Научная статья на тему 'Молодые специалисты как объект исследования на крупных промышленных предприятиях'

Молодые специалисты как объект исследования на крупных промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МАШИННО-ИНТЕНСИВНАЯ" / "ЗНАНИЕ-ИНТЕНСИВНАЯ" ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / "COMPUTER-INTENSIVE" / "KNOWLEDGE-INTENSIVE ECONOMY" / THE MECHANISM OF INCLUSION OF YOUNG PROFESSIONALS / SYSTEM-CHARACTERISTIC OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Александр Дмитриевич

В статье рассматриваются системообразующие характеристики личности молодых специалистов, подчеркивается, что в период общественных трансформаций резко возрастает значение включения молодых специалистов в процесс труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Professionals as the object of research in large industrial enterprises

The article deals with system-personality characteristics of young professionals, as well as the importance of including young professionals in the labor process in the period of social transformations dramatically increases the importance of including young professionals in the labor process

Текст научной работы на тему «Молодые специалисты как объект исследования на крупных промышленных предприятиях»

перты вообще считают, что ажиотажного спроса на услуги LTE не будет, поскольку эта технология, по их мнению, рассчитана в основном на USB-модемы, а не на сотовые телефоны и коммуникаторы. Кроме того, внедрение LTE-модулей в телефоны стоит немалых денег и, как отмечалось, порождает пока неразрешимые технические проблемы. В связи с этим вызывают некоторые опасения представления о том, что LTE, являясь, по сути, пилотным проектом, пройдет весьма долгий путь, пока не станет полноценным коммерческим проектом. Не надо забывать о том, что, в отличие от времени, когда происходило зарождение и становление сетей третьего поколения, нынешний рынок насыщен разнообразными рыночными технологиями, вследствие чего операторы подходят к вопросу осуществления масштабных инвестиций в различные технологии более консервативно, с опаской. Многие из них попросту опасаются того, что с LTE может произойти то же самое, что и с сетями 3G: они начнут отмирать, еще не достигнув полной зрелости. В России только недавно была достроена сеть 2G, а технологии 3G распространились далеко не везде, так и не успев принести реальной отдачи на вложенный капитал. Что касается обычных потребителей, то для них LTE является не чем иным, как тем же самым мобильным широкополосным доступом, но работающим на более высоких скоростях. С учетом изложенного полагаем, что полноценное развертывание подобных сетей в России начнется не раньше 2012 г., когда рынок созреет для этого, а полный охват территории страны технологиями 4G станет реальностью лишь в 2015-2017 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмаков С.В. Перспективы развития мобильного интернета в России. М.: КомпьютерПресс, 2008.

2. Курасов А.С. LTE в России. М.: Telecomru, 2010.

3. URL: http://wimax.livebusiness.ru/ (дата обращения: 22.10.2010).

Л

1 L

АД. СИНЯВСКИЙ

Александр Дмитриевич Синявский — аспирант кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ. В 2004 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 7 публикаций.

Область научной специализации — экономическая социология.

^ ^ ^

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ*

Механизм включения молодых специалистов в производственную деятельность крупных промышленных предприятий является достаточно сложным по своей сути и содержанию. Он предусматривает изучение, фиксацию и информационное сопровождение процессов формирования мировоззрения, ценностных установок и ори-ентаций, гражданской позиции, уровня и качества профессиональной подготовки, отношения к труду и возможностей адаптации к изменяющимся условиям производственной деятельности и социально-трудовых отношений. Как известно, возрастной сегмент молодежи находится в пределах 14-30 лет [2], молодых специалистов на предприятиях и в организациях — в пределах 21-27 лет, а в ряде случаев и 21-30 лет.

С науковедческих позиций возрастная группа молодых специалистов имеет свою предметно-объектную об-

ГРНТИ 06.75.02 © А.Д. Синявский, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

134

творчество молодых ученых

ласть исследования и обобщений. Эта группа молодежи имеет вполне определенный образовательный и профессиональный статус, участвует в разделении труда, является полноправной частью социума и активно включена в процессы получения профессионального образования, приобретения опыта работы, закрепления в определенной сфере трудовой деятельности.

Процесс формирования мировоззрения молодежи в настоящем исследовании будет рассматриваться не в ретроспективе, с позиции исторического самосознания, а с позиции экономических и социальных ожиданий в период профессионального становления.

«Экономическая составляющая» образа будущего может быть представлена в нескольких основных аспектах. Состояние и роль экономики в реальном обществе определяются: во-первых, исторически сложившимися тенденциями; во-вторых, текущими изменениями и целями развития, которые ставит перед собой общество; в-третьих, влиянием мировых тенденций. И наконец, в-четвертых, важно предвидеть, какую роль станет играть в будущем обществе и социуме экономика. Эта роль вызревает в недрах настоящего и определяется во многом уже сложившимися тенденциями, причем не только экономическими, поскольку экономика, как отмечали классики экономической социологии, «укоренена», «встроена» в социально-экономическую ткань общества [6].

Нарастающая сложность экономики, как отмечает английский ученый Дж. Ходжсон, увеличивает интенсивность приобретения и применения знаний, делая экономику относительно менее «машинно-интенсивной» и все более «знание-интенсивной», поскольку «современные экономические системы вовлечены в глобальный кумулятивный конкурентный процесс» [5, с. 35].

