Научная статья на тему 'Мониторинг качества учебновоспитательного процесса профессионального образования'

Мониторинг качества учебновоспитательного процесса профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / УАқЫ-ТЫЛЫ АқПАРАТ БЕРУ / әДЕПТіЛіК / СВОЕВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / TIMELY INFORMATION / ВОСПИТАННОСТЬ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломыцова А.В.

В статье рассматривается введение мониторинга в педагогическую теорию и практику. Описана реализация мониторинговых исследований в образовательном процессе педагогического колледжа и представлен результат исследования воспитательной работы колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества учебновоспитательного процесса профессионального образования»

- Вестник «Oрлеу»-kst —

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Л. В. Колом ыц ова,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе, Костанайский педагогический колледж

Неггзгг сездер: мониторинг, педагогикалъщ мониторинг, уацы-тылы ацпарат беру, эдептшк.

Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, своевременная информация, воспитанность.

Keywords: monitoring, pedagogical monitoring, timely information, education.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макалада педагогикалык теория мен практи-кага мониторинг енпзу мэселес карастырылады. Мониторинглк зерттеулердщ педагогикалык кол-ледждщ бЫм беру YДерiсiнде жYзеге асырылуы жэне колледждщ тэрбие ж^мысын зерттеу нэтиже-лерi баяндалган.

Аннотация

В статье рассматривается введение мониторинга в педагогическую теорию и практику. Описана реализация мониторинговых исследований в образовательном процессе педагогического колледжа и представлен результат исследования воспитательной работы колледжа.

Annotation

The article reveals the introduction of monitoring in pedagogical theory and practice. It describes the implementation of monitoring research in the educational process of the pedagogical college and presents the result of the research of the college educational work.

«Без стремления к научной работе педагог

неизбежно попадает во власть трех педагогиче- о

ских демонов: рутинности, банальности, механично- <d

сти. §

Он деревенеет, каменеет, опускается» 3

Современные инновационные процессы, охватив- с шие все педагогические системы, не могут избежать такого важного аспекта, как мониторинг. Этот термин стал активно использоваться в последние десять в связи с исследованиями в области педагогического ^ менеджмента. В педагогике это сравнительно новое § перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях Кузнецова А.А., Рыжакова М.В. Третья-

А. Дистервег

*

s х

<С m

шш

Вестник «Oрлеу»-kst

кова П.И., Шамовой Т.И., Лизинского В.М., Немовой М.В. и др. Вопросы управления инновационными педагогическими системами, процессами образования возможно лишь только на основе отслеживания текущих результатов. В педагогике и психологии большое внимание уделяется проблемам изучения результатов обученности, воспитанности, развитости учащихся, факторов и условий, способствующих наилучшим достижениям, проблемам диагностики [1,с.14].

Введение мониторинга в педагогическую теорию и практику также обусловлено и внедрением стандартов образования.

Понятие мониторинга в некоторых отношениях близко к таким распространенным педагогическим и общенаучным понятиям, как обратная связь, рефлексия.

Педагогический мониторинг - длительное слижение за какими - либо объектами или явлениями педагогической деятельности. Наиболее распространенным является опре-§ деление его как формы организации сбора, и хранения, обработки и распространения ин-О формации о деятельности педагогической си-О стемы с целью ее развития. По определению О Т.А. Стефановской, педагогический монито-

1-4

м ринг - это диагностика, оценка и прогнози-

^ рование состояния педагогического процесса;

^ отслеживание его хода, результатов, перспек-

^ тив развития.

ч: Таким образом, в учебном заведении ос-С новным является педагогический мониторинг, К который используя данные как психологиче-< ского, так и социологического мониторинга, К определяет, насколько компетентны управ-о ленческие и педагогические решения, правд вильный отбор и реализация педагогических и дидактических средств, учитываются ин-® дивидуальные особенности обучающихся и

О специфика их жизнедеятельности [2, с.18].

:

С Наиболее важным объектом мониторинга

3 в педагогических системах всегда выступали

3 обученность и воспитанность обучающихся

§ [3,с.31].

^ По мнению исследователей, для обеспече-

^ ния эффективности педагогического монито-

ринга следует учитывать следующие требования:

• полнота,

• релевантность,

• адекватность,

• объективность,

• точность,

• своевременность,

• доступность,

• непрерывность,

• структурированность,

• специфичность для каждого уровня.

Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, пересмотра целевых, технологических, организационных, информационных нормативных параметров педагогической деятельности. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно - воспитательного процесса и средства, технологии, которые используются для их достижения [4, с.14].

Педагогический мониторинг направлен на непрерывное наблюдение за ходом учебно-воспитательного процесса, это целостная многоуровневая система. В Костанайском педагогическом колледже разработано положение о мониторинге учебно-воспитательного процесса. Цель мониторинга: обеспечение непрерывного отслеживания состояния качества учебно-воспитательного процесса.

На основании проведенного мониторинга принимаются управленческие решения, прогнозируются направления развития образовательного процесса.

От результатов педагогического мониторинга зависит качество образовательного процесса.

В колледже ведется мониторинг учебно-воспитательного процесса по следующим критериям:

• Мониторинг педагогической деятельности.

• Мониторинг научно - методической, творческой деятельности педагогов.

Вестник «Oрлеу»-kst

Ш

• Мониторинг качества воспитательной работы.

• Мониторинг опозданий и пропусков.

• Мониторинг достижения студентов.

• Мониторинг по деятельности членов администрации.

• Мониторинг по деятельности лаборантов [5].

Возьмем во внимание мониторинг качества воспитательной работы за 2016-2017 учебный год. Для диагностики воспитательной работы студентов были использованы такие критерии, как:

• сохранность контингента;

• духовно-нравственные ценности - от 1 до 5;

• правовое воспитание - от 1до 15 баллов;

• приобщение к ЗОЖ - от 1 до 15 баллов;

• эстетическое воспитание - от 2 до 5 баллов;

• уровень организации самоуправления -от 1 до 15 ;

• общественная и социальная активность - от 5 до 10 баллов.

Исходя из диагностики, можно проследить как уровень организации воспитательной работы на каждом отделении, так и в каждой группе.

Подведенные итоги свидетельствуют о том, что по показателям:

• лидирует школьное отделение №1, набравшее - 6,4 баллов (зав. отд. Кудиярбекова А.М.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года наблюдается незначительное повышение на 0,3 балла;

• на втором месте школьное отделение №2, - 5,7 баллов (зав. отд. Нуганова Г. А.), наблюдается снижение на 0,4 балла;

• на третьем - дошкольное отделение -4,9 баллов (зав. отд. Саулина Л.В.)., снижение на -1 балл.

• минимальный показатель на отделении культуры (зав.отд. Гливина Е.В..) -4,6 баллов, но результаты по сравнению с прошлым полугодием повысились на 0,8 баллов

Если рассмотреть группы в отдельности, то среди групп школьного отделения №2 мак-

симальный балл набрали: У-41- 7,4 баллов (куратор Нуганова Г. А.), У-11- 7 баллов. (куратор Ткаченко Т.Е.). Наименьший балл на этом отделении у группы: У-31 - 5 баллов (куратор Коломыцова А.В.).

• Среди групп школьного отделения №1 максимальный балл набрала группа М-41 -11,6 (куратор Боханова А.Б..).Наименьший балл у гр. А-32 - 4,3 (куратор Шагатаева З.Ж.)

• Среди групп дошкольного отделения максимальный балл набрала группа Т-11 -6,4 баллов (куратор Рахпанова Б.Г.).Наимень-ший балл у группы Т-21- 4 балла (куратор Абжанова А.К.).

• Среди групп отделения культуры максимальный балл у группы РТК-21 - 7,5 баллов (куратор Шаяхметова Б.Е.).Наименьший балл имеет группа ДПМ-11- 2,9 баллов (куратор Бадажкова Л.В.)

Итоги мониторинга подводятся в каждом полугодии, сравниваются показатели. По итогам мониторинга даются предложения для повышения эффективности работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности. // Педагогика, 2003. - С.14-16.

2. Алиева Л.В. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: (По итогам научно

- практической конференции) // Внешкольник.

- 2006. - № 11. - С.17-18.

3. Качалова Л.П. Педагогический мониторинг: (Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя) // Стандарты и мониторинг в обучении. - 1999.-№6. - С.31-34.

4. Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. - 2005. - № 8.- С. 14-16.

5. Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг как управленческая проблема // Дополнительное образование и воспитание. -2007. - № 2 (88). - С. 24-25.

6. Локальные акты. Костанайский педагогический колледж. 2017-2018 уч. г.

*

К X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о га

ш

ч

РЧ

О о. С

ш

X -а

¡3

Н *

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.