Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения'

Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11531
1138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТЕЙКХОЛДЕР / НАСТАВНИЧЕСТВО / ENTERPRISE / YOUTH ENTERPRISE / CONCERNED PARTIES / MENTORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумик Екатерина Георгиевна, Белик Елена Вениаминовна, Блинов Михаил Павлович

Молодежное предпринимательство одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, являющееся фактически потенциалом ее роста. В настоящее время его роль и значение активно обсуждаются как в правительственных, так и в предпринимательских и научных кругах. В работе авторами противопоставляются выделяемые в современной научной литературе проблемы функционирования молодежного предпринимательства и результаты собственного исследования, проведенного среди молодых людей, проживающих на территории Дальнего Востока. По мнению авторов, применение теории заинтересованных сторон и выделение основных участников и их интересов могут способствовать повышению эффективности развития изучаемого в работе направления. Использование данной концепции будет, считают авторы, стимулировать и заинтересовывать в развитии молодежного предпринимательства органы власти, население, предпринимателей и вузы. В рамках статьи аргументируется положение, что именно совместные действия представленных стейкхолдеров могут повысить предпринимательскую активность в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумик Екатерина Георгиевна, Белик Елена Вениаминовна, Блинов Михаил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth enterprise: problems and solutions

Youth enterprise is one of the most promising directions of the country's economic development, which is the potential of its growth. Currently, its role and importance are being discussed in government, business and scientific communities. In the article, the authors contrast the youth enterprise functioning problems identified in the contemporary scientific literature with the results of their own research carried out among young people living in the Far East. In the authors’ opinion, the application of the concerned parties theory and the identification of the main participants and their interests could increase the development effectiveness of the direction studied in the work. Authors suppose that the usage of this concept will stimulate authorities, population, enterprisers and universities and interest them in the youth enterprise development. The opinion concerning the importance of concerned parties cooperation, which may boost the business activity in the youth field, is suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство: проблемы и пути решения»

УДК 338.1

Б01: 10.17223/19988648/40/15

Е.Г. Шумик, Е.В. Белик, М.П. Блинов

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

РЕШЕНИЯ1

Молодежное предпринимательство - одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, являющееся фактически потенциалом ее роста. В настоящее время его роль и значение активно обсуждаются как в правительственных, так и в предпринимательских и научных кругах. В работе авторами противопоставляются выделяемые в современной научной литературе проблемы функционирования молодежного предпринимательства и результаты собственного исследования, проведенного среди молодых людей, проживающих на территории Дальнего Востока. По мнению авторов, применение теории заинтересованных сторон и выделение основных участников и их интересов могут способствовать повышению эффективности развития изучаемого в работе направления. Использование данной концепции будет, считают авторы, стимулировать и заинтересовывать в развитии молодежного предпринимательства органы власти, население, предпринимателей и вузы. В рамках статьи аргументируется положение, что именно совместные действия представленных стейкхолдеров могут повысить предпринимательскую активность в молодежной среде.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство, стейк-холдер, наставничество.

Важность включения молодежи в развитие малого и среднего предпринимательства неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента РФ В.В. Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, руководителей политических партий и многих общественных деятелей. В своих выступлениях они указывают на то, что молодежное предпринимательство является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Ориентация на создание условий поддержки молодых предпринимателей и необходимых гарантий их деятельности будет способствовать самореализации молодого человека. К сожалению, на данный момент в стране наблюдается определенный спад его развития. Изучая статистические данные, можно наблюдать две отрицательные тенденции. Первая - снижение числа молодых людей, открывающих собственное дело, и вторая - высокая доля закрывающихся начинаний в течение первого года. Во многом это связано с недостаточно эффективным функционированием существующего организационно-экономического механизма поддержки и развития молодых предпринимателей.

Общество нуждается в развитии, поощрении и распространении молодежного предпринимательства. Его особенности, связанные с инициативностью, адаптивностью и способностью молодых людей идти на риск, могут

1 Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 17-32-01080 «Модель динамичного развития предпринимательства».

