Научная статья на тему 'Мониторинг отношения специалистов образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России к физкультурно-спортивной деятельности как средству оздоровления детей школьного возраста'

Мониторинг отношения специалистов образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России к физкультурно-спортивной деятельности как средству оздоровления детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

В работе представлены результаты социологического опроса работников образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России об отношении их к физкультурно-спортивной деятельности как средству оздоровления школьников. Рассматриваются проблемы здоровья и физического воспитания учащихся, причины их низкой двигательной активности, факторы, способствующие оздоровлению детей. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость более тесного объединения всех социальных институтов (институт семьи, институт школы, системы здравоохранения, физической культуры и спорта) для разработки целенаправленных профилактических программ, методик и технологий, направленных на оздоровление детей и подростков, с учетом социально-экономических, экологических, климатогеографических условий проживания на Дальнем Востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the relation of experts of education, health care and physical culture of the Far East of Russia to sports and sports activity as to means of health improvement of children at school age

The article outlines the results of sociological interrogation of education, health care and physical culture experts of the Far East of Russia upon their relation to sports and sports activity as to means of health improvement of school students. Problems of health and physical training of pupils, the reasons of their low physical activity, the factors promoting improvement of children are considered. Results of the conducted research confirmed need in closer association of all social institutes (family institute, institute of school, health system, physical culture and sport) for development of purposeful preventive programs, techniques and the technologies directed at health improvement of children and teenagers, taking into account the social and economic, ecological, climate and geographical conditions of accommodation in the Far East Russia.

Текст научной работы на тему «Мониторинг отношения специалистов образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России к физкультурно-спортивной деятельности как средству оздоровления детей школьного возраста»

7. Щербанева, Н.Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы : дис. ... канд. пси-хол. наук I Щербанева Н.Г. - Армавир, 2003. - 207 с.

REFERENCES

1. Demidova, T.P. (2005), Psychological support professional and personal formation of students in secondary vocational schools: dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Dontsova, M.V. (2009), Psychological support professional and personal formation of psychology students: dissertation, Moscow, Russian Federation.

3. Kaltaeva, M.V. (2011), Theoretical and organizational bases offormation and development of the university psychological service: dissertation, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

4. Koychueva, F.H. (2005), Psychological support personal and professional development of law students: dissertation, Stavropol, Russian Federation.

5. Krinchik, E.P. (2005), "The problem of psychological support professional development of psychology students", VestnikMoskovskogo universiteta, Ser. 14, No. 2, pp. 45-55.

6. Nadyuk, R.I. (2009), Psychological support professional and personal development of students majoring in "social work": dissertation, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

7. Scherbaneva, N.G. (2003), Psychological support for professional development of students of pedagogical high school psychological services means: dissertation, Armavir, Russian Federation.

Контактная информация: k.i.m._spb_@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2013.

УДК: 796/799

МОНИТОРИНГ ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

РОССИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВУ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ), г. Хабаровск

Аннотация

В работе представлены результаты социологического опроса работников образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России об отношении их к физкультурноспортивной деятельности как средству оздоровления школьников. Рассматриваются проблемы здоровья и физического воспитания учащихся, причины их низкой двигательной активности, факторы, способствующие оздоровлению детей. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость более тесного объединения всех социальных институтов (институт семьи, институт школы, системы здравоохранения, физической культуры и спорта) для разработки целенаправленных профилактических программ, методик и технологий, направленных на оздоровление детей и подростков, с учетом социально-экономических, экологических, климатогеографических условий проживания на Дальнем Востоке России.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура, спорт, физическое воспитание, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p75-81

MONITORING OF THE RELATION OF EXPERTS OF EDUCATION, HEALTH CARE AND PHYSICAL CULTURE OF THE FAR EAST OF RUSSIA TO SPORTS AND SPORTS ACTIVITY AS TO MEANS OF HEALTH IMPROVEMENT OF CHILDREN AT SCHOOL AGE

Vladimir Filippovich Liguta, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Ministry of Internal Affairs Far East legal institute of Russia, Khabarovsk

Annotation

The article outlines the results of sociological interrogation of education, health care and physical culture experts of the Far East of Russia upon their relation to sports and sports activity as to means of health improvement of school students. Problems of health and physical training of pupils, the reasons of their low physical activity, the factors promoting improvement of children are considered. Results of the conducted research confirmed need in closer association of all social institutes (family institute, institute of school, health system, physical culture and sport) for development of purposeful preventive programs, techniques and the technologies directed at health improvement of children and teenagers, taking into account the social and economic, ecological, climate and geographical conditions of accommodation in the Far East Russia.

