригинальными. Асади не богослов, не религиозный деятель, рационализм в его мышлении несомненен, он во всех явлениях ищет разумное обоснование и логически доказывает истинность своих суждений и высказываний. Вопросы, которые он поднимает в своей философии, это проблемы монизма, сотворения мира, сотворения человека и определение его места в мире, проблемы разума и познания, он не оставляет также без внимания вопросы противостояния добра и зла; в его произведениях нашли свое воплощение многие социальные, нравственные и религиозные проблемы его эпохи.

Мир для Асади огромен, разумен и полон очарования. И он как поэт, как художник, видит в этом мире много удивительного, непознанного, сказочного, о чем свидетельствуют путешествия его героя Гаршаспа по островам. На этих островах он то видит диких людей, то людей с отрубленными носами, встречается с драконами и дэвами, на одном острове видит парящего в воздухе идола, на другом удивительно красивое и богатое капище идолопоклонников и т.д. Хотя во многом это плод фантазии поэта, но, с другой стороны, это мировоззрение средневекового человека, который видит в мире не только необъяснимое, мистическое и страшное, но и удивительное и прекрасное. Некоторые из этих чудес описаны в книге о географии неизвестного автора X века «Худуд - ул олам» (Границы мира) (5). Поэтому мир Божий для него огромен, богат, полон удивительных существ и совсем еще мало изучен людьми.

Одной из гдавных задач философии является стремление понять мир, опираясь на свои знания и опыт жизни. Асади во время написания поэмы был человеком преклонных лет, видел, понимал и сомневался во многом, стремился достичь истины и очень часто о многих проблемах он говорит языком своих героев. Однако, излагая свои мысли и идеи, Асади несколько лукавит, он всё это рассказывает со слов другого человека, в данном случае со слов брахмана-отшельника, исходя из того логического принципа, что рассказ о неверии не есть неверие (накли куфр куфр нест). И тем самим снимает с себя любую ответственность, защищает себя от обвинения в неверии.

Хотя эпопея Асади посвящена Гаршаспу, который жил согласно «Гаршаспнаме» в конце правления Заххока - чужеземного царя-дракона и в начале царствования Фаридуна (до явления Зороастра и становления зороастрийской религии было еще более 1100 лет, а до появления ислама целых 2700 лет), то есть она должна повествовать о мифологических, доисторических временах, но тем не менее. Бог, о котором говорит Асади, Бог, которому поклоняется Гаршасп, является кораническим, мусульманским Богом - Аллахом.

События в поэме Асади «Гаршаспнаме» вращаются вокруг мифических концепций, он пишет об эпохе царей Заххока и Фаридуна, то есть о временах язычества, однако его философские взгляды имеют другое направление. Он приводит несколько теорий сотворения мира, как бы предлагая читателю самому разобраться, где именно находится истина. Но большинство его предлагаемых теорий основываются на монотеизме.

Ислам с первых дней своего возникновения был направлен против язычества, отрицал идолопоклонство арабов. Монизм ислама отличается от монизма христиан с их верой в триединого Бога, в своих выступлениях пророк ислама Мухаммад проповедовал абсолютное единобожие и требовал, чтобы верующий в Аллаха «не придавал ему сотоварищей», т.е. не поклонялся никому, кроме Аллаха, которой един и не имеет в своей сущности двойственности.

Говоря о Боге, Коран присваивает ему разные эпитеты: «могущественный, милостивый, милосердный, великий, мудрый, слышащий, знающий, щедрый, сильный в наказании»; он также «быстр в расчете» (13:41), «силен в бою» (13:14), «выращивает облака тяжелые» (13:13), «воздвигает небеса без опор» (13:2), «Господь великого трона» (9:130) и т.д.. Эти эпитеты Аллаха в дальнейшем

вызывали споры между мусульманами, так, к примеру, сперва мута-зилиты, а затем исмаилиты, считали эти эпитеты присущими человеку, а не Богу. Приверженцы ортодоксального ислама, особенно сунниты, настаивали на правомерности такого понимания Бога, подчеркивая, то, что все эти эпитеты не следует понимать буквально, ведь только эти качества дают возможность верующему понять сущность Бога, воспринимать Его, поклоняться и приблизиться к Нему.