стать локомотивом развития региональной экономики. Основной целью представленного ниже исследования является изучение проблем развития молодежного предпринимательства и оценка возможностей применения теории заинтересованных сторон для их снижения [1. С. 24].

В современном мире достаточно непросто определиться с родом и видом деятельности. Сегодня многие молодые люди задумываются открыть свой бизнес, заняться предпринимательством, но не многие решаются на это. Основываясь на анализе различных источников, предпринимательство можно охарактеризовать как рисковую экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Молодые люди креативно мыслят, амбициозны и готовы менять мир, рисковать, а не только получать прибыль. Данная социальная группа - самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и эффективно воспринимает позитивные их стороны.

Феномен молодежного предпринимательства активно рассматривается научными сообществами, и почти все сходятся во мнении, что рассматривать его стоит с учетом особенностей, связанных с возрастом предпринимателей. А.В. Иванова, изучая молодежное предпринимательство в контексте динамического процесса, направленного на формирование новых ценностей в бизнесе, указывает, что возрастная граница молодых людей должна быть до 35 лет, чтобы относиться к данному сектору хозяйствования [1].

Н.В. Ахиярова, соглашаясь с предыдущим исследователем, отмечает специфические качествах молодых людей, снижая возрастной ценз до 30 лет, подчеркивая, что именно у этой группы молодых людей более выражена склонность к инновационности, свободной самореализации и социальной адаптации [2]. Поэтому, по мнению многих исследователей, развитие молодежного предпринимательства и привлечение данной категории граждан к предпринимательской деятельности является важной задачей на сегодняшний день.

Стоит отметить, что молодежное предпринимательство сможет стать драйвером развития экономики, пополнения федерального бюджета за счет малого и среднего бизнеса, а также реализовать инновационные идеи. Основываясь на вышеизложенном, мы можем сделать вывод, что данный сегмент предпринимательской деятельности характеризуется более высокой инновационной открытостью, способностью к адаптации к нестабильным социально-экономическим условиям и способностью принимать неоднозначные высокорисковые решения для достижения поставленных целей.

Вместе с тем специфика данной категории граждан определяет проблемы, с которыми они сталкиваются при открытии и развитии своего дела. В целях выявления наиболее значимых из них нами был проведен анализ публикаций, посвященных изучению молодежного предпринимательства, на основании которых были выделены три группы проблем, тормозящих его развитие: личностные или мотивационные; отсутствие профессиональных знаний и опыта; законодательные.

В рамках первой группы такие исследователи, как Е.В. Титова, С.И. Королева, А.В. Ларченко, В.Г. Милославский, Э.Ю. Кочесокова, выделяют лич-

ностные или мотивационные трудности молодежи [3, 4, 5, 6]. Обосновывая проблему низкого социального настроя молодежи, они отмечают слабую выраженность готовности идти на риск, создавать что-то новое, отсутствие духа предпринимательства и мотивации. Исследователи говорят о том, что молодые люди гораздо более охотно выбирают стабильность крупного бизнеса и государственной службы, нежели риск предпринимательства.

В рамках второй группы основной проблемой, по мнению А. А. Ларичевой, В.И. Петрище, С.Г. Симонова и Л.И. Грошевой, Д.Е. Костыревой, является отсутствие профессиональных и специфических знаний в области предпринимательства, теоретической поддержки и опыта [7, 8, 9].

Образование дает теоретическую базу, но когда подходит дело к практике, большинство не знают, с чего начать. Прежде всего, это связано с недостаточно высоким уровнем и содержанием образовательных программ. Традиционные российские образовательные учреждения дают основы экономических знаний, при этом не формируют стимулы и поведенческие компетенции, без которых успешная предпринимательская деятельность невозможна. Деятельность институтов поддержки предпринимательства также в недостаточной степени ориентирована на содействие молодежному бизнесу. Здесь следует подчеркнуть, что методологическая и теоретическая поддержка молодых предпринимателей является основополагающим механизмом развития малого и среднего предпринимательства в России.