Keywords: health, physical culture, physical training, sport, schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

Дальневосточный регион или Дальневосточный федеральный округ (ДФО), занимающий около 40% территории России, характеризуется сложными медикодемографическими, экологическими, климатогеографическими и социальными условиями, несомненно, влияющими на состояние здоровья населения, в том числе детей.

В настоящее время на Дальнем Востоке сохраняется тенденция к ухудшению показателей состояния здоровья детей, особенно школьного возраста в процессе обучения, о чем свидетельствуют результаты проводимых профилактических осмотров, по данным которых ежегодно регистрируется неуклонный рост числа детей с различными заболеваниями. Анализ результатов исследований ученых Дальнего Востока [2, 3] показал, что процент практически здоровых детей среди обследованных составляет менее 6%. Среди детей коренных национальностей здоровых еще меньше (3%).

В большинстве образовательных учреждений, особенно в сельской местности, продолжают ухудшаться условия обучения; не выдерживаются гигиенические требования к рабочим местам; программы обучения перегружены. Резко снизилась физическая активность детей школьного возраста, до 75% школьников страдают гиподинамией.

Наиболее эффективным решением актуальной для страны проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, как отмечают многие специалисты [1, 5, 6], является интеграция сфер образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, от деятельности которых во многом зависит состояние здоровья молодого поколения.

Доказано, что занятия физической культурой и спортом являются одним из важнейших факторов сохранения и укрепления здоровья. В этой связи, актуальным является изучение мнения и отношения специалистов образования, здравоохранения, физической культуры к использованию физкультурно-спортивной деятельности как средству оздоровления детей школьного возраста.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами, в продолжение исследований, представленных в [4], с помощью специально разработанной анкеты было опрошено 1085 человек, из них 344 руководящих работников органов управления образованием и директоров общеобразовательных учреждений, 255

практических специалистов системы здравоохранения, 267 руководящих работников сферы физической культуры и спорта, 219 учителей физической культуры Дальнего Востока. Все они имеют высшее профессиональное образование и трудовой стаж работы более 15 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из общего числа респондентов 85,3% указывают на актуальность проблемы гиподинамии учащихся, при этом 94% опрошенных считают, что занятия физической культурой и спортом являются обязательными для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Около 82,0% руководителей системы образования, 87,9% руководителей сферы физической культуры и спорта, 90,6% учителей физкультуры и 69,8% медицинских работников отметили, что объем занятий физической культурой в рамках школьной программы недостаточен для воспитания физически здоровой личности. В большей степени на формирование двигательной активности школьников влияют: родители (68,7%), учителя физической культуры (31,8%), друзья и близкие ребенка (20,7%), в меньшей степени средства массовой информации (16,8%).

Положительное влияние занятий физической культурой и спортом на успеваемость детей в школе, в первую очередь, отмечают учителя и руководящие работники сферы физической культуры и спорта (93,5%), затем образования (75,0%) и в меньшей степени работники медицины (69,8%).

По мнению респондентов, за последние десятилетия состояние здоровья детей школьного возраста ухудшилось. При этом городские дети болеют значительно чаще (считают 93,0% всех респондентов).

Наиболее значимыми причинами снижения уровня здоровья детей и подростков, по мнению большинства опрошенных специалистов, являются: низкий прожиточный уровень основной части населения Дальнего Востока, недостаток двигательной активности и спортсооружений по месту жительства, негативное воздействие экологических факторов, низкий процент охвата школьников занятиями физической культурой и спортом, недостаточная пропаганда здорового образа жизни (таблица 1).

Таблица 1

Основные причины снижения уровня здоровья детей школьного возраста (%)

Показатели Руководящие работники образования Медицинские работники Руководящие работники ФК и С Учителя ФК

1. Низкий прожиточный уровень основной части населения 51,6 72,6 44,8 67,9

2. Негативное воздействие экологических факторов 38,0 33,9 41,2 34,8

3. Недостаток спортивных сооружений по месту жительства 30,0 27,5 36,2 37,6

4. Недостаток двигательной активности 29,4 29,2 44,8 51,4

5. Недостаточная пропаганда ЗОЖ 24,7 21,6 19,0 18,3

6. Недостаточное количество спортивных школ, спортивных секций, клубов 16,8 25,2 17,2 15,6

7. Низкий процент охвата детей и подростков занятиями ФКи С 16,1 21,0 25,9 31,2

8. Свертывание внеклассной, внешкольной работы по ФКиС в образовательных учреждениях 15,5 23,6 13,8 12,8

9. Высокая стоимость платных занятий ФКиС 15,5 33,9 19,0 16,5

10. Недостаточное финансирование системы здравоохранения 14,6 38,6 15,5 14,7

Основными факторами, препятствующими успешной реализации программы физического воспитания в общеобразовательной школе, являются: недостаточная материальная база, отсутствие интереса у школьников к занятиям физической культурой, низкая заработная плата учителя физической культуры (таблица 2).

