Научная статья на тему 'Молодежное движение в провинциальной России в конце XIX – начале XX вв. (по материалам Среднего Поволжья)'

Молодежное движение в провинциальной России в конце XIX – начале XX вв. (по материалам Среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / УЧЕНИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL-POLITICAL MOVEMENT / YOUTH ASSOCIATION / STUDENT ACTIONS / EDUCATION SITUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малышева Н. В.

В статье анализируется становление и развитие общественно-политического движения учащейся молодежи в рассматриваемом регионе в конце ХIХ – начале ХХ вв. Прослеживается эволюция организационных форм ученического движения, особенности выступлений молодежи в период с конца ХIХ в. по 1914 г. Автор в ходе исследования приходит к выводу, что ученическое движение представляло собой сложное и самостоятельное явление, в котором отразились все противоречия и потребности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth movement in provincial towns of Russia in the late XIX th century and early XX th century (Sredneye Povolzhye)

The article analyzes the emergence and development of the social-political movement of young students in this region in the end of the XIX th century and the beginning of the XX th century. The article observes the evolution of organizational forms of student movements and the features of youth actions are traced from the end of XIX th century to 1914. In the research the author concludes that the pupils’ movement is a complex and independent phenomenon, which reveals all the contradictions and demands of society.

Текст научной работы на тему «Молодежное движение в провинциальной России в конце XIX – начале XX вв. (по материалам Среднего Поволжья)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 94(47)

МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

© н. В. МАЛЫШЕВА Пензенская государственная технологическая академия, кафедра педагогики и психологии e-mail: mnv092008@yandex.ru

Малышева Н. В. - Молодежное движение в провинциальной России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Среднего Поволжья) // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 805-809. - В статье анализируется становление и развитие общественно-политического движения учащейся молодежи в рассматриваемом регионе в конце Х1Х - начале ХХ вв. Прослеживается эволюция организационных форм ученического движения, особенности выступлений молодежи в период с конца Х1Х в. по 1914 г. Автор в ходе исследования приходит к выводу, что ученическое движение представляло собой сложное и самостоятельное явление, в котором отразились все противоречия и потребности общества.

Ключевые слова: общественно - политическое движение, молодежные объединения, ученические выступления, состояние образования.

Malysheva N. V. - Youth movement in provincial towns of Russia in the late XIXth century and early XXth century (Sredneye Povolzhye) // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 805-809. - The article analyzes the emergence and development of the social-political movement of young students in this region in the end of the XIXth century and the beginning of the XXth century. The article observes the evolution of organizational forms of student movements and the features of youth actions are traced from the end of XIXth century to 1914. In the research the author concludes that the pupils’ movement is a complex and independent phenomenon, which reveals all the contradictions and demands of society.

Keywords: social-political movement, youth association, student actions, education situation.

Острый системный кризис, который переживала Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв. вследствие нерешенности комплекса экономических, политических и социальных проблем, затронул все слои общества [11. С. 2]. После относительного политического затишья конца 1880-х - 1890-х годов в России поднялась новая волна открытой оппозиции, частью которой явилось революционно-демократическое движение воспитанников общеобразовательных и специальных учебных заведений. Вместе с тем, ученическое движение представляло собой сложное и самостоятельное явление, в котором отразились все противоречия и потребности общества.

Сохранение многочисленных феодальных пережитков влияло на все стороны жизни российского общества, в том числе и систему образования, организованной по принципу сословности. Следствием явились противоречивость мероприятий, проводимых правительственными кругами в области просвещения, и их зависимость от складывавшейся политической ситуации в стране. Однако потребность развивающе-

гося буржуазного хозяйства в высокообразованных и квалифицированных специалистах способствовала росту численности и демократизации состава воспитанников всех типов учебных заведений. Вместе с тем, в общеобразовательных школах Среднего Поволжья этот процесс проходил более медленными темпами, чем в целом по стране. Причины были не столько в узкосословности средней школы, сколько в специфике экономики региона.

