Научная статья на тему 'Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателя ФППК как педагогическая система'

Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателя ФППК как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СЛУШАТЕЛЬ ФАКУЛЬТЕТА ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / MONITORING SYSTEM STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL TEACHING STAFF'S PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE QUALITY MONITORING / LEARNER OF THE DEPARTMENT OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SYSTEM APPROACH / MONITORING SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Людмила Ивановна, Забродина Инга Викторовна

В статье рассматривается мониторинг качества профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации с точки зрения системного подхода. Затрагиваются следующие аспекты: принципы организации мониторинга как системы; характеристика факторов и условий, необходимых при организации мониторинга; признаки системного мониторинга; структура системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина Людмила Ивановна, Забродина Инга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learner's Professional Competence Quality Monitoring at the Department of Retraining and Professional Development as a Pedagogical System

The article deals with the monitoring of learner's professional competence quality at the department of retraining and professional development from the system approach standpoint. The article touches upon the following issues: the organization principles of monitoring as a system, the description of factors and conditions necessary for monitoring organization, the indications of the system monitoring, and the monitoring system structure of the professional teaching staff's professional competence.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателя ФППК как педагогическая система»

УДК 378 ББК 74.480.08

Дудина Людмила Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных

методик

Челябинский государственный педагогический университет

Челябинск

Забродина Инга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет Dudina Lyudmila Ivanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of Professional Education Teachers’ Training and Subject Teaching Methods

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Zabrodina Inga Viktorovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателя ФППК как педагогическая система Learner’s Professional Competence Quality Monitoring at the Department of Retraining and Professional Development as a Pedagogical System

В статье рассматривается мониторинг качества профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации с точки зрения системного подхода. Затрагиваются следующие аспекты: принципы организации мониторинга как системы; характеристика факторов и условий, необходимых при организации мониторинга; признаки системного мониторинга; структура системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров.

The article deals with the monitoring of learner’s professional competence quality at the department of retraining and professional development from the system approach standpoint. The article touches upon the following issues: the organization principles of monitoring as a system, the description of factors and conditions necessary for monitoring organization, the indications of the system monitoring, and the monitoring system structure of the professional teaching staff’s professional competence.

Ключевые слова: мониторинг качества сформированности

профессиональной компетентности, слушатель факультета переподготовки и повышения квалификации, системный подход, субъекты мониторинга, структура системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.

Key words: professional competence quality monitoring, learner of the department of retraining and professional development, system approach, monitoring subjects, monitoring system structure of the professional teaching staff’s professional competence.

Мониторинг качества сформированности профессиональной

компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации относится к классу социальных систем. Социальные системы в науке рассматриваются как определенная упорядоченность и целостность множества субъектов и групп субъектов. Социальные системы, в том числе и педагогические, подвергаются воздействиям других систем, что делает их подвижными, неравновесными. Под социальной системой понимают «комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих определенными общими свойствами и объединенных ради осуществления определенной цели» (4).

Мониторинг качества сформированности профессиональной

компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации - социально-педагогическая система, а педагогическую систему отличает то, что она создается для осуществления педагогической цели. Результатом функционирования мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя являются новообразования в уровне профессиональных компетенций, ключевых (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования),

общепрофессиональных (дидактической, андрогогической, поведенческих, менеджерских, методологических, правовых, профессиональной культуры, самообразования на основе рефлексии и самооценки), профессиональных (в области учебного предмета и сферы профессиональной деятельности). Перечень профессиональных компетенций профессионально-педагогических кадров позволяет определить сформированность компетентности каждого

преподавателя высшей школы в системе дополнительного образования на курсах повышения квалификации. Ведь компетентность преподавателя должна быть не только для работы с современным студентом, но и для реализации самых разных образовательных программ, в том числе программ дополнительного профессионального образования.

Особенность педагогической системы проявляется в том, что носителями ее структурных компонентов являются люди, в процессе деятельности которых эти компоненты вступают в сложные взаимодействия, образуя тем самым функциональные компоненты. Последние представлены уровнем сбора информации по каждому изучаемому объекту. Система мониторинга формируется на трех уровнях многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации, созданной вузом, а также из мониторинга на уровне всех управленческих структур ФППК от слушателя до декана.

