монополии и общественное благосостояние
Б. с. ИРНИЯЗОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры международных валютно-кредитных и финансовых отношений E-mail: [email protected],
Финансовый университет при Правительстве РФ
Создание полноценной конкурентной среды в стране - одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Решение данной задачи осложняется из-за административно-бюрократических барьеров и коррупции, засилья монополий в российской экономике. В связи с чем необходимо более детальное изучение роли монополий в формировании общественного благосостояния, рассмотрение принципов их деятельности.
Ключевые слова: монополии, общественное благосостояние, эффективность, предельные издержки, антимонопольное законодательство, государственное регулирование, частный и общественный интерес.
Не секрет, что в условиях кризиса рост стоимости жизни в России тесно взаимосвязан с ценой продукции и услуг монстров отечественной экономики — монополий, формирующих себестоимость, и издержек хозяйствующих субъектов. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает помимо административно-бюрократических барьеров и коррупции также и засилье монополий, олигополий благодаря несовершенству антимонопольного законодательства. Последнее обстоятельство усугубляется неразвитостью как гражданских, так и государственных структур, призванных помочь сбалансировать интересы потребителей, общества, с одной стороны, и монополий, картелей, олигополий — с другой.
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось в условиях формирующихся рыночных отношений при «сильных» монополиях, доставшихся по наследству, с несомненным умением лоббировать интересы в коридорах власти. Генетическая специфика российских монополий не могла не отразиться на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Для более
глубокого понимания роли монополий в формировании общественного благосостояния рассмотрим экономические принципы их деятельности.
Общеизвестно, для повышения роста общественных благ требуется эффективное использование ресурсов. Взаимосвязь между количеством ресурсов и размерами выпуска благ в единицу времени характеризуется производственной фун-
п
кцией /х1), где х — количество /-го ресурса,
1=1
используемого в производстве продукции. Для упрощения сведем все многообразие ресурсов к двум факторам производства: капиталу (К) и труду (X), т. е. /(К, X). Отметим, эта функция характеризует максимальный выпуск благ, который может быть получен при определенном состоянии двух факторов производства и при данном уровне технологического развития.
С учетом изложенного объем выпускаемой продукции (Q) хозяйствующей единицы выражается как Q = /(К, X). Максимизация прибыли (П) определяется поиском максимума функции прибыли:
П(О) = т (О) - ТС (О), где ТR — общая выручка;
ТС — общие издержки.
Тогда производная:
^^ = [Ш (О) — ТС (О)] = 0,
ау ау
т. е. ТR (О) = ТС (О), где — ТR (О) = МR — предельный доход;
ао а
ТС (О) = МС — предельные издержки.
0 - 25
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Получаем: фирма максимизирует прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). В условиях конкурентного рынка предельный доход равен цене (Р) единицы товара (MR = Р). Отсюда фирма максимизирует прибыль при такой величине выпуска, когда предельные издержки будут равны цене единицы товара (МС = Р).
Теперь рассмотрим условие функционирования монополиста. Позиция его позволяет диктовать рынку цену своей продукции. Эта власть тоже не безгранична, поскольку монополист, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между собой покупателей, ограничен объективными пределами общего спроса. Чем выше цена, тем меньше товара сможет продать монополист. Но не всякая более высокая цена дает ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль. Поэтому монополист должен принять решение в отношении оптимальной цены и оптимального выпуска исходя из условий максимизации прибыли. Либо определиться с оптимальной ценой (Р*) и продавать то количество продукции (Q), которое рынок готов потреблять по данной цене. Либо выбрать оптимальный выпуск (О*), продавая по цене (Р), соответствующей функции рыночного спроса Р=f (О). В обоих подходах «оптимальность» определяется из условий максимизации прибыли.
Предположим, что объем выпуска монополиста О*. Тогда общий доход монополиста ТR (О*) =
РО* = ДО*) О*, а предельный доход МR (О*) =
Л а
т (О*) =— [О* Р (О*)] = Р (О*) + О* — Р (О*). ау аО
Ввиду доминирования на рынке монополисту для увеличения объема реализации приходится
а
снижать цену, т. е. для него —— Р (О*) < 0. Отсюда
ао
предельный доход монополиста меньше цены МR
(О*) = Р(О*) + О* а Р(О*) < Р. ао
Для характеристики узурпации рынка со стороны монополиста используется индекс Лернера Т Р - МС
Ь =-, который показывает, на сколько
Р
цена превышает предельные издержки1. Значение индекса — отрезок [0; 1]. Для сектора с высокой степенью конкуренции индекс приближается к нулю, а если наоборот, то к единице. Из формулы
1 Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 2008. С. 135-138.
