Научная статья на тему 'Мониторинг среды дистанционного образования, ориентированного на потребителя'

Мониторинг среды дистанционного образования, ориентированного на потребителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курылев Александр Сергеевич, Петрякова Елена Александровна

Проведен анализ многолетнего социологического мониторинга деятельности института дистанционного образования Астраханского государственного технического университета. Представлен опыт реализации дистанционной технологии профессионального образования с ориентацией на потребителя. Определены и реализуются задачи мониторинга образовательной среды дистанционного обучения, на основе которого осуществляются опережающие действия по обеспечению требуемого качества и эффективности обучения за счет постоянного совершенствования управления учебным процессом и применения инновационных технологий образования. Библиогр. 10. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курылев Александр Сергеевич, Петрякова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF DISTANCE EDUCATION ENVIRONMENT, FOCUSED ON A CONSUMER

The analysis of long-term sociological monitoring of the activity of institute of distance education of Astrakhan state technical university is carried out. The experience of realization of distance technology of vocational training focused on a consumer is submitted in the article. Monitoring tasks of the educational environment of distance education are determined and are being realized. On its basis leading actions for providing required quality and training efficiency are carried out due to constant perfection of educational process management and the application of innovative technologies of education.

Текст научной работы на тему «Мониторинг среды дистанционного образования, ориентированного на потребителя»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 681.3

А. С. Курылев, Е. А. Петрякова Астраханский государственный технический университет

МОНИТОРИНГ СРЕДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Растущее значение интеллектуального потенциала в устойчивом развитии экономики требует использования инновационных знаний, непрерывно пополняемых и опережающих. Все большую значимость имеет человеческий фактор, успешность любого проекта в развитии бизнеса связана именно с ним. Деятельность многих организаций и предприятий ориентирована на будущие результаты и требует современных, стратегических и эффективных решений, которые могут быть реализованы специалистами, имеющими необходимые знания и постоянно их пополняющими. Именно поэтому все больше занятых людей в целях высокой конкурентноспособности на рынке труда обращают внимание на современные технологии получения знаний без отрыва от производственной или другой деятельности, выстраивая свою индивидуальную траекторию образования. В сфере удовлетворения таких потребностей в обучении широко используются дистанционные технологии профессионального образования. Как правило, дистанционное обучение осуществляется в отдельных структурах вузов - институтах (центрах) дистанционного образования, и работа с потребителями образовательных услуг существенно отличается от традиционной системы организации высшего профессионального образования [1-3].

Одной из важнейших задач института дистанционного образования является качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов потребителя: обучающегося, предприятия или организации и осуществление подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, умеющих самостоятельно поддерживать необходимый уровень знаний в изменяющихся социально-экономических условиях. Дистанционная технология обучения создает новые возможности образования, обладающего способностью к опережающему развитию [4, 5]. Такая способность системы образования достигается путем сближения новых требований к образовательному уровню и профессиональной подготовке человека и требований внешней социально-экономической региональной среды [6, 7]. Это связано с вхождением в среду единого мирового образовательного пространства (Болонский процесс), что обусловило новые тенденции в российской образовательной политике, одной из основных целевых ориентаций которой является создание многоуровневого, диверсифицированного высшего профессионального образования.

Предоставление широкого спектра образовательных услуг для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей населения Астраханской области и Прикаспия по дистанционной технологии с 1999 г. осуществляет институт дистанционного образования Астраханского государственного технического университета (ИДО АГТУ).

Образовательные услуги ИДО АГТУ направлены на качественное удовлетворение потребностей региональных работодателей и частных лиц с учетом профессиональной занятости отдельных людей, необходимости интенсификации образовательных программ в профессиональных целях. Поэтому с первых шагов деятельности ИДО АГТУ осуществляется мониторинг среды дистанционного образования, на основании которого проводится анализ качества учебного процесса и принимаются организационнометодические решения по развитию дистанционного обучения, ориентированного на потребителя.

