Научная статья на тему 'Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста Республики Калмыкия'

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1145
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / РЕСПУБЛИКА / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калдариков Эдуард Николаевич

Нами проведен анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности 3678 школьников в возрасте 7-17 лет основной и подготовительной медицинских групп средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия. Показатели длины тела достоверно увеличиваются у девочек (девушек) в возрасте 8-15 лет, у мальчиков (юношей) в 8-17 лет. Достоверное увеличение показателей массы тела у девочек (девушек) отмечено в возрастном диапазоне 8-16 лет, у мальчиков (юношей) в 8-17 лет, ОГК у 9-16-летних девочек (девушек) и 8-17-летних мальчиков. Интенсивное увеличение характеристик у девушек зарегистрировано в возрасте 15-17 лет, у юношей в 12, 14-17 лет. Изменение показателей физической подготовленности учащихся в разные возрастные периоды имеет гетерохронный характер. В периоды наиболее высоких темпов прироста (критических периодов высокой и средней чувствительности) наблюдалась высокая адаптация организма к тренировочным воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калдариков Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of physical development and physical preparedness of the students of school age in the Republic of Kalmykia

We analyzed the age dynamics indicators of physical development and physical fitness of 3 678 schoolchildren aged 7-17 years of the primary and preparatory medical groups among them-educational institutions of the Republic of Kalmykia. Indicators of the body length were significantly increased at girls aged 8-15 years and at boys (men) aged 8-17 years. The reliable increase in indicators of the body weight at girls is noted in the age range of 8-16 years, at boys (young men) in 8-17 years, thorax circles at 9-16-years (girls) and 8-17-year (boys). The intensive increase in characteristics at girls is registered at the age of 15-17 years, at young men in 12, 14-17 years. Change of the indicators of physical fitness of pupils during the different age periods has heterochronic character. During the periods of the highest rates of a gain (the critical periods of high and average sensitivity) high adaptation of an organism to training influences was observed.

Текст научной работы на тему «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста Республики Калмыкия»

На факультете физической культуры Елабужского института Казанского федерального университета был разработан проект по популяризации бадминтона в Елабуж-ском муниципальном районе. Для реализации этого проекта факультет физической культуры имеет следующие возможности: организация курсов для подготовки тренеров-преподавателей по бадминтону; популяризация бадминтона среди учащихся школ в рамках прохождения педагогической практики в школах; подготовка программ по повышению квалификации тренеров и учителей по бадминтону; организация и проведения семинаров по бадминтону в образовательных учреждениях.

Таким образом, анкетный опрос студентов позволил выявить в целом положительное отношение респондентов к идее внедрения бадминтона в процесс физического воспитания и их готовность к освоению этого вида спорта. Разработка и внедрение учебной программы физического воспитания, основанной на бадминтоне, в учебный процесс высшего и среднего специального учебного заведения будет способствовать развитию физических и личностных качеств студентов, повышению их двигательной активности и сохранению их здоровья; формированию потребности в здоровом образе жизни и активной физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни : дис. ... канд. пед. наук. - 13.00.04 / Иванова С.Ю. - Кемерово, 2008. - 266 с.

2. Павлов, В.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / В.И. Павлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 154-158.

3. Смирнов, Ю.Н. Бадминтон : учебник для ин-тов физ. культуры / Ю.И. Смирнов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 159 с.

REFERENCES

1. Ivanova, S.Yu. (2008), Formation of university students' need for a healthy lifestyle, dissertation, Kemerovo.

2. Pavlov, V.I. (2011), "Formation of a healthy lifestyle of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 154-158.

3. Smirnov, Yu.N. (1989), Badminton: manual for physical culture institutes, F&S, Moscow.

Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 796.011

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ

КАЛМЫКИЯ

Эдуард Николаевич Калдариков, кандидат педагогических наук, Калмыцкий государственный университет (КГУ), Республика Калмыкия, г. Элиста

Аннотация

Нами проведен анализ возрастной динамики показателей физического развития и физической подготовленности 3678 школьников в возрасте 7-17 лет основной и подготовительной медицинских групп средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия. Показатели длины тела достоверно увеличиваются у девочек (девушек) в возрасте 8-15 лет, у мальчиков (юношей) - в 8-17 лет. Достоверное увеличение показателей массы тела у девочек (девушек) отмечено в возрастном диапазоне 8-16 лет, у мальчиков (юношей) - в 8-17 лет, ОГК - у 9-16-летних девочек (девушек) и 8-17-летних мальчиков. Интенсивное увеличение характеристик у девушек зарегистрировано в возрасте 15-17 лет, у юношей - в 12, 14-17 лет. Изменение показателей физической подготовленности учащихся в разные возрастные периоды имеет гетерохронный характер. В периоды наиболее высоких темпов прироста (критических периодов высокой и средней чувствительно-

сти) наблюдалась высокая адаптация организма к тренировочным воздействиям.