Среднее Поволжье принадлежало к числу районов с аграрным характером экономики и преобладанием земледельческого населения. Становление в конце Х1Х в. фабрично-заводской обрабатывающей промышленности и торгового предпринимательства, вхождение региона посредством железнодорожного строительства в единую транспортную инфраструктуру стимулировали открытие в средневолжских губерниях специальных типов учебных заведений, преимущественно сельскохозяйственного, технического и коммерческого профилей, что, с одной стороны, «ограждало» классические гимназии от «низших»

слоев, с другой, благоприятствовало получению образования детям городских и сельских сословноимущественных групп.

Рост числа общеобразовательных школ в регионе происходил за счет женских гимназий, финансируемых из средств местных органов управления и частных лиц - представителей торгово-промышленных кругов, что, в свою очередь, препятствовало проведению правительственной политики сословных ограничений и способствовало более интенсивному сокращению числа дворянства в женских школах [10. С. 106]. Более быстрыми темпами процесс демократизации проходил в реальных училищах, изначально предназначенных для городских жителей, прежде всего мещан, и сельских сословий, лишь формально относимых к крестьянам. Причем, если доля выходцев из городских слоев практически не изменялась, то процент сельских сословий с каждым годом возрастал.

В Среднем Поволжье, где основное население было представлено «низшими» сословноимущественными группами, состояние образования на рубеже Х1Х-ХХ вв. следует определять, на наш взгляд, не продворянскими классическими гимназиями, а специальными, количественный рост которых влиял на общие численные показатели и изменения в социальном составе школ общеобразовательного и профессионального типа. Учитывая, что в светских специальных школах дети крестьян составляли 45,2 %, мещан - 38,5 %, дворян - 6,4 %, почетных граждан и купцов - 5,1 %, прочих - 4,8 %, а в общеобразовательных большинство детей дворян были из средне- и малообеспеченных семей, то в социальном составе учебных заведений средневолжских губерний преобладали представители непривилегированных слоев [17].

Изменения в социальном составе учащихся происходили не только в светских учебных заведениях, но и духовных. В начале ХХ в. в духовных семинариях наблюдался рост выходцев неклирекальных слоев, что частично разрушало кастовую замкнутость духовенства и способствовало увеличению числа последних в светских учебных заведениях. В губерниях Среднего Поволжья иносословные воспитанники составляли до 14-16 % общего числа учащихся вместо положенных 10 % [16].

Несмотря на позитивные изменения в численности и социальном составе воспитанников различных типов школ, учебных заведений не хватало, что являлось следствием ограниченного поступления средств из государственного казначейства.

В связи с финансированием российского образования по остаточному принципу бюджеты учебных заведений Среднего Поволжья формировались в основном за счет средств городских и сельских обществ, земств, платы за учение, что, в свою очередь, отражалось на материальном обеспечении школ. Показателем финансового дефицита на местах может служить следующий факт: в 1898 г. выпускникам-реалистам было разрешено держать при классических гимназиях дополнительный экзамен по латинскому языку, что давало право поступать в университет. Однако в губерниях

Среднего Поволжья введение латинского языка как необязательного предмета в программу реальных училищ ввиду финансовых затруднений откладывалось вплоть до 1907 г., что вызывало недовольство учащихся и родителей [1].

Материальное обеспечение учебных заведений, с одной стороны, и строго продуманная система изоляции средней школы, с другой, влияли на организацию учебно-воспитательного процесса. несмотря на развитие различных видов образования, система преподавания в большинстве типов учебных заведений, прежде всего тех, источниками финансирования которых выступали государственные органы, не отвечала требованиям времени и вызывала все больше нареканий со стороны различных кругов общества. Архаизм учебных программ, схоластические методы преподавания, недоступность высшего, особенно университетского, образования для многих выпускников, формализм в оценке знаний учащихся в сочетании с реакционным воспитательным режимом вызывали у воспитанников резко отрицательное отношение к казенной школе, что на фоне подъема общественно-политического движения в стране создавало благоприятные условия для появления оппозиционных настроений и проникновения в молодежную среду антиправительственной пропаганды.

исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ученическое движение конца Х1Х - начала ХХ вв. было вызвано двумя группами причин: несоответствием «всей совокупности школьной системы» экономическим и культурным потребностям российского общества и политическими событиями, которые переживала страна на рубеже двух столетий.

