Научная статья на тему 'Мониторинг реализации некоторых учебных дисциплин в условиях кафедр спортивно-педагогического профиля'

Мониторинг реализации некоторых учебных дисциплин в условиях кафедр спортивно-педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН / СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Павленко Антон Валерьевич

В представленной статье отражены результаты мониторинга, проведённого на кафедре теории и методики бокса ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», с целью определения педагогических и методических особенностей преподавания дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" направления 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика» в условиях спортивно-педагогических кафедр. Анализировалась основная направленность учебного процесса при реализации указанной дисциплины, а также формы и содержание преподавания базовых знаний по спортивным единоборствам студентам непрофильных кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Павленко Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of realization of some subject matters in the conditions of departments of sports and pedagogical profile

The results of the monitoring which is carried out at department of the theory and technique of boxing of Lesgaft University for the purpose of definition of the pedagogical and methodical features of teaching discipline "Topical issues of development of sports" of the direction 42.04.02 are reflected in the submitted article "Journalism", profile/orientation "Sports journalism" in the conditions of sports and pedagogical departments. The main orientation of the educational process at realization of the specified discipline, and also forms and contents of teaching to basic knowledge covering the combat sports of the students of non-profile departments was analyzed.

Текст научной работы на тему «Мониторинг реализации некоторых учебных дисциплин в условиях кафедр спортивно-педагогического профиля»

15. Starodubtseva, I.V., Zavyalova T.P. and Yakovlev, A.S. (2013), "Problems and prospects of physical training of preschool children of the city of Tyumen", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-21.

Контактная информация: zavyalova53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 796.011

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В

УСЛОВИЯХ КАФЕДР СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В представленной статье отражены результаты мониторинга, проведённого на кафедре теории и методики бокса ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», с целью определения педагогических и методических особенностей преподавания дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" направления 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика» в условиях спортивно-педагогических кафедр. Анализировалась основная направленность учебного процесса при реализации указанной дисциплины, а также формы и содержание преподавания базовых знаний по спортивным единоборствам студентам непрофильных кафедр.

Ключевые слова: педагогические и методические особенности преподавания учебных дисциплин, спортивные единоборства.

MONITORING OF REALIZATION OF SOME SUBJECT MATTERS IN THE CONDITIONS OF DEPARTMENTS OF SPORTS AND PEDAGOGICAL PROFILE

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The results of the monitoring which is carried out at department of the theory and technique of boxing of Lesgaft University for the purpose of definition of the pedagogical and methodical features of teaching discipline "Topical issues of development of sports" of the direction 42.04.02 are reflected in the submitted article "Journalism", profile/orientation "Sports journalism" in the conditions of sports and pedagogical departments. The main orientation of the educational process at realization of the specified discipline, and also forms and contents of teaching to basic knowledge covering the combat sports of the students of non-profile departments was analyzed.

Keywords: pedagogical and methodical features of teaching to subject matters, combat sports.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность кафедры теории и методики бокса за более чем три десятилетия своего существования в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, неоднократно модернизировалась с учётом тенденций, возникающих в системе высшего профессионального образования России. Совершенствовались и корректировались различные аспекты учебной, методической, научной, спортивной работы со студентами, магистрантами, аспирантами кафедры. Работа профессорско-преподавательского состава данной кафедры также была ориентирована и на учёт изменений в сфере спортивных единоборств. Это нашло своё отражение в том,

что на кафедре стали появляться новые спортивные специализации, на которых готовили будущих тренеров и преподавателей по единоборствам. В 80-е годы прошлого века это был бокс, в 90-е годы и в начале 21 века к нему добавились - кикбоксинг и бокс-сават, тхэквондо версий ВТФ и ИТФ. С учётом появления новых видов единоборств на кафедре теории и методики бокса корректировалась учебная, методическая, научная и спортивная работа со студентами. Вместе с тем, с развитием НГУ им. П.Ф. Лесгафта потребовались и новые направления и формы работы кафедры по реализации в учебном процессе новых дисциплин. Это было необходимо в силу следующих причин, а именно:

- более глубокого понимания специфики реализуемых новых учебных дисциплин на кафедре, что позволило бы эффективнее выстроить процесс учебной и методической работы со студентами с целью их подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- выстраивание системы «обратной связи» с профессорско-преподавательским составом, студентами и магистрантами кафедр направлений «Журналистика», «Менеджмент», «Психолого-педагогическое образование», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК), «Психолого-педагогическое образование» и других, изучающих отдельные учебные дисциплины на кафедрах спортивно-педагогической направленности. Обусловлено это необходимостью более продуктивного взаимодействия для повышения качества подготовки выпускников указанных направлений, профессиональная деятельность которых будет направлена на сферу спорта и спортивных единоборств в частности.

