Научная статья на тему 'Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию'

Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АДАПТАЦИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MONITORING / ADAPTATION / PHYSICAL EFFICIENCY / HEALTH RECORDS / STUDENTS / LEARNING PROCESS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельникова О.А., Шевелева И.Н.

Проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения. В статье рассматривается мониторинг показателей здоровья, адаптации и работоспособности в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. В ходе работы были проведены исследования по оценке уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявлена динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов. Данное исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. Цель исследования: определение правильности подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Анализ показателей, выявленных в результате педагогических исследований, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельникова О.А., Шевелева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF HEALTH RECORDS, STUDENTS’ PHYSICAL EFFICIENCY ADAPTATION DURING A PHYSICAL EDUCATION LEARNING PROCESS

The construction problem of the modern educational process based on health formation has exceptional importance for university because establishing harmonious connection between training and health provides high-quality and quantitative changes in creation of future competitive experts. Health saving process has to provide preservation and promotion of mental, physical, social and moral and spiritual health of students during their time at university. The article addresses monitoring of health records, studentsphysical efficiency adaptation during a physical education learning process. In the course of the works research on knowledge evaluation of theoretical and methodic-practical material on physical education in the field of preservation and promotion of health has been undertaken; questioning of students on self-assessment of the state of health and physical activity; harmony of constitution assessment; dynamics of physical fitness; assessment of functional capacity of cardiovascular and respiratory systems; assessment of students psychological. This research was undertaken during the period from 2014 to 2016 with 300 students in different sports at physical education department at Omsk state technical university. The aim of the study: determination of selection correctness of means, methods and exercise stresses during training depending on sex, age, the state of health, the level of physical and sports fitness and also from the sports base, traditions of university and other conditions. The analysis of the indicators which were revealed as a result of pedagogical researches has allowed us to introduce necessary amendments in the health saving formation for improvement of the state of health; to increase physical activity, physical fitness and efficiency of students during training.

Текст научной работы на тему «Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитанию»

Slivina T. A. In: Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Sibearian pedagogical journal]. Vol. 11 (2007): 93-100. (In Russian).

Shevchenko I. I. Vliyanie tsennostnykh orientatsiy na formirovanie konkurentosposobnosti lichnosti studentov Avtoref dis kand ped nauk [Influence of personal values on development of competitiveness in students: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Makhachkala, 2007. (In Russian).

O. A. Melnikova, L. G. Kostikova

Omsk, Russia

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF STUDENTS

Abstract. The problem of competitiveness has recently become especially urgent for young people and is a delayed result of education, since it is determined not so much by the current demand for and employment of a graduate as by his mobility in the labor market, the long success of his professional career.

Modern society requires improving the quality of vocational education, a high level of professional training and needs competitive specialists that meet the requirements of professional standards. A special specificity is manifested in this regard in the training of engineering personnel, since the activities of an engineer managing technologically complex processes require greater returns, considerable intellectual, moral and physical costs, a high level of professional culture formation.

The article considers the problem of forming the competitiveness of a future specialist as one of the main problems facing higher education institutions. Competitiveness of the student, his professional mobility should be ensured by the high quality of the results of educational activity, the system integration of which ensures the formation of a mobile personality, a person free and responsible, capable of creative activity, ready for a large-scale realization of their potential opportunities. Considering the qualities of the personality, manifested in the physical culture and sports defining competitiveness, we proceeded from an understanding of the essence of competitiveness as one of the personality's ability to social, psychological and physical development.

The purpose of our work is to determine the role of physical culture in the formation of professional competitiveness of future specialists of a technical university. The analysis of the scientific literature has shown that conceptual ideas on formation of professional competitiveness of students by means of physical culture in higher educational institutions have insufficient scientific substantiation. Many researchers are making attempts to identify ways and means to ensure the formation of competitiveness of the student's personality.

In this regard, new approaches are needed in higher education for the formation of competitiveness of specialists in engineering specialties.

Key words: students; competitiveness; physical culture; physical exercises; sports; personal qualities; future specialist.

About the authors: Oksana Anatoljevna Melnikova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports; Lidia Gennadievna Kostikova2, post-graduate student, senior lecturer of the Department of Physical Education and Sports.

Place of employment: Omsk State Technical University12.

Мельникова О. А., Костикова Jl. Г. К вопросу формирования профессиональной конкурентоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 94-99.

Melnikova О. A., Kostikova L. G. Physical culture as a means of forming professional competitiveness of students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 94-99.

