Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Тульской области'

Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Тульской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1219
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL ISSUES / MUNICIPAL ORDER / LOCAL COMMUNITY / MUNICIPAL ACTIVITIES / MUNICIPAL ADMINISTRATION / LOCAL GOVERNMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

В современной России все большее внимание уделяется оценке качества как государственного, так и муниципального управления. Федеральный закон № 131 от 6 октября 2006 года положил начало поиску эффективных путей развития муниципальных образований. Эффективное же развитие муниципалитетов предопределяет эффективное развитие всей страны. В этой связи особое значение имеет перечень показателей, характеризующих эффективность развития местного самоуправления. В соответствии с указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" разработана система показателей, характеризующих эффективность развития муниципалитетов. Регулярный мониторинг данных показателей позволяет корректировать управленческие усилия и оптимизировать дальнейшее развитие местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Комов Валерий Энгельсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES, URBAN DISTRICTS AND MUNICIPAL BOROUGHS IN TULA OBLAST

In modern Russia, increasing attention is being paid to assessing the quality of both State and municipal management. Federal Act No 131 of October 6, 2006 year initiated the search for effective ways to develop the municipalities. Effective development of municipalities determines the effective development of the whole country. Of special importance in this regard is the list of indicators of the effectiveness of local government development. In accordance with the Decree of the President of the Russian Federation from April 28, 2008 No. 607 "on assessing the effectiveness of the activities of the local self-government bodies, urban districts and municipal boroughs" developed a system of indicators of the effectiveness of the development of the municipalities. Regular monitoring of these indicators allows you to adjust the administrative efforts and optimize the further development of local self-government.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Тульской области»

УДК 352.075

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В.Э. Комов

В современной России все большее внимание уделяется оценке качества как государственного, так и муниципального управления. Федеральный закон № 131 от 6 октября 2006 года положил начало поиску эффективных путей развития муниципальных образований. Эффективное же развитие муниципалитетов предопределяет эффективное развитие всей страны. В этой связи особое значение имеет перечень показателей, характеризующих эффективность развития местного самоуправления. В соответствии с указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" разработана система показателей, характеризующих эффективность развития муниципалитетов. Регулярный мониторинг данных показателей позволяет корректировать управленческие усилия и оптимизировать дальнейшее развитие местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, вопросы местного значения, муниципальный заказ, местное сообщество, муниципальная деятельность, муниципальное управление, эффективность местного самоуправления

В современной России все большее внимание уделяется оценке качества как государственного, так и муниципального управления. И это не случайно! Федеральный закон № 131 от 6 октября 2006 года положил начало поиску эффективных путей развития муниципальных образований. Эффективное же развитие муниципалитетов предопределяет эффективное развитие всей страны. В этой связи особое значение имеет перечень показателей, характеризующих эффективность развития местного самоуправления. В соответствии с указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607"Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" важнейшими показателями являются:

- число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения; доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения;

-доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района);

- доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет;

- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам;

- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за один год;

- доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района);

- доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет;

- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);

- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);

- удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) (процент от числа опрошенных).

Наличие благоустроенной сети дорог является важнейшим условием обеспечения экономического развития региона. Дорожная отрасль является одной из крупных отраслей экономики, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в г.Тула в 2011 году составляла 55%, то в 2012 году - 50%. В 2012 году в работе приемочных комиссий принимали участие инициативные группы жителей.

Малый и средний бизнес также рассматривается как один из главных факторов экономического роста, поскольку он быстро адаптируется к

изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места.

По состоянию на 1 января 2013 года в Тульской области насчитывалось 64086 субъектов малого и среднего предпринимательства, или 104,6% (2806 единиц) к уровню 2011 года, из них:

- 23 184 малых предприятий - 115,9 % (3172 единицы) к уровню 2011 года;

- 175 средних предприятий - 85,4 % (-30 единиц) к уровню 2011 года;

- 40 727 индивидуальных предпринимателя - 99,2 % (-336 человек) к уровню 2011 года.