Своеобразной формой протеста воспитанников школ против существовавшей системы образования и воспитания, не удовлетворявшей умственных запросов юношества из-за несоответствия требованиям времени, явилось возникновение молодежных кружков, инициаторами создания и руководителями которых были старшеклассниками, студенты, политически неблагонадежные лица, члены народнических и марксистских групп. Какого-либо политического направления кружки 90-х годов Х1Х в. не имели, а представляли собой просветительские группы по самообразованию и саморазвитию, организующим звеном в которых часто становились нелегальные библиотеки, принадлежащие, как правило, политически неблагонадежным лицам [4]. Наличие таких центров не только придавало самообразовательной деятельности учащихся планомерный характер, но и способствовало объединению нелегальных групп, существовавших в разных учебных заведениях города, в один союз. Возникновение в Среднем Поволжье общегородских организаций, возглавляемых единым центром, относится к осени 1899 г. [13. С. 24-26; 19. С. 9].

Большое влияние на организационное оформление ученического движения и политизацию молодежи оказали партии революционно-демократического направлений - РСДРП и ПСР, социальную базу работы которых в Пензенской, Самарской и Симбирских

губерниях в силу специфики экономики региона составляли воспитанники общеобразовательных и специальных школ. деятельность местных партийных комитетов среди молодежи осуществлялась по нескольким направлениям: выпуск и распространение в школах нелегальных изданий, в том числе обращенных непосредственно к воспитанникам; проведение митингов, собраний в стенах учебных заведений; организационная и пропагандистская работа в юношеских объединениях; привлечение наиболее подготовленных учащихся к непосредственной партийной работе. В зависимости от политической ситуации в стране то или иное направление деятельности получало некоторое преобладание. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что единая цель, объединявшая социал-демократов и социалистов-революционеров, - изменение существовавшего государственного строя, - позволяла им в пропагандистской работе придерживаться общей тактики, несмотря на принципиальное различие в программах. итогом явилось сосуществование в одном городе, иногда школе, объединений учащихся общеобразовательного, эсеровского, социал-демократического направлений [7].

Аграрный тип хозяйства, острота крестьянского вопроса, преобладание школ с профессиональной ориентацией, где большинство воспитанников по своему социальному происхождению было тесно связано с сельскими слоями, создавали благоприятную почву для распространения народнических идей в молодежной среде. Неудивительно, поэтому, что большинство ученических групп вело пропаганду революционных идей среди широких масс региона, придерживаясь программы социалистов-революционеров [5]. Однако, несмотря на партийную ориентацию, главное место в деятельности ученических групп и организаций занимали вопросы общеполитического самообразования и объединения молодежи для борьбы за реформу школы. Это способствовало установлению связей между нелегальными кружками, существовавшими в разных городах, а также созданию всероссийских объединений однопрофильных типов школ для совместной академической борьбы [2; 3; 8; 12. С. 86; 15. С. 98]. Наличие единого руководящего центра определяло школьное движение как политическое, хотя оформлялось оно по академическим мотивам. Следует подчеркнуть, что ядро молодежных организаций Среднего Поволжья составляли в основном воспитанники профессиональных заведений (духовных и учительских семинарий, фельдшерских школ, художественного и землемерного училищ и т.п.), что объясняется психолого-возрастными, социальными особенностями контингента учащихся, консервативностью учебновоспитательного режима данных школ.

По мере развития общественно-политического движения в стране эволюционизируются и взгляды учащейся молодежи, что отчетливо проявилось в годы первой российской революции, когда многие организации на первый план в своей деятельности поставили борьбу за изменение государственного строя. С этого времени в ученическом движении наблюдается пере-

плетение академических и политических целей. На основе анализа архивно-документального, опубликованного материала по истории школьного движения в России, мемуарной литературы можно констатировать, что в борьбу за изменение политического режима в стране включались не только ученические группы, которые придерживались программы определенной партии, но и так называемые «академисты», или «внепартийные» объединения. В связи с этим мы предлагаем сохранить общепринятую градацию молодежных организаций на общеобразовательные и политические, но в ее основе должен быть не принцип партийной ориентации, а анализ программных целей и задач, которые решали кружковцы в своей работе вне зависимости от партийной принадлежности. Градация по предложенному принципу, на наш взгляд, дает более объективную оценку деятельности ученических объединений.