Как ранее отметили, Асади был блестящим знатоком Корана и мусульманского богословия, а в Коране учение о едином боге, о его свойствах и могуществе занимает центральное место. Уже начало первого из пяти «столпов» веры в исламе - догмат о единстве (ат-тавхид) Аллаха - в известной мере выражено в 1-й суре "аль-Фатихе"

- «Открывающей» Коран.

В семи аятах этой суры читаем: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала - Аллаху, господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, кого ты облагодетельствовал,- не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших" (Коран, 1:1-7).

Сказанное довольно логично продолжено в начале 2-й суры, считающейся мединской. Вслед за "алм" во 2-й суре читаем: "Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем мы их наделили, расходуют и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе, посланнику Аллаха, которому сообщен или сообщается и что ниспослано до тебя (другим посланникам и пророкам Аллаха), и в последней (то есть в существовании загробной) жизни они убеждены. Они на прямом пути от их господа, и они - достигшие успеха" (Коран, 2:1-4).

Таково начало Корана и с него начинается вера мусульман в единого Бога. В них, как видно из вышеприведенного текста, особо оговорены вера во всемогущество Бога, вера в загробную жизнь и это, скорее всего, вызвано тем, что понимание сущности Бога в исламе было одним из основных понятий.

Как пишет Климович Л.И. в своем произведении «Книга о Коране, его происхождении и мифологии»:

«Во всей полноте свойства Аллаха раскрываются в Коране постепенно, почти безотносительно к тому, в каком бы порядке ни

читать его "слово". "Господь наш - Аллах", - читаем в 41-м аяте 22-й суры и 12-м аяте 46-й суры Корана. «Разве ты знаешь ему соименного?» (К., 19:66). «Бог! - нет божества, кроме него, у него -прекрасные имена» (К., 20:7). «Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У него самые прекрасные имена. Хвалит его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!» (К., 59:24). «У Аллаха прекрасные имена; зовите его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о его именах. Будет им воздано за то, что они делают!» (К., 7:179).

Эпитетов или, иначе, «прекрасных имен божьих» мусульманские богословы насчитывают большое число, некоторые - более тысячи, но большинство - 99, утверждая, что сотое имя - неизвестное, искомое, которое-де знали лишь немногие из избранников Аллаха, например пророки Сулейман и Иса ибн Марйам, силой сотого имени они якобы смогли совершить немало чудес.

Богословами разработано особое "учение об именах божьих". В Коране об этих именах читаем: «Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте милосердного; как бы вы ни звали, у него самые лучшие имена» (К., 17:110); «Он - первый и последний, явный и тайный, и он о всякой вещи знающ» (К. ,57:3); «Он - Аллах... знающий скрытое и созерцаемое... царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный... творец, создатель, образователь. У него самые прекрасные имена» (К., 59:22-24)» (2, с. 109).

В средневековой философии проблема монизма и онтологического доказательства бытия Бога занимает особое место. Асади заостряя свое внимание на этой проблеме, говоря о единстве Бога, доказывая его бытие, пишет:

Скажи мудрец от явного до тайного, Что свидетельствует о бытии Бога. Как его признать, и как хвалу воздать, Что о его единстве ты можешь сказать. Брахман ответил, от чистого помысла, До небосвода и праха земного, Все явно и тайно, бытием и словом, Свидетельствуют о бытии Бога (1, 55-56).

Гаршасп, обращаясь к мудрецу-брахману спрашивает о том, каким образом можно доказывать существование, бытие бога. Брахман отвечает, что абсолютно всё, от небосвода до праха земно-

го, и живое и неживое, любое существование является доказательством существования и могущества Бога, так как все на земле и на небесах является его творениями.

