Научная статья на тему 'Мониторинг качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности'

Мониторинг качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности»

111!111Й1И1!Ш № 4,

ным механизмом взаимодействия считают стимулирование участия общественных структур в формировании этнокультурной образовательной политики (45,5 %), представители общественных организаций и культуры — создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования этнокультурной образовательной политики (87,5 и 100 % соответственно), работники образовательных учреждений — совершенствование законодательных и правовых основ государственно-общественного управления (44,8 %).

Эффективным методом реализации региональной этнокультурной образовательной политики является программирование развития образования. Поэтому экспертам для оценки были предложены действующие в республике региональные и муниципальные программы развития образования. Более половины опрошенных (52 %) указали на отсутствие в них обоснования механизмов развития этнокультурного образования. Только 12 % экспертов отметили, что в программах реализуется комплексный подход к развитию этнокультурного образования, предусмотрены эффективные программные мероприятия. Абсолютное большинство респондентов (88 %) признали необходимой разработку и принятие программы развития этнокультурного обра-

зования в Республике Мордовия. Причем данная программа должна быть целостной, отражающей все направления развития этнокультурного образования в регионе и взаимосвязанной с другими программами.

Таким образом, результаты социологического исследования показали, что в республике Мордовия реализуется обоснованная этнокультурная образовательная политика. Ее успешными направлениями являются развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры и народных промыслов. Вместе с тем в сфере реализации этнокультурной образовательной политики существует ряд проблем, связанных с финансово-экономическим, учебно-методическим и материально-техническим обеспечением.

Система мер по формированию этнокультурной образовательной политики и эффективной ее реализации, согласно экспертам, предполагает стимулирование участия общественных структур, создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования и реализации региональной этнокультурной образовательной политики, а также эффективное включение этнокультурного образования в процессы программирования региональных и муниципальных систем образования.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

В. И. Андреев, председатель Поволжского отделения РАО, заведующий кафедрой педагогики Казанского государственного университета, профессор,

А. Р. Дроздикова-Зарипова, доцент кафедры общей и социальной педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического

университета (г. Казань)

В современной социокультурной и образования все более важным и значи-экономической ситуации в России и в мым становится воспитание творческих, связи с модернизацией отечественного интеллигентных, высокопрофессиональ-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ных личностей, способных к непрерывному творческому саморазвитию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что повышение эффективности воспитания следует рассматривать как необходимое условие модернизации всей системы высшего образования в России и как главный резерв повышения качества конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

Важность воспитательной составляющей модернизации высшего образования выражена и через введенный Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки аккредитационный показатель деятельности высших учебных заведений «воспитательная деятельность образовательного учреждения», отражающий ответственность вуза за качество образования, включая качество воспитания личности будущего специалиста и гражданина.

Анализ показывает, что проблемное поле модернизации высшего педагогического образования и воспитания студентов включает в себя следующие направления:

— реальное повышение качества воспитания студентов;

— усиление диагностических функций, разработку мониторинговых технологий оценки качества воспитания студентов;

— разработку принципов и условий в проектировании и реализации педагогических технологий мониторинга воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности.

Важно отметить, что именно ориентация воспитания на саморазвитие конкурентоспособной личности является одной из резервных возможностей повышения качества воспитания студентов вузов.

В различных исследованиях по проблемам качества воспитания обращается внимание на разработку мониторинговых технологий оценки качества воспитания. Однако в педагогической практике реальное применение даже экспериментальных мониторинговых технологий в управлении качеством воспитания студентов отмечается крайне редко.

Разрабатывая проблему педагогического мониторинга качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности, необходимо осуществить содержательный анализ таких базовых для данной проблемы понятий, как «качество воспитания», «педагогический мониторинг», «конкурентоспособная личность».

Интегрирующей ценностью XXI в. с полным основанием можно назвать «качество»: качество жизни, качество образования, качество воспитания и т. п. Ценностно-смысловое наполнение этого понятия в контексте воспитания весьма многозначно: свойство, условие, показатель, уровень. Каждое из этих значений характеризует систему, процесс и/или результат воспитания.

Учитывая важнейшие признаки понятия «качество» применительно к воспитанию, сформулируем следующее определение: качество воспитания — это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и/или результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и/или результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

Следующее базовое понятие, которое необходимо рассмотреть, — «педагогический мониторинг».

Как известно, в педагогической теории и практике доминирует функционально-целевой подход к диагностике качества развития воспитательных систем, ориентированный на оценку обучающих,

№ 4, 2008

развивающих и воспитывающих функций. Вместе с тем инновационные процессы, поиски резервных возможностей качества высшего образования требуют принципиально нового системного подхода к диагностике развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем, а именно проведения педагогического мониторинга. Под педагогическим мониторингом воспитания мы подразумеваем системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития воспитательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, условия и результаты воспитания, развития и саморазвития студентов.