Наступление внутренней реакции после подавления революции 1905-1907 гг., дезорганизация городских и всероссийских объединений, возглавлявших молодежное движение в пред- и революционный периоды, неразрешенность академических задач, влияние партии социалистов-революционеров предопределили переход отдельных воспитанников, главным образом специальных школ, из которых выделялись духовные семинарии, на путь террора и экспроприаций. Однако террористическая тактика не пользовалась популярностью и не стала доминирующей в деятельности школьных групп. Ученические объединения послереволюционного периода организовывались по академическим мотивам, но преследовали и чисто политические цели.

Таким образом, роль юношеских организаций в молодежном движении рубежа двух столетий определяется совокупностью факторов: объединения школьников следует рассматривать как один из показателей недовольства учащимися системой образования и воспитания; источник саморазвития воспитанников школ; один из путей проникновения в учебные заведения противоправительственной пропаганды; инициаторов и руководителей ученических выступлений; пропагандистов революционно-демократических идей среди народных масс губерний Среднего Поволжья. В самой эволюции организационных форм ученического движения можно выделить следующие основные этапы, отличающиеся друг от друга направленностью работы, задачами и целями, которые преследовали члены молодежных групп в своей деятельности: 1) 60-90 годы Х1Х в. (для Среднего Поволжья - 70-90 гг. Х1Х в.; 2) 1900-1907 гг.; 3) 1907-1910 гг.; 4) 1910-1914 гг.

Несмотря на то, что ученические кружки возникают в 60-70 гг. Х1Х в., организационное оформление молодежного движения следует считать с 1890-х годов, когда появляются городские объединения и движение «выходит» за рамки нелегальной кружковой деятельности, приобретая форму открытых выступлений и представляя собой сложное и самостоятельное явление, находившееся в прямой зависимости от этапов общественно-политического развития страны.

В конце Х1Х - начале ХХ вв. ученическое движение имело в основном академический характер. Многие «беспорядки» проходили в форме стихийных бунтов, сопровождавшихся разгромом учебных и жилых помещений, столкновениями с администрацией и полицией. данная форма борьбы характерна для учительских и духовных семинарий, садоводческого училища и т.п., что объясняется не только спецификой организации в них учебно-воспитательного процесса, социальным составом воспитанников, но и отсутствием организующего и руководящего центра молодежного движения, что в итоге приводит к разобщенности школьников и стихийности выступлений [14. С. 90; 20. С. 36]. Вместе с тем под воздействием революционной ситуации 1901-1904 гг. движение воспитанников учебных заведений по внешнему проявлению принимает политическую направленность: доминирующей формой борьбы становится сходка. Однако нельзя не признать, что, несмотря на политизацию движения, по характеру выступлений оно остается академическим. В 1905-1907 гг. во взглядах и действиях молодежи происходят значительные изменения: «беспорядки» этого времени отличаются тщательной подготовкой, организованностью и сплоченностью, что явилось следствием деятельности городских и всероссийских ученических объединений. Основными формами борьбы были забастовки, сходки, демонстрации, а также бунты и волнения. В зависимости от политической ситуации в стране менялись как формы ученического движения, так и его характер. Особенность молодежного движения 1905-1907 гг. заключалась в том, что выступления воспитанников общеобразовательных и специальных типов школ теряют локально-узкий характер и являются частью общедемократического потока в стране. Неслучайно правительственные круги рассматривали выступления учащихся как вполне реальную и серьезную угрозу общественному спокойствию [6]. В годы революции меняется и характер ученического движения: профессиональные беспорядки приобретают политическую направленность [18. С. 142, 144]. Наиболее отчетливо процесс политизации проявился в движении семинаристов. Если до 1906 г. воспитанники духовных школ, в отличие от учащихся светских специальных и общих заведений, выступали преимущественно под лозунгами академических требований, то после октября 1905 г., кроме проведения сходок, устройства баррикад, семинаристы выступили инициаторами проведения всеученической демонстративнополитической забастовки [9. С. 50]. Изменения во взглядах и тактике действия воспитанников духовных школ явились результатом активной организационной деятельности Всероссийского союза семинаристов и его отделений на местах, направленной на претворение в жизнь лозунга «Свободная школа в свободном государстве». В целом же процесс политизации охватил все типы учебных заведений Среднего Поволжья.