Еще одна группа исследователей выделяет не менее существенную проблему: отсутствие четкого законодательного определения понятия «молодежное предпринимательство» и, как следствие, невозможность выделения его субъектов для целей учета и анализа, что препятствует проведению объективной оценки эффективности предпринимаемых законодательных и исполнительных мер. Эта проблема поднимется в исследованиях А.О. Жидико-ва, М.С. Ракитиной, В.И. Игнатов и др. [10, 11].

Для обоснования вышеперечисленных проблем и оценки их важности нами был проведен опрос.

По официальным данным, в среднем в вузах Владивостока в общей численности студенческой молодежи более 40% составляют молодые люди, проживающие во Владивостоке и его пригородах, 40% приехали из городов и поселков Приморского края, 10% - из других областей Дальнего Востока, 5% - из других регионов Сибири, Урала и центральной части России, 5% -иностранцы (Китай, Корея, Монголия, Вьетнам).

В опросе приняли участие школьники, студенты бакалавриата и магистратуры из различных регионов России, с упором на Дальневосточный федеральный округ (далее - ДФО) и Приморский край. Основную часть опрошенных в Приморском крае составили студенты Владивостока.

Социологический опрос был проведен по специально разработанной анкете, которая включала 13 вопросов относительно самооценки опрошенных в части наличия достаточных знаний и компетенций, мотивированности, готовности открыть свой бизнес.

В опросе приняли участие 542 человека, из них 408 девушек и 134 юношей. Из 542 опрошенных 531 проживает в ДФО, из которых 410 - в Приморском крае (308 девушек и 102 юноши).

Проведенное исследование показало, что более 60% опрошенных хотели бы организовать собственный бизнес, а 4,5% уже его имеют. Таким образом, со стороны студентов достаточно высок уровень заинтересованных в организации собственного бизнеса. Дополнительный анализ показал, что в основном о собственном бизнесе задумываются юноши (практически 91% опрошенных).

Готовы ли вы начать вести

предпринимательскую деятельность [ПРОЦЕНТ]

[ПРОЦЕНТ]

ш.

[ПРОЦЕНТ]

V Я уже веду предпринимательскую

деятельность ^ Нет

и Да

Наиболее оптимальное время для начала своего дела

[ПРОЦЕНТ]

' Через 5 лет и более после окончания вузаа ' После окончания вуза ' Во время учебы

Рис. 1. Результаты опроса молодых людей

Опрос также показал, что большинство желающих открыть собственный бизнес - это студенты экономических направлений - около 80%, по остальным направлениям этот процент значительно ниже и составляет около 4050%. Данная тенденция вполне объяснима: как правило, студенты-экономисты имеют более четкое понимание действия рыночных механизмов и самого рынка. 270 опрошенных студентов (66%) готовы начать заняться предпринимательской деятельностью, 119 хотят заниматься во время учебы, 197 - после учебы; остальные считают, что самое оптимальное время для занятия предпринимательской деятельностью через 5 лет после окончания учебы (рис. 1), а 20 человек уже занимаются предпринимательской деятельностью. В перспективе открыть свой бизнес готовы 79,8% от общего количества опрошенных.

В ходе опроса 65% респондентов отметили, что им не хватает знаний для открытия собственного бизнеса, при этом основных знаний студентам не хватает в области юридической и экономической.

В основном студенты отмечали, что им не хватает знаний как раз именно в той области, которая не является их профильной. Экономисты считают, что им необходимы юридические знания, студенты юридических специальностей - наоборот. При этом чаще всего о нехватке знаний упоминали девушки (309), нежели юноши (64).

Исследование также показало, что большинство студентов, начиная с 34-го курса, уже подрабатывают, таких около 50%. Однако многие студенты работают не по своей специальности. Таким образом, по окончании вуза студенты не представляют особой ценности для работодателя. Но, с другой стороны, данное обстоятельство отражает стремление современных студентов к финансовой независимости, что может служить достаточной предпосылкой для создания собственного бизнеса даже во время учебы.

