Научная статья на тему 'Мониторинг формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения'

Мониторинг формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОНИТОРИНГ / ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА / ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ / TECHNOLOGY OF MONITORING OF FORMING LEARNERS’ SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCES / SOCIAL COMPETENCE STRUCTURE / MONITORING / MONITORING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Надежда Николаевна

Рассматриваются социальная компетентность, мониторинг процесса формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников. Спроектирована технология проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников, состоящая из следующих этапов: организационного, диагностического, прогностического, коррекционного, промежуточно-диагностического, деятельностного, итогового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF FORMING EDUCATIONAL INSTITUTION LEARNERS’ SOCIAL COMPETENCE

Social competence, monitoring of forming learners’ social competence are reviewed. Technology of conducting monitoring of forming learners’ social competence is projected. It consists of the following stages: organizational, diagnostic, prognostic, correctional, intermediate and diagnostic, activity, concluding.

Текст научной работы на тему «Мониторинг формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения»

Вопросы общего образования

ББК 37.013.78+37.015.4 УДК Ч34

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Н.Н. Ушакова

Институт развития образования и социальных технологий Курганской области

MONITORING OF FORMING EDUCATIONAL INSTITUTION LEARNERS’ SOCIAL COMPETENCE

N. Ushakova Institute of Education and Social Technologies Development of the Kurgan Region

Рассматриваются социальная компетентность, мониторинг процесса формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников. Спроектирована технология проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников, состоящая из следующих этапов: организационного, диагностического, прогностического, коррекционного, промежуточно-диагностического, деятельностного, итогового.

Ключевые слова: социальная компетентность, социальные компетенции, структура социальной компетентности, мониторинг, функции мониторинга, технология мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников.

Social competence, monitoring of forming learners’ social competence are reviewed. Technology of conducting monitoring of forming learners’ social competence is projected. It consists of the following stages: organizational, diagnostic, prognostic, correctional, intermediate and diagnostic, activity, concluding.

Keywords: social competence, social competences, social competence structure, monitoring, monitoring functions, technology of monitoring of forming learners ’ social competence.

Федеральный государственный образовательный стандарт формулируется на языке компетенций, однако внедрение компетентно-стного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач. Среди таких задач существует проблема определения сущности компетенции и компетентности, мониторинга формирования компетентностей и компетенций у обучающихся и воспитанников. Новые подходы к организации контроля качества образования связаны, во-первых, с переходом от знание-вой парадигмы образования к компетентно-стной, позволяющей выявлять не только ка-

чество усвоенных знаний, но и сформиро-ванность соответствующих компетентностей; во-вторых, с изменением принципа оценивания обучения в соответствии с развитием ученика; в-третьих, с выполнением контроля качества образования не только функции обратной связи, но и воспитательной функции (повышение интереса к учению, формирование навыков самоконтроля и самооценки). Все это обусловливает необходимость специальной разработки программы мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты в аспекте социальной направленности вводят целый комплекс понятий: «социализация», «социальное воспитание», «социальная адаптация», «социальное созревание», «социальная культура», «социальные компетенции», «социальная компетентность».

Социальная компетентность может рассматриваться как общее понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека (Ж. Делор, Н.А. Рототаева), либо как составляющая ключевой компетенции (В. Хутмахер [7]), либо как личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с Миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим, к деятельности. При этом, как подчеркивали многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, разрешать конфликты, в выносливости и т. д. Здесь важно отметить связь профессиональных и социальных компетенций.

На основе анализа работ [3, 7] о социальных компетенциях и компетентностях можно составить список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения:

1) знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;

2) владеть базовыми знаниями в области гуманитарных и социальных наук и применять их методы в различных видах социальнопрофессиональной деятельности;

3) иметь гуманистическую направленность;

4) быть социально ответственным и правопослушным;

5) владеть культурой мышления;

6) быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;

7) владеть навыками межличностного общения;

8) уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);

9) владеть навыками самоконтроля;

10) быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;

11) быть готовым вести здоровый образ жизни;

12) проявлять эмоциональную устойчивость;

13) проявлять социальную активность.

Способность ученика объединять разные

знания, умения и навыки для получения результата обучения или решения жизненных задач не является суммой, простым сложением составляющих. Она сопровождается формированием необходимых личностных качеств, что относится к компетентности. Понятие компетентности, согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования», включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.

И.А. Зимней определена компонентная структура социальной компетентности обучающихся и воспитанников:

а) готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека;

б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;

в) опыт реализации знаний, умений;

г) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностная значимость;

д) эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления компетентности [3].

В результате проведенного анализа нами была разработана модель социальной компетентности обучающихся и воспитанников, в которой представлено содержание основных компонентов: личностного (ценностно-мотивационного), когнитивного, операционно-деятельностного [6].

Личностный, или ценностно-мотивационный, компонент предполагает развитие «самостей» учащихся (самоорганизации, самостоятельности, самообучения, самоконтроля и др.). Критерием диагностики ценностномотивационного компонента социальной компетентности выступает оценочное суждение. Данный компонент определяется через категорию «действенность», под которой понимается мера воздействия социального опыта на отношения обучаемых и воспитанников к себе и окружению, вовлеченности в практическую реализацию разных аспектов своей жизнедеятельности. Усвоение знаний становится для ученика оценочным инструментом в его жизнедеятельности.

