Научная статья на тему 'Мониторинг уровня здоровья студенческой молодежи'

Мониторинг уровня здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
743
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / "ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ" / «PASSPORT TO HEALTH» / HEALTH OF THE STUDENTS / MONITORING / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Родин Андрей Викторович, Губа Денис Владимирович

Для эффективного мониторинга здоровья учащейся молодежи необходимо изучение показателей функциональной и физической подготовленности студенческой молодежи, а также разработка и внедрение в систему высшего образования индивидуальных карточек «паспорта здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губа Владимир Петрович, Родин Андрей Викторович, Губа Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE LEVEL OF HEALTH OF THE STUDENT YOUTH

For the effective monitoring of the health of students it is necessary to study the indicators of functional and physical training of students, and also development and introduction in the system of higher education of individual cards «passport of health».

Текст научной работы на тему «Мониторинг уровня здоровья студенческой молодежи»

FROM PRACTICE - TO THE SUBSTANTIATION OF THE INDIVIDUALIZATION OF THE TYPE OF PHYSICAL ACTIVITY DURING PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN HIGH

SCHOOL

U.L. Venevtseva, P.A. Shishkin, A.K. Melnikov

Peculiarities and the dynamics of the functional status of the students during the obligatory studies at the University with the use of elements of yoga and aerobics. It has been experimentally confirmed, that these kinds of motor activity optimize the functional state of the students and can be recommended for use in teaching and educational process of the University.

Key words: physical culture, Hatha-yoga, individualization of physical activity, physiological characteristics.

Venevtseva Yulia Lvovna, doctor of medical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia. Tula, Tula State University,

Shishkin Pavel Andreevich, a candidate of pedagogical Sciences, teacher, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Melnikov Alexander Hristoforovich, doctor of medical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia. Tula, Clinical-diagnostic Center of the Tula Regional Hospital

УДК 796.012:611; 796.012:612

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ

В.П. Губа, А.В. Родин, Д.В. Губа

Для эффективного мониторинга здоровья учащейся молодежи необходимо изучение показателей функциональной и физической подготовленности студенческой молодежи, а также разработка и внедрение в систему высшего образования индивидуальных карточек «паспорта здоровья».

Ключевые слова: здоровье студентов, мониторинг, физическое развитие, функциональная подготовленность, «паспорт здоровья».

Сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи является одной из актуальнейших проблем современности и представляет не только научно-практический интерес, но и способствует решению экономических, социальных, демографических и культурологических задач общества [1], что отражается в стратегии развития физической культуры и спорта.

К сожалению, в практике мониторинга состояния здоровья таким компонентам, как физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние систем организма уделяется недостаточное внимание, что сводит все занятия к бессистемному контролю, не дающему целостного представления о здоровье и биологических закономерностях

развития молодого организма [2, 3].

В связи с вышеперечисленным наиболее перспективным подходом является возможное внедрение в практику системы высшего образования «паспорта здоровья». Данный паспорт должен стать основой для управления состоянием здоровья растущего организма, методической основой работы педагога по физическому воспитанию и медицинского работника.

В процессе исследования нашей целью явилось изучение показателей функциональной и физической подготовленности студенческой молодежи, а также разработка и внедрение в систему высшего образования индивидуальных карточек «паспорта здоровья» для эффективного мониторинга здоровья учащейся молодежи.

Как известно, двигательные способности свидетельствуют о степени двигательного потенциала человека, который в прямом отношении сказывается на здоровье [4].

Результаты анализа «паспортов здоровья» по уровню физического развития и функциональной подготовленности позволили выявить средние значения этих показателей у студентов четырех ведущих вузов г. Смоленска (табл. 1).

Так, показатели длины тела у девушек и юношей достоверно не отличаются друг от друга у представителей различных учебных заведений, однако происходит незначительное увеличение ее с момента начала и по окончании обучения в вузе (р>0,05).

