Научная статья на тему 'Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации'

Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / MONITORING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SURVEY / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базелюк В. В., Романов Е. В., Романова А. В.

В статье представлены итоговые результаты исследования по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся с целью апробации разработанной методики выявления проблем по заявленному вопросу на основе метода анкетирования. Решение поставленных задач мониторинга предусматривало исследование перспектив дальнейшего получения респондентами профессионального образования. Проведен комплексный анализ, систематизация, обобщение ответов респондентов, позволивших выявить существующие проблемы в аспекте рассматриваемого вопроса в образовательных организациях Озерского городского округа Челябинской области. Данное исследование позволило выявить уровень владения респондентами базовыми понятиями: профессия, специальность, профессиональное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базелюк В. В., Романов Е. В., Романова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PROFESSIONAL CHOICE OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the final results of the study on current problems of professional self-determination of students with the aim of testing the developed technique to identify problems on the claimed subject on the basis of a questionnaire. The project of the problem was carried out in 2013 by a team of teachers from Department of Humanities and Sciences in Southern Urals University, in the affiliated branch in Osyorsk City. The solution of the problems of monitoring is to investigate the prospects for further obtaining respondents vocational education. Comprehensive analysis, classification, generalization of responses will reveal the existing problems in the aspect of the issue under consideration in educational institutions Ozersk city district of Chelyabinsk region. This study revealed the level of respondents'' basic concepts: the profession, specialty, professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации»

нередко неверно воспринимаются, что требует работы над собой.

Изменение уровневых проявлений сформированности тендерной культуры взаимоотношений старшеклассников происходит последовательно на каждом этапе от (низкого): конфор-мисткого (элементарные знания о психофизиологических и социокультурных тендерных особенностях во взаимоотношениях обучающихся старшего школьного возраста, но тендерное поведение, чрезмерно зависимое от гендерного влияния сверстников в общении), к (среднему): социальному (ценностное отношение к сверстникам в ходе делового и межличностного общения, проявление толерантности, дружелюбия, внимательности, взаимоуважения как к субъектам общения, однако, отдельные проявления

Библиографический список

гендерного поведения не всегда способствуют развитию конструктивных гендерных взаимоотношений и (высокому): индивидуальному (способность к преодолению культурных гендерных стереотипов во взаимоотношениях, гендерной трансформации в зависимости от ситуации общения, проявлению умений разнообразного гендерного репертуара (маскулинного, фемининного, андрогинного), инициированию и построению конструктивных гендерных взаимоотношений), свидетельствующих о динамике исследуемого процесса.

Полученные в исследовании результаты свидетельствует об эффективности модели и средств формирования гендерной культуры взаимоотношений старшеклассников, разработанных в ходе данного исследования.

1. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. - М., 1998.

2. Столярчук, Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

3. Мудрик, А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А.В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. - 2003. - № 5.

4. Столярчук, Л.И. Гендерное образование: теоретические аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1.

5. Столярчук, Л.И. Гендерный подход условиях непрерывного образования // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2012. -№ 4(68). Bibliography

1. Mukhina, B.C. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: ucheb. dlya stud. vuzov. - M., 1998.

2. Stolyarchuk, L.I. Teoriya i praktika vospitaniya shkoljnikov v processe polorolevoyj socializacii: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1998.

3. Mudrik, A.V. O polorolevom (gendernom) podkhode v socialjnom vospitanii / A.V. Mudrik // Vospitateljnaya rabota v shkole. - 2003. - № 5.

4. Stolyarchuk, L.I. Gendernoe obrazovanie: teoreticheskie aspektih // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2006. - № 1.

5. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod usloviyakh neprerihvnogo obrazovaniya // Izvestiya Volgogr. gos. ped. un-ta. - 2012. - № 4(68).

Статья поступила в редакцию 25.11.14

УДК 61:06 + 316.6

Bazelyuk V.V., Romanov Ye.V, Romanova A.V. MONITORING OF PROFESSIONAL CHOICE OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article presents the final results of the study on current problems of professional self-determination of students with the aim of testing the developed technique to identify problems on the claimed subject on the basis of a questionnaire. The project of the problem was carried out in 2013 by a team of teachers from Department of Humanities and Sciences in Southern Urals University, in the affiliated branch in Osyorsk City. The solution of the problems of monitoring is to investigate the prospects for further obtaining respondents vocational education. Comprehensive analysis, classification, generalization of responses will reveal the existing problems in the aspect of the issue under consideration in educational institutions Ozersk city district of Chelyabinsk region. This study revealed the level of respondents' basic concepts: the profession, specialty, professional self-determination.