Таджикский исследователь философии Газали Шамолов A.A. в своей книге «Философия теологии Мухаммада Газали» подчеркивая точку зрения Газали, который онтологически доказывал бытие Бога, пишет, что: «Для доказательства своего тезиса Газали прибегает не только к доводам шариата, но и логики. По его мнению, любой мыслящий человек, если вглядеться в изумительность созданного, начиная от небесных тел и кончая сотворением животных и растений, то он обнаружит, что всё это появилось и существует не без Создателя и Всемогущего Действующего» (6, с. 178-179).

Таким образом, для большинства мыслителей средневековья, само существование мира является доказательством существования Бога. В эту эпоху ни на Западе, ни на Востоке, никто не мог сомневаться в существовании Бога, так как религиозное мировоззрение для этого времени было преднайденной парадигмой и являлось основой идеологии.

Обращая внимание на проблему монизма, логически доказывая абсолютное единство Всевышнего, Асади пишет: Если веришь в Его бытие, о исполин! Знай, что, в сущности, он только един. Нет двойственности у Него в природе, Как нет двух царей в одном городе. Чем слабое правление двух лицезреть, Лучше одного, но могущественного иметь.

Метафорически доказывая единство Необходимого, сущего, Асади устами брахмана-аскета говорит: Коль поверил в Его бытие, знай, что Он един и в Его сущности нет двойственности. Не может быть, что в одном городе правили два падишаха, невозможно представить себе царя над царем, лучше правление одного и могущественного, чем правление двух слабых (1, с. 56).

Шамолов A.A., говоря о взглядах Газали об абсолютном единстве Бога, пишет: «У Всевышнего Бога нет Ему подобного или соучаствующего. Абсолютно невозможно, чтобы кто-либо был похож на Бога, это приводит к образованию двух или больше богов. Множественность не имеет смысла в отношении к Абсолютной и Неограниченной Сущности. К примеру, «если были бы два Бога,

один из которых будет повелевать, а второй вынужден будет выполнять его приказы, следовательно, он будет побежденным и слабым. Такой Бог не будет могущественным. А если он будет противостоять первому и побеждать его, то первый будет слабым и неэффективным. И недопустимо, чтобы Бог был слабым и с дефектом»...». (6, с. 180-181).

По мере того, как мусульманские богословы разрабатывали концепции и догмы ислама и верующие начали постигать сущность созданного Богом мира, по мере того как ислам взрослел, верующие гораздо лучше начинали познавать самих себя, постигать сущность природных явлений, свое социальное бытие и нравственные законы, проповедуемые исламом, то у них множество отдельных богов слились в едином боге. Восприятие единого бога реализовалось в созданной суфийскими мудрецами идее «Единосущего» (Вахдати вуджуд), выработанного для понимания сущности единобожия и поддержки монотеизма. Если у язычников многообразие природы и её явлений выражалось в политеизме, то у мусульман единая природа находит свое выражение в едином Боге, творце всего сущего. Так в Коране говорится:

«Скажи: «Открыто мне, что слушал сонм джиннов, и сказали они»: Поистине, слышали мы Коран дивный! Он ведет к прямому пути. И уверовали мы в него, и никогда не придадим мы нашему господу никого. И он... не брал себе ни подруги, ни ребенка. Говорил глупец среди нас на Аллаха чрезмерное. Мы думали, что никогда не будут говорить люди и джинны на Аллаха ложь... И мы думали, что никогда не обессилим мы Аллаха на земле, и никогда не обессилим его бегством (уходом от него, от его признания). И мы, когда услышали про прямой путь, мы уверовали в него; а кто уверует в господа своего, тот не боится обиды и безумства. И среди нас есть предавшие себя Аллаху (иначе говоря, джинны, ставшие мусульманами), и среди нас есть отступившие; а кто предал себя (принял ислам, покорность Аллаху), те пошли прямым путем, а отступившие - они дрова для геенны", для джаханнам». (К., 72:1-5, 12-15)

Этой проблеме уделено в Коране особое внимание. «В переводе комментарий Табари к Корану» пишется, что мекканские неверные (мекканские торговцы, они же соплеменники Мухаммада -курейшиты, увидели в новой религии угрозу своему благополучию и всячески боролись против него.) для того, чтобы посрамить

Мухаммада и объявить его веру заблуждением и обманом позвали на помощь еврейских раввинов, и они составили 28 вопросов, на которые по их мнению, невозможно было ответить. Один из этих вопросов звучал так: «Скажи, как описать, как понять и как познать сущность того Бога, которому ты поклоняешься?

