Научная статья на тему 'Мониторинг качества жизни как один из факторов устойчивого развития сельских территорий'

Мониторинг качества жизни как один из факторов устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ / СУБСИДИРОВАНИЕ / КОМПЕНСАЦИИ / РЕСПОНДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова С. А.

В статье представлены итоги мониторинга реализации мероприятий Государственной программы (2008-2012 гг.) в разрезе устойчивого развития сельских территорий, освещено отношение сельских жителей к проводимым мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества жизни как один из факторов устойчивого развития сельских территорий»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 365.28:3781:631.1

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ

ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ

MONITORING OF QUALITY OF LIFE AS ONE OF FACTORS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

C.A. Попова, кандидат экономических наук, доцент

ФГОУВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная

академия

S.A. Popova

Volgograd state agricultural academy

В статье представлены итоги мониторинга реализации мероприятий Государственной программы (2008-2012 гг.) в разрезе устойчивого развития сельских территорий, освещено отношение сельских жителей к проводимым мероприятиям.

In article results of monitoring of realization directions Government programs (2008-2012) in a cut of a sustainable development of rural territories are presented, the relation of countrymen to spent actions is shined.

Ключевые слова: Государственная программа, мониторинг, субсидирование, компенсации, респонденты.

Rey words. State program, monitoring, subsidizing, compensation, respondents.

Начальный период рыночных реформ, протекающий в крайне тяжелых условиях, привел к резкому сокращению государственной поддержки сельского хозяйства и отказу от государственного регулирования продовольственного рынка. Как следствие, произошло значительное падение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращение почти вдвое поголовья скота и парка сельскохозяйственной техники, свертывание основных видов работ по поддержанию плодородия почв, приведшие к финансовой нестабильности большинства сельскохозяйственных организаций Волгоградской области.

Существующий уровень развития аграрной сферы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, рискованный характер ведения предпринимательской деятельности объективно обусловливают необходимость более взвешенного и системного подхода со стороны федеральных и региональных властей к проведению аграрной политики, позволяющего остановить развитие ряда негативных социально-экономических процессов, смягчить отрицательное воздействие рыночного механизма, сформировать конкурентную среду, создать условия для долгосрочного экономического роста и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Основные стратегические направления развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в современных условиях, предусматривающие постепенное организационное, техническое, технологическое обновление агропромышленного производства предусмотрены разработанной Правительством РФ и Министерством сельского хозяйства РФ и принятой к реализации Г осударственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [1].

Для аккумулирования вероятных направлений долгосрочного развития крупных регионов, исследования общих черт и особенностей, разнообразия методологических подходов, различия в приоритетности проблем и способах их решения в региональных стратегиях Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. A.A. Никонова ежегодно проводится мониторинг реализации данной Программы. В Волгоградской области данное исследование проводилось на базе Волгоградской ГСХА.

В 2008-2009 гг. в рамках мониторинга были проведены массовые социологические опросы участников, а также не участников Г осударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в том числе и в Волгоградской области.

В обязательном составе проблем, отражающих сложившиеся подходы региональных стратегий, на первое место поставлена задача кадрового обеспечения сельского хозяйства. В условиях широкомасштабной бедности на селе уход государства от прямого финансирования жилищного строительства на селе, особенно для работников сельского хозяйства, обусловил резкое сокращение объемов ввода жилья за исключением индивидуального, в основном построенного горожанами в дополнение к городской квартире. По этой причине за годы реформ в АПК значительно возрос дефицит квалифицированных кадров, закрепляемость выпускников высших, средних и начальных образовательных учреждений оставалась крайне низкой.

Жилье - как один из важнейших факторов устойчивого развития сельскохозяйственного производства, демографической стабильности села во многом перестало быть доступным для селян. Этот процесс был во многом связан с деконцентрацией производства и ростом числа малых предприятий, в которых экономически нецелесообразно строить или приобретать жилье для молодых специалистов и работников, в то же время, по данным социологических обследований, половина жителей села нуждается в улучшении жилищных условий, а среди молодежи этот процент достигает 70 % [2].

В опросе приняли участие 476 респондентов, в т.ч. 50 молодых семей, проживающих в сельской местности Волгоградской области. Средний возраст респондентов - 31 год. В отдельном доме проживают 70 %, в части дома 14 %; в отдельной квартире - 10 % и коммунальной квартире - 6 % опрашиваемых Состояние жилищных условий до участия в Госпрограмме: 46 % респондентов оценили как

удовлетворительное; 26 % - как требующее капитального ремонта; 26 % - отметили хорошее состояние жилья и 2 % - как ветхое и аварийное жилье. В среднем по выборочной совокупности до участия в мероприятиях Госпрограммы на 1 члена домохозяйства приходилось 13,85 кв. м общей площади жилья. Используемое до 01.01.2009 г. жилье включало следующие виды инженерного оборудования: водопровод -54 %; канализация - 40; центральное отопление - 10; ванна, душ - 18; горячее водоснабжение - 10; газ природный - 56; телефон - 42; отсутствие удобств - 8 %.