УДК 796:378.14 О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева

Омск, Россия

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ, АДАПТАЦИИ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация. Проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровье-формирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегаюгций образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения.

В статье рассматривается мониторинг показателей здоровья, адаптации и работоспособности в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. В ходе работы были проведены исследования по оценке уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре

в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявлена динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов. Данное исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. Цель исследования: определение правильности подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий.

Анализ показателей, выявленных в результате педагогических исследований, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.

Ключевые слова: мониторинг; адаптация; работоспособность; показатели здоровья; студенты; образовательный процесс; физическое воспитание.

Сведения об авторах: Оксана Анатольевна Мельникова1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта; Ирина Николаевна Шевелева2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Место работы: Омский государственный технический университет1'".

Контактная информация: 12644050, г.Омск, проспект Мира, д. 11;

e-mail: oksana.melnikova.67@mail.ru1, e-mail: Irina.sheveleva.21.06@mail.ru2.

Радикальные изменения социально-экономического развития Российского общества оказали значительное влияние на требования к современному вузу в подготовке выпускника как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и здоровьем. В этих условиях проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьес-берегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения (Сафонова и др. 2007). В этой связи особенно возрастает роль физического воспитания в вузах, так как к моменту окончания учебного заведения заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья. От них требуется значительная мобилизация сил для адаптации к высоким умственным нагрузкам, формированию межличностных отношений, новым условиям обучения, а зачастую и проживания (Мысина 2011; Ку-дашова, Кудашов 2014).

Следует отметить, что в настоящее время активно изучается адаптационно-приспособительная деятельность организма, при этом важна не единовременная оценка показателей, а организация динамичного наблюдения и анализ полученных результатов (Кабачкова, Капилевич 2013).

В данной работе представлены результаты мониторинга показателей здоровья, адаптации, работоспособности, а также уровня знаний теоретического и методико-практического материала

по физической кулыуре в области сохранения и укрепления здоровья в образовательном процессе студентов. Исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. В ходе работы у студентов основной группы были проведены следующие исследования: анкетирование по самооценке состояния здоровья (по В. П. Войтенко, 1991) и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявление динамики физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов; оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической кулыуре в области сохранения и укрепления здоровья.

За период исследования выявлена положительная динамика самооценки состояния здоровья (по В. П. Войтенко) студентов, что связано с расширением резервов функционирования систем организма, а также с познавательной, социальной деятельностью, направленной на приобретение знаний о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни, на формирование ценности здоровьесберегающей деятельности по отношению к себе и окружающим; к потребности в освоении способов сохранения своего здоровья.

Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность (Шустова 2016). Результаты анкетирования по оценке физической активности свидетельствуют о положительной динамике за период опытно-экспериментальной работы и приведены на рисунке 1.

Для определения гармоничности телосложения был использован индекс грудного показателя, определяемый по формуле: окружность груди в сантиметрах, умноженная на 100 и разделен-

ию

ная на рост в сантиметрах. За период работы отмечено улучшение показателей гармоничности физического развития у 21 % исследуемых.

Для выявления динамики физической подготовленности использовался 12-минутный тест

ходьбы и бега (по Куперу К., 1989), прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (табл. 1).

л

I-I ш =г о о.

I низким средний высокий

2016 г.

Рис. 1. Самооценка уровня физической активности студентов

Показатели физической подготовленности студентов

Таблица 1

Показатели Период исследования п-300 Р между 2014 г. и 2016 г.

12-минутный тест по Куперу, м 2014 г. 2416±38 >0,05

2015 г. 2537±41

2016 г. 2585±32

Прыжок в длину с места, см 2014 г. 225±0,01 >0,05

2015 г. 230±0,03

2016 г. 235±0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во 2014 г. 10,6±1,21 >0,05

2015 г. 10,8±1,21

2016 г. 10,9±1,21

Примечание: Р - достоверность различий.

В ходе исследования выявлена достоверная положительная динамика вышеперечисленных показателей.

Для определения физической работоспособности широко используются пробы с дозированной физической нагрузкой (степ-тест). Для проведения степ-теста исследуемые выполняли две нагрузки в течение 3-х минут каждая в виде восхождения на гимнастическую скамейку высотой 30 см. Первая нагрузка выполнялась со скоростью 20 подъемов в минуту, вторая нагрузка -со скоростью 30 подъемов в минуту. Между первой и второй нагрузкой — отдых, стоя в течение 10 секунд, необходимый для подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС) после первой работы. После проведения пробы и восстановительного периода ЧСС через 5 минут по специальной таблице находили значение А (величину Р\¥С170 на 1 кг веса) на пересечении максимальной частоты пульса после первой и второй работ. Затем по формуле

АхВ=Р]УС170(кг/мин),

где А - величина Р\¥С170 на 1 кг веса, В - вес тела исследуемого в кг, рассчитывали физическую работоспособность. Результаты ЧСС, полученные в процессе исследования, необходимы для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы.