Мухаммад отвечает 112 сурой Корана, (которую академик И.Ю. Крачковский перевел как «Очищение веры): (К., сура 112). «Мой Бог никакой, его описать невозможно, потому что Он ни на кого и ни на что не похож».

Эта сура в тафсире (тафсир - комментарий к Корану) Табари растолковывается следующим образом: Ангел Джебраил, принеся ответ на этот вопрос еврейских раввинов, говорить пророку Мухаммаду:

«О Мухаммад, скажи им, что Аллах един и нет ему равных. Он не нуждается ни ком и ни в чем. Аллах вечен, он не рожден и не родил. Нет никого, который был бы похож или равен Ему, нет сейчас, и не будет никогда» (4, 21-27).

Асади как истинный последователь монотеизма, неоднократно возвращаясь к этой проблеме и обращая особое внимание, на эту суру, чуть изменив её, пишет:

Спросил еще шаман: О, добрейший из людей, Какая у тебя вера и сколько богов в ней? Сказал Гаршасп явно и тайно, без лишних слов Един Бог творец и владыка обоих миров. Создал он землю и небеса, и все звезды в ней, Сотворил разум и первооснову всех вещей. Соединил нашу душу с телом, наконец, Поставил разум их повелителем, творец.

Шаман спрашивает у богатыря Гаршаспа, кто твой Бог, сколько их, и в чем сущность твоей веры. Гаршасп отвечает, что Бог един, он не имеет образа и подобия, и ни в чем не нуждается, он создатель миров, он создал небеса и всё, что есть на земле, а во главе всего своего творения он поставил разум (1, с. 191).

Климович Л.И. пишет: «О том же, чем подкупали мусульман, чтобы те, обращаясь к Корану, выучили первый «столп» вероучения, может сказать такой хадис, возводимый к пророку Мухаммеду: «Посланник Аллаха... сказал: «Кто десять раз прочтет до конца: «Скажи: «Он - Аллах - един...» (то есть 1-й аят 112-й суры Корана

«аль-Ихлас» - «Очищение». - Л.К.), тому Аллах выстроит дом в раю». Умар б. ал-Хаттаб (Омар, впоследствии второй халиф. - Л.К.) спросил: «А если мы это сделаем многократно?» Посланник Аллаха ответил: «(Тогда) Аллах сделает еще больше и лучше». Впрочем, этот хадис из обширного раздела «Асхабы посланника Аллаха... которые приехали в Египет и в передаче хадисов от которых люди сотрудничают, но которых они считают не вполне достойными доверия в отношении хадисов» (2, 112).

Таким образом, эта сура Корана проповедует абсолютный монизм, и значение его для любого мусульманина велико, недаром И.Ю. Крачковский перевел его как «Очищение (веры)».

Таким образом, тавхид - это религиозное учение о едином Боге. В мусульманской религии это учение выражается формулой «Ло илоха илолоху Мухаммадан расулолох», то есть, нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его. Ислам, как монотеистическая религия, отрицает христианское учение о триедином Боге (Бог отец. Бог сын и святой дух).

Проблема тавхида подробно рассматривается в философских учениях мусульманских мыслителей, но среди них нет единства, каждый из этих мыслителей трактует проблему тавхида по-своему. Например, точка зрения ортодоксального ислама отличается от учения суфиев о единстве сущего. Суфизм во времена Асади получил всемерное развитие. Один из знаменитых теоретиков суфизма Джуллобии Хаджвири в своем трактате «Кашф-ул-махджуб ил арбоб-ул -кулуб», говоря о сущности тавхида, пишет, что: «Суждение о единстве Бога составляет основную сущность тавхида. И этот тавхид бывает трех видов. Первое - это единство самого сущего; второе - это единство Единого и народа; и третье - это единство народа и Бога. Идея тавхида олицетворяет и объясняет единство множества в Едином».