Key words: monitoring, professional self-determination, survey, questionnaire.

В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: bazeluk_vladimir@mail.ru; Е.В. Романов, канд. пед. наук, директор филиала ФГБОУ ВПО «ЮжноУральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: jenya218@inbox.ru; А.В. Романова, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: jenya218@inbox.ru

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлены итоговые результаты исследования по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся с целью апробации разработанной методики выявления проблем по заявленному вопросу на основе метода анкетирования. Решение поставленных задач мониторинга предусматривало исследование перспектив дальнейшего получения респондентами профессионального образования. Проведен комплексный анализ, систематизация, обобщение ответов респондентов, позволивших выявить существующие проблемы в аспекте рассматриваемого вопроса в образовательных организациях Озерского городского округа Челябинской области. Данное исследование позволило выявить уровень владения респондентами базовыми понятиями: профессия, специальность, профессиональное самоопределение.

Ключевые слова: мониторинг, профессиональное самоопределение, социологический опрос, анкетирование.

Социально-экономические изменения в российском обществе предусматривают создание конкурентного рынка труда на уровне мировых стандартов. В этой связи актуализируется проблема подготовки высококвалифицированных кадров начального, среднего, высшего профессионального звена для устойчивого развития различных отраслей экономики. Авторы данной статьи, считают, что «современная российская школа, являясь важным этапом профессионального становления личности должна способствовать формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

В тоже время приходится констатировать, что содержание процесса профессионального самоопределения учащихся, не в полной мере, способствует формированию их профессиональных интересов и их профессиональных намерений. В результате у оптантов после получения ими основного и среднего общего образования возникает целый ряд проблем, связанных с осознанным выбором профессии и реализацией в дальнейшем своих потенциальных профессиональных планов» [1, с. 226].

Отсюда возникает острая потребность в проведении мониторинговых процедур, направленных на выявление актуальных проблемам профессионального самоопределения учащийся молодежи с целью осуществления процесса прогнозирования и целенаправленной разработки системы мер по их коррекции.

Системный анализ научных трудов Белкина А.С, Захарова Н.Н, Зеера Э. Ф, Кривобокова И.А, Пряжникова Н.С, Рогова Е. И, Силиной С. Н, Чистяковой С.Н и др. по проблеме мониторинга профессионального самоопределения учащихся позволил прейти к выводу, что его проведение дает возможность, в первую очередь, диагностировать проблему через систему сбора, хранения и анализа информации и на этой основе сделать итоговое заключение о ее современном состоянии.

Методология организации и проведения мониторинга базировалась на научных изысканиях по данному вопросу доктора педагогических наук, проф. А.С. Белкина [2].

В 2013 году временным научно-исследовательским коллективом кафедры гуманитарных и естественных наук филиала Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета) в городе Озерске был проведен мониторинг актуальных проблем профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организации Озерского городского округа Челябинской области.

Мониторинг актуальных проблем профессионального самоопределения осуществлялся в ходе проведения социологического опроса методом анкетирования.

Сбор информации осуществлялся на основе разработанных трех анкет экспресс-опроса. Каждой категории респондентов было предложено ответить на вопросы анкеты по проблемам профессионального самоопределения. Участие в анкетировании носило анонимный характер [1]. Целью мониторинга стал сбор, анализ, обобщение, систематизация информации по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации.

Объектом мониторинга выступали субъекты образовательного процесса, являющиеся непосредственными носителями информации по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации.

Предметом опроса стало изучение мнения субъектов образовательного процесса по проблеме профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной организации.

Решение поставленных задач мониторинга по заявленной проблеме предусматривало исследование следующих вопросов: владение респондентами базовыми понятиями; востребованность форм учебной и вне учебной работы по профессиональному самоопределению; наличие потребности в овладении респондентами основами рабочей профессии в период обучения в школе; перспективы дальнейшего получения респондентами профессионального образования; приоритетность мнений респондентов в выборе учреждения профессионального образования; выбор респондентами территории, типа, вида, названия образовательной организации для получения профессионального образования; выбор направлений профессиональной подготовки (профессии) будущими абитуриентами из числа опрошенных респондентов.