Оборот малых и средних предприятий в 2012 году составил 212 649,5 млн. рублей (110% к уровню 2011 года).

Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий в 2012 году составила:

- на малых предприятиях - 14 613,2 руб. (128,2% к уровню 2011 года);

- на средних предприятиях 19 876,5 руб. (113,4% к уровню 2011 года).

Число субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом

индивидуальных предпринимателей) Тульской области на 10 000 человек населения в 2012 году составило 411,6 единиц.

Лидирующее положение по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) на 10 000 человек населения занимает город Тула (575,7 единицы).

По данным управления экономического развития администрации города в 2012 году в Туле индивидуальных предпринимателей насчитывалось - 16846, средних предприятий - 113, малых предприятий - 1353. В 2011 году данные показатели составляли соответственно - 18836, 90, 1677, т.е. мы видим уменьшение данных показателей.

700 600 500 400 300 200 100 0

637,1

537

575,7

529,6 521,5 513,2

Л

□ число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс.человек населения

Рис.1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс .человек населения

Одним из основных условий получения поддержки является наличие эффективных муниципальных программ и финансирование их из средств местных бюджетов.

Победителями признаны заявки 5 муниципальных образований: Бо-городицкого района, Киреевского района, города Новомосковск, города Тула и Узловского района, в бюджеты которых на реализацию мероприятий муниципальных программ перечислены субсидии.

Привлечение инвестиций является одним из ключевых условий обеспечения успешного социально-экономического развития региона. Показатели данного раздела характеризуют организацию работы в муниципальном образовании по снижению административных барьеров в сфере градостроительства и созданию условий для капитального и жилищного строительства и, как следствие, созданию на территории благоприятного предпринимательского климата.

Показатель «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, в расчете на душу населения» определяется объемом инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций (за исключением бюджетных средств) и среднегодовой численностью жителей муниципального района (городского округа).

Так, в г.Туле данный показатель составляет в 2012 году 34702,9 тыс.руб. (2011 г. - 227051,5 тыс. руб.).

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

54007,13

45413,75

34702,97280,37

27051,5

14128

П>

Л

□ Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджтеных средств) в расчете на 1 жителя, руб.

Рис.2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя, руб.

По данным Туластата среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациямза 2012 год составила 22278,5 рублей и выросла по отношению к 2011 году на 17,5 процента.

За 2011 год среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям обеспечивала 3,02 среднегодовой величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, по итогам 2012 года этот показатель заработной платы составил 3,44.

Самая высокая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в 2012 году, как и в 2011 году, в муниципальных образованиях: р.п. Новогуровский - 27046,1 рублей, город Тула - 25219,3 рубля (2011 г. - 21518,5 руб), город Новомосковск - 23411,8 рублей (что выше показателя в целом по Тульской области соответственно на 21,4%, 13,2%, 5,09%).

В соответствии с прогнозными данными до 2015 года ожидается рост среднемесячной заработной платы работников по крупным и средним предприятиям в среднем на 33%.

40000 -I 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

19448

21518 5

.25219,3

28144,1

30956,8

34052

кг ку

^ ч\ О <ъ <£> <£> <£> <£>

□ Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.

Рис.3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб

В 2012 году приоритетом комитета Тульской области по спорту и молодежной политике в сфере физической культуры и спорта, являлись задачи, определённые в Программе социально-экономического развития Тульской области:

- обеспечение вовлечения населения муниципальных образований Тульской области в систематические занятия физической культурой и спортом (мероприятия по развитию массовой физической культуры, развитию спорта среди инвалидов и детско-юношеского спорта);

- содействие развитию спорта высших достижений, в том числе за счет отбора перспективных спортсменов в муниципальных образованиях;

- содействие развитию инфраструктуры, укрепление материально-технической базы спортивных учреждений (мероприятия по созданию целостной инфраструктуры спорта как системы спортивных сооружений, обеспечивающей доступ широких масс населения области к занятиям физической культурой и спортом).

Для занятий физической культурой и спортом Тульская область располагает 561 спортивными залами с общей площадью 288,9 тыс. кв.м., 23 крытыми плавательными бассейнами с площадью зеркала воды 10,4 тыс.

