Научная статья на тему 'Моногорода в региональной экономике РФ: понятие моногород, градообразующее предприятие, классификация моногородов'

Моногорода в региональной экономике РФ: понятие моногород, градообразующее предприятие, классификация моногородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неганова О.А.

В статье рассмотрено несколько подходов к понятию «моногород», критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения», результаты исполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки моногородов и их влияние по обеспечению стабильного развития моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моногорода в региональной экономике РФ: понятие моногород, градообразующее предприятие, классификация моногородов»

Региональная экономика

115

Список литературы:

1. Аттокурова Н.С. Государство и бизнес: баланс интересов в условиях трансформации экономики // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. - 2013. - Специальный выпуск.

2. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

3. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. - М.: ООО «МИЦ», 2010.

4. Матаев Т.М. Экономические риски в проектах государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. - 2013. - № 10.

МОНОГОРОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ: ПОНЯТИЕ МОНОГОРОД, ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ МОНОГОРОДОВ

© Неганова О.А.*

Воткинский филиал Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, г. Воткинск

В статье рассмотрено несколько подходов к понятию «моногород», критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения», результаты исполнения поручений Президента России по вопросам государственной поддержки моногородов и их влияние по обеспечению стабильного развития моногородов.

Ключевые слова: моногород, градообразующее предприятие, монопрофильные города.

До недавнего времени по отношению к «моногороду» существовала законодательная база, содержащая разные понятия градообразующего предприятия. В Постановлении Правительства РФ от 29 августа 1994 года № 1001 указано, что к градообразующему предприятию относится предприятие, с занятостью около 30 % проживающего населения в населенном пункте, или имеющее на балансе социальные объекты, подразделения коммунального хозяйства, социально-коммунальной сферы и инженерно-технической инфраструктуры, которые обслуживают около 30 % проживающего населения в населенном пункте. А Федеральный Закон № 127 от 27.09.2009 года

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и организация производства», главный бухгалтер ВФ ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова».

116 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

«О несостоятельности (банкротстве)» говорит нам о том, что к градообразующему предприятию относится предприятие, которое обеспечивает занятость не менее 25 % работоспособного населения города или населенного пункта.

В феврале 2010 года на международной конференции «Зарубежный опыт реструктуризации моногородов» в докладе Минрегионразвития РФ «Моногорода: перспективы развития» были озвучены ряд критериев и показателей отнесения городов к группе монопрофильных (см. рис. 1). Кроме того в докладе сформулировано понятие «Моногород - это населенный пункт (городской округ), организации и жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25 % трудоспособного населения этого населенного пункта».

Рис. 1. Критерии и показатели отнесения городов к группе монопрофильных

Для разрешения все чаще возникающих спорных моментов в отношения отнесения города к категории моногорода Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений от 15 октября 2013 года № Пр-2418 по вопросам государственной поддержки монопрофильных населённых пунктов со следующими основными направлениями:

1. Разработать нормативный акт о внесении изменений в Положение о Минэкономразвитии в отношении возложения полномочий по координации деятельности по обеспечению стабильного развития моногородов;

2. Организовать непрерывную работу по организации системы комплексного мониторинга социально-экономического состояния моногородов, опираясь на:

- использование в работе способов оценки рисков снижения показателей социально-экономического состояния моногородов и со-

Региональная экономика

117

ставление прогнозов ситуационного развития с учётом деятельности градообразующих предприятий, определив критерии оценки изменения указанной ситуации;

- составить, вести и корректировать реестр моногородов, сгруппированного в зависимости от изменения показателей социальноэкономического положения;

- проводить анализ эффективности реализации мероприятий по государственной поддержке моногородов.

3. Разработать план инвестиционных проектов, которые планируется осуществить в моногородах, механизмы внедрения, источники финансирования;

4. Незамедлительно предоставлять информацию Правительству РФ о возможном ухудшении социально-экономического положения моногородов для разработки вариантов стабилизации и нормализации положения, а также и принятия своевременных управленческих решений.

Постановлением от 29.07.2014 года № 709 [8] «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» (далее - моногорода) утверждены нижеперечисленные критерии, по которым муниципальные образования необходимо относить к монопрофильным:

- имеется статус «городской округ» или «городское поселение», за исключением муниципальных образований, на территории которых располагается законодательный (представительный) орган власти субъекта Федерации в соответствии с законом субъекта РФ;

- численность населения более 3 тысяч человек;

- на градообразующем предприятии в течение 5 лет до даты утверждения перечня моногородов численность работников составляет 20 % среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность в муниципальном образовании;

- деятельность градообразующего предприятия связана с добычей полезных ископаемых (за исключение нефти и газа) и (или) производство и (или) переработка продукции промышленного производства.