Ключевые слова: мониторинг, физическое развитие, физическая подготовленность, учащиеся, республика, школьный возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p62-66

MONITORING OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF THE STUDENTS OF SCHOOL AGE IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Eduard Nikolaevich Kaldarikov, the candidate of pedagogical sciences, Kalmyk State University, Kalmykia Republic, Elista

Annotation

We analyzed the age dynamics indicators of physical development and physical fitness of 3 678 schoolchildren aged 7-17 years of the primary and preparatory medical groups among them-educational institutions of the Republic of Kalmykia. Indicators of the body length were significantly increased at girls aged 8-15 years and at boys (men) aged 8-17 years. The reliable increase in indicators of the body weight at girls is noted in the age range of 8-16 years, at boys (young men) - in 8-17 years, thorax circles - at 9-16-years (girls) and 8-17-year (boys). The intensive increase in characteristics at girls is registered at the age of 15-17 years, at young men - in 12, 14-17 years. Change of the indicators of physical fitness of pupils during the different age periods has heterochronic character. During the periods of the highest rates of a gain (the critical periods of high and average sensitivity) high adaptation of an organism to training influences was observed.

Keywords: monitoring, physical development, physical fitness, pupils, republic, school age.

ВВЕДЕНИЕ

Специалисты [1, 3, 4] отмечают тесную взаимосвязь между показателями физического развития, физической подготовленности и состоянием здоровья учащихся [2, 5]. Вместе с тем социально-экономические и экологические условия оказывают отчетливо выраженные негативные тенденции на данные характеристики. Выявление особенности возрастных изменений показателей физического развития и физической подготовленности учащихся школьного возраста требуют внедрения коррективов в вариативном компоненте учебной программы по физической культуре [2, 6]. К сожалению, подобные исследования проводятся нерегулярно и на малочисленном контингенте, искажая реальную ситуацию и направляя методические изыскания педагогов по ложному пути. В этой связи мы провели на достаточно большом количестве занимающихся мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся школьного возраста Республики Калмыкия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ данных обследования 3678 школьников в возрасте 7-17 лет основной и подготовительной медицинских групп средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия позволил определить возрастные изменения показателей их физического развития и физической подготовленности. В работе проанализированы закономерности распределения данных характеристик на основе расчета коэффициентов асимметрии и эксцесса, сопоставления величин их средней арифметической, моды и медианы, определения величин критических периодов чувствительности по методике А.А. Гужа-ловского. Возраст учащихся выявлялся в десятичной системе и экстраполировался на точное количество лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показатели длины тела достоверно увеличиваются (пятипроцентный уровень значимости) у девочек (девушек) в возрастном диапазоне 8-15 лет, у мальчиков (юношей) -8-17 лет. Максимальная величина прироста характеристик у учащихся не превышает зна-

чений критического периода средней чувствительности и наблюдается у девочек возрасте 12 лет (4,2%, р<0,01), у мальчиков - 14 лет (4,9%, р<0,01). Показатели длины тела распределены однородно (коэффициенты вариации у девочек изменяются от 3,6 до 7,7%, у мальчиков - от 3,7 до 8,0%), плосковершинно (отрицательные коэффициенты эксцесса) и симметрично у девочек (А=0,43^0,36) и у мальчиков (А=-0,69^0,25).

Достоверное увеличение показателей массы тела у девочек (девушек) отмечено в возрастном диапазоне 8-16 лет, у мальчиков (юношей) - 8-17 лет. Критический период средней чувствительности приходится у девочек на возраст 13 лет, у мальчиков - на 14 лет (13,4%, р<0,01). Результаты распределены неоднородно (коэффициенты вариации значительно превышали десятипроцентный уровень: девочки - 17,3^22,1%, мальчики -16,8^20,3%), островершинно (положительные показатели эксцесса) и ассиметрично относительно ординаты (коэффициенты асимметрии выше граничных значений).

Достоверное изменение показателей ОГК выявлено у 9-16-летних девочек (девушек) и 8-17-летних мальчиков (юношей), а наибольший прирост, соответствующий величинам критических периодов средней чувствительности, наблюдался у девочек в возрасте 12 лет (5,3%, р<0,01), у мальчиков - в 15 лет (4,5%, р<0,05). У учащихся прослеживается асимметричность распределения показателей ОГК.