Базовыми площадками для проведения мониторинга стали 13 образовательных организаций (МБОУ СОШ № 21, 22, 23, 25, 27, 30, 32, 33, 35, 39, 41; МБОУ СКОШ № 36, 29) Озерского го-162

родского округа (города Озерска, поселка Новогорный, поселка Метлино) Челябинской области.

В мониторинге приняли участие всего 1118 респондентов, разделенных на три категории: учащиеся школы, их родители, администрация школы. Из них: 557 учащихся (319 учащихся 9-х классов: 176 лиц женского пола и 143 лица мужского пола; 238 учащихся 11-х классов: 150 лиц женского пола и 88 лиц мужского пола), 514 родителей (224 родителя учащихся 9-х классов и 290 родителей 11-х классов), 47 сотрудников администрации образовательных учреждений.

В данной научной статье представлены итоговые результаты мониторинга по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся 11-классов по итогам обработки 238 анкет респондентов. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программы Statistika 8.0 с определением критерия согласия Пирсинга х2.

В экспресс-опросе приняли участие 238 чел. Из них лиц женского пола - 150 чел. (63%), мужского - 88 чел. (37%). Респондентам было предложено ответить на 9 вопросов анкеты.

Анализ ответов респондентов на первый вопрос (Как Вы понимаете термины: «профессия», «специальность», «профессиональное самоопределение?») показал, что у 63,9 - 71% респондентов возникли трудности в интерпретации терминов вышеназванных терминов. Так 126 чел. (52,9%) не смогли сформулировать терминологическое поле понятия «профессия» и только 69 чел. (29%) дали правильный ответ, при этом затруднились ответить - 43 чел. (18.1%). Не понимают значение понятия «специальность» и не видят взаимосвязи с предыдущим понятием 108 чел. (45,4%), 80 чел. (33,6%)) дают правильный ответ. При этом затруднились ответить - 50 чел. (21%). Ответы респондентов относительно понятия «профессиональное самоопределение» не выглядят более убедительно. Так 85 чел. (35,7%) неправильно сформулировали значение термина «профессиональное самоопределение», 86 чел. (36,1%) дал правильный ответ, при этом затруднились ответить - 67 чел. (28,2%).

Таким образом, результаты ответов респондентов обозначили общую для большей части опрошенных учащихся проблему понимания сущности ведущих понятий, имеющих отношение к предстоящей профессиональной деятельности. В этой связи видится целесообразным объединить усилия учреждений общего и профессионального образования по организации эффективных форм учебной и вне учебной работы, ориентированных на понимание сущности ведущих понятий, имеющих непосредственное отношение к решению актуальных проблем профессионального самоопределения.

Анализ ответов респондентов на второй вопрос: «Какие формы учебной и вне учебной работы проводятся в вашем образовательном учреждении, направленные на профессиональное самоопределение учащихся?» показал, что в образовательных учреждениях доминируют факультативные занятия по целенаправленной подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ, к поступлению в учреждения профессионального образования (185 чел. (77,7%)).

Проводятся в меньшей степени: анкетные опросы по проблеме профессионального самоопределения (118 чел.(49,6%)), тестирование профпригодности (103 чел. (43,3%)), тематические беседы с участием представителей учреждений профессионального образования (82 чел. (34,5%)), классные часы по проблеме профессионального самоопределения (77 чел. (32,4%)), учебные экскурсии на производственные предприятия (71 чел. (29,8%), дни открытых дверей для поступающих в учреждения профессионального образования (68 чел. (28,6%)), спецкурсы по данной проблематике (40 чел. (16,8%)).

Практически не проводятся: демонстрация учебных тематических фильмов по проблеме профессионального самоопределения (16 чел. (6,72%)) и конкурсы профессионального мастерства (7 чел. (2,94%)).

Таким образом, в образовательных учреждениях превалируют формы, работы, связанные с целенаправленной подготовкой к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Таким образом, в образовательных учреждениях превалируют факультативные занятия по целенаправленной подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ, анкетные опросы по проблеме профессионального самоопределения, классные часы по проблеме профессионального самоопределения, тестирование профпригодности, учебные экскурсии на производственные предприятия и учреждения профессионального образования, тематические беседы с участием представителей учреждений профессионального образования.

