Научная статья на тему 'Мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе в системе менеджмента качества университета'

Мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе в системе менеджмента качества университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3519
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полутин С. В., Маколов В. И.

В статье обосновывается необходимость проведения опросов студентов в системе менеджмента качества образовательной деятельности вуза. Представлен анализ результатов анкетирования студентов II-V(VI) курсов всех институтов и факультетов Мордовского государственного университета по вопросам их удовлетворенности обучением в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полутин С. В., Маколов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students Contentment Monitoring in the System of the University Quality Management

The article proves the need to conduct a students' survey in the system of quality management of educational activities of the University. It produces the analysis of the questionnaire results of II-V (VI) year students of the entire Mordovia State University according to their contentment level valuation of their study at the university.

Текст научной работы на тему «Мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе в системе менеджмента качества университета»

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОБУЧЕНИЕМ В ВУЗЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТА

С. В. Полутин, проректор по учебной работе МГУ им. 77. 77. Огарева,

профессор,

В. И. Маколов, начальник отдела менеджмента качества образовательной деятельности, доцент кафедры управления качеством

МГУ им. 77. 77. Огарева

В статье обосновывается необходимость проведения опросов студентов в системе менеджмента качества образовательной деятельности вуза. Представлен анализ результатов анкетирования студентов II—У(У1) курсов всех институтов и факультетов Мордовского государственного университета по

вопросам их удовлетворенности обучением в вузе.

Деятельность любой организации должна быть направлена на повышение уровня удовлетворенности своих потребителей, так как только в «диалоге» с потребителями организация в состоянии повысить качество выпускаемой продукции и услуг. Не является исключением и вуз. Во внутривузовской системе менеджмента качества реализация принципа «ориентация на потребителя» предполагает регулярный сбор информации о требованиях и уровне удовлетворенности студентов, выпускников, организаций-работодателей различными аспектами деятельности высшего учебного заведения. Результаты таких исследований должны учитываться всеми подразделениями вуза. Имея достоверные данные о мнениях, настроениях и возможностях потребителей, можно осуществлять поиск новых педагогических технологий, форм организации внеучебной деятельности, а также повышать эффективность образовательного процесса в целом.

В настоящее время Росаккредагент-ством внедряется программа обязательных опросов студентов, выпускников и работодателей по вопросам качества профессионального образования. Такие опросы проводятся в целях оценки качества деятельности образовательных учреждений при их государственной аккредитации. Результаты анкетирования позволяют определить уровень удовлетворенности работодателей качеством

профессиональной подготовки выпускников высших и средних учебных заведений профессионального образования, а выпускников — качеством предоставленной образовательной услуги. Целью анкетирования студентов служит выявление их мнения об уровне организации в вузе учебно-воспитательного процесса.

В МГУ им. Н. П. Огарева в рамках проекта по формированию системы менеджмента качества образовательной деятельности с 2005 г. проводится ежегодное анкетирование студентов с целью оценки уровня их удовлетворенности обучением в вузе. Общее руководство процедурой оценки удовлетворенности студентов осуществляет проректор по учебной работе — представитель руководства по качеству совместно с отделом менеджмента качества образовательной деятельности. Непосредственная работа с респондентами возложена на менеджеров по качеству институтов (факультетов) и кафедр университета.

В статье анализируются отдельные результаты анкетирования студентов за 2005—2006 гг. Все вопросы анкеты для студентов разделены на четыре группы:

1) выбор вуза и удовлетворенность студенческой жизнью;

2) морально-психологический климат в вузе;

3) учебный процесс глазами студентов;

© С. В. Полутин, В. И. Маколов, 2007

4) внеучебная деятельность и направления воспитания.

Поскольку исследование носит поисковый характер, то выборка является квотно-представительной: от каждого института (факультета) представлена одна учебная группа с каждого курса, кроме I. По итогам опроса для обработки в 2005 г. было получено 1 950 анкет, в 2006 — 1 557.

Первый блок анкеты содержит 14 вопросов. В частности, на вопрос «Удовлетворены ли Вы в целом студенческой жизнью?» ответы респондентов распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 Оценка студентами удовлетворенности студенческой жизнью, %

Ответ 2005 Г. 2006 г.

Полностью удовлетворен 23,0 27,0

Скорее удовлетворен 44,7 46,5

Не очень удовлетворен 22,9 16,9

Совсем не удовлетворен 2,6 2,2

Затрудняюсь ответить 6,8 7,4

(34,4 %) и возможность получить хорошее образование (21,8 %). При этом роль первого фактора в 2006 г. возросла. Значимы также такие критерии, как «посоветовали знакомые» и «слышал о вузе много хорошего», набравшие по 11,9 %. Представленные ответы студентов ясно показывают, что решение о поступлении в университет они принимали осознанно, ориентируясь на получение качественного образования.