Величина максимального потребления кислорода (МПК) является одним из самых важных и демонстративных показателей состояния здоровья человека, являясь основным фактором, определяющим способность человека к физической работе и установление индивидуальной чувствительности или толерантности каждого занимающегося к физической нагрузке. Повышение МПК свидетельствует об эффективности применяемых тренировочных программ. Данный показатель определялся по общепринятой методике (Карп-ман и др. 1988). Анализ полученных результатов исследования показал повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов за период обучения (табл. 2).

Таблица 2

Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов

Показатели Период исследования (п-300) Р между 2014 г. и 2016 г.

ЧСС в покое, уд/мин 2014 г. 77±0,4 >0,05

2015 г. 73±0,2

2016 г. 71±1,4

ЧСС максимальная, уд/мин 2014 г. 158±1,3 >0,05

2015 г. 142±1,2

2016 г. 141±0,5

Р\¥С170, кгм/мин 2014 г. 952±67,1 >0,05

2015 г. 1030±41

2016 г. 1250±41

МПК абс., л/мин 2014 г. 2,8±0,5 >0,05

2015 г. 3,9±0,3

2016 г. 4,7±0,2

ЧСС на 5-мин. восстановления 2014 г. 87±1,2 >0,05

2015 г. 86±1,3

2016 г. 78±0,6

Примечание: Р - достоверность различий.

Все полученные результаты имеют достоверную значимость.

Одним из основных показателей аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая их вентиляционную способность. За период исследования (2014-2016 гг.) отмечена положительная тенденция ЖЕЛ.

Кроме того, к показателям внешнего дыхания относятся жизненный индекс (ЖИ) и гипок-сические пробы (Штанге и Генчи). Жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата и свидетельствующий об увеличении дыхательной поверхности легких на единицу массы тела, в начале исследования составил в среднем 60 мл/кг, при норме не менее 65-75 мл/кг. В конце исследования выявлено увеличение ЖИ. Помимо этого для определения функционального состояния дыхательной системы использовались гипоксические пробы Штанге - регистрация времени задержки дыхания при глубоком (но не максимальном) вдохе, время задержки дыхания отмечали по секундомеру. Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе выполняется после обычного (но не чрезмерного) выдоха. Исследуемый задерживает дыхание, продолжительность задержки отмечают по секундомеру. За период исследовательской работы было выявлено достоверное (р < 0,001) увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе, а показатели пробы Генчи - задержка дыхания после выдоха - имели положительную динамику.

Таким образом, результаты свидетельствуют об адаптации дыхательной системы к физическим нагрузкам.

Изучение психоэмоционального статуса студентов особенно актуально в современных условиях, поскольку учебный процесс, как правило, протекает на фоне высокого нервно-эмоцио-нального напряжения, при воздействии на организм неблагоприятных экологических факторов, осложненных гипокинезией, избытком информации и другими негативными явлениями внутренней и внешней среды. Принимая во внимание, что под влиянием физических тренировок уменьшается уровень личностной тревожности (Ханин 1976), а также ситуационной тревожности и депрессии, было проведено исследование этих показателей.

Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов по госпитальной шкале тревоги и депрессии (г1дтопс1 1983), представленные в таблице 3, до начала исследования существенных различий не имели.

Учитывали суммарный показатель по каждой подшкале, при этом выделяли три области значений: 0-7 - норма, т.е. отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии, 8— 10 - субклинически выраженная тревога или депрессия», от 11 и выше - клинически выраженная тревога или депрессия.

Результаты мониторинга свидетельствуют о снижении количества студентов (от 12% до 15%) с симптомами тревоги и депрессии.

Оценка уровня личностной тревожности представлена в таблице 4.

Таблица 3

Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов (по госпитальной шкале тревоги и депрессии)

Госпитальная шкала тревоги и депрессии, баллы Период исследования

2014 г. 2016 г.