Вопросы общего образования

Таблица 1

Функции мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников

Функция мониторинга Содержание функции

Информационная Способ регулярного получения сопоставимой информации о ходе, условиях, результативности процесса формирования компетентности

Организационная Воздействие собранной информации на определение наиболее оптимального содержания, методов, форм и средств формирования компетентности

Коррекционная Своевременное обнаружение несоответствий между запланированным и достигнутым результатами процесса формирования компетентности

Прогностическая Разработка планов и программ преобразования исследуемого объекта и отдельных его аспектов

Когнитивный компонент предполагает освоение определенной системы знаний и умений по овладению ориентировочной основой мыслительной деятельности. Развитие когнитивного компонента образования можно выявить при помощи тестов. Тестовое задание состоит из инструкции, текста задания, вариантов ответов и правильного ответа. В качестве заданий могут быть предложены задания на соотнесение, группировку, выбор, определение последовательности событий. Основным критерием развития когнитивного компонента выступает осведомленность, которая характеризует те аспекты образованности человека, которые могут проявляться им посредством воспроизведения общественного опыта.

Операционно-деятельностный компонент предполагает освоение обучающимися и воспитанниками знаний, умений приемов через активную деятельность, освоение способов деятельности. Познавательные задачи позволяют выявить операционно-деятельностную сторону образования и оценить умение понимать и объяснять социальные процессы. Операционно-деятельностный компонент может быть оценен по критерию «умелость». Под умелостью обучаемых и воспитанников понимается мера компетентности, обеспечивающая применение знаний и установление связей, опираясь на которые удается осуществить ту или иную деятельность посредством применения своих знаний.

Мониторинг выступает одним из наиболее объективных средств оценки и развития образовательных процессов, так как способен выявить существующие проблемы в состоянии объекта, определить их реальные причины, тенденции развития с целью корректировки, прогнозирования развития процессов.

На основе анализа работ А. С. Белкина [1], В.И. Звонникова [2], А.Н. Майорова [4] и дру-

гих мы пришли к выводу, что в нашем исследовании мониторинг процесса формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников выполняет определенные функции (табл. 1).

Функции мониторинга определяют порядок его выполнения: первичное накопление информации, качественная обработка данных, классификация полученных данных, коррекция методов, средств, результатов исследования.

Работы ученых в области педагогического мониторинга [1, 2, 4, 5] послужили основанием для разработки технологии проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников. Теоретико-методологической основой проектирования мониторинга формирования социальной компетентности являются системный и компетентностный подходы.

На основе теоретического анализа и эмпирического опыта для определения степени сформированности социальной компетентности нами были выделены и обоснованы критерии и показатели их достижения. Критериями формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников являются действенность, осведомленность, умелость. Показатели - это количественные и качественные характеристики каждого свойства, признаки исследуемого объекта, которые определяют меру выраженности того или иного критерия.

На основе системного и компетентност-ного подходов нами была спроектирована технология проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников, состоящая из следующих этапов: организационного, диагностического, прогностического, коррекционного, промежуточно-диагностического, деятельностного, итогового (табл. 2).

Таблица 2

Этапы проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников

№ Этап мониторинга Содержание этапа

1 Организационный Постановка целей и задач мониторинга, выявление критериев и показателей, выбор диагностических методик

2 Диагностический Педагогическая диагностика и анализ ее результатов

3 Прогностический Планирование и прогнозирование дальнейших действий: разработка плана педагогических действий по реализации диагностических данных и педагогических мер коррекции

4 Коррекционный Коррекция содержания модели формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников в соответствии с логикой ее построения

5 Промежуточно- диагностический Повторная педагогическая диагностика и анализ результатов проведенной работы, уточнение реальных достижений обучаемых и воспитанников, сопоставление с разработанными критериями, установление причин отклонений на основе логического анализа

6 Деятельностный Преодоление причин или факторов, тормозящих процесс формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников, процессуально-технологическое обеспечение данной процедуры конкретными методами, формами и средствами обучения

7 Итоговый Получение информации и результатов организации экспериментальной работы по формированию социальной компетентности обучающихся и воспитанников, установление степени ее эффективности. Педагогическая диагностика, анализ полученных результатов посредством их сравнения с первоначальными данными, выводы

Разработанная технология проведения мониторинга формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников обеспечит наиболее объективное оценивание развития образовательных процессов и процесса формирования социальных компетентностей. Спроектированная технология позволяет получить достоверную и полную информацию об изменении уровня развития обучающихся и воспитанников, выявить пути достижения эффективного содержания и организации (методов, форм, средств) процесса формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения.

Литература

1. Белкин, А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А. С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. - Шадринск: Шадрин. гос. пед. ин-т. - 1998. - 47 с.

2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М. : Академия, 2009. - 224 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М. : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 20 с.

4. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - М. : Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

5. Мокшеев, В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании // Педагогическая диагностика. - 2005. -№ 5. - С. 7-22.

6. Ушакова, Н.Н. Технология формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения / Н.Н. Ушакова. - Курган: ИРОСТ, 2011. - 120 с.

7. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997 // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. - P. 11.

Поступила в редакцию 23 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.