В соответствии с вышесказанным, в период с декабря 2016 года по февраль-месяц 2017 года, было проведено исследование, заключающееся в мониторинге особенностей учебного процесса при реализации на кафедре теории и методики бокса дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" направления 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика», для магистрантов 1 года обучения. При реализации дисциплины основной упор делался на понимание основных понятий вида спорта, современных направлений развития единоборств, с которыми будущие журналисты встретятся в своей профессиональной деятельности [1-9].

Цель мониторинга - определение педагогических и методических особенностей преподавания указанной выше дисциплины магистрантам, обучающимся не на спортивно-педагогических кафедрах. Полученные на основе проведённого мониторинга данные, по мнению авторов статьи, могут способствовать решению следующих задач:

- во-первых, более полной интеграции в вариативную часть учебного плана различных направлений подготовки, основ знаний по теории спортивных единоборств, которые позволяют расширить профессиональный кругозор студентов и магистрантов;

- во-вторых, определению наиболее удобной и целесообразной формы и содержания учебного материала для студентов и магистрантов непрофильных кафедр.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ учебных планов и программ по дисциплине «Актуальные вопросы развития видов спорта", позволяет отметить, что ведущими компетенциями, формируемыми в её рамках, являются: «готовностью создавать авторский медиа-контент, учитывая жанровые и стилистические особенности спортивной журналистики (ППК-1)» и «готовностью осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании сферы физической культуры и спорта (ППК-2)». Спортивные единоборства на современном этапе развития общества, представляют собой сложное социальное и культурное явление, для глубокого и грамотного понимания которого, необходимо разбираться в его основных понятиях и тенденциях развития [1-9].

Опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры, беседы с тренерским составом спортивных организаций, культивирующих спортивные единоборства,

позволяют говорить об отсутствии у непрофессионалов в данной области реального понимания спортивных единоборств, как культурной и профессиональной отрасли. К ошибочным заблуждениям относятся:

- искажённое понимание техники и тактики спортивных и прикладных единоборств;

- отсутствия понимания критериев подготовленности в спортивных единоборствах;

- гипертрофированное отношение к этническим предпосылкам возникновения того или иного вида единоборств;

- мифологизированное подчас отношение к характеру психической подготовки в единоборствах;

- недопонимания роли экономического и социального факторов в развитии современных спортивных единоборств.

Всё вышеперечисленное не позволяет, без соответствующей теоретической подготовки, понять в должной мере тенденции и проблематику мира спортивных единоборств. Исходя из этого при разработке программы «Актуальные вопросы развития видов спорта" в части, касающейся кафедры теории и методики бокса, учитывались следующие ключевые положения. Во-первых, дать начальное представление об истории возникновения и развития спортивных единоборств. Во-вторых, сформировать знания об основных видах классификации спортивных и прикладных единоборств, существующих на сегодняшний день. В-третьих, дать характеристику факторов влияющих на развитие спортивных единоборств в настоящий период времени и основные тенденции их развития. В таблице 1 отражены ключевые блоки курса, необходимые для формирования у магистров компетенций рамках дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта».

Таблица 1 - Ключевые блоки курса, необходимые для формирования у магистров компетенций в рамках дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" по кафедре теории и методики бокса_

№ п/п Блок курса Формируемая компетенция

1. История возникновения и развития спортивных единоборств готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании сферы физической культуры и спорта (ППК-2)

2. Современная классификация спортивных и прикладных единоборств готовность осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании сферы физической культуры и спорта (ППК-2)

3. Тенденции развития современных спортивных единоборств готовность создавать авторский медиа контент, учитывая жанровые и стилистические особенности спортивной журналистики (ППК-1)

Реализация материала первого-третьего блоков осуществляется в форме семинарских занятий. В рамках первого блока «История возникновения и развития спортивных единоборств», раскрываются следующие основные темы: предпосылки зарождения рукопашного боя в древнем мире (Древняя Греция, Древний Рим, Восточная Азия, Европа); основные вехи развития рукопашного боя в различных регионах мира; трансформация прикладного рукопашного боя в современные спортивные виды единоборств.