кв.м., 1082 плоскостными спортсооружениями с площадью 1423,3 тыс. кв. м.

Тем не менее, показатель «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом» в Тульской области остается ниже, чем показатель по Центральному федеральному округу - 21,8%.

Выше среднеобластного значения доля населения, занимающихся физической культурой и спортом в 3 муниципальных образованиях: городе Туле - 18,4% (2011 - 17,1%).

По динамике показателя, характеризующего результат деятельности органов местного самоуправления, лидерами в 2012 году стали муниципальные образования город Тула, город Новомосковск и Щекинский район.

По данным Туластата в 2012 году среднеобластной показатель общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя Тульской области составляет 26,0 кв.м на человека.

С учетом задачи существенно нарастить объемы жилищного строительства значение данного показателя, особенно в части, касающейся площади жилья, введенной в эксплуатацию за год, должно значительно увеличиться.

Согласно данным, приведенным в докладах глав администраций муниципальных образований, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя Тульской области, дифференцирована по территориям и находится в диапазоне: - от 22,2 кв.м (Плавский район) до 32,7 кв.м (Куркинский район).

Анализ докладов глав администраций муниципальных районов, городских округов по объемам жилищного строительства, предусмотренным в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий, также показывает, что увеличение значений показателя планируется далеко не всеми, в ряде случаев предусмотренный рост совсем незначительный.

Положительную динамику по данному показателю показывают следующие муниципальные образования: Кимовский район (с 0,06 кв.м в 2012 году до 0,58 - в 2015 году), город Тула (увеличение с 0,26 кв.м в 2012 году до 0,56 - в 2015 году), Узловский район (с 0,09 кв.м в 2012 году до 0,27 - в 2015 году), Ленинский район(с 0,61 кв.м в 2012 году до 0,82 в 2015 году).

Наибольшую площадь земельных участков, предоставили для строительства (из расчета на 10 тыс. жителей) Ясногорский, Веневский, Черн-ский, Ленинский муниципальные районы, пгт. Славный, г. Тула.

Лучшие значения данного показателя - в Ленинском (201,96 га) муниципальном районе, г. Туле (160,80 га), пгт. Славный (36,00 га).

Наибольшая площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства в расчете на 10 тыс. жителей - в Ясногорском, Чернском, Веневском и Ленинском районах, в г. Туле.

Лучшие значения данного показателя - в г. Туле (128,30 га), в Ленинском (59,88 га), Веневском (13,58 га) районах.

Эффективность власти в стране определяется тем, насколько эффективна власть на первичном, низовом уровне - в муниципальном образовании. Население судит о работе всей государственной машины по тому, как работает муниципальная власть. Местное самоуправление в силу своей социальной природы и объективных закономерностей, проистекающих из децентрализации управления, призвано решать сложнейшие проблемы. В первую очередь органы местного самоуправления должны научиться эффективно управлять:

- финансами, то есть рационально планировать и управлять даже небольшими бюджетными доходами, анализировать их структуру и изыскивать новые источники финансовых поступлений, привлекать инвесторов и т.д.;

- человеческим потенциалом, прежде всего потенциалом муниципальных служащих, кадров муниципальных организаций и всего местного сообщества;

Большим подспорьем в обеспечении эффективной работы органов местного самоуправления могут стать информационные технологии, при условии их умелого использования.

Качество местной власти определяется грамотно выстроенной системой работы органов местного самоуправления и уровнем профессиональной подготовки сотрудников. Результаты муниципального управления наглядно видны в состоянии муниципального хозяйства и благосостоянии населения в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке) и в других сторонах жизни муниципального образования.

Бюджеты муниципальных образований за 2012 год исполнены по доходам в размере 23942,0 млн. рублей или 96,1% от плановых значений, в том числе налоговые доходы 10315,3 млн.рублей или 101,3%, неналоговые доходы 2451,2 млн.рублей или 89,7%. По сравнению с 2011 годом доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований увеличились на 890,0 млн.рублей, налоговые доходы и неналоговые доходы увеличились на 585,5 млн.рублей, объем безвозмездных поступлений увеличился на 304,5 млн. рублей.