Основываясь на результатах опроса, представленных выше, а также опираясь на выделенные проблемы, можно сказать, что на данный момент не все проблемы, выделяемые исследователями, на территории Приморского края являются релевантными.

Анализируя результаты опроса, становится очевидным, что мотивацион-ные и личностные характеристики, стартовые условия для молодежи, государственная поддержка не всегда являются необходимыми и достаточными условиями для открытия собственного дела. Молодежь в настоящее время готова рисковать, имеет высокую мотивацию, а государство, в свою очередь, пытается максимально поддержать начинания молодых людей. На наш взгляд, и это подтвердили результаты опроса, молодым людям не хватает полученных опыта и знаний не столько в вузе, сколько в реальной предпринимательской среде.

На основании вышеприведенного исследования можно сделать вывод о том, что развитию молодежного предпринимательства будет способствовать процесс интеграции интересов образовательных учреждений, предпринимателей, населения (общественности) и органов государственной власти, что позволит достичь синергетического эффекта.

Необходимость объединения интересов стейкхолдеров для повышения эффективности деятельности различных социально-экономических систем

активно рассматривается в современной научной литературе. Само понятие «стейкхолдер» одним из первых использовал в своей работе Э. Фримен [12].

С точки зрения современных авторов, к стейкхолдерам могут относиться только те организации, которые не воспринимают интересы стейкхолдеров как ограничения. Ряд авторов указывают, что в первую очередь заинтересованные стороны - это те, которые могут влиять на процесс прямо или косвенно, в отношении их действует принцип взаимозависимости. Стоит отметить, что практически все авторы сходятся во мнении, что «к числу стейк-холдеров относятся все потенциальные выгодополучатели от деятельности компаний и фирм» [12-15].

Нами были выделены с позиции процесса развития молодежного предпринимательства основные группы стейкхолдеров (рис. 2).

Таким образом, процесс развития молодежного предпринимательства необходимо рассматривать в системе отношений основных групп стейкхолде-ров, а именно: органов власти, населения и предпринимательских структур и вузов.

На рис. 3 представлены основные интересы в развитии предпринимательства и проблемы, которые может решать тот или иной стейкхолдер.

Можно выделить две группы взаимодействия стейкхолдеров. Первое взаимодействие - это отношения между основными группами, такими как государство, население, предприниматели и вузы; второе - взаимодействие происходит между основными группами стейкхолдеров и молодежным предпринимательством.

Рис. 2. Взаимодействие стейкхолдеров в развитии предпринимательства

У част

Интересы

-пополнение бюджета; -развитие экономики РФ за счет молодежного предпринимательства (малого и среднего бизнеса);

-повышение занятости молодежи;

-трудоустройство выпускников вузов

^повышение конкурен-\ тоспособ*юсти на рынке образовательных уелуг;

повышение эффективности взаимодействия с бизнес-сообше-ствами

Решаемые проблемы

N

Повышение уровня финансирования программ поддержки предпрга I имател ьст-ва, снижение адми-(шетратнвных барьеров

Новаторские идеи в развитии предпринимательства, развитии

опыта молодых предпрш шмателе й

Безработица, дефицит т оваров и услуг на рынке

Создание инновационных проектов, повышение качества образования выпускников

Рис. 3. Интересы основных заинтересованных участников

Рассмотрим первый вид взаимоотношений стейкхолдеров. Так, например, процесс взаимодействия органов власти и предпринимательских структур выражается со стороны предпринимательства в обеспечении занятости местного населения, достижении стратегических целей и задач, росте поступле-

ний в бюджет. И, наоборот, со стороны власти взаимодействие проявляется в снижении административных барьеров, повышении уровня финансирования программ поддержки предпринимательства, создании объединений предпринимателей.

Взаимодействие населения и органов власти поможет обеспечить социальную стабильность, благоприятные условия жизни и занятость населения. Население также играет немаловажную роль в этом взаимодействии - оно способствует формированию благоприятного климата и увеличению численности людей, вовлеченных в трудовую деятельность.

