Научная статья на тему 'Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка'

Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / КОНТРКУЛЬТУРА / РИСКОГЕННОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЕОТИП / СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

Содержит в себе исследовательский материал по проблемам воспроизводства субкультурных конструкций в мировоззрении современной молодежи. Автор анализирует степень влияния общественно порицаемых субкультурных тенденций в молодежной среде на общее состояние правопорядка в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка»

Карабаш Дмитрий Васильевич

начальник кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России

(тел.:88612583596)_

Молодежная субкультура в процессе легитимации правового порядка

Аннотация

Содержит в себе исследовательский материал по проблемам воспроизводства субкультурных конструкций в мировоззрении современной молодежи. Автор анализирует степень влияния общественно порицаемых субкультурных тенденций в молодежной среде на общее состояние правопорядка в социуме.

Аnnotation

The summary comprises a research material on problems of reproduction of subcultural designs in outlook of modern youth. The author analyzes degree of influence of socially blamed subcultural tendencies in the youth environment on a general condition of the law and order in society.

Ключевые слова: амбивалентность, контркультура, рискогенность, социокультурный стереотип, субкультура.

Ключевые слова: ambivalence, a counterculture, risk, socio-cultural a stereotype, subculture.

Следует отметить, что эффективность мероприятий по обеспечению безопасности в Российской Федерации, противодействию процессам активной криминализации, напрямую зависит, в том числе, от обоснованности и компетентности в подходе к анализу теоретических проблем, влияющих на современную социально-криминологическую характеристику функционирования социума.

Маргинальные явления, такие как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних и другие социальные патологии, служащие своеобразным фоном преступлений и правонарушений, создавая серьезную угрозу системе безопасности и гарантированной неприкосновенности прав и свобод граждан, требуют углубленного теоретического изучения причин и условий, их порождающих.

В данном контексте вопросы воспитания молодого поколения, формирования его культурно-поведенческой модели на всем протяжении развития цивилизационных процессов, происходящих в обществе, являлись одними из наиболее актуальных в общей системе проводимых исследований.

Ряд негативных тенденций, спровоцированных

транзитивными процессами в российском обществе, оказывают существенное влияние на эффективность универсализации представителями молодого поколения общепринятых ценностных стереотипов социума.

В течение последних лет мы являемся свидетелями эволюции идей радикализма экстремизма, ксенофобии и т.д., которая выражается в появлении ряда устойчивых тенденций, наметившихся в ее развитии. Прежде всего, это тенденция глобализации. Большинство стран мира подверглись влиянию радикализма,как следствие -террористическим актам. Руководство террористическими организациями всё более осуществляется из единых центров и объединено общим замыслом. Методы действий террористов становятся всё более изощрёнными. Носители ради-калистской идеологии, приемлющие террор в качестве аргумента в отстаивании своих убеждений не стремятся к поиску ненасильственного пути решения вопросов, посредством ведения диалога с государством, поиска разумного компромисса.

Изменить устоявшуюся в обществе, и особенно, в молодежной среде, систему ценностей, мировоззрение, несомненно, невозможно без ослабления позиций государства, изменения приоритетов или направленности в проводимой внешней

58

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

и внутренней политике. [3, с. 34]

Безусловно, радикализм является социальным явлением, потому как представляет собой результат "болезни" общества и возникает на базе череды неразрешённых социальных конфликтов и культурных противоречий, носящих устойчивый и длительный характер. Здоровое общество консолидируется вокруг единых ценностей, регулирует возникающие противоречия, руководствуясь принципами уважения к правам личности.

Бесспорно, является общественно значимым исследование явления общественного противодействия молодежному экстремизму, изучение механизмов корректирующего воздействия на него, в том числе наличие факторов, определяющих самодетерминацию этого явления.