Основной объем в доходах бюджетов муниципальных образований за 2012 год приходится на налоговые и неналоговые доходы 12766,5 млн. рублей или 53,3% от общего объема доходов (52,8% - в 2011 году), безвозмездные поступления 11175,5 млн. рублей или 46,7% (47,2% в 2011 году).

Пополнение доходной базы бюджетов муниципальных образований является прямой обязанностью местной власти и, одним из основных показателей ее эффективности в 2012 году, к примеру, если в муниципальном образовании Воловский район удельный вес собственных доходов в местном бюджете составил только 26,8%, в муниципальном образовании город Тула он достиг 89,5%.

Наличие объектов строительства, незавершенных в установленные сроки, свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств.

В 2011 году указанные строительные объекты имелись вПлавском, Узловском районах и городе Новомосковске, в 2012 - в Заокском, Суворовском, Узловском районах и городе Туле.

Расходы на содержание работников местного самоуправления в целом по муниципальным районам и городским округам Тульской области за 2012 год составили 2540,9 млн. рублей или 10,2% в общем объеме консолидированных расходов бюджетов муниципальных образований. По сравнению с 2011 годом этот показатель не претерпел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных инструментов оценки качества управления финансами и уровня их развития является мониторинг ситуации в муниципальных образованиях области.

Во исполнение постановления администрации Тульской области от 29 июня 2011 г. № 512 «Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области» проведена оценка платежеспособности и качества управления муниципальными финансами по итогам работы за 2012 год. По итогам оценкипервые семь мест распределились между муниципальными образованиями город Тула, Ще-кинский, Узловский, Ленинский, Алексинский, Суворовский, Плавский муниципальные районы.

Оценка деятельности органов местного самоуправления складывается из оценки их работы (т.е. предпринимаемых шагов для решения тех или иных волнующих население вопросов), а также из оценки их информационной открытости и персонального опыта, участвовавших в опросе жителей в плане их проблем в результате личного обращения в местные органы власти.

Важным фактором оценки работы органов местного самоуправления является мнение населения о том, насколько эффективно местные власти решают вопросы местного значения. В отдельных сферах жизнедеятельности могут существовать нерешенные проблемы, определенные сложности, обусловленные различными объективными причинами, однако, если усилия местных властей направлены на решение этих проблем и жители это видят, то оценка эффективности их работы может быть достаточно высока.

Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в среднем по муниципальным образованиям региона в 2012 году составила 45,9 %.

Следует отметить, что наилучшие результаты деятельности органов местного самоуправления наблюдаются в Арсеньевском, Куркинском, Одоевском и Плавском районах и в г. Тула.

64 63 62 61 60 59 58 57

" «о * 63 62,5

62 61 5 —

61

59

1 1 1 1 1

□ Удовлетворенность населения

деятельность органом местного самоуправления городского округа

^ ^ <1/ <Ъ ^ ^

Рис.4. Удовлетворенность населения деятельность ОРМС городского округа

П

V* .0»

о? ,<Ь° ,>° V!.0 ¿Г «Г Г Ж о° Л? <?

</ </ ^ У * Ж </ О» ^ У 0<

й«о бР- СЛ п'

о/ **

100.00%

60,00%

40.00%

20,00%

0,00%

Рис.5. Обобщенная удовлетворенность населения муниципальных районов и городских округов деятельностью органов местного

самоуправления

По сведениям Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации численность постоянного населения Тульской области на 1 января 2013 года составила 1532,4 тыс. человек (среднегодовая численность населения за 2012 год составила 1538,4 тыс. человек) и за год уменьшилась на 0,8% (за 2011 год число проживающих в области уменьшилось на 0,4% вследствие миграционного прироста).

Среди субъектов Центрального федерального округа Тульская область по численности населения по итогам 2012 года занимает пятое место, являясь одним из самых урбанизированных регионов в Российской Федерации.