В качестве основных целей социологического мониторинга в ИДО АГТУ поставлены: исследование факторов, влияющих на качество подготовки специалистов; изучение степени удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами и потребностно-мотивационных установок студентов разных специальностей и лет обучения в ИДО АГТУ [8, 9]. Достижение основных целей мониторинга позволяет в управлении ИДО АГТУ объективно строить рекламную кампанию, адекватно направлять корректирующие воздействия на сферы взаимодействия со студентами и преподавателями. Так, в соответствии с современными подходами, сферу образовательной деятельности можно рассматривать как взаимодействие субъектов: продавцов (сотрудники офиса ИДО), поставщиков знаний (преподаватели университета), потребителей образовательных услуг (студенты). Комплексный подход к анализу взаимодействия указанных субъектов создает адекватную картину образовательной деятельности ИДО, показывает его слабые и сильные стороны, позволяет в динамике рассматривать многие процессы при реализации дистанционной технологии обучения.

В ежегодном социологическом мониторинге в ИДО АГТУ важны его методологический и методический аспекты, которые заложены в основу на всех этапах исследования. Комплексность и системность предварительного исследования позволили учесть все особенности организации учебного процесса в ИДО АГТУ при разработке методологической основы трех главных уровней: исследования мнения абитуриентов - в момент поступления в ИДО АГТУ; исследования мнения студентов всех специальностей на протяжении всего периода обучения; исследования мнения выпускников всех специальностей. Комплексность исследовательского подхода определяет использование некоторых дополнительных методов: экспертного опроса; анализа документов; включенного и невключенного видов наблюдения.

На предварительном этапе исследования проводится опрос экспертов - специалистов, хорошо информированных в сфере обучения по дистанционной технологии и ее внедрения в учебный процесс университета. В опросе участвуют директор ИДО АГТУ, заместитель директора, руководители педагогических направлений и другие сотрудники. Методом анализа документов проводится изучение нормативных документов, отра-

жающих основные аспекты образовательной деятельности института в настоящем году и учитывающих особенности организации учебного процесса, оплаты обучения, индивидуальных учебных планов по специальностям. Включенный и невключенный виды наблюдения проводятся в ходе организации и реализации учебного процесса в институте, во взаимодействии студентов, преподавателей и сотрудников ИДО АГТУ.

Для достижения целей мониторинга поставлены следующие основные задачи:

- изучить факторы удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей образовательных услуг (студентов) ИДО АГТУ при реализации дистанционной технологии обучения;

- проанализировать динамику изменения личностных (потребностно-мотивационных) установок потребителей образовательных услуг по отношению к получаемому образованию;

- исследовать возможность реализации в учебном процессе электронных средств обучения.

Изучение уровня решения указанных задач позволяет отслеживать степень удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг в ИДО АГТУ, выявлять индивидуальные образовательные потребности, возникающие у студентов с учетом меняющейся жизненной ситуации каждого из них.

Изучение факторов удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей показывает, что студенты всех лет обучения (с 1999 по 2005 г.) удовлетворены деятельностью ИДО АГТУ по реализации дистанционной технологии обучения, с учетом таких её особенностей, как возможность регулировать темп и сроки обучения, а также организация набора в течение всего учебного года (75 % - 2005 г.); обеспечение качественными учебными материалами (65 % - 2005 г.); гибкая система оплаты за обучение (50 % - 2005 г.) (табл. 1).

Мотивация выбора дистанционной технологии обучения для получения высшего образования в АГТУ

Особенности дистанционной технологии обучения Показатели выбора студентов ИДО АГТУ по учебным годам, %

1999- 2001 2001- 2002 2002- 2003 2003- 2004 2004- 2005

Возможность регулировать темп и сроки обучения 40 54,3 73 58 75

Получение образования без отрыва от основной деятельности (обучение взрослых) 50 50 60 53 70

Обеспечение учебными материалами 30 42 35 51 65

Г ибкая система оплаты за обучение 57 46 80 31 50

Использование компьютерных технологий в учебном процессе (использование электронных учебников) 0,0 5 4,5 7,8 20,0

Результаты показывают, что требования потребителей образовательных услуг по дистанционной технологии меняются. Явный рост процентного соотношения выбора студентами дистанционной технологии обучения по всем особенностям организации образования в ИДО АГТУ свидетельствует о высокой профессиональной, социальной мобильности современных потребителей образовательных услуг.