Наибольшая длина тела отмечается у девушек и юношей СмолГУ на третьем курсе обучения - 175,1 и 183,9 см соответственно. Из табл. 1 видно, что у девушек и юношей всех учебных заведений наблюдается достоверная тенденция к увеличению массы тела от курса к курсу (р<0,05). Так, наибольшая величина у девушек - 64,5 кг и у юношей - 83,8 кг, обучающихся в СФМЭИ.

У девушек и юношей всех учебных заведений отмечается единая закономерность проявления ЧСС до и после нагрузки. Примечательно, что у девушек в течение трех курсов обучения в вузе диапазон ЧСС до нагрузки равен 69-77 уд./мин, а у юношей - 65-75 уд./мин. После нагрузки минимальные показатели у девушек составляют 117, а максимальные -130 уд./мин., у юношей - 119 и 130 уд./мин. соответственно.

Анализ данных показал, что в течение трех лет обучения в вузе показатели артериального давления у девушек и юношей четырех ведущих учебных заведений г. Смоленска до нагрузки существенно не отличаются (р>0,05). Однако к концу третьего курса происходит достоверное увеличение показателей артериального давления после применяемой физической нагрузки до 150/170 мм рт. ст. у юношей и у девушек - до 135/165 мм рт. ст. (р<0,05).

Таблица 1

Динамика изменения уровня физического развития и функциональной подготовленности по показателям «паспорта здоровья» студентов

первых-третьих курсов

Курс Учеб. заведение Длина тела, см Вес, кг ЧСС, уд/мин AД, мм рт. ст.

До нагрузки После нагрузки До нагрузки После нагрузки

Девушки

I СГУ 168,2 57,3 75,4 117,6 75/95 125/145

СмолГУ 171,3 55,9 72,3 124,2 70/80 120/140

СГМА 166,8 58 70,3 122,6 80/100 130/150

СФМЭИ 165,7 57,3 74,3 118,3 75/95 135/145

II СГУ 169,3 60,2 77,3 124,8 65/85 110/130

СмолГУ 174,2 58,1 71,6 120,6 70/90 120/140

СГМА 168,5 60,4 69,5 125,3 60/80 105/125

СФМЭИ 168,3 60,2 76,8 130,2 75/95 130/150

III СГУ 171,2 63,3 74,9 127,6 80/100 140/160

СмолГУ 175,1 61,7 76,7 126,7 80/100 145/165

СГМА 169,2 62,3 73,6 123,5 60/80 140/160

СФМЭИ 168,7 64,5 75,9 120,6 70/90 150/170

Юноши

I СГУ 176,2 74,1 65,5 123,5 65/85 125/145

СмолГУ 182,1 79,3 68,2 128,4 70/90 130/150

CГMA 178,7 77,2 73,4 122,6 70/90 125/145

СФМЭИ 180,2 79,7 66,7 127,4 70/90 120/140

II СГУ 177,2 78,5 72,5 120,2 65/85 125/145

СмолГУ 183,5 83,6 74,3 119,6 60/80 105/125

CГMA 180,2 81,3 72,7 130,5 65/85 115/135

СФМЭИ 181,4 82,9 70,2 127,1 75/95 140/160

III СГУ 182,4 82,3 69,4 122,2 80/100 145/165

СмолГУ 183,9 83,2 72,4 127,8 70/90 135/155

СП^ 182 81,6 75,1 124,6 75/95 130/150

СФМЭИ 182,8 83,8 71,9 125,7 70/90 140/160

Примечание: СГУ - Смоленский гуманитарный университет;

СмолГУ - Смоленский государственный университет;

СГМА - Смоленская государственная медицинская академия СФМЭИ - Смоленский филиал Московского энергетического института; ЧСС - частота сердечных сокращений; АД - артериальное давление

Данные особенности свидетельствуют о том, что уровень физического развития и функциональной подготовленности далеки от оптимального состояния и ухудшаются из года в год в процессе обучения в вузе, что подтверждается увеличением ЧСС и АД после физической нагрузки на третьем курсе обучения.