Таблица 2 Мотивы выбора студентами вуза для обучения, %

Ответ 2005 г. 2006 г.

Здесь дают хорошее образование Он ближе других расположен 23,5 21,8

к Дому 10,4 8,7

Знакомые посоветовали 10,6 11,9

Учатся знакомые, родственники 8,0 6,8

Слышал о нем много хорошего Хочу посвятить себя работе 11,7 11,9

в этой отрасли 32,8 34,4

Другое 3,0 4,5

Представленные данные показывают, что в 2006 г. несколько увеличилась доля студентов, которые полностью и скорее удовлетворены студенческой жизнью. В целом эта категория составляет 73,5 % от числа опрошенных.

При проведении опроса нас интересовало, чем обусловлен выбор студентами для получения высшего профессионального образования Мордовского гос-университета. Конечно, студенты этот выбор уже сделали. Однако с точки зрения совершенствования работы с потенциальными абитуриентами, в том числе для разработки рекламной политики вуза, подобная информация весьма значима. Ответы на вопрос «Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?» представлены в табл. 2.

Как видим к числу основных факторов выбора Мордовского госуниверсите-та относятся желание работать в соответствующей профессиональной области

Удовлетворенность студентов обучением в вузе определяется многими факторами, среди которых немаловажную роль играет престижность самого вуза. Представление о том, как студенты оценивают престижность вуза, дает рис. 1.

70

60

30

10

. . . 64 О

■■■

27-8 26.0

1 1

11.2 9д

1

Да Нет

■12005 г. ■ 2006 С

Затрудняюсь

ответить

Р и с. 1. Распределение ответов студентов на вопрос о престижности Мордовского госуниверситета

На следующий вопрос — о том, насколько интересно им учиться в Мордовском госуниверситете, большинство респондентов ответили: «Скорее да, чем

нет». Положительным моментом явля- спондентов, ответивших на данный во-ется то, что в 2006 г. снизилась доля ре- прос отрицательно (рис. 2).

Да

39,0

35,7

Скорее да, чем нет

46,2

44,7

Скорее нет, чем да

8,(1

10,5

Нет

1,9

■з,

Затрудняюсь ответить

4,9

5,9

0 5 10 15 20 25 30 35

□ 2005 г. □ 2006 г.

Р и с. 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Интересно ли учиться в Мордовском госуниверситете?»

40

45

50

%

Одним из основных элементов системы обеспечения качества образования являются условия для проведения учебных занятий и внеучебной деятельности студентов. Результаты опроса студентов II—У(У1) курсов показывают, что в 2006 г. 90,6 % (в 2005 — 90,2) респондентов отметили (в полной мере и частично) наличие в вузе хороших усло-

вий для проведения учебных занятий, 78,7 % — для занятий физкультурой и спортом (табл. 3). Меньшее число опрошенных указали на хорошие условия для проведения досуга (52,0 %) и возможности для занятий научным творчеством (66,0 %). Уровень удовлетворенности студенческой жизнью по пятибалльной шкале составляет 4,0.

Таблица 3

Наличие в университете условий для проведения учебных занятий и внеучебной деятельности по оценке студентов, %

Наличие хороших условий 2005 г. 2006 г.

В ПОЛНОЙ мере Ча- стич- но Отсут- ствуют Затруд- няюсь отве- тить В полной мере Частич- но От- суг- ству- ют Затруд- няюсь отве- тить

Для проведения учебных занятий 32,3 57,9 7,5 2,3 41,0 49,6 5,9 3,5

Для занятий физкультурой и спортом 42,0 38,5 12,3 7,1 42,8 35,9 10,5 10,8

Для проведения досуга 16,4 34,2 32,4 17,0 15,9 36,1 28,1 19,9

Для занятий научным творчеством 32,7 34,7 11,3 21,3 33,9 32,1 7,6 26,4

В табл. 4 представлены результаты опроса студентов относительно их удо-

влетворенности различными аспектами деятельности вуза. Данные показывают

достаточно высокую степень удовлетворенности студентов организацией учебного процесса (в 2005 г. — 63,9 %, в 2006 — 70,4). Интересные результаты получены по критерию «Удовлетворенность бытовыми условиями проживания в общежитиях». Большинство респон-

дентов затруднились однозначно оценить данный критерий. Вероятно, они удовлетворены частично, так как руководство университета уделяет значительное внимание вопросам улучшения условий проживания и правопорядка в общежитиях. Однако эти работы еще не завершены.

Таблица 4

Оценка студентами удовлетворенности различными аспектами деятельности университета, %

2005 г. 2006 г.