Потребностно-мотивационные установки потребителей образовательных услуг в процессе получения образования в ИДО АГТУ изменяются с течением времени от однонаправленных к комплексным: в 1999-2001 учебные годы наибольшее количество студентов (60 %) формулировали цель обучения в ИДО фразами «Учусь для себя, своего развития» и «Учусь для сохранения рабочего места», без других вариантов; с 2002 г., при сохранении прежних мотивационных фраз, появилась новая собственная оценка студентов по потребности обучения - в наибольшей степени выделяются фразы «Учусь для продвижения по служебной лестнице» и «Учусь для создания собственного дела» (около 40 % студентов).

Одним из важнейших путей развития дистанционного образования является создание информационно-образовательной среды системы открытого профессионального образования. Информационные технологии внедряются в сферу дистанционного доступа к образовательным ресурсам более пяти лет, и ИДО АГТУ непосредственно участвует в российском проекте формирования виртуальных университетов [1-3]. На базе ИДО АГТУ реализуется сетевой проект отраслевой информационно-образовательной среды «Виртуальный университет рыболовства» с участием всех вузов отрасли [10]. Реализуется обучение студентов в виртуальной среде, созданы виртуальные представительства в вузах, и, как показывает мониторинг деятельности, ИДО АГТУ опережает потребности потребителя (студента) в использовании электронных средств обучения.

Их использование изучается постоянно по результатам анкетирования студентов, в частности по таким вопросам, как применение электронных учебников, доступ к компьютеру вне университета и обучение с помощью сети Интернет. В таблице приведены данные по годам обучения. Так, в 1999-2000 учебном году большинство студентов (около 95 %) не могли высказать своего отношения к электронной среде обучения, т. к. доступ к компьютеру и подключение к сети Интернет имели (по результатам опроса в 1999-2000 учебном году) около 5 % всех студентов ИДО АГТУ (сплошной анкетный опрос). При этом использование компьютера в учебных целях представлялось студентам весьма сложным, т. к. доступ к компьютеру и тем более к сети Интернет был на работе или у знакомых, где учебные приоритеты заменяются профессиональными или бытовыми. В 2000-2001 учебном году произошло некоторое увеличение числа студентов, имеющих техническую возможность для обучения с использованием электронной среды (на 1-2 %).

Существенно изменилась ситуация в 2001-2003 гг. - произошел значительный рост доступности компьютеров на работе и в домашних условиях, в связи с чем анализ проводился в двух областях: с позиций технической и личностной готовности студентов к внедрению в учебный процесс электронных средств обучения и использования в учебных целях компьютера и сети Интернет. Личностная готовность студентов оценивалась возможностью к восприятию (на основе личностных установок) электронных средств, использованию компьютера, сети Интернет для обучения. Техническая готовность определялась наличием у студентов необходимого доступа к компьютеру, использованию сети Интернет вне университета в учебных целях.

Результаты исследования в 2003-2004 учебном году показали, что доступ к компьютеру имели 70 % студентов ИДО АГТУ. Однако из них 21 % имели доступ к компьютеру «иногда», 49 % - на работе и у знакомых, родственников. С 2004 г. ситуация меняется в сторону увеличения количества студентов, имеющих персональный компьютер (около 40 %).

Отношение к внедрению в учебный процесс электронных средств обучения неоднозначно. Для 65 % студентов компьютер - это «средство обучения», для 35 % - «средство заработка». Положительно относятся к внедрению в учебный процесс электронных средств обучения (в частности, электронных учебников) 52 % студентов. Однако 27 % студентов затрудняются ответить на вопрос о своем отношении к электронным учебникам. 45 % студентов считают электронный учебник перспективным средством обучения. Но большая часть студентов называет электронный учебник дополнительным к традиционному учебнику на бумажном носителе (61 %).

Динамика изменения технической и личностной готовности студентов ИДО к широкому использованию в учебном процессе электронных средств обучения представлена на рис. 1.