Взаимодействие вузов и предпринимательских структур выражается в повышении эффективности взаимодействия с бизнес-сообществами; во взаимодействии с государством эффект выразится в повышении конкурентоспособности рынка образовательных услуг. А взаимодействие вузов и населения будет способствовать повышению качества образования.

Второй вид взаимодействия основан собственно на взаимодействии основных групп стейкхолдеров и молодежного предпринимательства. Органы власти, участвуя в развитии молодежного предпринимательства, могут способствовать развитию инфраструктуры, создавать условия для пополнения бюджета, организовывать центры взаимодействия с молодежью.

Взаимодействие предпринимательских структур между собой будет способствовать увеличению доходов, расширению масштабов деятельности, диверсификации и модернизации производства, увеличению инвестирования, применению современных технологий.

Создание дополнительных рабочих мест, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность, повышение квалификации - все это может стать результатом взаимодействия таких групп, как население и молодежные предпринимательские структуры.

Роль вузов в развитии молодежного предпринимательства может способствовать повышению уровня образования выпускников и созданию новых инновационных предпринимательских проектов.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что для решения проблем молодежного предпринимательства государство должно привлекать институты гражданского общества, общественные и некоммерческие организации, самих предпринимателей. При этом важно понимать, что молодежь должна быть непосредственным участником решения региональных проблем и не должна находиться исключительно в роли объекта воспитания, обучения и социализации. Данные меры, на наш взгляд, будут способствовать развитию молодежного предпринимательства, создавая комфортные условия для этого; государство же, в свою очередь, может инициировать массовое привлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.

Литература

1. Иванова А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2013.

2. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2009. С. 17-18.

3. Ларченко А.В. Молодежное предпринимательство как предмет социального управления: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 3 (72). С. 92-98.

4. Титова Е.В., Сахарова К.В., Королева С.И. Актуальные вопросы по созданию центра развития молодежного предпринимательства в Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения: материалы междунар. науч.-практ. конф.: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и студентов / под ред. В.И. Малышкова. М., 2015. С. 173-175.

5. Кочесокова Э.Ю. Исследование основных проблем и перспектив развития молодежного предпринимательства в РФ // Диуешз заепйа. 2016. № 1. С. 50-51.

6. Милославский В.Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 594-597.

7. Ларичева А.А. Молодежное предпринимательство как фактор инновационного развития экономики России // XVIII ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцо-ва; редакционная коллегия: проф. Т.А. Бороненко, доц. Л.Л. Букин, доц. Д.Ю. Гришин, проф. Л.М. Кобрина (отв. ред.), проф. Т.С. Комиссарова, проф. Н.М. Космачева, доц. А.М. Макарский, проф. А.Г. Маклаков, проф. Т.В. Мальцева, доц. Е.С. Нарышкина. СПб., 2014. С. 97-102.

8. Петрище В.И. Инновационная среда и молодежное предпринимательство: проблемы и перспективы развития // науч.-метод. электронный журн. «Концепт». 2015. Т. 13. С. 766-770.

9. Симонов С.Г., Грошева Л.И. Молодежное предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития // Акад. вестн. 2012. № 2 (20). С. 39-44.

10. Жидикова А.О., РакитинаМ.С. Инновационное молодежное предпринимательство как форма развития гражданского общества // Молодежная политика и гражданское общество в современной России: сб. материалов науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2014. С. 45-50.

11. Игнатов В.И. Молодежное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 443-447.

12. Солодухин К. С. Модель оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза как стейкхолдер-компании / К.С. Солодухин, М.С. Рахманова // Вестн. УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2009. № 3. С. 133-139.

13. ТажитдиновИ.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. 2013. № 2 (34). С. 17-27.

14. Федулова Е.А. Стратегические приоритеты заинтересованных сторон как основа формирования системы публичного управления инвестиционным процессом // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.

15. Опфер Е.А. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон вуза качеством образования // РпшоАэресШ. 2014. Т. 16, № 5 (132). С. 135-138.

16. Смицких К.В., Терентьева Т.В. Особенности взаимодействия стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 38-44.

