международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070
УДК 378
А.В. Махова
К.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин
Филиал ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани
Е.Г. Соловьева
Магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Экономика» филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БАКАЛАВРИАТА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА»
Аннотация
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы - это завершающая стадия подготовки специалистов, позволяющая проверить и оценить полученные знания студентов. В статье рассмотрен мониторинг уровня сформированности компетенций на защите дипломной работы бакалавров «Педагогическое образование» профиль «Экономика».
Ключевые слова Компетенция, выпускная квалификационная работа, бакалавр
Новый подход к профессиональной подготовке человека, обученного действовать активно и конструктивно, сегодня состоит в развитии компетентностного подхода при формировании образовательных систем.
В настоящее время ключевым моментом при переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, реализуемую в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода в оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с требованиями компетентностного подхода при защите выпускной квалификационной работы членами комиссии заполняются бланки оценивания сформированности компетенций. Был проведен мониторинг сформированности таких компетенции как - ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, ОК-6 - способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности, ОПК-2 - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета, ПК-5 - способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся, ПК-11 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-12- способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Был проведен сравнительный анализ уровня сформированности компетенций бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной формы обучения группы Д-11-СЭ и заочной формы обучения группы З-10-СЭ филиала Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани.
международный научный журнал «инновационная наука»
№2/2016
issn 2410-6070
На рисунке 1 приведена динамика уровня сформированности компетенции ОК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, на целых 0,6.
Рисунок 1 - динамика уровня сформированности компетенции ОК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
На рисунке 2 показана динамика уровня сформированности компетенции ОК-6 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.
Рисунок 2 - динамика уровня сформированности компетенции ОК-6 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
Диаграмма показала, что студенты очной формы обучения также лучше усвоили данную компетенцию, но уже на 0,42 балла. Компетенция ОПК-2 также лучше усвоена студентами очной формы обучения, больше на 0,25 балла (рисунок 3).
Рисунок 3 - динамика уровня сформированности компетенции ОПК - 2 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070
Рисунок 4 показывает динамику уровня сформированности компетенции ПК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Сравнив два показателя, можно увидеть, что студенты очной формы обучения снова усвоили лучше компетенцию, на 0,45 балла.
На рисунке 5 приведена динамика уровня сформированности компетенции ПК-4 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.
Компетенция ПК-1
Рисунок 4 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, на целых 0,53 балла.
Компетенция ПК-4
Рисунок 5 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-4 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
Компетенция ПК-5 также лучше усвоена студентами очной формы обучения, больше на 0,21 балла (рисунок 6).
Рисунок 7 показывает динамику уровня сформированности компетенции ПК-11 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.
Компетенция ПК-5
4 ^^Д-11-СЭ
^^3-10-СЭ
1 2 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 и 15 1617 15 19 2021 22 23 2425
международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070
Рисунок 6 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-5 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения
Сравнив два показателя, можно увидеть, что студенты очной формы обучения снова усвоили лучше
компетенцию, на 0,5 балла.
Компетенция ПК-11
Рисунок 7 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-11 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения На рисунке 8 приведена динамика уровня сформированности компетенции ПК-12 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, также на целых 0,5 балла.
В конце, из средних баллов была составлена диаграмма, представленная на рисунке 9, которая показала, что общий средний балл по сформированности компетенций у бакалавров «Педагогическое образование» профиля «Экономика» очной группы Д-11-СЭ выше, чем у заочной группы З-10-СЭ, разница составила 0,46 балла.
б 4
2 0
Рисунок 8 - динамика11 уровня сформированности компетенции ПК-12 бакалавров при защите выпускной
квалификационной работы очной и заочной формы обучения
Из рисунка 9 видно, что лучше всех, и у группы Д-11-СЭ И группы З-10-СЭ, сформирована компетенция ПК-1 (готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов), а хуже всех - ОК-1 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень).
международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070
Рисунок 9 - общий средний балл по уровню сформированности компетенций у бакалавров «Педагогическое образование» профиля «Экономика» очной и заочной формы обучения
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности компетенций в рамках реализации ФГОС + у студентов очного отделения почти на 0,5 балла выше, чем у студентов заочного отделения, хотя это и не слишком существенно сказывается на уровне образования.
© Махова А.В., Соловьева Е.Г., 2016
УДК 338
В. Н. Мачихин
К. э. н., доцент
Филиал ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г.Славянске-на-Кубани,
Российская Федерация А.С. Вдовин Магистр, учитель истории МБОУ лицей №4 г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ В ЭКОНОМИКЕ КУБАНИ
Аннотация
Данная статья посвящена истории развития и современному состоянию таких отраслей экономики Кубани как виноградарство и виноделие.
Ключевые слова
Виноградарство, виноделие, гастро- и энотуризм.
Территория Кубани еще с древних времен известна своими богатыми традициями в области виноградарства и виноделия. Оно зародилось здесь более двух тысяч лет назад во время Боспорского царства и уже культура виноделия, привезенная сюда древними греками, осталась и продолжает развиваться одной из ведущих отраслей экономики.
В краеведческих очерках не раз упоминается, что жители Кубани успешно занимались садоводством. Почти каждая казачья семья имела небольшой сад. Для разведения и улучшения садоводства в Екатеринодаре был учрежден сад с питомником, в котором насчитывалось 25 тыс. кустов виноградных лоз и 19 тыс. фруктовых деревьев, вывезенных из Крыма. В 1850 - 1853 гг. из Крымского Черноморья завезли 240 тыс. виноградных лоз и виноградных чубуков.