Абс. число % Абс. число %

0-7 (норма) отсутствие тревоги 195 65 231 77

0-7 (норма) отсутствие депрессии 246 82 291 97

8-10 (субклинически выраженная форма тревоги) 60 20 54 18

8-10 (субклинически выраженная форма депрессии) 45 15 9 3

11 и выше (клинически выраженная форма тревоги) 45 15 15 5

11 и выше (клинически выраженная форма депрессии) 9 3 - -

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели уровня личностной тревожности (вторая часть шкалы) Спилбергера-Ханина у студентов

Уровень тревожности Период исследования п = 300

Абс. число, человек %

Низкий 2014 г. 114 38

2016 г. 123 41

Средний 2014 г. 135 45

2016 г. 156 52

Высокий 2014 г. 51 17

2016 г. 21 7

Полученные результаты подтверждают, что регулярная физическая нагрузка обладает антистрессовым действием, снижающим тревогу и депрессию.

Кроме того, мониторинг включал в себя не только оценку физической активности, физической подготовленности, морфофункциональных и психологических показателей студентов, но так-

же анализ и оценку результатов теоретических знаний. Оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья осуществлялась по тестовым заданиям, разработанным на кафедре «Физическое воспитание и спорт» (рис. 2).

удовл.

хорошо

отлично

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Рис. 2. Оценка уровня знаний студентов

Следует отметить, что к концу периода исследования уровень знаний у 90% студентов оценивался на «отлично».

Таким образом, результаты мониторинга в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза свидетельствуют о том, что за период исследования у

студентов улучшились самооценка состояния здоровья и показатели гармоничности телосложения, увеличились физическая активность, показатели физической подготовленности и работоспособности, повысились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшились психологические показатели, что в целом подтверждает правильность подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, со-

стояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся.

Анализ показателей, выявленных в результате мониторинга, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесбере-гающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Войтенко В. 77. 1991. Здоровье здоровых (введение в санологию). Киев: Здоровье.

Кабачкова А. В., Капилевич Л. В. 2013. Мониторинг функционального состояния студентов младших курсов // Теория и практика физической культуры 7, 30-33.

Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. 1988. Тестирование в спортивной медицине. Москва: ФиС.

Кудашова Л. Т., Кудашов В.Ф. 2014. Тенденции преподавания физической культуры в вузах // Полевщи-ков М. М. (отв. ред.). Физическая культура, спорт и здоровье: «Виртуаль-23»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 35-38.

Купер К. 1989. Аэробика для хорошего самочувствия. Москва: Физкультура и спорт.

Мысина Г. А. 2011. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. Тула.

Сафонова Ж. Б., Мельникова О. А., Колтошова Т. В., Шевелёва И. П., Петрова Г. А. 2007. Здоровьесбе-регающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация). Омск: ОмЕТУ.

Ханин Ю. Л. 1976. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИИТЕК.

Шустова Ю. А. 2016. Здоровьесберегающие технологии в вузе // Юсупова Р. А., Акишина Б. А., Покровская Т. Ю. (отв. ред.). Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Казань: Фолиант, 575-577.

Zigmond A. S., Shaith R. Р. 1983. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatz 67, 361-370.

REFERENCES

Voitenko, V. P. Zdorov'e zdorovykh (vvedenie v sanologiyu) [Healthof the healthy (introduction to sanology)]. Kiev: Zdorovje, 1991. (In Russian).

Kabachkova A. V., V. L. Kapilevich In: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. Vol. 7 (2013): 30-33. (In Russian).

Karpman V. L. Testirovanie v sportivnoj meditsine [Testing in sports medicine]. Moscow: FiS, 1988. (In Russian).

Kudashova, L. Т., F. V. Kudashov In: Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e: «Virtual' 23»: materialy Vserossijs-koj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Physical culture, sport and health: «The virtual 23»: materials of all-Russian research conference]. Yoskar-01a:Pub. house of MarGU, 2014, pp. 35-38. (In Russian)

Cooper, K. Aerobika dlya khoroshego samochuvstviya [Aerobics to feel good]. Moscow: Physical culture and sport, 1989. (In Russian).

Mysina G. A. Sozdanie uslovij dlya obespecheniya fizicheskogo, psikhicheskogo i sotsial'nogo blagopoluchiya studentov v zdorov'esberegayushchej obrazovatel'noj srede vuza: Dis. ... kand. ped. Nauk [Creating conditions for physical, psychological and overall well-being in the educational environment: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences]. Tula, 2011. (In Russian).