Социальные противоречия, порождающие в молодежной среде экстремизм, ксенофобию, национализм имеют достаточно много предпосылок своего возникновения. При этом количество факторов, способствующих возникновению социальных противоречий, порождающих радикализм, во взглядах современной молодежи значительно меньше и они специфичны при возникновении непосредственно этой девиации. Задача органов управления и состоит в том, чтобы выявить именно эти социальные противоречия и, прежде всего, факторы их определяющие. Только такой подход к организации противодействия данным тенденциям является конструктивным, а оказываемое управленческое воздействие целенаправленным и эффективным. [3, с.32]

Анализ социокультурных оснований процесса криминализации молодежной среды, в том числе крайних форм девиантного поведения, всего спектра девиантогенных факторов, позволяют нам утверждать, что основными причинами, определяющими настоящую проблематику, являются, во-первых, ослабление норм, регулирующих поведение индивидов, а во-вторых, дезорганизация ряда общественных связей и структур, определяющих институциональный характер функционирования соционормативной модели государственной ювенальной политики.

Если характеризовать первую причину, то следует отметить, что речь идет о норме не только в общепринятом понимании, (а именно, как о формально закрепленном акте). В данном случае, следует норму принять, как определенный образец поведения, обусловленный социокультурными стереотипами общества.

В то же время, культурные основания общественно одобряемой поведенческой модели должны обеспечиваться сформированными и функционирующими механизмами контроля над соблюдением индивидами тех или иных правил по-

ведения, принятых в социально позитивном обществе. [4, с.27]

Изучение проблемы правонарушений, как результата ослабления культурных норм, регулирующих поведение в обществе, нам представляется в социологическом аспекте наиболее обоснованным. Данный подход просматривается в трудах крупнейших западных социологов. Так, М. Вебер утверждал, что ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", повиновение которым человек считает своим долгом [1, с.347]

Способность каждой культуры, общества сохранить свою целостность, устойчивость зависит от того, что и как и насколько эффективно контролируется в рамках данной культуры, общества.

Социальный контроль, включающий в себя внешний контроль и самоконтроль, представляет собой систему реагирования на поведение индивида с целью упреждения (вытеснения) нежелательного и восстановление нормального (соответствующего нормам) поведения. [5, с.126]

Однако, современные исследователи ( В.П. Голубев, В.И. Добреньков, А.П. Михайлов, А.Н. Олейник., А.И. Подгурецкий, В.Ф. Пирожков, и др.), изучая проблему ослабления культурных норм, пришли к выводу о том, что культурные стереотипы поведения не только ослабевают, но и трансформируются, приобретая новое ценностное содержание, универсиализируя идейно-нравственные установки реального социокультурного пространства.

Данный социальный феномен, безусловно, требует специального научного исследования. Прежде всего, следует отметить, что современной науке известно несколько концепций, объясняющих повышенную рискогенность молодежи. Это и физиологическая теория Ч. Ломброзо, выделившего, так называемый, "криминальный тип" личности, и ряд психоаналитических, социально-психологических и культурологических подходов.

Так же, не безынтересна концепция основоположника психоанализа З. Фрейда, который полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Фрейд ввел понятие "преступники с чувством вины", т.е. люди, которые хотят быть пойманными и наказанными, поскольку чувствуют в себе "страсть к разрушению" и думают, что тюремное заключение может помочь им преодолеть это влечение.

Не менее широко распространенным направлением, объясняющим молодежную преступность, является ее редукция к проблемам неудачной социализации. Возможность перехода к де-виантным формам поведения - по мнению Кау-биш В.К. - напрямую зависит от характера соци-

59

ализации личности, которая в каждом конкретном случае обусловлена взаимовлиянием множества социальных факторов: наследственности, воспитания, образования, влияния микросреды, собственной деятельности. Деформация любого из них, корни которой лежат в соответствующих общественных дисфункциях, может привести к де-виантному поведению.[ 4; с.47]

Соглашаясь с мнением приведенных выше авторитетных авторов, мы посчитали возможным выделить, как наиболее обоснованную концепцию, трактующую отклонения от общепринятых норм поведения представителей молодежи с использованием социокультурной составляющей. Теоретическая основа этого подхода была заложена представителями классической социологии - Э.Дюркгеймом, а позднее - М.Вебером и одним из ярких представителей функционализма Т.Парсонсом.