17. Малюков А.С., Апанасенко О.Н. Молодежное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов к предпринимательской деятельности // Перспективы науки -2015: сб. докл. I Междунар. заочного конкурса науч.-исслед. работ / научный ред. А.В. Гумеров. Казань, 2015. С. 7-11.

18. Голобоков А.С. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в Приморском крае / А.С. Голобоков, Д.В. Немцова // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-5. С. 925-928.

19. Саран А.Ю. Теоретические подходы к анализу социально-экономического развития села // Вестн. сельского развития и социальной политики. 2014. № 2 (2). С. 14-16.

Shumik E.G., Cand. Econ. Sci. Associate Professor, Department of Management ,Vladivostok State University of Economics and Service. E-mail:kshumik@mail.ru

Belik E.V., Cand. Econ. Sci. Associate Professor ,Vladivostok State University of Economics and Service. E-mail: belik.lena@bk.ru

Blinov M.P., Student, Vladivostok State University of Economics and Service. E-mail: xo-tabof@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

YOUTH ENTERPRISE: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Keywords: enterprise, youth enterprise, concerned parties, mentoring.

Youth enterprise is one of the most promising directions of the country's economic development, which is the potential of its growth. Currently, its role and importance are being discussed in government, business and scientific communities. In the article, the authors contrast the youth enterprise functioning problems identified in the contemporary scientific literature with the results of their own research carried out among young people living in the Far East. In the authors' opinion, the application of the concerned parties theory and the identification of the main participants and their interests could increase the development effectiveness of the direction studied in the work. Authors suppose that the usage of this concept will stimulate authorities, population, enterprisers and universities and interest them in the youth enterprise development. The opinion concerning the importance of concerned parties cooperation, which may boost the business activity in the youth field, is suggested in the article.

References

1. Ivanova A.V. Kompleksnaya otsenka faktorov razvitiya molodezhnogo predprinimatelstva v universitetskoy srede : the author's abstract. dissertation for the degree of candidate of economic sciences/ Ivanova A.V. Yekaterinburg, 2013. pp. 24.

2. Akhiyarova N.V. Sotsialno-upravlencheskiye problemy gosudarstvennoy podderzhki molodezhnogo predprinimatelstva v respublike Bashkortostan : the author's abstract. dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Akhiyarova N.V. Ufa, 2009. pp. 17-18.

3. Larchenko A.V. Molodezhnoye predprinimatelstvo kak predmet sotsialnogo upravleniya: re-gionalnyy aspekt / Larchenko A.V. // Power and government in the East of Russia. 2015. № 3 (72). pp. 92-98.

4. Aktualnyye voprosy po sozdaniyu tsentra razvitiya molodezhnogo predprinimatelstva v mosk-ovskoy akademii predprinimatelstva pri pravitelstve Moskvy / Titova Ye.V., Sakharova K.V., Koroleva S.I. // V sbornike: Razvitiye ekonomiki i predprinimatelstva v usloviyakh ekonomicheskikh strategiy importozameshcheniya Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, sbornik nauchnykh statey prepodavateley, aspirantov i studen-tov. Edited by. Malyshkova V.I. 2015. pp. 173-175.

5. Kochesokova E.Yu. Issledovaniye osnovnykh problem i perspektiv razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v RF / Kochesokova E.Yu. // Juvenis scientia. 2016. № 1. pp. 50-51.

6. Miloslavskiy V.G. Molodezhnoye predprinimatelstvo kak funda-ment razvitiya srednego klassa v Rossii / Miloslavskiy V.G. // Molodoy uchenyy. 2016. № 8 (112). pp. 594-597.

7. Laricheva A.A Molodezhnoye predprinimatelstvo kak faktor innovatsionnogo razvitiya eko-nomiki rossii//Laricheva A.A. / V sbornike: XVIII TSAR-SKOSELSKIYe CHTENIYA Pod obshchey redaktsiyey professora Skvortsova V.N. Redaktsionnaya kollegiya: prof. Boronenko T.A., dots. Bukin L.L., dots. Grishin D.Yu., prof. Kobrina L.M. (otv. red.), prof. Komissarova T.S., prof. Kosmacheva N.M., dots. Makarskiy A.M., prof. Maklakov A.G., prof. Maltseva T.V., dots. Naryshkina Ye.S. 2014. pp. 97-102.