Городские жители преобладают в структуре населения области -

78,8% (Российская Федерация - 73,8%). Численность городского населения - 1207, 1 тыс. человек, сельского - 325,3 тыс. человек.

Возрастно-половая структура населения Тульской области характеризуется существенной гендерной диспропорцией. Численность мужчин по состоянию на 01.01.2012 составила 694782 человека (45,0%), женщин -849763 человека (55,0%). Численность женщин на 154981 человек превышает численность мужчин.

На 1000 мужчин приходится 1230 женщин, причем в возрасте моложе трудоспособного - 944 женщины, в трудоспособном возрасте - 924 женщины, в возрасте старше трудоспособного - 2770.

Численность населения в возрасте моложе трудоспособного (0-15 лет): 204 844 человека (13,3%); (РФ - 16,2%; ЦФО- 13,9%).

Численность населения в трудоспособном возрасте: 904 794 человека (58,6%); (РФ - 61,6%; ЦФО - 61,4%).

Численность населения в возрасте старше трудоспособного: 434 907 человек (28,1%); (РФ - 22,2%; ЦФО - 24,7%).

Низкая рождаемость и высокая смертность в сочетании с неблагоприятной возрастной структурой населения приводят к его естественной убыли, то есть к превышению числа умерших над числом родившихся. В 2012 году естественная убыль составила 11787 человек, по сравнению с предыдущим годом она сократилась на 964 человека (2011 год - 12751 человек).

В расчете на 1000 человек населения коэффициент естественной убыли составил -7,6, это самое низкое значение за последние 20 лет (в 1992 году естественная убыль составляла 7,6 промилле, максимальное значение данного показателя наблюдалось в 2003 году - 14,7 на 1000 человек населения).

Темп снижения коэффициента естественной убыли по отношению к предыдущему году составил 8,4% (в 2011 году по отношению к 2010 году -15,3%).

По показателю естественной убыли населения (-7,6 промилле) (РФ: -0,0; ЦФО: - 2,5) Тульская область занимает 18 место среди субъектов, входящих в Центральный Федеральный округ, и также, как и в 2011 году, 82 место среди субъектов Российской Федерации. Ниже показатель только в Псковской области (-8,5).

Сокращение естественной убыли населения отмечено в городе Тула (с - 7,6 до - 8,0 промилле).

Тенденции, сложившиеся в естественном движении населения, обусловлены половозрастной структурой населения.

Возрастная структура населения города Тулы представлена на рис. 6.

Основной

□моложе трудоспособного

□ в трудоспособном

□ старше трудоспособного

Рис.6. Возрастная структура населения г.Тула

Средний возраст населения Тульской области - 42,5 года (мужчины- 38,8 года; женщины - 45,5 года). В среднем по РФ -38,9 лет (мужчины-36,2, женщины- 41,5; в среднем по ЦФО - 41,0 год (мужчины - 38,2, женщины- 43,7).

Формируясь в соответствии с историческими изменениями режимов рождаемости, смертности и миграции, возрастная структура населения транслирует их в текущие показатели движения населения, внося тем самым элемент предопределенности и инерционности в демографическую ситуацию. Молодые возрастные структуры обладают инерцией роста, то есть способствуют увеличению численности населения, даже если уровень рождаемости недостаточен для простого замещения поколений, тогда как старые несут в себе инерцию убыли.

Разница значений основных демографических показателей в пределах области объясняется разной возрастной структурой населения. Естественная убыль обусловлена чрезмерно высоким уровнем смертности населения за счет большой доли населения старших возрастов (таблица 1).

Таблица 1

Влияние возрастной структуры населения на уровень смертности и естественной убыли населения

Наименование муниципальных образований Доля населения в возрасте старше трудоспособного, в % Коэффициент демографической нагрузки населения (приходится лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста) Общийко-эффици-ент смертности населения в расчете на 1000 чел. Общийко-эффици-ент естественной убыли населения в расчете на 1000 чел.