Safonova, J. B. Melnikova O.A., Koltoshova T.V., et al. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v sisteme fizicheskogo vospitaniya studentov s otkloneniem v sostoyanii zdorov'ya (profilaktika i reabilitatsiya) [Health saving technologies in the system of physical education of students with a deviation in health status (prevention and rehabilitation)]. Omsk: Omsk State Technical University, 2007. (In Russian).

Hanin, Y. L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoj i lichnostnoj trevozhnosti C. D. Spilbergera [A brief guide to the application of the scale of reactive and personality anxiety Charles D. Spielberger]. Leningrad: NIITEK, 1976. (In Russian).

Shustova Y. A. Fizicheskoe vospitanie i studencheskij sport glazami studentov: Materialy II Vserossijskoj nauch-no-metodicheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Physical education and student sport through the eyes of students: materials of the II ail-Russian scientific-methodical conference]. Kazan: Publishing house "Foliant", 2016. pp. 575-577. (In Russian).

Zigmond A. S. The Hospital Anxiety and Depression scale Scand. Vol. 67 (1983): 361-370. (In Russian).

O. A. Melnikova, I. N. Sheveleva

Omsk, Russia

MONITORING OF HEALTH RECORDS, STUDENTS' PHYSICAL EFFICIENCY ADAPTATION DURING A PHYSICAL EDUCATION LEARNING PROCESS

Abstract. The construction problem of the modern educational process based on health formation has exceptional importance for university because establishing harmonious connection between training and health provides high-quality and quantitative changes in creation of future competitive experts. Health saving process has to provide preservation and promotion of mental, physical, social and moral and spiritual health of students during their time at university.

The article addresses monitoring of health records, students' physical efficiency adaptation during a physical education learning process. In the course of the works research on knowledge evaluation of theoretical and methodic-practical material on physical education in the field of preservation and promotion of health has been undertaken; questioning of students on self-assessment of the state of health and physical activity; harmony of constitution assessment; dynamics of physical fitness; assessment of functional capacity of cardiovascular and respiratory systems; assessment of students psychological. This research was undertaken during the period from 2014 to 2016 with 300 students in different sports at physical education department at Omsk state technical university. The aim of the study: determination of selection correctness of means, methods and exercise stresses during training depending on sex, age, the state of health, the level of physical and sports fitness and also from the sports base, traditions of university and other conditions. The analysis of the indicators which were revealed as a result of pedagogical researches has allowed us to introduce necessary amendments in the health saving formation for improvement of the state of health; to increase physical activity, physical fitness and efficiency of students during training.

Key words: monitoring; adaptation; physical efficiency; health records; students; learning process; physical education.

About the authors: Oksana Anatolievna Melnikova1, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport; Irina Nikolaevna Sheveleva2, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Education and Sport.

Place of employment: Omsk State Technical University12.

Мельникова О. А., Шевелева И. H. Мониторинг показателей здоровья, адаптации, работоспособности у студентов в образовательном процессе по физическому воспитания // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 99-105.

Melnikova О. A., Sheveleva I. N. Monitoring of health records, students' physical efficiency adaptation during a physical education learning process // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 99-105.

УДК 796. 03: 378 В. E. Павлов, Т. Ю. Белова

г.Омск, Россия

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки студентов к сдаче норм нового комплекса «Готов к труду и обороне» в связи с его массовым внедрением в вузах страны. Низкий уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета (ОмГТУ), выявленный в результате исследования, позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной подготовки студенческой молодежи к многоборью ГТО.

Разработана программа подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с требованиями VI ступени. Цикл подготовки программы состоит из 3-х мезоциклов, включающих занятия различной направленности в зависимости от акцентов на определенные виды ГТО. В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной программы обеспечивает статистически более высокий прирост показателей общей физической подготовленности студентов по сравнению с традиционной программой. Выявлен значительный прогресс результатов в тех видах комплекса, где наблюдалось наибольшее отставание. Это позволяет увеличить количество студентов, успешно сдавших нормы нового комплекса ГТО и желающих активно заниматься массовым спортом.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»; студенты; физическая подготовка; массовый спорт.

Сведения об авторах: Валерий Евгеньевич Павлов1, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Татьяна Юрьевна Белова2, доцент кафедры физического воспитания и спорта.

Место работы: Омский государственный технический университет1'2.

Контактная информация: '644027, г. Омск, ул. Худенко, д. 5, тел.: 89059434420, e-mail: valera-kycher@mail.ru; 2644047, г. Омск, ул. Чернышевского, д. 80, тел. 89620402580, e-mail: belovavtu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.