Интенсивное увеличение характеристик ЖЕЛ у девушек зарегистрировано в возрасте 15-17 лет, у юношей - в 12, 14-17 лет. Максимальная величина прироста показателей у школьниц находилось в границах критического периода средней чувствительности и отмечалось в 16 лет (11,0%, р<0,05). У 15-летних мальчиков выявлен критический период высокой чувствительности изменения показателей ЖЕЛ (15,5%, р<0,01).

Показатели кистевой динамометрии достоверно изменялись у девочек (девушек) в возрастном периоде 9-16 лет, у мальчиков (юношей) - в 9-17 лет. У учащихся выявлены критические периоды низкой чувствительности (девушки 16 лет - 15,1%, р<0,01, юноши 17 лет - 14,8%, р<0,01) и асимметричное распределение результатов. Также у школьников отмечена высокая взаимосвязь показателей кистевой динамометрии правой и левой руки, которая у девочек с возрастом повышается, у мальчиков остается высокой на протяжении всего школьного периода. Возрастает соотношение показателей кистевой динамометрии и массы тела: у девочек - с 0,30 до 0,46 кг/кг, у мальчиков - с 0,38 до 0,56 кг/кг, наиболее интенсивно - в 8-10 лет (девочки) и 16-17 лет (юноши).

Наибольшая взаимосвязь характеристик длины и массы тела проявлялась у учащихся в пубертатный период, а затем снижалась: у девочек - с 13 лет, у мальчиков - с 15 лет. Относительные весоростовые показатели интенсивно возрастали у девочек в 12-14 лет, у мальчиков - в 13-15 лет и за период обучения в школе увеличивались у девочек (девушек) - с 15,7 до 20,1 кг/м2, у мальчиков (юношей) - с 15,4 до 20,8 кг/м2.

Соотношение показателей ОГК и массы тела с возрастом постепенно снижалось у девочек - с 2,54 до 1,48 см/кг, у мальчиков - с 2,58 до 1,34 см/кг. Соотношение характеристик ЖЕЛ и массы тела у мальчиков увеличивалось в возрасте 8-10 и 16-17 лет, а у девочек изменялось волнообразно: в возрасте 7-10 лет увеличивалось, в 11-14 лет заметно уменьшалось, в 15-17 лет возрастало наиболее значительно. Показатели экскурсии грудной клетки у школьников постоянно увеличивались, и хотя результаты мальчиков всегда несколько выше, но только с 13 лет они начинали достоверно (пятипроцентный уровень значимости) отличаться от показателей девочек.

Большинство характеристик гемодинамики у школьников вариабельны и распределены асимметрично относительно ординаты. Достоверное (пятипроцентный уровень значимости) снижение ЧСС в покое у девочек отмечено в 14 лет (3,2%), у мальчиков - в 16 лет (3,0%). Значительное увеличение показателей систолического артериального давления у девочек происходило в возрасте 12 лет (3,9%), у мальчиков - в 13 лет (4,0%). Диастолическое артериальное давление повышалось существенно у девочек в возрасте 14 лет (4,7%), у мальчиков - в 15 лет (5,1%). Достоверное (пятипроцентный уровень значи-

мости) увеличение показателей физической работоспособности учащихся наблюдалось у девочек - в 8-9 и 11 лет, у мальчиков - в 14 и 16 лет. По результатам тестирования нами прослежена динамика развития показателей физических способностей 7-17-летних учащихся.

Изменение показателей физической подготовленности учащихся в разные возрастные периоды имеет гетерохронный характер. В периоды наиболее высоких темпов прироста (критических периодов высокой и средней чувствительности) наблюдалась высокая адаптация организма к тренировочным воздействиям, поэтому ученики имели хорошие предпосылки для развития определенного вида двигательных способностей.

Результаты бега на 30 м достоверно улучшались у девочек (девушек) в возрасте 813 лет и 15 лет, у мальчиков (юношей) - в 8-17 лет. Интенсивность изменения показателей у девочек в возрасте 8 лет (5,5%, р<0,01) достигала значений критического периода высокой чувствительности (2,35 усл. ед.). У мальчиков темпы прироста результатов менее выражены и в возрасте 9 лет (5,8%, р<0,01) соответствовала значениям критического периода средней чувствительности (1,42 усл. ед.).

Результаты прыжка в длину с места существенно улучшались у школьников, начиная с 8-летнего возраста, и возрастали у девушек до 16 лет, у юношей - до 17 лет. Наибольший прирост результатов тестирования соответствовал величинам критического периода средней чувствительности: девочки - 8 лет (1,87 усл. ед.), мальчики - 9 лет (1,41 усл. ед.). Показатели бега на 1000 м у школьников повышались незначительными темпами, нами выявлены только критические периоды низкой чувствительности у девочек в возрасте 9 лет (1,35 усл. ед.), у мальчиков - в 13 лет (1,42 усл. ед.).