Материал второго блока «Современная классификация спортивных и прикладных единоборств» направлен на формирование у магистрантов представления о классификационной структуре, позволяющей систематизировать многообразие видов спортивных и прикладных единоборств существующих на сегодняшний день. Раскрываются два вида классификации. Первый - систематизация спортивных и прикладных единоборств по целевому признаку. Второй - систематизация единоборств по признаку ведущей группы технических действий, применяемых в поединке. Даётся характеристика тех или иных видов единоборств по указанным классификациям, приводятся конкретные примеры.

В третьем блоке «Тенденции развития современных спортивных единоборств» учебный материал сгруппирован по двум темам. Первая тема освещает тенденции, происходящие внутри спортивных единоборств. К ним относятся: развитие техники и тактики спортивных единоборств на современном этапе; ротация правил соревнований в единоборствах; изменение методики тренировочного процесса в связи с появлением новых научных данных в области спорта; изменение состава занимающихся спортивными единоборствами; основная проблематика спортивных единоборств. Вторая тема затрагивает вопросы, характеризующие внешние тенденции, влияющие на развитие спортивных единоборств. К таковым относятся: социальные факторы, влияющие на развитие единоборств (криминогенность, социальная напряжённость и пр.); желание части населения оздоравливаться через занятия единоборствами; коммерциализация спортивных единоборств; деятельность СМИ по освещению мероприятий в спортивных единоборствах. Последняя тенденция, по мнению авторов статьи, может представлять особый интерес для магистрантов, обучающихся по направлению 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика». В связи с этим проводится дискуссия между студентами, позволяющая определить их взгляды на проблематику деятельности СМИ по освещению мероприятий в спортивных единоборствах.

Проведённый мониторинг, также позволил определить мнение магистрантов отмеченного направления о тематике дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" и возможных предложениях по его освоению. Данные отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты мониторинга мнения магистрантов о тематике и формах реализации учебного материала дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" по кафедре теории и методики бокса _

№ п/п Блок курса Предложения магистрантов о тематике и форме подачи учебного материала (%) *

1. История возникновения и развития спортивных единоборств корректировать материал данного блока 20

желательно наличие мультимедийных материалов 80

желательно наличие учебно-методических материалов 20

2. Современная классификация спортивных и прикладных единоборств корректировать материал данного блока 20

желательно наличие мультимедийных материалов 90

желательно наличие учебно-методических материалов 80

3. Тенденции развития современных спортивных единоборств корректировать материал данного блока 90

желательно наличие мультимедийных материалов 90

желательно наличие учебно-методических материалов 80

* (%) означает часть магистрантов, согласную с предложенным в таблице вариантом ответа

Из таблицы 2 следует, что в блоке «История возникновения и развития спортивных единоборств», большая часть магистрантов считает целесообразным не корректировать в целом предлагаемый материал, поскольку считают его понятным и доступным в освоении. При этом, по мнению магистрантов желательно наличие большего объёма мультимедийных материалов (80%). В блоке «Современная классификация спортивных и прикладных единоборств» также у магистрантов не возникало проблем с освоением предложенного материала, однако следует, по их мнению, увеличить объём мультимедийных материалов (90% опрошенных) и учебно-методических материалов (80% опрошенных), позволяющих получить общее представление о современных методиках тренировки в спортивных единоборствах. Блок «Тенденции развития современных спортивных единоборств» наиболее заинтересовал магистрантов. В нём предлагается (90% опрошенных) скорректировать учебный материал таким образом, чтобы он освещал правила соревнований в различных видах спортивных единоборств, эволюцию этих правил с учётом влияния СМИ и экономических факторов. Большая часть опрашиваемых (90%) высказали пожелание о включении в мультимедийные материалы видеофрагментов поединков, с анализом техники и тактики, позволяющим получить общее представление о специфике того или иного вида спортивных единоборств и тенденциях эволюции правил