В то же время необходимо подчеркнуть важность проведения таких форм как: конкурсы профессионального мастерства, демонстрация учебных тематических фильмов, спецкурсы по проблеме профессионального самоопределения Они отражают технологические аспекты профессионального самоопределения будущих абитуриентов.

В этой связи, видится целесообразным более действенное включение в эту работу, как учреждений общего и профессионального образования, так и представителей организаций и предприятий, центра занятости населения, представителей работодателей, отдела по делам молодежи, городских библиотек и т.д.

Представляет научный интерес ответы респондентов на третий вопрос («Хотели бы Вы овладеть специальными знаниями и умениями по определенной рабочей профессии в период обучения в Вашем образовательном учреждении?»). Анализ ответов показал тенденцию респондентов на овладение в период обучения в школе основами рабочей профессией. Об этом сказали 178 чел. (74,8%). При этом затруднились ответить на этот вопрос 30 чел. (12,6%). Ответили «нет» только 21 чел. (8,82%). В этой связи видится перспективным поиск, обоснование и внедрения новых форм взаимодействия учреждений общего и профессионального образования и организаций, предприятий по предоставлению дополнительных образовательных услуг, связанных с овладением основами рабочей профессии.

Необходимо ответить также, что у управления образования ОГО имеется многолетний положительный опыт работы учебно-производственного комбината, который может быть востребован при создании новой инновационной структуры в рамках активизации работы по профессиональному самоопределению учащейся молодежи.

Четвертый вопрос анкеты («Основами какой рабочей профессии Вы бы хотели овладеть в период обучения в образовательном учреждении с выдачей соответствующего документа: справки, сертификата с присвоением рабочего разряда?») предусматривал детализацию и содержательное наполнение ответов респондентов применительно к третьему вопросу.

Респонденты проявили интерес к овладению 34 основами следующих рабочих профессий: «медсестра (сестринское дело), бухгалтер, юрист, экономист, водитель, программист, парикмахер, инженер, фотограф, финансовый аналитик, проектировщик, учитель, банковское дело, пожарный, повар, химик-технолог, флорист, военный, секретарь, журналист, политолог, продавец, строитель, механик, логист, документовед, переводчик, дизайнер, администратор, слесарь, визажист, фармацевт, косметолог, психолог».

В тоже время приходится констатировать, что анализ ответов респондентов на этот вопрос показал незнание ими в полной мере спектра рабочих профессий и их названий. Респонденты указывали также названия профессий, которые предусматривают получение среднего и высшего профессионального образования, а не начального профессионального, которое как раз и предусматривает получение рабочей профессии.

Ответы респондентов на пятый вопрос анкеты («Имеете ли Вы представление о том, где будете получать профессиональное образование (ПЛ, ССУЗ, ВУЗ) к моменту окончания общеобразовательной школы?») показали что, ответили «да» - 175 чел. (73,5%), ответили «нет» - 26 чел.(10,9%) и 33 чел. (13,9%) затруднились ответить на этот вопрос.

Анализ ответов на шестой вопрос анкеты («Чьё мнение является для Вас определяющим в выборе учреждения профессионального образования (ПЛ, ССУЗ, ВУЗ) для дальнейшего обучения после окончания общеобразовательной школы?») показал, что определяющим является совместное решение родителей и учащихся (127 чел. (53,4%)), а также собственное мнение респондентов (103 чел. (43,4%)). На мнение педагогов опираются только 12 чел. (5,04%) и на мнение сверстников - 12 чел. (5,04%).

Таким образом, решающее значение в выборе учреждения профессионального образования имеет собственное мнение респондентов, а также взаимоотношения родителей и учащихся. Роль педагога и сверстников в процессе принятии решения респондентами о выборе учреждения профессионального образования не является определяющим.

Ответы на седьмой вопрос («Где Вы планируете, дальнейшее профессиональное обучение после окончания...?») показали что, 158 чел. (66,4%) выпускников общеобразовательных организаций планируют получение профессионального обра-

зования за пределами Челябинской области и только 73 чел. (30,7%) на территории Челябинской области.