Аспект деятельности Удо- влетво- рен Не удовлетворен Затруд- няюсь ответить Удовле- творен Не удовлетворен Затруд- няюсь ответить

Организация учебного процесса Создание бытовых условий 63,9 23,4 12,7 70,4 17,3 12,3

проживания в общежитии 19,8 21,1 59,1 17,4 15,6 67,0

Организация свободного времени 44,6 36,0 19,4 44,7 34,8 20,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация питания 43,8 40,2 16,0 40,0 44,0 16,0

Среди условий обеспечения качества образования важное место занимает материальная база вуза. На основании результатов опроса можно выделить показатели, по которым достигнуты наиболее высокий и низкий уровни удовлетворенности студентов. В целом удовлетворенность (в полной мере и частично) материальной базой достаточно высокая (табл. 5). Так, например, количество мест в читальном зале научной библиотеки полагают достаточным более половины респондентов (55,8 %). 22,7 % опрошенных считают низким показатель

использования в учебном процессе компьютеров. Вместе с тем доля респондентов, отметивших полную и частичную удовлетворенность по этому критерию, достаточно высокая (72,2 %). Судя по ответам студентов, областями для улучшения положения являются приобретение и более активное использование в учебном процессе информационных технологий; создание специализированных лабораторий и аудиторий; приобретение современного учебного и научного оборудования, а также спортивного оборудования и инвентаря.

Таблица 5

Оценка студентами удовлетворенности материальной базой университета (2006 г.), %

Вполне Частично Не удо- Затруд-

Показатели удовлетво- удовле- влетво- няюсь

ряет творяет ряет ответить

Наличие необходимой научной литературы в библиотеке 33,1 46,3 16,4 4,2

Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе 39,6 32,6 22,7 5,1

Количество мест в читальном зале 55,8 26,1 10,5 7,6

Наличие учебного и научного оборудования 29,5 41,7 18,8 10,0

Наличие лабораторий и специализированных аудиторий 32,5 34,9 19,3 13,3

Наличие спортивного оборудования 30,3 32,3 19,4 18,0

Студенты являются непосредственными участниками образовательного процесса. Безусловно, их проблемы от-

ражаются на качестве обучения. Поэтому администрация вуза, преподаватели не должны оставаться в стороне от

студенческих проблем. Среди своих проблем студенты выделяют прежде всего такие, как послевузовское трудоустройство по специальности (53,0 %), возможность подработки во внеучебное время (35,6 %), трудоустройство во время обучения в вузе (25,6 %). Проблема трудоустройства особенно актуальна в связи со сложной ситуацией на рынке труда региона. В числе наименее актуальных студенческих проблем были отмечены следующие: распространение наркотиков в вузе и общежитиях (8,0 %), неудовлетворительные бытовые условия проживания в общежитиях (7,6), неудовлетворительная работа администрации (7,2), высокие цены проживания в общежитии (3,7 %).

Для повышения эффективности учебного процесса значительный интерес

представляет использование в учебном процессе инновационных методов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в Мордовском госунивер-ситете наиболее широко применяется рейтинговая система оценки успеваемости студентов (48,9 % ответивших в 2006 г.). В 2006 г. по сравнению с 2005 на 7,8 % возросла доля студентов, отметивших такие активные методы, как диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др. В общей сложности на активные методы в 2006 г. указали 47,7 % респондентов. Судя по ответам, усилилось использование технических средств обучения.

Студентам также был задан вопрос о том, какие возможности им предоставляет университет (рис. 3).

Обучение по индивидуальным планам

Выбор изучаемых дисциплин по желанию

Выбор студентами 5,6

преподавателя 6,6

Получение помощи от вуза в распределении

10,2

после окончания обучения

16,:

15,4

10,7

10

20

30

40

50

60

%

□ 2005 г. □ 2006 г.

Р и с. 3. Распределение ответов студентов на вопрос о возможностях, предоставляемых в университете

Как видно из ответов, большинство студентов подчеркнули возможность обучения по индивидуальному плану (это важно особенно для тех из них, кто совмещает учебу с работой). В то же время у студентов почти нет возможности выбора преподавателей по учебным ди-

сциплинам. Ограничен также выбор изучаемых дисциплин. По мнению респондентов, вуз мало помогает в распределении после окончания университета. Однако в разрезе институтов и факультетов наблюдается значительный разброс в ответах на данный вопрос. Напри-

Удовлетворенность процессом обучения в значительной степени зависит от того, насколько учитывается мнение студентов о различных сферах жизнедеятельности вуза. Для выявления этого момента в анкете был сформулирован вопрос: «Учитывается ли мнение студентов по вопросам...?», распределение ответов на который приведено в табл. 6.

Таблица 6

Оценка студентами учета их мнения по различным вопросам, %

мер, помощь вуза в распределении отметили 40 % опрошенных студентов светотехнического факультета, 20 — института механики и энергетики, тогда как доля студентов географического факультета, давших положительный ответ на данный вопрос, составляет 1,1 %. Скорее всего это связано со структурой спроса на специалистов на региональном рынке труда.