Анализируя данные теоретические концепции применительно к современной российской реальности, следует отметить, что политические и социокультурные изменения, происходящие в обществе в значительной степени провоцируют контркультурные проявления, поскольку они не находят должного противодействия со стороны ослабленных, не функционирующих эффективно институтов социального контроля. Происходящие изменения в обществе, бесспорно, воздействуют и на культуру, понижая качественное значение ранее устоявшейся системы ценностей, создавая благоприятные условия для развития и усиления субкультурных тенденций, в том числе и негативного толка и, следовательно, формируя комплекс глубоких культурных противоречий. [3, с. 22]

Характеризуя особенности социального развития общества переходного периода, известный ученый - конфликтолог, профессор А.В.Дмитриев использует понятие "конфликт ценностей". Многие свойства конфликта, по мнению автора, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия. [2, с.89]

Таким образом, последствия социокультурного кризиса оказывают определенное влияние на уровень правосознания подрастающего поколения, на степень рискогенности личностно-пове-денческой модели социальных действий молодежи, на формирование факторов, определяющих тяготение личности к социально-порицаемым об-

разцам поведения, культивированию субкультурных ценностей.

Так, например, рассматривая проблему возникновения молодежных организаций экстремистской идеологии, следует отметить, что именно последнее десятилетие ярко характеризуется проникновением в сознание молодежи идей национализма, радикализма, расовой ненависти и их негативного влияния на мировоззрение и стереотипы поведения..

В то же время, следует отметить, что у молодежного радикализма есть две составляющие -сам радикализм, заложенный в социокультурном коде общества, и исторический контекст, в котором он реализуется. [3, с.37]

В то же время, исторический опыт показывает, что, бесконтрольность социальных процессов в большинстве случаев сопровождается кровопролитием. В частности, известны пагубные для социальных систем последствия так называемой социальной аномии, другими словами - беззакония. Этот феномен обычно можно наблюдать в переходные, кризисные и смутные времена, когда неожиданно происходит девальвация понятных всем и общих для всех членов общества норм, ценностей и целей, а значит, разрушается устойчивость общества и оно подвергается угрозе распада, гибели [6, с. 10]. Имеющие сегодня место в России массовые избиения представителями молодежных организаций граждан иных национальностей является ярким подтверждением актуальности предложенного исследования.

Членство в радикальных политических и религиозных группировках удовлетворяет подсознательное чувство протеста значительной массы молодых людей против тотальной коммерциализации всех сфер жизни общества. Экстремистские организации весьма успешно эксплуатируют подсознательную потребность молодых пассионариев в бескорыстном служении идее, в самопожертвовании, в стремлении к подвигу.

Радикалы дают молодежи реальную возможность почувствовать себя дееспособной частью общества, а не только "...новым поколением, выбирающим пепси".

Однако, при даже поверхностном изучении идейных установок вышеупомянутых организаций можно сделать вывод: националисты предлагают вернуться к традиционным правилам общежития, использовать для разрешения конфликтов нормы обычного права (кровную месть и т.д.). Так, например, ваххабиты видят путь решения проблемы в неуклонном соблюдении законов шариата.

Принадлежность к субкультурной идейной

_60

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

парадигме автоматически снимает в неокрепшем сознании молодого человека многие "барьеры", связанные с законностью предпринимаемых им политических действий. С одной стороны, он совершает уголовно наказуемые деяния или призывает к совершению их в отношении "чужих" (т.е. стоящих вне навязываемых его организацией обществу законов), с другой стороны, сам применяет насилие в целях предотвращения или пресечения противоправных (с его точки зрения) действий оппонентов. [3. с.18]

На основании проведенных нами исследований, представляется возможным сформулировать следующий вывод: социокультурный кризис, вызванный коренными изменениями в обществе переходного периода, является фактором, трансформирующим систему нравственно-ценностных ориентаций личности в иную субкультурную конструкцию общественно порицаемого содержания. Источником формирования данной субкультуры в обществе является невысокий уровень общественной культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1978. 629 с.

2.Дмитриев А. В. Конфликтология.: учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. 320 с.

3. Новиков И.А. Молодежный радикализм в условиях мультикультурализма: тенденции и перспективы развития. Научное издание. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009. 54 с.

4.Михайлов А.П., СергиенкоС.В. Этиология девиантного поведения. (социологический анализ): курс лекций 2-е изд-е. Майкоп: ООО "Качество", 2010. 150 с.

5.. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002. 654 с.

6. Сорокин П.А. Американские миллионеры и мультимиллионеры. Сравнительное статистическое исследование // Социал. исслед. 2003. № 11.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.