Научная статья на тему 'Мониторинг уровня сформированности компетенций на защите выпускной квалификационной работы по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» профиль «Экономика»'

Мониторинг уровня сформированности компетенций на защите выпускной квалификационной работы по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» профиль «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / БАКАЛАВР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова А.В., Соловьева Е.Г.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы это завершающая стадия подготовки специалистов, позволяющая проверить и оценить полученные знания студентов. В статье рассмотрен мониторинг уровня сформированности компетенций на защите дипломной работы бакалавров «Педагогическое образование» профиль «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг уровня сформированности компетенций на защите выпускной квалификационной работы по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» профиль «Экономика»»

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

УДК 378

А.В. Махова

К.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин

Филиал ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани

Е.Г. Соловьева

Магистрант 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование», магистерская программа «Экономика» филиал Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ БАКАЛАВРИАТА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА»

Аннотация

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы - это завершающая стадия подготовки специалистов, позволяющая проверить и оценить полученные знания студентов. В статье рассмотрен мониторинг уровня сформированности компетенций на защите дипломной работы бакалавров «Педагогическое образование» профиль «Экономика».

Ключевые слова Компетенция, выпускная квалификационная работа, бакалавр

Новый подход к профессиональной подготовке человека, обученного действовать активно и конструктивно, сегодня состоит в развитии компетентностного подхода при формировании образовательных систем.

В настоящее время ключевым моментом при переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, реализуемую в рамках Болонского процесса, является введение компетентностного подхода в оценке качества результатов образования, положенного в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов.

В соответствии с требованиями компетентностного подхода при защите выпускной квалификационной работы членами комиссии заполняются бланки оценивания сформированности компетенций. Был проведен мониторинг сформированности таких компетенции как - ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, ОК-6 - способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности, ОПК-2 - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся, ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов, ПК-4 - способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета, ПК-5 - способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся, ПК-11 - готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач, ПК-12- способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Был проведен сравнительный анализ уровня сформированности компетенций бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной формы обучения группы Д-11-СЭ и заочной формы обучения группы З-10-СЭ филиала Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани.

международный научный журнал «инновационная наука»

№2/2016

issn 2410-6070

На рисунке 1 приведена динамика уровня сформированности компетенции ОК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, на целых 0,6.

Рисунок 1 - динамика уровня сформированности компетенции ОК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

На рисунке 2 показана динамика уровня сформированности компетенции ОК-6 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.

Рисунок 2 - динамика уровня сформированности компетенции ОК-6 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

Диаграмма показала, что студенты очной формы обучения также лучше усвоили данную компетенцию, но уже на 0,42 балла. Компетенция ОПК-2 также лучше усвоена студентами очной формы обучения, больше на 0,25 балла (рисунок 3).

Рисунок 3 - динамика уровня сформированности компетенции ОПК - 2 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

Рисунок 4 показывает динамику уровня сформированности компетенции ПК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Сравнив два показателя, можно увидеть, что студенты очной формы обучения снова усвоили лучше компетенцию, на 0,45 балла.

На рисунке 5 приведена динамика уровня сформированности компетенции ПК-4 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.

Компетенция ПК-1

Рисунок 4 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-1 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, на целых 0,53 балла.

Компетенция ПК-4

Рисунок 5 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-4 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

Компетенция ПК-5 также лучше усвоена студентами очной формы обучения, больше на 0,21 балла (рисунок 6).

Рисунок 7 показывает динамику уровня сформированности компетенции ПК-11 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения.

Компетенция ПК-5

4 ^^Д-11-СЭ

^^3-10-СЭ

1 2 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 и 15 1617 15 19 2021 22 23 2425

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

Рисунок 6 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-5 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения

Сравнив два показателя, можно увидеть, что студенты очной формы обучения снова усвоили лучше

компетенцию, на 0,5 балла.

Компетенция ПК-11

Рисунок 7 - динамика уровня сформированности компетенции ПК-11 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения На рисунке 8 приведена динамика уровня сформированности компетенции ПК-12 бакалавров при защите выпускной квалификационной работы очной и заочной формы обучения. Из рисунка видно, что студенты очной формы обучения намного лучше усвоили данную компетенцию, также на целых 0,5 балла.

В конце, из средних баллов была составлена диаграмма, представленная на рисунке 9, которая показала, что общий средний балл по сформированности компетенций у бакалавров «Педагогическое образование» профиля «Экономика» очной группы Д-11-СЭ выше, чем у заочной группы З-10-СЭ, разница составила 0,46 балла.

б 4

2 0

Рисунок 8 - динамика11 уровня сформированности компетенции ПК-12 бакалавров при защите выпускной

квалификационной работы очной и заочной формы обучения

Из рисунка 9 видно, что лучше всех, и у группы Д-11-СЭ И группы З-10-СЭ, сформирована компетенция ПК-1 (готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов), а хуже всех - ОК-1 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень).

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

Рисунок 9 - общий средний балл по уровню сформированности компетенций у бакалавров «Педагогическое образование» профиля «Экономика» очной и заочной формы обучения

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень сформированности компетенций в рамках реализации ФГОС + у студентов очного отделения почти на 0,5 балла выше, чем у студентов заочного отделения, хотя это и не слишком существенно сказывается на уровне образования.

© Махова А.В., Соловьева Е.Г., 2016

УДК 338

В. Н. Мачихин

К. э. н., доцент

Филиал ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г.Славянске-на-Кубани,

Российская Федерация А.С. Вдовин Магистр, учитель истории МБОУ лицей №4 г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ В ЭКОНОМИКЕ КУБАНИ

Аннотация

Данная статья посвящена истории развития и современному состоянию таких отраслей экономики Кубани как виноградарство и виноделие.

Ключевые слова

Виноградарство, виноделие, гастро- и энотуризм.

Территория Кубани еще с древних времен известна своими богатыми традициями в области виноградарства и виноделия. Оно зародилось здесь более двух тысяч лет назад во время Боспорского царства и уже культура виноделия, привезенная сюда древними греками, осталась и продолжает развиваться одной из ведущих отраслей экономики.

В краеведческих очерках не раз упоминается, что жители Кубани успешно занимались садоводством. Почти каждая казачья семья имела небольшой сад. Для разведения и улучшения садоводства в Екатеринодаре был учрежден сад с питомником, в котором насчитывалось 25 тыс. кустов виноградных лоз и 19 тыс. фруктовых деревьев, вывезенных из Крыма. В 1850 - 1853 гг. из Крымского Черноморья завезли 240 тыс. виноградных лоз и виноградных чубуков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.