1 2 3 4 5

Тульская область 28,1 480,7 17,7 -7,6

город Тула 28,0 461,7 16,2 -8,0

город Донской 26,9 457,2 16,9 -5,3

1 2 3 4 5

город Новомосковск 28,6 483,9 17,6 -6,8

р.п. Новогу-ровский 28,0 482,3 21,3 -10,5

Славный 22,4 364,2 12,9 -6,2

Алексинский район 30,4 538,4 19,1 -9,5

Арсеньев-ский район 26,8 465,7 20,4 -5,4

Белёвский район 30,2 540,4 22,6 -11,1

Богородиц-кий район 28,7 508,6 18,6 -7,5

Венёвский район 27,0 462,9 18,8 -9,9

Воловский район 27,7 477,8 18,5 -5,4

Дубенский район 28,1 480,4 16,8 -8,8

Ефремовский район 29,0 508,7 18,8 -7,3

Заокский район 26,5 441,4 16,0 -7,5

Каменский район 25,8 435,8 19,6 -5,4

В силу сложившейся в Тульской области возрастной структуры населения, для того, чтобы убывающее население вернулось к своей максимальной численности, нужно повысить рождаемость до уровня, заметно превышающего уровень простого воспроизводства (2,15 рождений).

Анализ демографических процессов в сравнении с 2011 годом свидетельствует о том, что в 22 муниципальных образованиях Тульской области произошло сокращение естественной убыли населения. Необходимо отметить, что в 10 муниципальных образованиях Тульской области демографические процессы, имеющие влияние на уровень естественной убыли населения, демонстрировали положительную динамику, в них отмечено увеличение рождаемости и снижение смертности. По сравнению с 2011 годом их число сократилось на 5 (в 2011 году было 15 (55,5%) муниципальных образований).

Естественная убыль является основным компонентом изменения численности населения Тульской области. Уменьшение размеров убыли населения определялось, главным образом, сокращением естественной убыли (с 22,8 тыс. человек в 2005 г. до 11,8 тыс. в 2012 г.). Величина миграционного прироста в этот период подвергалась колебаниям и не имела

какой-либо устойчивой тенденции.

Изменение численности населения определяется как его естественным, так и миграционным приростом.

Таблица 2

Компоненты изменения численности населения Тульской области

в 2009-2012 годах (чел.)

Общий прирост численности населения в том числе Степень компенсации естественной

Годы естественный прирост миграционный прирост убыли населения миграционным

приростом (%)

2009 -11692 -15213 3521 23,1

2010 -14324 -15326 1002 6,5

2011 -5785 -12751 6966 54,6

2012 -12109 -11787 -322 -

За период с 2009 по 2012 год численность населения уменьшилась на 43,9 тыс. человек, ежегодно убыль в среднем составляла 0,7%, за исключением 2011 года, когда миграционный прирост на 54,6% заместил естественную убыль населения. По итогам 2012 года, в результате миграционного обмена сложилась миграционная убыль численностью 322 человека. Естественная и миграционная убыль определили общую убыль населения в количестве 12109 человек, или 0,8 % по отношению к численности населения на начало года.

Компоненты изменения численности населения в разрезе муниципальных образований Тульской области по итогам 2012 года отражены в таблице 3.

Таблица 3

Изменение численности населения в городских округах и муниципальных районах Тульской области за 2012 год

Наименование му- Числен- Есте- Мигра- Числен- Изме- Изме-

ниципального обра- ность ствен- цион- ность нения нения

зования населе- ная ный населе- (чело- (%)

ния на убыль прирост ния на век)

начало населе- в 2012 начало

2012 года ния за году 2013 года

2012 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тульская область 1 544 545 -11787 -322 1532436 -12109 -0,8

Городские округа:

город Тула 499 511 -3987 -1711 493813 -5698 -1,1

город Донской 64 416 -337 +235 64314 -102 -0,16

город Новомосковск 142 626 -966 -501 141159 -1467 -1,03

р.п. Новогуровский 3 551 -37 -17 3497 -54 -1,5

Славный 1 964 -12 -38 1914 -50 -2,5

Начиная с 2005 года, темп убыли населения в Тульской области неуклонно снижается: в 2004 году численность жителей области уменьшилась на 22,9 тысячи человек, или на 1,4%; в 2005 году - на 22,1 тысячу человек , или на 1,37%; в 2006 году - на 19,3 тысячи человек, или на 1,21%; в 2007 году - на 14,2 тысячи человек, или на 0,9%; в 2008 году - на 13,2 тысячи человек, или на 0,9%, в 2009 году - на 12,2 тысячи человек, или на 0,8%, в 2010 году - на 14,7 тысячи человек - на 0,9%, в 2011 году, на 5,8 тысячи человек, или - 0,4%

В целом по области численность населения за 2012 год сократилась на 12,1 тыс. человек, или на 0,8%.

В 4 городских округах и муниципальных районах (14,8%) за счет миграционного прироста отмечен рост численности населения; в 10 (или 37%) муниципальных образованиях темп убыли населения был меньше, чем в целом по области, в 13 (или 48,1%) муниципальных образованиях темп убыли населения был выше, чем в среднем по области.

Наиболее высокий темп убыли отмечен в пгт. Славный - 2,5%, что в 3 раза превышает показатель в среднем по области, а также в Веневском( -2,3%), Кимовском ( - 1,9), Суворовском ( - 1,7%) районах.

Изменение численности населения и темп ее роста (убыли) отражает характеристику процессов в социально-экономическом развитии территорий.

В современных условиях это один из главных индикаторов эффективности управленческих решений, в том числе вложения бюджетных средств. По итогам 2012 года, в 14% муниципальных районах Тульской области, наряду с естественной убылью произошел отток населения за счет миграционной убыли, то есть превышения числа выбывших по сравнению с прибывшими. В Таблице 16 отражена информация по муниципальным образованиям области, в которых наблюдалась естественная и миграционная убыль.

Таблица 4

Муниципальные образования, в которых по итогам 2012 года наблюдалась естественная и миграционная убыль

Наименование муниципаль- Есте- Миграци- Общая Темп убыли

ных районов (городских окру- ственна онная убыль населения в

гов) Тульской области убыль убыль (чел.) %

(чел) ( чел.)

1.город Тула -3987 -1711 -5698 -1,1

2. город Новомосковск -966 -501 -1467 -1,04

3. р.п. Новогуровский -37 -17 -54 -1,5

4. Славный -12 -38 -50 -2,6

5. Алексинский район -661 -260 -921 -1,3

6. Веневский район -323 -449 -772 -2,4

7. Ефремовский район -454 -446 -900 -1,4

8. Заокский район -168 -55 -223 -1

9. Каменский район -50 -11 -61 -0,65

10. Кимовский район -469 -307 -776 -1,9

По итогам 2011 года в 9 муниципальных образованиях наблюдалась естественная и миграционная убыль, в 2012 году этот перечень пополнился городскими округами: г. Тулой, город Новомосковском, р.п. Новогуров-ским, пгт. Славным, а также муниципальными районами: Заокским, Одоевским, Суворовским, Ясногорским.

Наряду с уровнем рождаемости показатели смертности определяют тенденции демографического развития.

По коэффициенту естественной убыли населения наблюдается большая дифференциация муниципальных образований. Наиболее высокий уровень естественной убыли населения по-прежнему отмечен в Суворовском районе (- 14,8 промилле), наиболее низкое значение - в Плавском районе (2,2 промилле), что обусловлено половозрастной структурой населения.

По итогам 2012 года за счет превышения числа выбывших над прибывшими, в области сложился в целом отрицательный миграционный баланс.

Вместе с тем, миграционный прирост за счет превышения числа прибывших наблюдался в 12 муниципальных районах и городских округах.

В 4 городских округах и муниципальных районах (14,8%) за счет миграционного прироста отмечен рост численности населения; в 10 (или 37%) муниципальных образованиях темп убыли населения был меньше, чем в целом по области.

В 14 муниципальных районах Тульской области наряду с естественной убылью произошел отток населения за счет миграционной убыли, то есть превышения числа выбывших по сравнению с прибывшими, что способствовало убыли населения.

