Научная статья на тему 'Мониторинг психического здоровья учащихся, студентов и преподавателей'

Мониторинг психического здоровья учащихся, студентов и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1006
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б.

В статье рассматриваются теоретические основы и практические подходы к оценке индивидуального здоровья человека в динамике онтогенеза. Приводятся критерии, характеризующие физическое, психическое и духовное здоровье учащихся, и излагается компьютерная программа оценки этих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the theoretical basis and practical approaches to an individual health evaluation in the ontogenesis dynamics. Some criteria have been given determining physical, mental and moral health of students. To value these characteristics a special computer program has been offered.

Текст научной работы на тему «Мониторинг психического здоровья учащихся, студентов и преподавателей»

Р.И.Айзман

— доктор биологических наук, профессор

Н.И.Айзман

— директор Центра практической психологии,

А.В.Лебедев

— аспирант кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

В.Б.Рубанович

— доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет

МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются теоретические основы и практические подходы к оценке индивидуального здоровья человека в динамике онтогенеза. Приводятся критерии, характеризующие физическое, психическое и духовное здоровье учащихся, и излагается компьютерная программа оценки этих показателей.

The article concerns the theoretical basis and practical approaches to an individual health evaluation in the ontogenesis dynamics. Some criteria have been given determining physical, mental and moral health of students. To value these characteristics a special computer program has been offered.

В основу методологического подхода оценки психического здоровья человека положен принцип того, что успешная социально-психологическая адаптация человека к различным экологическим и социальным условиям является основой благополучия личности как неотъемлемой компоненты целостного здоровья. Это положение вытекает из самой сущности определения здоровья, сформулированной Всемирной организацией здравоохранения в 1968 г. : «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Однако если компоненты физического здоровья могут быть количественно оценены по уровню резервных возможностей организма, выявляемых при использовании нагрузочных проб [3, 4], то уровень социально-психологического благополучия в современной литературе трактуется весьма «размыто», без четких количественных критериев [1, 2]. Эти обстоятельства затрудняют объективную оценку психического здоровья в массовых исследованиях и сравнение его между разными возрастно-половыми группами.

Психическая составляющая интегрального (общего) здоровья включает в себя мотивационно-эмоциональную, интеллектуальную и духовно-нравственную сферы. Психическая составляющая в большей степени, чем другие компоненты здоровья, зависит от целенаправленных (воспитательных) и вероятностных (непредсказуемых) социальных факторов. Психическая компонента является наиболее чувствительной и в то же время наиболее гибкой ко всем воздействиям социального мира и формируется под непосредственным его влиянием. В связи с этим общая культура окружения и личная культура в значительной степени определяют психическое здоровье, которое характеризуется благополучием мотивационно-эмоциональной, интеллектуальной и духовно-нравственной сфер индивидуума. Содержательная сторона этих сфер в совокупности и определяет понятие культуры психического здоровья. Эмоциональное благополучие — основной фактор психического благополучия. Эмоции представляют собой отражение психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции и является их основой. Показателями достижения психического здоровья являются следующие признаки эмоционального благополучия: положительная самооценка и уважение к себе; психосоциальное развитие, соответствующее возрасту; эффективные способы удовлетворения потребностей; умение переживать

неудачи; умение приспособиться к окружающей среде; разумная степень независимости; умение эффективно справляться со стрессом; чувство «хозяина» жизни, т.е. уверенность человека в том, что он сам управляет своей жизнью; отношения с другими людьми; способность к эффективной работе, учебе [5].

Учитывая, что в каждом возрасте совокупность факторов, определяющих психоэмоциональное благополучие, может существенно различаться, мы поставили задачу выбрать такие количественные методики, которые бы отражали уровень психического здоровья людей разных возрастных групп.

На наш взгляд, психическое благополучие учащихся может оцениваться по следующим критериям.

1. Уровень школьной адаптации, включающей: успешность социальных контактов со сверстниками и взрослыми, успеваемость, соблюдение требований школьного режима и дисциплины, доминирование—подчинение, эмоциональная комфортность. Наиболее адекватными тестами для этой оценки стали опросники Э.М.Александровской для учащихся начальных классов и тест К.Роджерса — Р.Даймонда для учащихся средних и старших классов.

2. Уровень тревожности. В зависимости от возраста мы использовали шкалу И.Л.Леви-ной (для начальных классов), Филипса (для среднего школьного возраста) и Ч.Д.Спилбергера — Ю.Л.Ханина (для старшеклассников).

3. Состояние различных видов памяти (образной, механической и смысловой).

4. Уровень концентрации внимания.

5. Нейродинамические показатели: время сенсомоторной рефлекторной реакции и соотношение возбудительных и тормозных процессов по реакции на движущийся объект.

Все тесты выполняются в компьютерном варианте с автоматическим расчетом показателей, которые переведены в количественные шкалы, позволяющие получить интегральную характеристику психического здоровья учащихся.

Для оценки психического благополучия студентов мы отобрали следующие методики:

— нейродинамические показатели нервной системы, которые наиболее чувствительны и раньше других отражают изменения состояния нервных процессов;

— различные виды памяти и внимания;

— уровень личностной и реактивной тревожности по Ч.Д.Спилбергеру — Ю.Л.Ханину;

— уровень невротизации и психопатизации личности (УНП);

— уровень нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, социально-психологической адаптации;

— оценка культуры духовного и физического здоровья будущего учителя (И.И.Новосе-лова, Е.В.Сунгурова).

Для характеристики психического здоровья преподавателей, кроме вышеперечисленных методик, мы добавили следующие:

— оценка степени эмоционального выгорания (Maslach & Jackson);

— оценка социально-психологического климата в педагогическом коллективе, исходя из оценки интенсивности и направленности существующих в нем личных и деловых взаимоотношений (методика семантической дифференциации Н.Рожкова).

Учитывая, что все методики выполняются непосредственно обследуемым на компьютере с выдачей количественного заключения об уровне его психического благополучия, мы смогли заинтересовать и включить в процесс самооценки и самообследования лиц, которые по своему профессиональному статусу призваны воспитывать и сохранять психическое здоровье подрастающего поколения. Это позволило стимулировать студентов и преподавателей к сотрудничеству с психологами и психотерапевтами для обучения навыкам контроля и коррекции своего психоэмоционального состояния, предотвращению эмоционального выгорания, повышению качества жизни.

Приведенный перечень методик может быть использован для организации мониторинга психического здоровья учащихся, студентов и преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.

2. Бароненко В.А. Принципы оптимизации живых систем: Учеб. пособие. Уфа, 1991.

3. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей / Ред. Р.И.Айзман, В.В.Захаренков. М., 2006.

4. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортом: Методическое пособие. Новосибирск, 2006.

5. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. Челябинск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.