Из предложенного определения следует, что проблемное поле педагогического мониторинга воспитания значительно шире, чем только оценка конечного результата воспитания.

Смысл педагогического мониторинга качества воспитания заключается в том, чтобы усилить и реализовать системную диагностику качества функционирования и устойчивого развития воспитательных систем и тем самым прогнозировать и реально управлять качеством воспитания студентов.

В современных условиях разработки мониторинга качества воспитания исключительно важно и значимо осмыслить особенности и выявить специфику конкурентоспособной личности.

Возьмем для примера учебную, научную, спортивную и профессиональную деятельность. Все перечисленные виды деятельности имеют свои специфические цели, ценности, содержание, формы, методы, средства, результаты, и в контексте каждого из них может происходить конкуренция (борьба за лидерство). Другими словами, конкурентная деятельность всякий раз носит контекстный характер и осуществляется как бы параллельно в рамках учебной, научной, спортивной, профессиональной деятельности, но при условии, что поставлена задача: победить своего соперника, кон-

курента, добиться максимально возможного результата и успеха.

Учитывая вышеперечисленные признаки, конкурентоспособную личность можно определить как личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества со своими конкурентами.

С целью внедрения мониторинговых технологий оценки качества воспитания и саморазвития студентов авторами был разработан инновационно-внедренческий проект «Мониторинг качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности» на базе Поволжского отделения РАО.

Основными задачами инновационновнедренческого проекта являются:

— системное диагностирование и выявление позитивных и негативных тенденций развития и саморазвития студентов в условиях воспитательной системы вуза;

— осуществление системной экспертной оценки воспитательной концепции вуза, программ и проектов в области воспитательной работы;

— реализация инновационных педагогических технологий мониторинга качества воспитания и саморазвития студентов как конкурентоспособных личностей;

— проведение научно-практических семинаров для кураторов студенческих групп и заместителей деканов по воспитательной работе.

Реализация данного инновационновнедренческого проекта осуществляется по двум нижеприведенным направлениям.

1. Системный мониторинг воспитания и саморазвития студентов на основе диагностических методик с программным обеспечением. Мониторинг включает в себя оценку уровня интеллигентности личности, ее конкурентоспособности, конфликтности, способности к саморазвитию, самообразованию, коммуникативно-лидерских способностей, трудолюбия и работоспособности, делового, твор-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ческого и нравственного климата в коллективе (студенческой группе); самооценку стрессоустойчивости, нравственной культуры личности педагога, степени ориентации студента на здоровый образ жизни.

2. Учебно-методическое обеспечение комплекса технологий мониторинга воспитания и саморазвития студентов как конкурентоспособных личностей, разработанного учеными научной Казанской школы под руководством академика РАО В. И. Андреева.

Комплекс ориентирован на концептуальную основу гарантированного качества высшего образования, базирующуюся на принципах инновационности, конкурентоспособности, прогностичности и творческого саморазвития образовательных систем XXI в. В общей сложности разработано более 10 технологий мониторинга воспитания и саморазвития студентов.

В целях оказания помощи образовательным учреждениям по организации воспитательной работы с обучающимися, подготовки к процедурам аттестации

и государственной аккредитации организуются научно-методические семинары для заместителей деканов по воспитательной работе и кураторов студенческих групп по теме «Мониторинг качества воспитания и саморазвития студента как конкурентоспособной личности».

Научно-методический семинар состоит из двух модулей:

1) обучение внедрению технологий мониторинга качества воспитания и саморазвития студентов на основе компьютерной диагностики;

2) консультация по внедрению учебных курсов, обладающих следующими диагностическими функциями: «Конку-рентология», «Эвристика для творческого саморазвития» и «Планинг творческого саморазвития».

Таким образом, чрезвычайно ценным и педагогически значимым является доведение всех комплексных, многолетних исследований от концептуально значимых инновационных теорий до конкретных образовательно-воспитательных технологий, а также применение их в реальной педагогической практике высшей школы.

ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Н. Гусятников, заведующий кафедрой прикладной математики Саратовского государственного социально-экономического университета, профессор,

Т. Н. Соколова, доцент кафедрыг информационные систем в экономике, заместитель начальника отдела контроля качества образования Саратовского государственного социально-экономического

университета

Одним из положений Болонской де- них разработку, внедрение и совершен-кларации является содействие европей- ствование системы менеджмента каче-скому сотрудничеству в обеспечении ка- ства образования.

чества с целью разработки сопостави- Всякая система управления каче-

мых критериев и методологий. Активное ством в образовании должна быть осно-

включение региональных вузов России в вана на объективных показателях, влия-

процесс интеграции в европейскую и ми- ющих на качество и адекватно характе-

ровую системы делает актуальными для ризующих процесс обучения. В высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.