В послереволюционный период основным направлением правительственной политики в области просвещения было установление реакционных порядков в общеобразовательных и специальных школах с

целью ликвидации оппозиционного настроения среди молодежи. Следствием явилась борьба учащейся молодежи против ужесточения учебно-воспитательного режима. Преобладающей формой выступлений стали волнения. Вместе с тем необходимо отметить, что в 1907-1914 гг. наблюдается спад общественнополитической активности молодежи. Ученическое движение становится все более локальным, приобретает провинциальный оттенок и ограничивается рамами кружковой деятельности.

На основе анализа характерных черт, форм, масштабов, динамики ученических выступлений на рубеже веков, а также учитывая влияние революционной ситуации начала ХХ в. и революции 19051907 гг. на эволюцию и трансформацию общественнополитического процесса в стране, в развитии юношеского движения провинциальной России условно можно выделить три периода: 1) конец 90-х годов

Х1Х в. - 1904 г., характеризующийся как период «брожения» в общеобразовательных и специальных школах; 2) 1905-1907 гг. - подъема, кульминации ученического движения в годы революции, выразившиеся в его активизации и политизации; 3) 1907-1914 гг. - послереволюционный период, отличительной чертой которого является тенденция возврата учащейся молодежи к формам и методам борьбы предреволюционного времени и первых месяцев революции 1905-1907 гг.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что развитие молодежного движения в провинциальной России зависело от состояния российского общества и тех политических событий, которые происходили в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волжское слово. 1907. 7 ноября.

2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 5. Оп. 1. Д. 7415. Л. 34, 58, 61.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102 (ДП-ОО). 1898. Д. 3. ч.155 (т. 1). Л.93об.-94.

4. ГАРФ. Ф. 102 (ДП-3). 1890. Д. 107. Л. 2-3.

5. ГАРФ. Ф. 102 (ДП-ОО). 1908. Д. 9. ч. 41. Л. 10; ДП-4. 1907. Д. 65. ч. 5. Л. 32. об.

6. ГАРФ. Ф.102 (ДП-ОО). 1905. Д. 3. ч. 118. Л. 5-7.

7. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 468. Оп. Д. 278. Лл.1-14.

8. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 855. Оп. 1. Д. 722. Л. 1.

9. Динзе В. Очерки по истории среднешкольного движения. СПб., 1909. 120 с.

10. Днепров Э. Д. Социальный состав учащихся русской школы во II половине Х1Х в. // Советская педагогика. 1976. № 10. С. 100-111.

11. Карнишин В. Ю. Общественно-политический процесс в Поволжье (1905 - февраль 1917 гг.). Автореферат дисс. ... д.и.н. М., 1997. 21 с.

12. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца Х1Х в. до Февральской революции 1917 г.). М., 1956. 231 с.

13. Лебедев В. И. Карпинский В. А. Саратов: Приволжское кн. изд-во. Пензен. отд., 1981. 58 с.

14. Образцова О. А. Революционное движение учащихся средних учебных заведений России на рубеже Х1Х-

ХХ вв. Дисс. ... к.и.н. М., 1985. 210 с.

15. Плесков В. В годы боевой юности. М., 1931. 110 с.

16. Подсчет произведен по данным: ГАПО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 6626. Л. 38; Д. 6679. Л. 3; Ф. 141; ГАУО. Ф. 81; Ф.Р 4061. Оп. 1. Д. 313. Л. 47, 48; ГАСО. Ф. 417.

17. Подсчет произведен по материалам: ГАПО. Ф. 5, 58, 104, 120, П.6028; ГАСО. Ф. 3, 107, 190, 302-305; ГАУО. Ф. 84, 101, 102, 148, 151, 154, 402.

18. Роков Г. Школьные волнения 1905 г. // Вестник воспитания. 1905. № 9. 1 отд. С. 105-149.

19. Сумерин П. Г. К вопросу о возникновении Пензенской группы РСДРП // Из истории Пензенской организации КПСС. Ученые записки ПГПИ им. В.Г. Белинского. Пенза, 1970. Т. 88. С. 3-21.

20. Шанин Т. Революция как момент истины. М.,1997. 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.