Был проведен анализ всех «паспортов здоровья» (табл. 2). Установлено, что по проявлению основных физических качеств у

студентов рассматриваемых учебных заведений отмечается закономерность в снижении показателей челночного бега 4*9 м, бега 30 м, бега 6 мин., подтягивании и прыжка в длину с места к третьему курсу обучения.

Таблица 2

Динамика изменения уровня физической подготовленности по «паспорту здоровья» студентов первых-третьих курсов

Курс Учеб. заведение Челночный бег 4^9 м, с Бег 30 м, с Прыжок в длину с места, см Бег 6 мин., м Подтягивание, кол. раз

Девушки

I СГУ 11,6 5,5 171,4 1255 8,5

СмолГУ 11,9 5,7 170,2 1230 7,3

СГМА 12,2 5,3 170,7 1240 6,7

СФМЭИ 11,7 5,9 167,9 1210 8,2

II СГУ 11,9 5,7 169,0 1220 8,1

СмолГУ 12,4 5,9 172,4 1200 7,5

СГМА 12,8 5,7 174,6 1225 7,0

СФМЭИ 12,0 6,1 172,7 1205 8,0

III СГУ 12,5 6,0 168,4 1180 7,7

СмолГУ 12,6 6,2 169,3 1185 7,1

СГМА 12,7 6,0 167,4 1195 6,5

СФМЭИ 13,1 5,8 168,9 1120 6,8

Юноши

I СГУ 10,1 3,9 237,5 1540 7,3

СмолГУ 10,5 4,1 234,6 1510 9,2

СГМА 10,0 4,0 229,4 1535 9,1

СФМЭИ 10,3 3,5 238,3 1495 8,3

II СГУ 10,4 3,7 232,3 1510 8,1

СмолГУ 10,3 3,9 231,1 1515 8,3

СГМА 10,7 3,8 228,4 1500 8,4

СФМЭИ 10,7 3,9 232,4 1490 8,0

III СГУ 10,9 4,4 229,2 1480 6,2

СмолГУ 11,1 4,5 227,9 1475 6,9

СГМА 11,5 4,2 227,4 1475 7,2

СФМЭИ 11,6 4,3 228,4 1480 7,4

Примечание: СГУ - Смоленский гуманитарный университет;

СмолГУ - Смоленский государственный университет;

СГМА - Смоленская государственная медицинская академия;

СФМЭИ - Смоленский филиал Московского энергетического института.

Так, худшие показатели челночного бега 4*9 м до 13,1 с отмечаются у девушек, а у юношей 11,6 с СФМЭИ на третьем курсе. Однако системный анализ свидетельствует, что большее время

затрачивают на преодоление дистанции 30 м девушки - 6,2 с и юноши -4,5 с СмолГУ третьего курса обучения. Результаты прыжка в длину свидетельствуют о том, что самые низкие показатели отмечаются также в конце курса «физическая культура» у студенток и студентов СГМА - 167,4 и 227,4 см соответственно. Установлено, что наименьшее расстояние в течение 6 мин. преодолевают студентки СГУ - 1180 м и студенты СмолГУ и СГМА - 1475 м. Анализ результатов подтягиваний девушек на низкой и юношей на высокой перекладине позволяет констатировать, что сила мышц рук менее развита у студенток СГМА - 6,5 раз, а у юношей СГУ -6,2 раза.

Анализ полученных данных позволяет нам сформировать и обосновать методологическую базу по уровневому, компонентному и блочному параметру «паспорта здоровья».

Первым уровнем является описание его «предистории» образа жизни в рассматриваемый период жизни, выявление сопутствующих факторов риска развития функциональных расстройств и патологий. Основные методы исследования этого уровня - анкетирование и опрос.

Второй уровень - антропометрическое обследование, дающее информацию о количественных характеристиках соматического компонента здоровья.