Кроме того, к категории монопрофильных решено относить муниципальные образования, включенные в перечне моногородов на 1 января 2014 года к первым двум категориям моногородов, в зависимости от наличия существующих рисков снижения их социально-экономического положения. Этим же постановлением утверждены разработанные категории монопрофильных муниципальных образований в зависимости от величины осложнения социальной и экономической ситуаций, которые определяются по показателям деятельности

118 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

градообразующего предприятия, сложившейся ситуации рынка труда и оценки проживающего населения на сложившуюся ситуацию в городе.

Разработаны три категории моногорода в зависимости от социальноэкономического положения: сложное положение; существование рисков ухудшения положения и стабильное положение

В результате принятых решений и в соответствии с разработанными категориями Распоряжением Правительства № 1398-р от 29.07.2014 года утверждён перечень монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), в который в соответствии с Перечнем поручений Президента РФ по результатам проводимых мониторингов вносятся изменения.

Комплексные мониторинги социально-экономического положения входящих в утвержденный Правительством перечень моногородов проводятся Правительством РФ на основании поручений Президента России от 15.10.2013 года № Пр-2418 (подпункт «а» пункта 2) [7].

На сегодняшний момент в Перечне моногородов находится 319 муниципальных образований, входящих в перечень монопрофильных муниципальных образований (моногородов), утверждённый Правительством, из них 99 городов со сложной социально-экономической ситуацией.

На 01.07.2015 года статистика проведенного Правительством мониторинга свидетельствует о следующей ситуации в моногородах:

Таблица 1

Наименование показателя Значение показателя

Численность населения 13,6 млн. чел. (9,3 % населения РФ)

Численность занятого населения 5,8 млн. чел.

в том числе занятых на градообразующих предприятиях 969,4 тыс.чел (16,6 % от общего числа занятого населения)

занятых в сфере малого и среднего бизнеса 1,5 млн. чел. (25 % от общего числа занятого населения)

Уровень безработицы В 179 городах превышение среднероссийского показателя регистрируемой безработицы, в 70 городах превышено значение в два и более раза.

Предполагаемое количество работников к увольнению на градообразующих предприятиях 101 город - 18,4 тыс. чел.

В результате последнего проведенного мониторинга Минэкономразвития России, выявленные тенденции которого подтверждаются также результатами проведенного анализа Аналитическим центром при Правительстве за период с 01 января 2015 по 30 июня 2015 года наиболее критическое положение в виде снижение производства из за продолжающегося падения спросов, как потребительского так и инвестиционного, которое отрицательным образом скажется на показателях градообразующих предприятий моногородов, продолжает сохраняться с 2014 года в таких отраслях как:

- производство машин и оборудования,

- производство транспортных средств,

Региональная экономика

119

- обработка древесины и производство изделий из дерева,

- чёрная и цветная металлургия.

Это обостряет проблемы функционирования как моногородов, так и развития экономики России в целом в ее отраслевом разрезе [3-4].

Кроме того в процессе мониторинга были проведены анализы технической готовности объектов инфраструктуры в 41 моногороде, получившим государственную поддержку в 2010-2011 годах на создание таких объектов, которые составили соответственно 89,8 % и 67,9 %.

На основании проведённых мониторингов состояния моногородов Ми-нэконоразвития России анализирует текущее состояние моногородов, выделяет города с ухудшающейся социально-экономической ситуацией для своевременного принятия решения с целью нормализации положения. Последний мониторинг выявил 13 моногородов, в которых признаки социально-экономического кризиса проявились наиболее ярко.

Таким образом, разработанные понятия и утвержденная классификация позволили конкретизировать отношения к моногородам, а постоянный мониторинг ситуации и выявления городов, находящихся в кризисной ситуации обеспечить повышенное внимание и отношения к таким городам со стороны правительства РФ [1-2, 5-6].

Список литературы:

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.

2. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Под науч. ред. А.И. Татаркина. - Изд-во УрГЭУ 2010. - 81 с.

3. Мингалева Ж.А. Особенности региональных моделей развития в условиях структурной модернизации экономики // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 4. - С. 65-71.

4. Мингалева Ж.А. Теоретико-методологические подходы к анализу динамики отраслевой структуры экономики // Журнал экономической теории. -2011. - № 4. - С. 126-136.

5. Неганова О.А., Обухова Н.И. К вопросу об устойчивом развитии моногорода на современном этапе (на примере г. Воткинска Удмуртской республики) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 481-483.

6. Обухова Н.И., Шайдурова Н.С. Диверсификация экономики моногорода как фактор развития экономики региона (на примере муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской республики) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 492-495.

7. Официальный сайт Некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.frmrus. ru/?paged=9&cat=3.

8. Официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://govemment.ru/docs/14049/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.