8. Petrishche V.I. Innovatsionnaya sreda i molodezhnoye predprinimatelstvo: problemy i perspek-tivy razvitiya / Petrishche V.I. // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept. 2015. T. 13. pp. 766-770.

9. Simonov S.G., Grosheva L.I. Molodezhnoye predprinimatel'stvo v ros-sii: problemy i perspek-tivy razvitiya / Simonov S.G., Grosheva L.I. // The Academic Herald. 2012. № 2 (20). pp. 39-44.

10. Innovatsionnoye molodezhnoye predprinimatelstvo kak forma razvitiya grazhdanskogo ob-shchestva / Zhidikova A.O., Rakitina M.S. // V sbornike: Molodezhnaya politika i grazhdanskoye obshchestvo v sovremennoy Rossii Sbornik materialov nauchnoprakticheskoy konferentsii. 2014. pp. 45-50.

11. Ignatov V.I. Molodezhnoye predprinimatel'stvo v rostovskoy obla-sti: sostoyaniye, problemy razvitiya i napravleniya gosudarstvennoy pod-derzhki / Ignatov V.I. // Molodoy uchenyy. 2015. № 24 (104). pp. 443-447.

12 Solodukhin K.S. Model otsenki konkurentnogo potentsiala resursov i sposobnostey vuza kak steykkholder-kompanii // Solodukhin K.S., Rakhmanova M.S. Bulletin of Ural Federal University. Series: Economics and Management. 2009. № 3. pp. 133-139.

13 Tazhitdinov I.A. Primeneniye steykkholderskogo podkhoda v strategi-cheskom upravlenii raz-vitiyem territoriy / Tazhitdinov I.A. // Economy of the region. 2013. № 2 (34). pp. 17-27.

14 Fedulova Ye.A. Strategicheskiye prioritety zainteresovannykh storon kak osnova formiro-vaniya sistemy publichnogo upravleniya investitsionnym protsessom / Fedulova Ye.A. // Sovremen-nyye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4. pp. 419. 15. Opfer Ye.A. Monitoring udovletvoren-

Е.Г. ^yMUK, E.B. Eenm, M.n. Emuhob

nosti zainteresovannykh storon vuza kachestvom obrazovaniya / Opfer Ye.A. // PrimoAspectu. 2014. T. 16. № 5 (132). pp. 135-138.

16. Terent'yeva T.V. Osobennosti vzaimodeystviya steykkholderov v kontekste razvitiya pred-prinimatelstva / Smitskikh K.V., Terentyeva T.V. // Vestnik of the Astrakhan State Technical University. Series: Economic. 2016. № 2. pp. 38-44.

17. Malyukov A.S., Apanasenko O.N. Molodezhnoye predprinimatelstvo i problemy formiro-vaniya motivatsii studentov k predprinimatelskoy deyatelnosti / Malyukov A.S., Apanasenko O.N. // In the collection: PERSPECTIVES OF SCIENCE - 2015 Collection of reports of the 1st International correspondence competition of scientific research works. Scientific ed. Gumerov A.V. 2015. pp. 7-11.

18. Golobokov A.S. Problemy i perspektivy razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v Pri-morskom kraye / Golobokov A.S., Nemtsova D.V. // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i funda-mentalnykh issledovaniy. 2016. № 6-5. pp. 925-928.

19. Saran A.Yu. Teoreticheskiye podkhody k analizu sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya sela / Saran A.Yu. // Bulletin of rural development and social policy. 2014. № 2 (2). pp. 14-16.

Shumik E.G., Belik E.V., Blinov M.P. Molodezhnoe predprinimatel'stvo: problemy i puti resheniya [Youth enterprise: problems and solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2017, no 40, pp. 184-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.