90 80 70

. 60

02

£

55 50

ч

° 40

&

20 10 0

1999- 2002- 2003- 20042002 2003 2004 2005

Г оды обучения

Рис. 1. Динамика изменения технической и личностной готовности студентов ИДО к использованию электронных средств обучения

Значительно повысилась техническая готовность студентов к электронному обучению - она значительно опережает личностную готовность к использованию инновационных технологий обучения. Эти противоречия временны и связаны с обучением взрослых, которые предыдущий уровень образования получали достаточно давно и не имеют достаточных навыков использования компьютеров в сетевом общении. Более того, уровень са-

мостоятельности в обучении также невысок, т. к. опора на привычные традиционные средства (книги, пособия) и непосредственное общение с преподавателем, является аргументацией 80 % студентов «чтобы не снизилось качество обучения».

Исследована также готовность студентов к обучению с использованием сети Интернет по видам сетевого взаимодействия. Практически только в 2004 г. произошло значительное увеличение числа студентов, имеющих выход в Интернет (рис. 2).

Электронная

почта

Интернет

Персональный

компьютер

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Динамика технической готовности студентов ИДО к использованию сети Интернет

Более 80 % студентов имеют компьютеры, 20 % из них активно пользуются Интернетом и электронной почтой. Таким образом, техническая готовность к использованию электронных средств обучения у студентов имеется.

Дальнейшее развитие электронного обучения все более связано не столько с информационным ресурсным обеспечением, сколько с предварительной подготовленностью студента к обучению с использованием виртуальной среды. Немаловажным является и умение преподавателя организовать процесс самостоятельной работы студента в информационнообразовательной среде, его общение в системе сетевого обучения. Дальнейшие действия по организации дистанционного обучения студентов должны предусматривать меры по введению каждого студента индивидуально в информационно-образовательную среду Виртуального университета в ИДО АГТУ с постепенным наращиванием объема сетевого общения до уровня самостоятельной работы в среде.

Методы социологического мониторинга и исследования системы непрерывного обучения с использованием дистанционной технологии во взаимосвязи с запросами потребителя и региональной социально-экономической среды позволяют прогнозировать возможные результаты, вносить корректирующие действия в индивидуальную подготовку студента, обеспечивать требуемое качество и эффективность обучения за счет постоянного совершенствования управления и применения инновационных технологий образования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Основы открытого образования. - Т. 1. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. - Рос. гос. ин-т открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.

2. Основы открытого образования. - Т. 2. / Отв. ред. В. И. Солдаткин. - Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.

3. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В. И. Солдаткин. - М.: МГИУ, 2003. - 508 с.

4. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М., 1997. - С. 34-42.

5. Черногоров А. Л. Образование как один из важнейших приоритетов деятельности: об образовании в Ставропольском крае // Образование. - 2001. - № 3. - С. 5.

6. Кобелев В. И. Регионализация образования повышает уровень подготовки специалистов // Специалист. - 2001. - № 6. - С. 8.

7. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - С. 53-54.

8. Петрякова Е. А. Социологический мониторинг образовательных услуг института дистанционного образования Астраханского государственного технического университета // Материалы шестой Междунар. науч.-метод. конф. «НИТЭ-2003». -Астрахань: АГТУ, 2003. - С. 224-226.

9. Петрякова Е. А. Исследование социальных особенностей при реализации дистанционной технологии обучения на поле высшего образования (на примере АГТУ) // Современное общество: территория постмодерна: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2005. - С. 48-53.

10. Курылев А. С. Отраслевая информационно-образовательная среда - Виртуальный университет рыболовства // Вестн. Астрахан. гос. тех. ун-та. - 2006. -№ 3. - С. 328-334.

Получено 17.07.06

MONITORING OF DISTANCE EDUCATION ENVIRONMENT, FOCUSED ON A CONSUMER

A. S. Kurylev, E. A. Petryakova

The analysis of long-term sociological monitoring of the activity of institute of distance education of Astrakhan state technical university is carried out. The experience of realization of distance technology of vocational training focused on a consumer is submitted in the article. Monitoring tasks of the educational environment of distance education are determined and are being realized. On its basis leading actions for providing required quality and training efficiency are carried out due to constant perfection of educational process management and the application of innovative technologies of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.