Структура же мониторинга складывается из направлений повышения квалификации и работы субъектов дополнительного образовательного процесса. Все это характеризует систему в действии, и могут быть выделены аспекты информации в деятельности всех участников педагогического процесса.

Одним из наиболее существенных свойств педагогической системы является ее многоструктурность. Применительно к предмету нашего анализа это означает, что система мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя может быть представлена в зависимости от аспектов рассмотрения, в виде различных реально существующих структур. Например, управленческий аспект позволяет представить систему мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя в виде такого комплекса взаимодействующих элементов (структур), как прогнозирование -планирование - организация - руководство - контроль за вниманием - анализ результатов - управленческое решение.

Деятельностный аспект позволяет выделить другую структуру мониторинга: цель - задачи - содержание - формы - методы - результат.

Содержательный аспект определяет конкретную структуру направлений информационного поля: объект изучения - уровень изучения объекта -показатели - способы получения информации - инструментарий - объем и вид информации - управленческое решение. Организационные структуры системы могут быть построены на основе взаимосвязей субъектов-участников дополнительного образовательного процесса: слушатель - преподаватель -координатор - зав.кафедрой - декан. При этом все структуры мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя, соответствующие конкретным аспектам рассмотрения ее системы, реально существуют и органично связаны между собой так, что все реализуется в каждой и каждая реализуется во всех. И это многоаспектное и многомерное, объемное и целостное видение системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя позволяет определять ее слабые места, ликвидировать их и тем самым повысить эффективность ее функционирования. Действительно, по отношению к любой системе можно выделить ряд аспектов:

• морфологический, определяющий содержание компонентов, из которых образована система;

• структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее компонентов;

• функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

• генетический, отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы она прошла, каковы перспективы ее дальнейшего развития. Таким образом, все понятия системного исследования (система, элемент,

структура, цели и т.п.) служат тому, чтобы с различных сторон охарактеризовать и конструктивно выразить интегративные, целостные свойства системы мониторинга.

К принципиальным особенностям мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности следует отнести:

• многообразие учитываемых критериев и их показателей, отражающих целостную структуру педагогической системы мониторинга и динамику процесса ее функционирования;

• выделение показателей, отражающих роль качественных индивидуальноличностных оценок, процессуальных показателей, самооценок;

• определение тенденций развития модели мониторинга качества по всем параметрам сформированности профессиональной компетентности слушателя;

• введение показателей, определяющих взаимосвязь внешнего контроля со взаимоконтролем и самооценкой; готовность преподавателя, являющегося слушателем факультета переподготовки и повышения квалификации, к управленческой деятельности.

Разработка такой системы мониторинга позволит выявить специфику системных взаимосвязей параметров функционирования факультета переподготовки и повышения квалификации, обогатить сам предмет управленческих решений, определить новые насущные аспекты проектирования педагогической системы. В связи с этим можно выделить две функции мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя рассматриваемого, с одной стороны, как предмет изучения, а с другой - как средство принятия и коррекции управленческих решений с целью повышения качества обучения в целом.

Разработка эффективной системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности слушателя факультета переподготовки и повышения квалификации, т.е. системы непрерывной оценки (измерения) параметров и характеристик, строится исходя из стратегии многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации, вытекающего из ее целей и задач, системообразующего фактора эффективности.

Стратегической целью модели повышения квалификации профессионально-педагогических кадров является создание системы непрерывного повышения квалификации как средства программно-целевого

фасилитационного управления профессиональным развитием и саморазвитием профессионально-педагогических кадров вуза в течение всей профессиональнопедагогической деятельности. Для выполнения данной стратегической цели нами определены следующие задачи:

1. Повышение профессиональной компетентности и академической мобильности преподавателя вуза в условиях непрерывного повышения квалификации.

2. Обновление содержания и процесса повышения квалификации на основе приоритетных направлений развития науки, техники и технологии.

3. Гибкое реагирование образовательной системы повышения квалификации на потребности подготовки компетентного и конкурентноспособного преподавателя вуза.