2005 г. 2006 г,

Вопрос Учитывается в полной мере Учи- тыва- ется час- тично Не учиты- вает- ся Затруд- няюсь отве- тить Учитывается в полной мере Учиты- вается частично Не учиты- вается Затруд- няюсь отве- тить

Организация учебного процесса 14,2 31,6 43,2 11,0 12,9 33,9 40,0 13,2

Организация досуговых мероприятий 23,2 45,1 18,8 12,9 23,3 42,7 19,6 14,4

Проведение воспитательной работы 16,9 33,8 30,1 19,2 17,2 30,5 28,2 24,1

Проведение студенческих научных конференций, конкурсов 22,7 39,2 20,4 17,7 26,6 39,4 14,3 19,7

Наиболее часто студенты принимают участие в решении вопросов относительно организации досуговых мероприятий. При организации учебного процесса мнение студентов учитывается слабо.

Большое значение в жизни вуза принадлежит воспитательной работе. Важным направлением воспитательной ра-

Оценка студентами участия в

боты является формирование у студентов социальной активности, которая определяется их участием в различных общественных мероприятиях. В связи с этим в анкету был включен вопрос: «Студенческая жизнь — это не только учеба. Приходилось ли Вам участвовать в...?» Распределение ответов на него представлено в табл. 7.

Таблица 7

различных мероприятиях, %

Мероприятие

2005 г.

2006 г.

Да

Нет

Да

Нет

Студенческие научные конференции 28,3 71,7 25,7 74,3

Организация праздников, вечеров 40,9 59,1 38,7 61,3

Организация дискотек 21,5 78,5 18,4 81,6

Политические акции, митинги 49,4 50,6 38,9 61,1

Спортивные соревнования 42,0 58,0 41,6 58,4

Заседания студенческого совета 34,0 66,0 27,6 72,4

Субботники 67,5 32,5 65,0 35,0

Выяснилось, что во всех институтах (факультетах) университета наибольшее число студентов принимают участие в

субботниках. Спортивными мероприятиями охвачено около 40 % студентов. Сравнительно высокий процент студен-

тов участвуют в политических акциях и митингах, а также в организации праздников и вечеров.

Таким образом, мониторинг удовлетворенности студентов обучением в вузе позволяет получить актуальную информацию, необходимую для принятия управленческих решений. В этой связи важно создать механизм трансформации информации, полученной по каналам обратной связи, в конкретные решения по совершенствованию образовательной, научно-исследовательской, внеучебной и иной деятельности вуза. В Мордовском госуниверситете проблемы, выявляемые в ходе опросов студентов, регулярно обсуждаются на заседаниях ректората и совета по качеству образовательной деятельности. По результатам исследований готовятся аналитические отчеты, предназначенные для деканов факульте-

тов, директоров институтов, заведующих кафедрами и руководителей структурных подразделений для подготовки и принятия решений, касающихся совершенствования деятельности университета в области качества.

Проведенные опросы показывают, что в наибольшей степени студентов Мордовского госуниверситета волнует проблема их трудоустройства с учетом состояния рынка труда республики, в том числе сравнительно низкого уровня заработной платы специалистов с высшим профессиональным образованием (что и способствует оттоку молодежи в другие регионы), решение кадровой проблемы зависит не столько от университета, сколько от эффективной деятельности региональных органов власти в области социально-экономического развития республики.

Поступила 28.03.07.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ ЗНАНИЙ ВУЗА

Е. Ю. Игнатьева, докторант кафедры педагогики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

В статье обосновывается взаимосвязь Двух инноваций, возникших вследствие изменения социально-экономической ситуации в обществе. Это концепция менеджмента знаний в организациях и применение компетентностного подхода в образовании. Точкой соприкосновения менеджмента знаний и компе-тентностного подхода служат неявные знания как наиболее ценный компонент Личностного знания человека.

Менеджмент знаний как новая управленческая концепция и использование компетентностного подхода в образовании — две инновации, которые возникли практически одновременно в 90-х гг.

XX в. и до сих пор активно обсуждаются научно-педагогической общественностью России. На наш взгляд, обе инновации особенно актуальны для вузов, потому что касаются знания, а оно составляет стержень, смысл существования высших учебных заведений как социальных организаций.

Указанные инновации явились следствием изменения цивилизационного

© Е. Ю. Игнатьева, 2007

уклада человеческого сообщества, вызванного стремительным и мощным развитием научно-технического прогресса, поистине сравнимым с технологической революцией. Это сопровождается «размыванием границ между производительным и непроизводительным трудом, между трудом по производству материальных благ и услуг, между производством и потреблением»1.

Принципиальное изменение технологической базы выступило катализатором изменений и в социальной жизни, коренным образом трансформируя представление о значимых факторах экономиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.