Третий уровень - оценка функциональных возможностей студента в отношении отдельных систем, интегральное описание - оценка адаптационных возможностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый уровень - оценка физической подготовленности, выявление отстающих физических качеств, влияющих на здоровье студента.

В связи с вышесказанным необходимо подчеркнуть, что применение разработанной методики комплексного мониторинга состояния здоровья молодежи и адаптации их к условиям образовательного процесса достаточно своевременно, а выделение основных компонентов предложенной модели достаточно эффективно.

Основные компоненты «Паспорта здоровья»:

а) диагностическая деятельность, призванная управлять процессом получения информации для создания и совершенствования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях различного типа;

б) организационная деятельность, сориентированная на реализацию здоровьесберегающей деятельности с целью сохранения и развития здоровья на основе полученной информации в образовательных учреждениях различного уровня и типа;

в) физкультурно-спортивная и оздоровительно-профилактическая деятельность, которые регулируют и совершенствуют педагогическую модель здоровьесберегающей среды в системе образования;

г) образовательная деятельность, которая обеспечивает повышение

качества знаний в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья детей.

В качестве индикаторов результативности предложена система критериев, позволяющих количественно оценить улучшение и повышение уровня индивидуального здоровья, включающая блоки физического и психологического здоровья и параметры, характеризующие качество физкультурно-оздоровительного процесса, в том числе:

- количество учащихся со сформированными мотивациями на здоровый образ жизни;

- количество учащихся и родителей со сформированными представлениями о биологической природе и индивидуальных особенностях организма студента;

- количество учащихся, направленных и продолживших занятия в спортивных секциях;

- увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем когнитивных и нейродинамических показателей;

- увеличение количества учащихся со средним и высоким уровнем физической подготовки.

Исходя из вышесказанного, особенно важно при заполнении «паспорта здоровья» и проведении мониторинга состояния здоровья обращать внимание на системоопределяющий биолого-физиологический компонент.

Список литературы

1. Феофилактов В.В. Сравнительный анализ инновационных технологий физической подготовки студенток гуманитарных вузов на основе мониторинга физического развития: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2005. 24 с.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. 112. с.

3. Губа В.П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте. М.: Олимпия-пресс, 2007. 160 с.

4. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2006. 208 с.

Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленский гуманитарный университет,

Родин Андрей Викторович, канд пед. наук, доц., доц., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Губа Денис Владимирович, канд пед. наук, доц.. доц., [email protected], Россия, Смоленск, Смоленский гуманитарный университет

V.P. Guba, A.B. Rodin, D.B. Guba

For the effective monitoring of the health of students it is necessary to study the indicators of functional and physical training of students, and also development and introduction in the system of higher education of individual cards «passport of health».

Key words: health of the students, monitoring, physical development, functional preparedness, «passport to health».

Guba Vladimir Petrovich, dr. doctor of pedagogical sciences, professor, fkgv@,shu.ru, Russia, Moscow. Smolensk, Smolensk Humanitarian University,

Rodin Andrey Victorovich, candidate of pedagogical sciences, professor, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Guba Denis Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Smolensk, Smolensk Humanitarian University

УДК 796.015.1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

И.Б. Губанцева, Е.Д. Грязева

Дано краткое описание методического обеспечения тренировочных программ на основе приоритетного использования средств атлетической гимнастики. Представлено теоретико-методическое обоснование соотношения силовых упражнений со средствами общей физической подготовки в зависимости от индивидуальных характеристик физического развития девушек 17-18 лет.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, методическое обеспечение, тренировочный эффект, коррекция показателей физического развития.

В настоящее время одним из популярных и широко распространенных фитнес-направлений является атлетическая гимнастика, которая представляет собой систему разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья [1, 3, 4]. В области использования средств атлетической гимнастики накоплен большой методический материал для работы с различными социальными группами, но, несмотря на это, остается много нерешенных вопросов организационно-методического характера при занятиях силовыми упражнениями с девушками в возрасте 17-18 лет [2, 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.