Таблица 2

Основные факторы, препятствующие успешной реализации программы

физического воспитания школьников (%)

Показатели Руководящие работники образования Медицинские работники Руководящие работники ФК и С Учителя ФК

1. Недостаточная материальная база 63,9 59,3 65,5 69,7

2. Отсутствие интереса у школьников к занятиям физической культурой 36,1 34,7 36,2 14,7

3. Низкая заработная плата учителя физической культуры 16,5 30,1 44,8 48,6

4. Недостаточное количество часов для занятий физической культурой в школе 14,6 10,4 19,0 30,2

5. Недооценка уроков физической культуры педагогическим коллективом школ 13,6 15,8 34,5 14,9

6. Недостаточный уровень профессионализма учителей физической культуры 12,3 19,3 15,5 14,2

7. Недостаточное внимание со стороны органов образования к повышению квалификации учителей физической культуры 5,7 18,5 25,9 30,8

С целью улучшения системы физического воспитания в школе большинство работников образования, считают необходимым, в первую очередь, отменить оценку по физической культуре, ввести более раннее разделение учащихся на группы девочек и мальчиков с подбором физических упражнений соответственно полу, ввести в программу виды спорта по желанию детей. Кроме этого специалисты сферы физической культуры и спорта, медицинские работники предлагают ввести в программу по физической культуры теоретический и практический курс по здоровому образу жизни (таблица 3).

Таким образом, демократизация, отход от существующих регламентов программы по физической культуре, по мнению участников опроса, будет способствовать повышению интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности.

Социологический опрос выявил снижение интереса родителей к занятиям своих детей по физической культуре в школе. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что только 15,0% родителей постоянно интересуются успеваемостью своих детей по физической культуре, 63,0% родителей проявляют интерес только в случае получения ребенком неудовлетворительной оценки и 22,0% - не интересуются вовсе.

Учебная нагрузка в современной школе отрицательно влияет на здоровье учащихся, отмечают 75,6% всех опрошенных. При этом 71,5% респондентов считают, что уроки физической культуры в школе способствуют укреплению здоровья детей и положительно относятся к введению третьего урока физкультуры в школьное расписание (72,5%). Против третьего урока физкультуры высказались только 17,4% руководящих работников образования.

Таблица 3

Предлагаемые варианты совершенствования системы физического воспитания ______________________________школьников (%)__________________________________

Показатели Руководящие работники образования Медицинские работники Руководящие работники ФК и С Учителя ФК

1. Отменить оценку по физической культуре 32,6 38,4 20,1 8,8

2. Ввести более раннее разделение учащихся на группы девочек и мальчиков 29,4 48,5 31,0 55,9

3. Ввести в программу виды спорта по желанию детей 26,9 28,1 31,0 50,0

4. Снизить требования к учащимся при выполнении контрольных нормативов 23,1 26,7 10,3 11,7

5. Ввести в программу по физической культуре теоретический и практический курс по ЗОЖ 22,8 40,2 29,3 64,7

6. Отменить контрольные нормативы по физической подготовке 20,6 15,3 10,3 2,9

7. Отменить уроки физической культуры, вместо них ввести различные спортивные секции 12,0 18,6 25,9 23,5

8. Сделать уроки физической культуры необязательными (факультативными) 3,2 5,8 - -

9. Снизить физические нагрузки учащихся 5,4 6,9 1,7 -

10. Увеличить физические нагрузки, требования к учащимся 5,7 4,4 6,2 35,3

В своей профессиональной деятельности специалисты физической культуры и спорта регулярно пропагандируют здоровый образ жизни и занятия физическими упражнениями (рис.1).

Рис. 1. Пропаганда ЗОЖ и занятий физической культурой и спортом в профессиональной деятельности участников опроса (%)

Необходимо отметить, что из числа медицинских работников 64,0% женщин и 49,0% мужчин указали на недостаточный объем теоретических знаний и практических навыков в использовании физических упражнений с целью оздоровления, полученных в процессе их обучения в вузе.

На вопрос «Существует ли взаимосвязь системы образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в деле укрепления здоровья учащихся?» заданный специалистам, от работы которых в большей степени зависит потенциал здоровья подрастающего поколения (табл. 4), только 12,3% руководящих работников образования и 10,8% медицинских работников ответили, что такая взаимосвязь существует. Большая часть респондентов отмечает, что такой взаимосвязи нет, каждая система работает обособленно (табл. 4).