Практическим следствием этого выступает изменение требований к работнику. Все более востребованным становится не только высокообразованный и квалифицированный работник, но и способный к непрерывному обучению и систематической адаптации, к накоплению так называемого человеческого капитала.

Чем это объясняется? Во-первых, меняется характер высококвалифицированного труда, который все менее походит на труд наемного работника. В связи с этим преобразуется социальный характер взаимоотношений работодателя и работника. Традиционная организация управленческого контроля, основанная на подчинении, становится неэффективной. Работник, занятый интеллектуальным трудом, практически сам организует свою работу. Поэтому возрастает роль внутренней мотивации и новых, имеющих во многом интеллектуальный характер, социальных взаимодействий. Во-вторых, значимой тенденцией постиндустриальной экономики становится то, что современный «знание-интенсивный» труд приобретает все более творческий и коллективный (на новой основе) характер, что способствует мотивации на самореализацию в труде и ориентации на солидарность, доверие, корпоративные ценности. В-третьих, возрастает межличностная, межгрупповая и, пожалуй, межвозрастная конкуренция, что в конечном счете приводит к недопустимому неравенству работников, включая молодежь, и к нестабильности социально-трудовых отношений на предприятиях. В-четвертых, в молодежной среде наблюдается процесс снижения ценности труда как не обеспечивающего в настоящий момент материальное благополучие. Ю. Левада, в частности, обратил на это внимание при исследовании «проблемы поколений» [3].

В период общественных трансформаций резко возрастает значение включения молодых специалистов в процесс труда, формирование и накопление инновационно-реформаторского потенциала, основанного на новых представлениях о развитии общества, новых профессиональных знаниях и умении адаптироваться к изменяющимся условиям в сфере производственных отношений. Так, в конкретной сфере приложения труда, в частности, в деятельности крупных промышленных предприятий, важно обратить внимание на целый ряд малоисследованных вопросов, среди которых:

— характер взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

— степень подготовленности выпускников вузов к условиям деятельности на предприятиях;

— обоснованность выбора сферы деятельности по признакам профессионально-ценностных установок, материальной обеспеченности, удовлетворенности трудом, социального самочувствия;

— соответствие личностного потенциала молодых специалистов новым экономическим, научно-техническим и социальным вызовам.

Отметим, что взаимодействие предприятий и учреждений образования многоаспектно. В него включено несколько сторон: руководители служб подбора персонала предприятий, руководители учреждений профессионального образования; учащиеся и студенты как будущие высококвалифицированные рабочие и специалисты, а также молодые специалисты, имеющие опыт соотнесения характера профессиональной подготовки в вузе и требований к специалисту со стороны предприятия.

М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги в своем исследовании характера трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений установили, что 42,5 % промышленных предприятий, строек и учреждений имеют спрос на молодых специалистов с высшим образованием, 36,5 % — с дипломом о среднем профессиональном образовании и 52 % — на квалифицированных рабочих, окончивших учреждения начального профессионального образования [2].

Состав программных действий по активизации включения молодых специалистов в эффективную деятельность предприятий должен учитывать и неоднородность молодежи. Изначально молодежь воспитывалась в различных условиях: в неполных семьях; в среде превалирования девиантного поведения; в разных материальных условиях и т. п., что не могло не отразиться на системообразующих характеристиках личности, среди которых выделяются:

• трудновоспитуемые личности, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и разви-

• нервные личности, не способные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими взрослыми;

• «трудные» личности, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, настойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;

• фрустрированные личности, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающегося поведения, опасного для их здоровья (потребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, работы), самого факта их существования (склонность к суициду);

• личности-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле, нормах поведения и т. п.

Подобная структура и состав программных действий по активизации включения молодых специалистов в эффективную деятельность предприятий обусловлены тем, что «механизмы трансляции жизненного опыта претерпевают в последние годы новую инверсию... доминантой становится префигуративная культура: молодые люди легко адаптируются к складывающимся реалиям жизни...» [4, с. 322], которые могут не совпадать с задачами экономического и социального развития предприятий. При этом следует отметить, что в молодежной среде воспроизводство норм, образцов поведения, ценностей неотрефлексированно и неинституциализированно и поэтому требует пристального внимания. Кроме того, среди факторов развития экономики предприятий ряд исследователей выделяют, в первую очередь, личностный, соотносящийся с высоким уровнем образования и квалификацией фактор, а во вторую — обеспечивающий фактор, характеризуемый развитостью мотивов к эффективной профессиональной деятельности [1, с. 53]. При отсутствии таких мотивов у молодежи возникает установка: «Если жизнь прижмет, можно временно заняться криминалом — 30,1 % и проституцией — 6,3 %» [там же, с. 237].

Таким образом, существенным фактором, стимулирующим активное включение молодых специалистов в эффективную деятельность предприятий, может стать личностный мотив, способствующий развитию трудового потенциала, саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности, развитости профессиональных коммуникаций и сближению гражданской позиции с разными возрастными группами работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боенко Н.И. Экономические ожидания и приоритеты в представлениях молодежи о будущем // Будущее России в молодежном сознании. СПб.: Химиздат, 2003.

2. ГоршковМ.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.

3. ЛевадаЮ. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2. С. 9-11.

4. МидМ. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

5. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. № 8.

6. Granovetter N. Economic action and social structure: the problem of embeddedness // Am. J. Sociology. 1985. N 3. P. 481510.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.