Целью осуществления мероприятия по развитию социальной инфраструктуры села предусматривается повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. Для достижения поставленной цели необходимо улучшение социальных условий сельскому населению. Подавляющее большинство опрошенных (90 %) осведомлены, на каких условиях в рамках Госпрограммы можно улучшить свои жилищные условия. При этом 53 % респондентов приняли участие в данных мероприятиях в 2009 г., из них 88 % приобрели готовую квартиру (дом), 12 % - приняли участие в строительстве.

За девять месяцев 2010 г. в Волгоградской области было введено 11,2 тыс. кв. м. жилой площади для граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов -7,1 тыс. кв. м. В результате улучшений жилищных условий произошло увеличение общей площади, приходящейся на 1 члена домохозяйства почти в 1,4 раза (до 19,9 кв. м.). Новое жилье является более благоустроенным по сравнению с предыдущим. Средняя фактическая площадь приобретенного жилья составила на семью - 63,17 кв. м., а стоимость нового жилья - 440,98 тыс. руб.

Мероприятия, предусмотренные Госпрограммой, по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов осуществляются с использованием механизма ипотечного кредитования. Финансирование развития социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. На финансирование мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений за 9 месяцев 2009 г. было направлено 161 567 тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 83 381 тыс. руб. и 78 186 тыс. руб. - из областного бюджета, что составляет 37 % от планового значения финансирования этих мероприятий на год по Волгоградской области.

Опрошенные молодые семьи следующим образом оценили соотношение средств израсходованных на приобретение (строительство) жилья: собственные средства - 23,36 %; субсидии -48,77 %; средства работодателя - 27,87 %.

В качестве недостатков большинство респондентов отметили долгие сроки постановки их на учет и получение свидетельств на субсидии - в среднем 189 дней. Основными трудностями, по мнению опрошенных, явились: проблемы при оформлении документов на право получения субсидий (69 %) и трудности с продавцом при приобретении вторичного жилья (46 %).

По мнению, принявших, участие в опросе респондентов, основными мерами, способствующими большему участию молодых семей в программе по улучшению жилищных условий могут стать: расширение возможностей для повышения доходов жителей села ( 65 %); упрощение процедуры оформления документов (47 %); расширение объемов строительства муниципального, ведомственного жилья (27 %); упрощение правил постановки на учет (22 %); усиление

разъяснительной и консультационной работы среди населения (14% опрошенных).

Анализ потенциала региона выявил, что руководители рентабельных хозяйств Волгоградской области готовы самостоятельно решать жилищную проблему и предоставлять служебное жилье или денежные займы работникам на льготных условиях. К сожалению, таких хозяйств не более 10 % от их общего числа. Хозяйства среднего уровня и убыточные рассчитывают только на государственную помощь в обеспечении жильем работников. При этом 12 % хозяйств из числа опрошенных планируют подавать заявку на будущий год на обеспечение жильем молодых работников с долевым участием

хозяйства, 68 % - не имеют для этого денежных средств и 20 % затруднились ответить на данный вопрос.

Реализация мероприятий Госпрограммы оказала, по мнению большинства опрошенных (39 %), «несущественное» влияние на уровень жизни жителей села, 33 % считают, что «существенное» влияние и 20 % высказали отрицательное отношение к проводимой политике Госпрограммы.

Однако, попытки решить данную проблему на селе за счет внедрения чисто рыночных моделей ипотечного кредитования, реализации различных мероприятий Госпрограммы развития сельского по обеспечению доступным жильем молодых специалистов сельского хозяйства, к сожалению, пока не обеспечили перелом в динамике ввода жилья.

Таким образом, в целом положительно оценивая реализацию мероприятий Государственной программы по разделу «Устойчивое развитие сельских территорий», следует отметить, что сложившиеся темпы социального развития села не достаточны для кардинальных изменений в условиях жизнедеятельности и перелома в демографической ситуации в сельской местности и обеспечении аграрного сектора квалифицированными кадрами.

Для достижения динамичного и устойчивого развития сельских территорий необходим программно-целевой подход, который позволит интегрировать и усилить государственную координацию принимаемых мер, дополнить их и повысить эффективность использования направляемых на сельское развитие ресурсов, обеспечить

комплексность, сбалансированность и последовательность позитивных преобразований с учетом приоритетного решения ключевых задач [3].

Библиографический список

1. Государственная Программа развития сельского хозяйства и

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением

Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. - № 446.

2. Нечаев, В.И. Государственная поддержка и регулирование

региональной агроэкономики / В.И. Нечаев, Д.Х. Хаутов, И.В. Ворошилова. -Краснодар «Атрии», 2009 г. - С. 103-125.

3. Семин, А.Н. Особенности устойчивого развития сельских территорий и совершенствование социально-трудовой сферы села в новой региональной экономике / А.Н. Семин // Известия УрГЭУ. - 2008. - № 2. - С. 115-119.

E-mail: vgsha-l@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.