Системообразующим фактором эффективности системы повышения квалификации является непрерывное профессиональное развитие и саморазвитие профессионально-педагогических кадров вуза.

В современной модели развития профессионально-педагогических кадров ведущим является направление опережающего развития качеств человека, формирование и развитие его ключевых компетенций. Решение этих задач невозможно без решения проблемы качества образования, без своевременного и адекватного реагирования на изменения внешней среды и потребностей общества, без сознательного воздействия на возникающие проблемы, что невозможно без изучения их диалектики. Именно обеспечение данного качества образовательной системы повышения квалификации достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех ее элементов, получаемых в мониторинговом режиме. Методологические подходы к мониторингу качества сформированности профессиональной компетентности преподавателя вуза заключаются в определении принципов, целей и задач мониторинга, его индикаторов и показателей.

Задачи мониторинга нами были сформулированы следующим образом: определение основных показателей, форм, методов, технологий отслеживания

образовательного процесса в ДПО; осуществление индивидуального подхода к содержанию и темпам развития каждого слушателя и преподавателя (субъекта ДПО); оценивание качества развития профессиональной компетентности субъектов ДПО на ФППК; обнаружение и фиксирование позитивных, неожиданных, случайных, отрицательных фактов, влияющих на ДПО во всей их полноте; корректировка ДПО с целью устранения выявленных фактов, негативно влияющих на качество его осуществления.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов:

Первым принципом является объективность информации, обеспечивающая получение объективных, достоверных данных изучаемого процесса, конкретных и полезных для принятия управленческого решения.

Вторым принципом - сравнимость данных, обусловленная тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третьим принципом является адекватность, предполагающая изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на совершенствование профессиональной компетентности преподавателя вуза. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертым принципом является прогностичность, предполагающая оценку возможных тенденций. Имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей.

Пятым принципом является целевое назначение, предполагающее получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.

Принципы мониторинга заключаются в его востребованности как одного из важных аналитико-диагностических компонентов управления качеством сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров, комплексном описания мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров с помощью индикаторов и показателей, максимально возможном использовании всех существующих источников информации. Так как при проведении измерений в социальных системах, в том числе образовательных, результаты часто оказываются смещенными, искаженными, неверно или неточно отражающими реальное состояние дел, то необходимо учитывать ряд факторов и условий при организации мониторинга и анализе его результатов. Данные факторы и условия могут быть условно разбиты на следующие четыре группы:

• контролируемые при проведении измерения (качество инструментария; профессионализм и подготовленность специалистов; эффект повторного измерения; разные события для разных групп);

• контролируемые при определенных условиях (изменения экспертов в процессе измерения; статистическая регрессия; цикличность; отбор испытуемых; групповая фальсификация результатов; изменение группы в процессе проведения эксперимента; естественное развитие; различия во внутренней жизни группы; различия в скорости протекания внутригрупповых процессов; интерференция воздействий);

• неконтролируемые, но учитываемые (значимость индикатора и его смещения; различные мотивации участников в естественных условиях; изменение группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием; социально-территориальные особенности групп; значимость индикатора и его смещения; различные мотивации участников в естественных условиях; условия, вызывающие реакцию на эксперимент; синергизм; компенсаторность);

• неконтролируемые и неучитываемые (нарушение в информационных потоках;).

Собственный педагогический опыт показал, что к основным принципам отбора показателей для оценки качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров можно отнести следующие:

• ориентация на требования внешних потребителей;

• учет потребителей системы ВПО;

• минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системы образования в вузе;

• инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерения, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

• оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров и эффективности процесса повышения квалификации профессионально-педагогических кадров (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

• иерархичность системы показателей;

• сопоставимость системы показателей с другими, аналогичными (в том числе международными);

• соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Система мониторинга качества сформированности профессиональной

компетентности профессионально-педагогических кадров включает анализ отслеживания не только текущих, но и перспективных потребностей основных потребителей дополнительных услуг, включая обучающихся профессиональнопедагогических кадров (слушателей), заведующих кафедрами, ректорат и общество в целом. Поэтому, конструируя оптимальный вариант системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров на ФППК, мы учитываем:

• задачи, поставленные в нормативных документах об образовании относительно востребованности компетентности преподавателя высшей школы;

• качественный состав профессионально-педагогических кадров, их уровень профессиональной компетентности;

• качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов факультета переподготовки и повышения квалификации и в целом вуза;

• качественный состав специалистов факультета переподготовки и повышения квалификации и привлечение в качестве координаторов, разработчиков дополнительных образовательных программ, их уровень профессиональной и управленческой культуры;

• материально-технические, учебно-методические и моральнопсихологические условия;

• имеющееся реальные возможности у субъектов дополнительных образовательных программ в конкретный момент;

• особенности обучения взрослых.

При этом заметим, что оптимальность функционирования системы может быть определена, прежде всего, с показателем результата.

Система мониторинга представляет собой замкнутую циклическую структуру, которая охватывает все периоды организационно-педагогической деятельности специалистов факультета переподготовки и повышения квалификации и субъектов дополнительного образовательного процесса на курсах повышения квалификации. Признаки системного мониторинга рассматриваются нами схематично на рис.1

Рис. 1 Цикличность системы мониторинга по его признакам.

Именно повышение профессиональной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации зависит от эффективности дополнительных образовательных программ, от форм и методов фасилитирующего управления, инициирующего тенденции обучающегося (слушателя) к саморазвитию и саморефлексии.

Совокупность существенных признаков системного мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров представлена нами в таблице 2.

Таблица 2

Признаки системного мониторинга и их характеристика

№ Признаки системного мониторинга Характеристика системного мониторинга

1. Цели мониторинга Получение полной объективной информации о качестве сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров с целью принятия управленческого решения

2. Задачи мониторинговых исследований 1. Определение состояния сформированности компетенций и динамики их развития в процессе ПК 2. Выявление соответствия достигнутого уровня сформированности профессиональной компетентности требованиям работодателя и уровню мобильности профессионально-педагогических кадров. 3. Выявление тенденций изменения качества процесса повышения квалификации, реагирование на потребности подготовки компетентного и

конкурентоспособного преподавателя вуза. 4. Создание механизмов повышения качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров

з. Объекты мониторинга Обучающиеся, обучаемые, образовательная среда на факультете переподготовки и повышения квалификации, образовательные программы, субъекты дополнительных образовательных программ (зав.кафедрами, декап факультета переподготовки и повышения квалификации, специалисты по УМР, координаторы)

4. Субъекты мониторинга Все, кто проводит мониторинговое исследование

5. Источники информации Результаты анкетирования и тестирования слушателей и преподавателей; материалы входного, текущего и итогового контроля по уровню ЗУНов; материалы социологических исследований мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров; официальные отзывы потребителей дополнительных образовательных услуг

б. Методы мониторинговых исследований - анализ документации; - метод сравнительной оценки (сравнение с нормами качества); - метод экспертных оценок

7. Средства мониторинговых исследований - практические задания, позволяющие оценить профессиональные умения и навыки (эссе, презентации, проекты, портфолио, кластеры, синквейны, ЦОРы); - тестовые задания

s. Технологии мониторинговых исследований - сбор и обработка информации; - анализ собранной информации; - оценка собранной информации; - прогнозирование процесса

9. Формы представления мониторинговых результатов Статьи, публикации, ежегодные отчеты, выступления на НМС по НИР и ДПО, НПК и т.д.

lO. Пользователи мониторинговых исследований Научная часть, ректорат, ученый совет

Данные мониторинговых исследований используются для совершенствования и коррекции содержания дополнительного образования, оценки эффективности применяемых образовательных технологий,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определения проблемных аспектов в процессе совершенствования и развития профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.

Структура системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров представлена на рис. 2.

Цель мониторинга

Задачи мониторинговых исследований

1¿

Объекты изучения

l 2 з 4 5 б

Уровни изучения объекта

Показатели

Способы получения информации, методы, средства, технологии

Инструментарий

Объем и вид информации, формы ее представления

______И________

Управленческое решение

t

сЗ

и

К

S

Л

О

н

s

к

о

л

н

«

(D

&

ю

U

Рис.2 Структура системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров

При мониторинговом отслеживании динамики изменений мы

неоднократно замеряем одни и те же или дополнительные характеристики в

течение всего цикла деятельности.