Таблица 4

Взаимосвязь системы образования, здравоохранения, физической культуры в деле

укрепления и сохранения здоровья школьников (%)

Показатели Руководящие работники образования Медицинские работники Руководящие работники ФК и С Учителя ФК

- да, существует 12,3 10,8 - -

- нет, не существует 35,6 54,0 33,3 38,5

- каждая система работает обособленно 29,7 17,4 40,7 42,5

- недостаточная 22,4 17,8 26,0 10,0

Исходя из этого, более 90% всех респондентов указывают на необходимость разработки комплексной региональной целевой программы оздоровления детского населения, объединяющей деятельность систем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость более тесного объединения всех социальных институтов (институт семьи, институт школы, системы здравоохранения, физической культуры и спорта) для разработки целенаправленных профилактических программ, методик и технологий, направленных на оздоровление детей и подростков, с учетом социально-экономических, экологических, климатогеографических условий проживания на Дальнем Востоке России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверкин, В.Н. Физическое воспитание и здоровье / В.Н. Аверкин // Здоровьесберегающее образование. - 2009. - № 2. - С. 34-37.

2. Козлов, В.К. Здоровье детей и подростков на Дальнем Востоке : монография / В.К. Козлов. - Новосибирск : Изд-во Сиб. отд. РАМН, 2003. - 288 с.

3. Киселев, С. Н. Медико-демографическая ситуация на Дальнем Востоке России в начале XXI века / С.Н. Киселев // Современные факторы формирования, методы оценки и прогнозирования общественного здоровья на территории Дальневосточного региона : материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Хабаровского края. 10-11 июня 2008 г. - Хабаровск : Изд-во Дальневост. гос. мед. ун-та, 2008. - С. 7-79.

4. Лигута, В.Ф. Отношение работников органов управления образованием и директоров общеобразовательных учреждений Дальнего Востока к физической культуре и спорту как средству оздоровления учащихся / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 2. - С. 51-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стратегия «Здоровье и развитие подростков» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) /

А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин, И.К. Рапопорт, В.И. Широкова [и др.]. - М. : Издатель «Научный центр здоровья детей РАМН», 2010. - 54 с.

6. Филиппов, С.С. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования : монография / С. С. Филиппов,

В.В. Жгутова. - М. : Советский спорт, 2004. - 184 с.

REFERENCES

1. Averkin, V.N. (2009), “Physical training and health”, Health saving education, No. 2, pp. 34-37.

2. Kozlov V.K. (2003), Health of children and teenagers in the Far East: monograph, publishing Siberian office Russian Academy of Medical Science, Novosibirsk, Russian Federation.

3. Kiselyov, S.N. (2008), “Medico-demographic situation in the Far East Russia at the beginning of the XXI eyelid”, Modern factors offormation, methods of an assessment and forecasting ofpublic health for territories of the Far East region: materials of scientific and practical conference with the international participation, devoted to the 70 anniversary of Khabarovsk territory. On June 10-11, conference, publishing house of Public Educational Institution of Higher Professional Training Far East State Medical University, Khabarovsk, pp. 7-79.

4. Liguta, V.F. and Liguta A.V. (2010), “Relation of employees of governing bodies of education and directors of educational institutions of the Far East to physical culture and sport as to means of improvement of pupils”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 51-54.

5. Baranov A.A. etc. (2010), Strategy "Health and development of teenagers" (harmonization of the European and Russian approaches to the theory and practice of protection and strengthening of health of teenagers), Publisher Scientific center of health of children of the Russian Academy of Medical Science, Moscow, Russian Federation.

6. Filippov, S.S. and Zhgutova, V.V. (2004), Municipal system of physical culture of school students: organizational and pedagogical conditions of formation: monograph, publishing house “Soviet sports”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: liguta01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2013.

УДК 796.07+797.2

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руслан Абасович Магомадов, старший преподаватель, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация

В статье представлены данные анкетирования курсантов 1-6 курсов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, которые отражают особенности их мотивации к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности в ходе реализации традиционных программ физического воспитания. Все мотивы курсантов были классифицированы по четырем блокам в соответствии с методикой П.И. Третьякова: мотивы, связанные с интересом к профессии; мотивы, обусловленные ситуационным интересом; мотивы, отражающие интерес к будущей профессии, вызванный необходимостью; мотивы повышенного познавательного интереса. Полученные результаты свидетельствуют о значительных недостатках, существующих в содержании физического воспитания курсантов морских высших учебных заведений, в части решения социальнопсихологических (мотивационно-потребностных) задач данного процесса, что обусловливает необходимость повышенного внимания к разработке соответствующих эффективных технологий и моделей учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: курсанты морских вузов, плавательные специальности, мотивация, профессиональная и физкультурно-спортивная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.