26 -
„ МС
расчета индекса Лернера следует, что Р = ——— .
Тем самым, чем выше предельные издержки и больше индекс Лернера (узурпация рынка), тем выше цена, по которой монополист реализует продукцию, чтобы получить максимальную прибыль.
Из рассмотренных закономерностей функционирования монополий вытекает и особенность условия максимизации прибыли монополиста. Равенство предельного дохода и предельных издержек является, как и для обычных фирм, необходимым условием максимизации прибыли монополиста, но не достаточным. Достаточное условие максимизации прибыли монополиста—это отрицательность второй производной функции
й2П(0) d2TR(Q) й^ТС(О) п прибыли -=---0 , т. е.
dQ2 dQ2 dQ2
а2тя(О) < а2тсо аО1 ао1 '
Отсюда, кроме необходимого условия максимизации прибыли, для монополии должно выполняться также достаточное условие, когда вторая производная функции общего дохода меньше второй производной функции общих издержек.
С учетом этих закономерностей, естественно, монополия добивается поддержания цены на высоком уровне тем, что ограничивает производство (предложение). Решение о том, сколько производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом продукции, которое ближе всего подходит к его расчетной максимальной прибыли.
Таким образом, становится очевидным, что, во-первых, монополия не руководствуется кривой издержек для определения оптимальной точки производства. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Точка максимальной прибыли зависит всецело от положения кривой спроса. Если растет спрос, то увеличиваются как объем продукции, так и цена, даже если издержки при этом сокращаются или, как часто у нас бывает, сразу «отмываются» дополнительные расходы на расширение производства и инвестиции.
Отсюда следует второй важный вывод: у монополии в отличие от фирм, подверженных конкуренции, нет необходимости производить продукцию по низшим издержкам, а использование ресурсов не обязательно будет наиболее эффективным. Реализуя свою продукцию по цене,
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
которая заведомо превышает равновесную цену при свободной конкуренции, монополист, с учетом вышеизложенных принципов, будет производить меньше, чем фирма в условиях конкуренции. Тем самым монополия способствует потери количества товаров, ухудшению эффективности производства и производительности труда, одновременно с этим накладывая на покупателя бремя в виде более высоких цен и дополнительных затрат. Способствуют они и перераспределению общественных благ в пользу узкой прослойки общества, особенно когда топ-менеджеры «заинтригованы» возможностью манипулировать ценами в условиях коррумпированности структур, призванных защищать общественные интересы. Одним словом, в таких обстоятельствах монополии способствуют преобладанию и злоупотреблению корыстных интересов над общественными.
Вместе с тем, рассматривая роль монополий, необходимо отметить их потенциальные возможности в повышении общественного благосостояния. Так, в условиях кризиса сверхприбыль позволяет монополии расходовать средства на более точное прогнозирование спроса, использование более широкого варианта технических средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей и уровня занятости. Имеется возможность использовать свою сверхприбыль в интересах технического прогресса, вкладывая капитал в наиболее эффективные технологии, что актуально при выборе инновационного пути развития. Монополия, в отличие от мелкого предпринимателя, работает на заведомо известный рынок, который ей в значительной мере подконтролен, и потому намного меньше подвержена риску, что немаловажно в условиях высокой степени неопределенности, во-латильности в экономике.
К сожалению, в условиях неразвитой социально-экономической среды обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для монополии вопросами выживания. Отпадает необходимость «напрягаться», когда есть «простое» решение — сверхприбыль перераспределить между коррумпированными управленцами и госчиновниками. Барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной «рыночной» власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономику. Такая ситуация имеет и теоретическое обоснование: политически успешные лобби-группы, как правило, имеют меньше членов, чем группы
(население), несущие бремя такого воздействия и регуляции. Это объясняется распределением издержек и выгод на каждого участника. В большей по размеру группе доля издержек на одного участника невелика, это снижает стимулы к сопротивлению. В то же время на малое число участников в группе, оказывающей давление, приходится большая величина выгод, что увеличивает стимулы в лоббировании собственных интересов2. Мелким фирмам с новыми идеями трудно не только пробиваться на монополизированные рынки, но и сложно отстаивать (лоббировать) свои интересы ввиду многочисленности и разрозненности интересов, сильной конкуренции между ними. В таких условиях тяжело развиваться отечественному малому бизнесу.