Результаты наклона туловища вперед существенно изменялись у девочек (девушек) в возрасте 8-9, 12, 14, 16-17 лет, у юношей - в период 15-17 лет. Значительное улучшение результатов тестового задания отмечено у 16-летних юношей (критический период высокой чувствительности). У девочек в возрасте 12 лет выявлен только критический период низкой чувствительности (1,37 усл. ед.).

Улучшение показателей поднимания и опускания туловища у девочек (девушек) наблюдался в возрасте 8-14 и 16-17 лет, наибольший прирост показателей отмечен в возрасте 10 лет (критический период средней чувствительности). Достоверные изменения показателей подтягивания на перекладине выявлены у мальчиков (юношей) в возрасте 89 и 12-17 лет, наибольший прирост результатов отмечен в 17 лет (критический период средней чувствительности).

ВЫВОД

Большинство показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся школьного возраста Республики Калмыкия вариабельны и имеют асимметричное распределение. Коэффициенты эксцесса в основном не попадают в граничные значения критерия. Результаты относительной неточности во всех случаях были меньше 0,05, поэтому выборочные экспериментальные данные можно считать репрезентативными, отражающими закономерные свойства генеральной совокупности. Такое распределение анализируемых показателей требует существенных коррективов в учебный процесс по физической культуре в направлении подбора адекватных тренировочных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калдариков, Э.Н. Перспективные направления развития физической культуры и спорта в Республике Калмыкия / Э.Н. Калдариков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 65-69.

2. Аршинник, С.В. Физическое развитие и подготовленность учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Аршинник, В.И. Тхорев, В.М. Шиян. - Краснодар : [б. и.], 2011. - 54 с.

3. Бурлыков, В. Д. Методика физического воспитания школьников Республики Калмыкия на основе мониторинга их физического развития и физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурлыков В. Д. - Волгоград, 2006. - 24 с.

4. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 256 с.

5. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивности развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ / А.В. Перков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 55-59.

6. Хасин, Л.А. Тестирование и тренировка физической подготовленности школьников : методическое пособие / Л.А. Хасин, В.В. Громыко, А.Б. Рафалович. - Малаховка : [б. и.], 2004. - 52 с.

7. Пипко, Е.А. Креативный комплекс средств оздоровления студентов вуза / Е.А. Пипко, И.Т. Балдашинов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2007. - № 1. - С. 69-72.

REFERENCE

1. Kaldarikov, E.N. (2012), "Perspective directions of development of physical culture and sports in the Republic of Kalmykia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 65-69.

2. Arshinnik, S.V., Thor V.I. and Shiyan, V.M. (2011), Physical development and readiness of students of educational institutions, publishing house "KGUFKST", Krasnodar..

3. Burlykov, V.D. (2006), Methods of physical education in schools, the Republic of Kalmykia on the basis of monitoring of their physical development and the physical culture, dissertation, Volgograd.

4. Lukyanenko, V.P. (2005), Current state and the concept of reforming the system of general education in the field ofphysical culture: monograph, Soviet Sport, Moscow.

5. Perkov, A.V. (2010), "Age period of intensive development of basic physical qualities of students in lower grades of secondary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 55-59.

6. Hasin, L.A., Gromyko, V.V. and Rafalovich A.B. (2004), Testing and training of physical fitness of students: handbook, publishing house "MGAFK", Malakhovka.

7. Pipco, E.A. and Baldashinov, I.T. (2007), "Creative complex of improvement University student's health", Bulletin of University of Russian Academy of education, No. 1, pp. 69-72.

Контактная информация: dvoretcsport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2014.

УДК 796.011

ПРИВЫЧКИ УСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ - ОСНОВА ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Александр Юрьевич Клопов, кандидат педагогических наук, Университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург, Яна Павловна Тугунова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по разработке, обоснованию и апробированию педагогических технологий формирования и укрепления привычек уставного поведения курсантов вуза, в частности, путём достижения высокой дисциплины строя во всех служебных передвижениях и акцентирования внимания на практической стороне изучаемых воинских уставов. Раскрыты взаимосвязи привычек уставного поведения с показателями военно-профессионального поведения, познавательных процессов и психических свойств курсантов военно-физкультурного вуза, их дисциплинированностью и успеваемостью. Дана характеристика привычкам уставного поведения как органическим компонентам общей дисциплинированности курсантов военно-физкультурного вуза в практическом её выражении. Объективным показателем высокой эффектив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.