соревнований в нём. Также желателен больший объём учебно-методических материалов для (80% опрошенных).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый мониторинг реализации в рамках кафедры теории и методики бокса дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" направления 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика», для магистрантов 1 года обучения, позволяет сделать некоторые предварительные выводы:

1. Курс в рамках кафедры теории и методики бокса дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" включает в себя три взаимосвязанных блока, позволяющих дать общее понимание магистрантам о спортивных единоборствах, как социальном, культурном явлении и особенностях профессиональной деятельности в нём;

2. В процессе освоения курса магистрантов наиболее заинтересовал блок «Тенденции развития современных спортивных единоборств». Ими было предложено при реализации дисциплины, скорректировать учебный материал в сторону большего освещения правил соревнований в различных видах единоборств, что позволило бы лучше понять их специфику;

3. Все три блока дисциплины, по мнению опрошенных магистрантов, желательно в большем объёме дополнить мультимедийными материалами;

4. Опыт реализации данного курса для магистрантов непрофильных кафедр, даёт основания предположить, что подобный учебный материал можно использовать в учебном процессе различных кафедр спортивных ВУЗов, а также кафедр физического воспитания иных ВУЗов.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу о применении электронных систем судейства в тхэквондо (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, А.М. Симаков, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 155-160.

2. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

3. Симаков, А.М. Деятельность научно-педагогической школы кафедры теории и методики бокса на современном этапе / А.М. Симаков, А.В. Павленко // Научно-педагогические школы университета. - СПб., 2016. - С. 44-50.

4. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.

5. Сравнительный анализ технических действий тхэквондо версий (ИТФ) и (ВТФ) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 148-154.

6. Таймазов, В.А. Об отношении молодёжи к спортивным единоборствам и боевым искусствам и степени их популярности в ряде стран мира / В. А. Таймазов, С. М. Ашкинази,

A.А. Обвинцев //Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 40-42

7. Таймазов, В. А. Перспективные направления научных исследований в ударных единоборствах и социальные потребности общества / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 10-12.

8. Тренажер для бокса и других видов единоборств : Патент № 100729 Рос. Федерация / Мокеев Г.И., Бакулев С.Е., Чистяков В.А., Бакулев М.С., Иванов М.П., Таймазов В.А., Харрасов

B.Н. ; опубл. 27.12.2010, Бюлл. № 36. - 3 с.

9. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 122-127.

REFERENCES

1. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A.M. and Chistyakov, V.A.

(2013),"To a question of electronic refereeing systems application in taekwondo (VTF)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 155-160.

2. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.

3. Simakov, A.M. and Pavlenko, A.V. (2016), "Activity of scientific and pedagogical school of department of the theory and a technique of boxing at the present stage", Year-book Scientific and pedagogical schools of University, pp. 44-50.

4. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.

5. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A.

(2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.

6. Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M. and Obvintsev, A.A. (2016), "About the youth relation to combat sports and martial arts and to degree of their popularity in a number of the countries of the world", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 40-42.

7. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E. and Simakov, A.M. (2016), "Perspective directions of scientific research in shock single combats and social requirements of society", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 10-12.

8. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A. and Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.

9. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko A.V. and Chistyakov V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 148-154.

Контактная информация: box74-pavlenko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 796.856.2

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Симакова, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

При обучении в вузах физической культуры на практических занятиях по избранному виду спорта (тхэквондо), для студенток, постоянно участвующих в соревнованиях различного уровня необходимо учитывать уже сложившуюся у них узкую специализацию в избранном виде спорта. Поэтому, хотя в вузе принята групповая форма занятий, необходимо для каждой студентки-спортсменки необходимо подбирать индивидуальную программу. В тхэквондо соревнования проходят по нескольким разделам. В данной статье рассмотрен пример направленности развития различных физических качеств у студентов, специализирующихся в тулях и в спаррингах.

В статье приводятся данные экспертного оценки значимости различных физических качеств у тхэквондисток версии ИТФ, с целью выявления наиболее значимых физических качеств ориентированных на определенный раздел спортивных соревнований. Для наиболее эффективной оцен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.