Анализ ответов респондентов на восьмой вопрос («В какое образовательное учреждение Вы планируете, поступление после окончания школы?») показал, что те респонденты, которые планируют свое дальнейшее профессиональное обучение на территории Челябинской области, ориентируются на поступление:

- в учреждения НПО и СПО города Озерска (Озерский технологический колледж, Южно-Уральский политехнический колледж), Кыштыма (Кыштымское медицинское училище им. С.Д. Нарбутовских);

- в учреждения ВПО городов: Озерск (филиал ЮУрГУ, ОТИ МИФИ), Челябинск (ЮУрГУ, РБИУ, ЮУГМУ, ЧГПУ, ЧВАИШ, ЧелГУ ЧГАА, филиал РАНХ и ГС).

Те респонденты, которые планируют свое дальнейшее обучение за пределами Челябинской области, ориентируются на поступление:

- в учреждения НПО и СПО городов: не планируют.

- в учреждения ВПО городов: Екатеринбурга (УрФУ, филиал УИГПС МЧС России, УрГУПС, УрГПУ, УГМА), Сургута (СурГПУ), Москвы (МГУ, МГИМО, ВШЭ, РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина, МФТИ, РХТУ им. Менделеева, МИФИ), Санкт-Петербурга (ИНЖЭКОН, СПбГУ), Саратов (СГСЭУ), Волгоград (ВолГУ), Новосибирск (название учреждения не указано), Уфы (КФУ).

Среди опрошенных респондентов есть желающие получить образование за рубежом (Чехия, Англия).

Наиболее востребованными у будущих абитуриентов учреждений НПО и СПО на территории Челябинской области являются: ОЗТК, ЮУПК, КМУ.

Среди наиболее востребованных будущими абитуриентами учреждений ВПО на территории Челябинской области являются: ЮУрГУ, ЮУГМУ, ЧелГУ, филиал ЮУрГУ в г. Озерске, ОТИ МИФИ.

Востребованных будущими абитуриентами учреждений СПО за пределами Челябинской области не выявлено.

Наиболее востребованными у будущих абитуриентов учреждений ВПО за пределами Челябинской области являются: УрФУ, УГМА, МГУ, ВШЭ, РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина, МФТИ, РХТУ им. Менделеева, МИФИ, СПбГУ.

Можно предположить, что выбор учащимися конкретного города для получения в дальнейшем профессионального образования может свидетельствовать о престиже обучения в нем; о желании респондентов впоследствии осуществлять свою профессиональную деятельность на территории Челябинской области, либо за ее пределами; об индивидуальных особенностях личности респондентов, о транслируемом интересе со стороны родителей в выборе учреждения профессионального образования.

Необходимо особо подчеркнуть, что сегодня в г. Озерске успешно функционируют: образовательный комплекс СПО и два филиала ВУЗов, которые могли бы обеспечить в полном объеме процесс профессиональной подготовки респондентов по целому ряду направлений, в том числе востребованных в социальной, экономической, производственных сферах, тем самым решив проблему для Озерского городского округа по подготовке кадров начального, среднего, высшего профессионального звена.

Девятый вопрос анкеты («По какому направлению (профессии) Вы бы хотели получить профессиональное образование?») выявил интерес респондентов к получению профессионального образования по 67 профессиям (направлениям подготовки): «фельдшер, медсестра, таможенник, психолог, программист, врач, бухгалтер, финансист, политолог, экономист, юрист, ин-форматик, машиностроение, массажист, предприниматель, ин-форматик, МЧС, повар, сметное дело, менеджер туристического бизнеса, архитектор, банкир, пожарный, нефтегазовое дело, журналист, дизайнер, международный менеджмент, теплоэнергетика и теплотехника, реклама и связи с общественностью, теоретическая и прикладная химия, физика, механика материалов, химические технологии, компьютерные технологии, биофизика, ядерная физика, прикладная математика процесса производства, государственное и муниципальное управление, правоохранительная деятельность, технолог приготовления пищи, инженер-строитель, инженер путей сообщения, землеустройство, военный летчик, химик-технолог, логист, горный инженер, таможенное дело, муниципальное управление, переводчик, промышленное и гражданское строительство, адвокат, лингвист, востоковедение, международные отношения, управление персоналом, фармацевт, реклама и связи со СМИ, хореограф, математик,

авиаконструктор, металлург, госслужащий, диспетчер авиаперелетов, учитель биологии, инженер-технолог, инженер-конструктор, тренер, инженер-геодезист, косметолог».

Необходимо отметить, что респонденты указали профессии (направления подготовки) по многим сферам профессиональной деятельности: социальной, экономической, юридической, производственной, сферой услуг и охраны правопорядка и др., необходимым для решения проблемы кадрового обеспечения Озерского городского округа.