В 2012 году органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области введены дополнительные меры поддержки семей в форме единовременной выплаты при рождении второго или третьего ребенка. Ее размер в зависимости от финансовой обеспеченности местных бюджетов составляет от 10 до 25 тыс. рублей.

Анализ представленных органами местного самоуправления информационных материалов о реализации мероприятий демографического развития свидетельствует о формировании комплексного подхода в сфере демографической политики. За счет средств местных бюджетов реализуются муниципальные программы, способствующие улучшению положения дел в сфере семейной и демографической политики, в их числе: программы по здравоохранению, образованию, физической культуре, обеспечению жильем молодых семей, поддержке молодежи, решению проблем инвалидности, организации питания учащихся.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003 № 131 -ФЗ (ред. от

22.10.2013) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еже-нед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер.закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.07.2013)// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

3. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (с изменениями от 13 мая 2010 г.) "Российская газета" от 18 мая 2010 г. № 105

4. О порядке осуществления первичной обработки, проведения юридической экспертизы, иных действий по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Тульской области: постановление администрации Тульской области от 25 марта 2009 № 161 (ред. от 24.06.2013)// ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еже-нед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

5. Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий: закон Тульской области от 07.12.2005 N 655-ЗТО (ред. от 03.12.2012) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».

6. Программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года: закон Тульской области от 07.05.2011 N 1560-ЗТО (ред. от 18.10.2011) // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.

7. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Тульской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: постановление Тульской областной Думы от 08.11.2012 № 40/2079 // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ».

8. Об исполнении бюджета Тульской области за 2012 год" (принят Тульской областной Думой 11.07.2013) (вместе с "Исполнением доходов бюджета Тульской области по кодам классификации доходов бюджетов за 2012 год", "Исполнением доходов бюджета Тульской области по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета, за 2012 год", "Исполнением расходов бюджета Тульской области по ведомственной структуре расходов бюджета Тульской области за 2012 год", "Исполнением расходов бюджета Тульской области по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов за 2012 год", "Исполнением источников финансирования дефицита бюджета Тульской области по кодам классифи-

кации источников фин...: закон Тульской области от 15.07.2013 № 1980-ЗТО // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ».

9. О бюджете Тульской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (принят Тульской областной Думой 29.11.2012) (вместе с "Нормативами распределения доходов в бюджет Тульской области, не установленными бюджетным законодательством Российской Федерации", "Нормативами отчислений в бюджет Тульской области от налога на доходы физических лиц, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", "Дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) Тульской области от н...: закон Тульской области от 03.12.2012 № 1841-ЗТО (ред. от 30.09.2013) // ПБД «КонсультантПлюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «КонсультантПлюс», НПО «ВМИ».

Комов Валерий Энгельсович , канд. экон. наук, доцент Тульского филиала Фи-нуниверситета, (4872) 52-03-18, com.valeri@yandex.ru, Россия, Тула

MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES, URBAN DISTRICTS AND MUNICIPAL BOROUGHS

IN TULA OBLAST

V.E. Komov

In modern Russia, increasing attention is being paid to assessing the quality of both State and municipal management. Federal Act No 131 of October 6, 2006 year initiated the search for effective ways to develop the municipalities. Effective development of municipalities determines the effective development of the whole country. Of special importance in this regard is the list of indicators of the effectiveness of local government development. In accordance with the Decree of the President of the Russian Federation from April 28, 2008 No. 607 "on assessing the effectiveness of the activities of the local self-government bodies, urban districts and municipal boroughs" developed a system of indicators of the effectiveness of the development of the municipalities. Regular monitoring of these indicators allows you to adjust the administrative efforts and optimize the further development of local self-government.

Keywords: local self-government, local issues, municipal order, local community, municipal activities, municipal administration, local government efficiency

Komov Valeri Engelsovich, candidate of economy science, docent of the Tula branch of Finuniversitet, (4872) 52-03-18, com.valeri@yandex.ru, Russia, Tula

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.