Асади не только верит в могущество Аллаха, но верит и в то, что вся множественность мира возникает из сущности единого Бога, и мир, который создал творец, бесконечен и разнообразен. Нет предела могуществу Бога:

Гаршасп от изумления изнемог, Воскликнул удивленно: О, великий Бог! Созидаешь своим всемогуществом, Все зависит от тебя своим существом

Могущество и созидание твои, Созидаешь ты могуществом своим. Мертвеца можешь вновь ты оживлять, Увядшей земле новую жизнь дать. Сотни тысяч живых тел можешь создать Двух похожих меж них нет, даже если поискать. Асади пишет, что Гаршасп, впервые увидев огромного извергающего пламя страшного дракона, обращаясь к создателю, восклицает «О боже великий, всё что есть, создано могуществом твоим, ты можешь оживить мертвеца, ты можешь дать жизнь увядшей земле, можешь сотворить сто тысяч разных существ, которые не похожи друг на друга» (1, 40-41).

Таким образом, согласно Асади, вся множественность мира исходит из сущности единого Бога. Асади как истинно верующий мусульманин был строгим сторонником единобожия, о котором он недвусмысленно говорит в своем «Гаршаспнаме». Одновременно Асади как мыслитель, в отличие от многих его современников, не был религиозным фанатиком, он был сторонником веротерпимости. Например, в своей эпопее «Гаршаспнаме» в главе «Сказание о Кубаде», он пишет, что Кубад, один из дальних родственников царя Фаридуна в одном из городов, где жили идолопоклонники, разграбил богатый храм и убил со своими воинами семерых шаманов. По приказу наместника царя Фаридуна Наримана, -племянника Гаршаспа, Кубада и его воинов приговорили за грабеж и убийство, к смертной казни, несмотря на то, что он был родственником царя. (1,182-185). Асади считает этот приговор справедливым, так как считает, что люди такие, каким их создал Бог, и каждый волен жить, так как ему суждено.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туси, А. Хдкоёт ва хикматхо аз Гаршоспнома / Асадии Туси. -Душанбе, 2007

2. Климович, Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. И. Климович. - Москва, 1986.

3. Коран / пер. Крачковского. - Москва:

4. Тарчумаи тафсири Табарй. Ч,илди 1

5. Худуд-ул-олам. - Душанбе, 1983

6. Шамолов, A.A. Философия теологии Мухаммада Газали. -Душанбе, 2008.

Монотеистические идеи АсадиТуси е «Гаршаспнаме» Д. Джураева

Ключевые слова: монотеизм, ислам, Коран, единство сущего, творение мира

Перед мыслителями мусульманского средневековья, которые занимались проблемами бытия мира, вставали вопросы: Существовала ли природа извечно, изначально, или она сотворена Богом? Сотворил ли Бог мир из своей собственной природы, или он создал его с помощью своей силы, которая воздействовала на вечно предсуществовавшую материю?

Подчеркивается, что вопросы, которые Асади Туси поднимает в своей философии, это проблемы монизма, сотворения мира, сотворения человека и определения его места в мире, проблемы разума и познания, он не оставляет также без внимания вопросы противостояния добра и зла, в его произведениях нашли свое воплощение многие социальные, нравственные и религиозные проблемы его эпохи.

Monotheistic Ideas of Asadi Tusi in "Garshaspname" D. Djuraeva

Key words: monotheism, Islam, Koran, unity of the being, creation of the world

The thinkers of the Moslemic Middle Ages who took to the problems of essence of the being put questions to themselves: Did nature exist eternally, primordially, or is it created by God? Did God create the world out of the nature of his own or did he do it by means of his own force which exerted influence over the eternal preexisted matter?

The problems raised by Asadi Tusi in his philosophy are the ones of monism, world creation, creation of man and determination of his peace in the world, reason and cognition: the issues of good and evil, their opposition are also touched on by the thinker; many social, moral and religious problems of his epoch also found their reflection in his works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.