Необходимо также констатировать, что значительная часть опрошенных респондентов не смогли правильно сформулировать название направления (профессии) профессиональной подготовки применительно к учреждениям профессионального образования.

Проведенный мониторинг позволил сформировать целостное представление по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся 11-классов общеобразовательных организаций Озерского городского округа.

Библиографический список

1. Базелюк, В.В Моделирование содержания социологического опроса по актуальным проблемам профессионального самоопределения учащихся в условиях основного и среднего общего образования / В.В. Базелюк, Е.В. Романов, А.В. Романова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4(47).

2. Мониторинг образовательного процесса в педагогическом ВУЗе: учеб. пособ. для студентов высших и средних учебных заведений / В.Д. Жаворонков, А.С. Белкин, В.Г. Горб, Е.В. Коротаева. - Екатеринбург, 2004.

Bibliography

1. Bazelyuk, V.V Modelirovanie soderzhaniya sociologicheskogo oprosa po aktualjnihm problemam professionaljnogo samoopredeleniya uchathikhsya v usloviyakh osnovnogo i srednego obthego obrazovaniya / V.V. Bazelyuk, E.V. Romanov, A.V. Romanova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. ? № 4(47).

2. Monitoring obrazovateljnogo processa v pedagogicheskom VUZe: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh i srednikh uchebnihkh zavedeniyj / V.D. Zhavoronkov, A.S. Belkin, V.G. Gorb, E.V. Korotaeva. - Ekaterinburg, 2004.

Статья поступила в редакцию 24.11.14

УДК 378.14

Egorova Yu.A. THE POSSIBILITY OF TRAINING COURSE OF "MANAGEMENT" FOR THE FORMATION IN A HIGHER EDUCATION SCHOOL STUDENT THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF GOAL-SETTING. The article is dedicated to the importance of the formation of professional competence of goal-setting in university students enrolled in the specialization of undergraduate program of 080100 "Economics", and the identification of relevant features of the course of "Management". The structure of the professional competence of goal-setting and its substantive content in the context of the course of "Management" is studied. The author proposes exemplary embodiment tasks for completing the "Fund assessment tools", based on the identification of the level of formation of professional competence of goal-setting. In regards to the author's main principle, based on the information and instructional support for the goal-setting of a student, the expediency of using a dictionary of terms and a student workbook is stipulated. The researcher outlines the approximate contents of a glossary of terms and the structure of the workbook.

Key words: management, control, goal-setting, professional competence of goal-setting, structure of professional competence of goal-setting, target, management objective, mission, purpose of an organization, management by objectives, tree of goals, hierarchy of objectives, theory of goal-setting, fund assessment tools, a glossary of terms, student workbook.

Ю.А. Егорова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Чистополе, г. Чистополь, E-mail: egorovaulia@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Статья посвящена обоснованию важности формирования профессиональной компетенции целеполагания у студентов вуза, обучающихся по направлению бакалавриата 080100 «Экономика», и выявлению соответствующих возможностей учебного курса «Менеджмент». Представлена структура профессиональной компетенции целеполагания и ее содержательное наполнение в контексте учебного курса «Менеджмент». Предложены примерные варианты заданий для комплектования «Фонда оценочных средств», ориентированного на выявление уровня сформированности профессиональной компетенции целеполагания. С учетом выдвинутого автором статьи принципа информационной и учебно-методической поддержки целеполагания студента, обоснована целесообразность использования словаря терминов и рабочей тетради студента. Изложены примерное содержание словаря терминов и структура рабочей тетради.

Ключевые слова: менеджмент, управление, целеполагание, профессиональная компетенция целеполагания, структура профессиональной компетенции целеполагания, цель, цель управления, миссия, цель организации, управление по целям, дерево целей, иерархия целей, теория постановки целей, фонд оценочных средств, словарь терминов, рабочая тетрадь студента.

Целеполагание является субъектным фактором успешности профессиональной деятельности. Следовательно, студенты должны еще в процессе обучения в вузе овладеть профессиональной компетенцией целеполагания.

Структура профессиональной компетенции целеполагания включает три компонента: 1) когнитивный (знаниевый): знания и представления о целеполагании; 2) личностный (эмоциональный, этический): личностное отношение к целепола-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.