Как видно из таблицы 2, объектами информации являются такие субъекты, как слушатель, преподаватель, координатор, зав.кафедрой, специалист по УМР, декан факультета переподготовки и повышения квалификации; объектами мониторинга являются обучающиеся (слушатели), обучаемые (преподаватели), образовательная среда, программы, а также координаторы программ, зав.кафедрами, специалисты по УМР, деканы факультета переподготовки и повышения квалификации. Вся информация об объектах сосредотачивается на уровнях - обучающегося (слушателя), преподавателя, координатора, зав.кафедрой, специалиста по УМР, декана.

Распределенность объектов информации системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров представлена на рис. 3.

ф ф ф ф ф ® ® ф

IV

Научная часть

V •-

Декан ФППК

IV

Специалист по УМР

III

Координатор

ТТ %-

-L-L

Преподаватель

I

-V

Слушатель

(обучающийся)

Рис.з Распределенность объектов системы мониторинга качества сформированности профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров.

Как видно из схемы рис.3, слушатели (обучающиеся) изучаются на всех 6-ти уровнях, преподаватели - на пяти, координаторы программ - на четырех, специалисты по УМР, образовательные программы, образовательная среда - на трех, декан факультета переподготовки и повышения квалификации - на двух и научная часть - на одном. Все показатели источников информации отражены нами вместе с методикой их получения в таблице 2, отражающей всю систему мониторинга.

Структурирование информации и своевременный анализ динамики и состояния развития профессиональной компетентности профессиональнопедагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации позволяет обеспечить его качество, принять эффективное управленческое решение.

Библиографический список

1. Алямовская, В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива.- Http// dob.1 septembr.ru/2003/17/8.htm/

2. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «ученик-учитель». [Текст] / В.А.Кальней. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.-С. 104-184.

3. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учеб.пособие для вузов [Текст]/ Э.М.Коротков.- М.: Академический Проект: Мир,2006 .- 320 с.

4. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. [Текст] / Н.В .Кузьмина.- Л.: ЛГУ, 1980.- 223 с.

5. Майоров, А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении [Текст]/ А.И.Майоров, А.Б. Сахарчук, А.В.Сотов.- СПб.: Наука, 1982.- 211 с.

6. Севчук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе. / А.И.Севчук, Е.А.Юнина.- М.: Академический Проект: Мир, 2003.- С.8-49.

7. Управление качеством образования /под ред. М.М.Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

Bibliography

1. Alyamovskaya, V. Psychological-and-Pedagogical Monitoring as a Way of Teaching Staff Activity Optimization [Electronic Resource] / V. Alyamovskaya. - Access Mode: http:// dob.1 septembr.ru/2003/17/8.htm/

2. Education Quality Management /Edited by M.M. Potashnik. - M.: Pedagogigal Community of the Russian Federation, 2000. - 448 p.

3. Kalney, V.A. Education Quality Monitoring Technology in the “Student-Teacher” System [Text] / V.A. Kalney. - M.: Liberal Arts Publishing Centre VLADOS, 1999. - P. 104-184.

4. Korotkov, E.M. Education Quality Management: Tutorial for Universities [Text] / E.M.

Korotkov. - M.: Academic Project: MIR, 2006. - 320 p.

5. Kuzmina, N.V. The Notion of “Pedagogical System” and Its Evaluation Criteria [Text] /

N.V. Kuzmina. - L.: LSU, 1980. - 223 p.

6. Mayorov, A.I. Elements of Pedagogical Monitoring and Regional Standards in Management [Text] / A.I. Mayorov, A.B. Sakharchuk, A.V. Sotov. - SPb.: Nauka, 1982. - 211 p.

7. Sevchuk, A.I. Teaching Quality Monitoring at School [Text] / A.I.Sevchuk, E.A.Yunina. - M.: Academic Project: MIR, 2003. - P.8-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.