Таким образом, распределение ресурсов и доходов только на первый взгляд зависит от рыночных сил (спроса и предложения). При более глубоком рассмотрении спрос и предложение определяются структурой власти в социально-экономической системе, а она, в свою очередь, во многом определяется конкурентной политикой государства.
Конфликт экономических интересов решается в ходе транзакционного процесса, который включает переговоры, сделку (установление ценности блага) и гарантии выполнения. Хозяйствующие субъекты обладают различной рыночной властью и переговорной силой, что оказывает влияние на ход переговоров и их результат. В современной экономике большей переговорной силой обладают крупные корпорации, что позволяет им влиять не только на конкретного контрагента, но и на общественное мнение, а также использовать государство как инструмент реализации своих экономических интересов3.
С учетом изложенного не трудно понять объективное желание общества контролировать деятельность монополий и ограничивать норму доходности на капитал. Объективным видится усиление роли государственного регулирования. В экономической теории существуют разные мнения по вопросам необходимости и оправданности государственного регулирования, но очевидно одно — оно должно быть, чтобы достичь баланса между частными и общественными интересами, между стихийными (включая рыночными) и социально-стабилизирующими силами, используя экономические и социальные регуляции. Возможность влияния
2 Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
3 Becker G. A Theory of Competition among Pressure Groups for Political Influence // Quarterly Journal of Economics. 1983. Vol. 98. № 3. Р. 371-400.
- 27
НАцИОНАлЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
общества на деятельность монополий выражается через антимонопольное законодательство, компенсирующее диспаритет рыночной власти хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика призвана ограничивать влияние лобби-групп и, таким образом, противостоять растратам и необъективному перераспределению общественных ресурсов. Целью государственной антимонопольной политики являются в конечном итоге согласование и максимальная реализация как общественного, так и частного экономического интереса. Вот почему сегодня оправдано усиление роли Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). В зарубежной практике нередко фирмы сталкиваются с антитрестовским законодательством не только на этапе слияний и поглощений, но и на этапе контрактных соглашений. Контрактные соглашения между крупным и малым бизнесом, как правило, носят вертикальный характер и могут включать различные виды ограничений: ценовые, территориальные, эксклюзивные и т. п. Подобные условия, по существу, являются инструментом ценовой дискриминации и создают входные барьеры на рынки товаров и услуг, поэтому они являются объектом пристального внимания антимонопольных органов. Вот почему особого контроля требуют сделки не только между монополистами (крупными игроками), но и между последними и обычными контрагентами. Именно этот аспект не находит должного отражения в текущей деятельности ФАС России.
К сожалению, в сложившихся условиях общественно-политической жизни в стране одного желания не достаточно для изменения ситуации. В условиях преобладания корыстных интересов и неразвитости гражданского общества нет никакой гарантии, что монополии (лоббисты) будут в должной мере повышать общественное благосостояние, перераспределяя ресурсы в свою пользу через повышение отпускных цен. Более того, с точки зрения той же теории, само государство также может рассматриваться как монополист, оказывающий давление на рыночную среду, сами государственные служащие могут монопольно вли-
ять на содержание регуляций и иметь собственный интерес, а экономические агенты могут с помощью властных структур добиться монопольных прав на каком-либо сегменте рынка. Таким образом, центр тяжести в принятии неэффективных регуляций переносится на госслужащих, бюрократов и чиновников. Для защиты общественных интересов необходимо разработать систему оценки результатов деятельности монополий с учетом общественного благосостояния, создать для чиновников дополнительные стимулы по повышению качества работ по контролю и защите государственных интересов, и главное, обеспечить прозрачность принимаемых решений и возможность воздействия на них со стороны общества.
Для успешной борьбы с изложенными проблемами, прежде всего, нужно повышать самосознание общества путем усиления роли некоммерческих общественных организаций граждан и высших учебных заведений, которые будут формировать социально ориентированное мышление (грамотность) и влиять на политику государства, выдвигая новые критерии оценки эффективности и прозрачности.
Таким образом, выход лежит не только в экономической плоскости, но и социально-политической. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, среду взаимного доверия, проявляя политическую волю.
Список литературы
1. Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
2. Рой Л. В., Третьяк В. П. Анализ отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 2008.
3. Becker G. A Theory of Competition among Pressure Groups for Political Influence // Quarterly Journal of Economics. 1983. Vol. 98. № 3. Р. 371-400.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]
издательским дом
ФИНАНСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность