Научная статья на тему 'Молодежная политика в системе социальной политики в России'

Молодежная политика в системе социальной политики в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6608
792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE SOCIAL POLICY / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SECURITY / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Станкевич В. В.

Рассматриваются цели и принципы государственной социальной политики, в рамках которой исследуются проблемы реализации государственной молодежной политики. Особое место уделяется вопросу вовлечения молодежи в законотворческий процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY IN THE SOCIAL POLICY SYSTEM IN RUSSIA

Addresses the objectives and principles of state social policy, under which studies the problems of state youth policy. Particular attention is given to the issue of youth involvement in the legislative process.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в системе социальной политики в России»

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В

РОССИИ

Станкевич В.В., к.п.н., Открытый юридический институт, Владивосток

Рассматриваются цели и принципы государственной социальной политики, в рамках которой исследуются проблемы реализации государственной молодежной политики. Особое место уделяется вопросу вовлечения молодежи в законотворческий процесс.

Ключевые слова: государственная социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение, государственная молодежная политика.

YOUTH POLICY IN THE SOCIAL POLICY SYSTEM IN RUSSIA

Stankevich V., Ph.D., Public Law Institute, Vladivostok

Addresses the objectives and principles of state social policy, under which studies the problems of state youth policy. Particular attention is given to the issue of youth involvement in the legislative process.

Keywords: state social policy, social protection, social security, state youth policy.

Для того, чтобы охарактеризовать роль молодежной политики в системе государства, необходимо обратиться к понятию «социальной политики», так как именно она является базой для выработки механизмов поддержки и развития молодежи.

Понятие «социальной политики» прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученый и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенным термином обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества1.

Понятие «социальное» определяется в широком и узком смысле слова. С одной стороны, социальное понимается как общественное, с другой, как вопросы обеспечения жизнедеятельности людей в их повседневной жизни. Социальное в сочетании «социальная политика» означает, что последняя направлена на решение какой-то общественной проблемы, преодоление трудной жизненной ситуации, когда объективно нарушается жизнедеятельность граждан и они не могут преодолеть ее самостоятельно2. Примеров подобных ситуаций много: инвалидность, болезнь, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, низкий уровень жизни и бедность, безработица, отсутствие определённого места жительства, низкий уровень образования и неграмотность, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д. Здесь отчетливо прослеживаются две проблемы, связанные с социальным характером соответствующих услуг. Во-первых, человек испытывает трудности, которые обществом признаются как требующие решения. Во-вторых, для того, чтобы их преодолеть, ему необходима помощь со стороны государства.

Понятие «социальная политика», которое можно рассматривать как систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств государственного бюджета3. Именно она призвана аккумулировать, фокусировать и отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, определять потребности и цели социального развития общества.

Известный немецкий исследователь Ю. Хабермас трактует социальную политику как «атрибут современной системы отношений, регулируемых демократическими нормами», указывая на важность процесса коллективных переговоров и социального партнерства, становление системы социального страхования, которые не затрагивают неравенства собственности, дохода и власти внутри социальной структуры общества4.

В настоящее время социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор формирования и развития человеческого капитала.

Главными задачами социальной политики остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

В современной социальной науке существует несколько подходов к пониманию сущности социальной политики. Одни исследователи рассматривают социальную политику как действия по решению проблем, затрагивающих все общество и способствующих достижению его целей. Другие основной акцент делают на социально-трудовые отношения, их стабилизацию, регламентиро-

вание взаимодействия труда и капитала, устранение радикальных вариантов в разрешении противоречий. Третьи главную цель социальной политики видят в оказании социальной помощи и поддержки наиболее уязвимым слоям населения для обеспечения им минимально приемлемого уровня жизни и, как следствие, снижения социальной напряженности в обществе. Четвертые считают ее инструментом, смягчающим негативные последствия индивидуального и социального неравенства, осуществляемую посредством системы налогообложения, а также через государственные, общественные перераспределительные мероприятия. Пятый подход основан на принципах социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и правового государства, которые заложены и реализуются, в частности, в ряде стран Западной Европы.

Таким образом, социальная политика включает в себя такие понятия, как «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение». Исходя из вышесказанного, можно согласиться с утверждением, что «социальная защита является как бы результатом практической деятельности, посредством которой государство осуществляет свою социальную политику»5.

В настоящее время в России отсутствует единый документ (стратегия или концепция), который бы определял основные цели, задачи и приоритеты государственной социальной политики. Серьезной проблемой является отсутствие у государства, а также тех или иных политических сил (например, политических партий) реальных сил для строительства подобной концепции и руководства социальной сферой. Как отмечает Н.М. Давыдова, «на деле применяется преимущественно ведомственно-организационная форма воздействия»6.

Проблемы в социальной политике России были заложены еще в 1990-е годы, когда власти тех лет практически не уделяли внимания решению социальных трудностей, они их игнорировали. Поэтому сегодня российское государство должно более внимательно противостоять существующим угрозам в социальной сфере.

В Стратегии национальной безопасности России, принятой в мае 2009 года, были определены основные угрозы, которые стоят в социальной сфере перед государством, что является важным шагом на пути разработки аналогичного документа, рассматривающего бы сугубо проблемы социальной политики.

Во-первых, главной угрозой является стратегическая необходимость повышения качества жизни российских граждан, а именно:

• снижение уровня социального и имущественного неравенства населения;

• стабилизация его численности в среднесрочной перспективе;

• в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации7.

Повышение качества жизни российских граждан предполагается обеспечить за счет обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время этот комплекс проблем стоит достаточно остро в России, что связано в первую очередь с вызовами бедности.

Согласно новым приоритетам российской внутренней политики, повышению качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков8.

Одним из главных направлений обеспечения социальной сферы России в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами.

Продовольственная безопасность должна быть обеспечена за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги9.

Государственные власти признают, что одним из вызовов социальной политике служит и необходимость преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков фармацевтической отрасли.

Для противодействия угрозам в области повышения качества жизни населения России предполагается активизировать взаимодействие с институтами гражданского общества, которые:

• совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

• содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;

• создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;

• улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

• обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

• совершенствуют государственно-частное партнерство в це-

лях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслу-живания10.

Кроме Стратегии национальной безопасности РФ проблематика вызовов социальной безопасности отражена и в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»11, разработанный еще в 2000 году. Этот документ рассматривает детально конкретные проблемы и ставит перед собой задачи и приоритеты по их решению. Среди проблем он выделяет сложности в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, трудовых отношениях и занятости населения, северной политике, пенсионных вопросах, жилищного сектора, социальной поддержки населения, молодежной политике.

В Российской Федерации с переходом на рыночную экономику социальная политика стала основываться на следующих принципах:

• всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения;

• активный характер социальной политики, усиление ее влияния на эффективность общественного производства;

• комплексность, целевой характер и адресность;

• динамизм и гибкость;

• социальное партнерство;

• разграничение компетенций на федеральном и региональном уровнях;

• применение научно обоснованной нормативной базы12.

Макроэкономике следует заранее определять результаты социальной политики, которые правительство поставило для себя в качестве целей и на достижение которых направило свои усилия. Целями социальной политики государства могут быть очень разнообразные направления работы, они могут изменяться на протяжении определенного промежутка времени.

На современном этапе российские власти ставят в качестве целей своей социальной политики следующие:

• повысить уровень жизни населения и снизить социальное неравенство;

• обеспечить всеобщую доступность ключевых социальных благ, в первую очередь качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Данные цели ставятся на среднесрочную перспективу. Однако существуют и долгосрочные цели, достижение которых требует значительного времени, либо постоянной работы по совершенствованию.

Так, среди них особо необходимо выделить:

• создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

• формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг13.

1 Социальная политика. Под ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2008. С. 10.

2 Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: РАГС, 2008. С. 24.

3 Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики//Научное обозрение. 2011. №5. С.486-491

4 Фан Т.Ф. История и этапы развития социальной защиты населения // Социальная политика и социология. 2005. №2. С. 32-35.

5 Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России: сущность и перспективы развития // URL: http://www.lib.csu.ru/ vch/094/150.pdf

6 Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 8.

7 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

8 Там же.

9 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

10 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 // Официальный портал Совета Безопасности Российской Федерации // URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

11 Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу / / URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm

12 Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. С. 54.

13 Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу / / URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000000.htm

Сегодня российское государство собирается направить свои действия на решение целого комплекса социальных проблем, среди которых:

1. высокий уровень бедности и значительная дифференциация населения;

2. неблагоприятная демографическая ситуация, что ведет к убыли населения;

3. широкое распространение льгот и компенсационных выплат без учета нуждаемости получателей;

4. недофинансирование организаций социально-культурной

сферы14.

Объектом социальной политики являются люди, объединенные в социальные общности. Они дифференцируются с учетом деления населения на трудоспособное и нетрудоспособное, а также по уровню доходов. Государственная помощь должна оказываться нетрудоспособным, бедным и малообеспеченным людям и семьям.

Субъектами социальной политики в России являются органы государственной власти, учреждения, организации и предприятия, которые формируют и реализуют социальную политику.

При Президенте Российской Федерации имеются советы по определенным направлениям социальной политики, которые обладают консультативными функциями. В Федеральном Собрании в каждой из палат есть комитеты, отвечающие за разработку социального законодательства. В Государственной Думе - комитеты по труду, социальной политике и делам ветеранов; по охране здоровья и спорту; по образованию и науке; по делам женщин, семьи и молодежи; по культуре и туризму. Аналогичные структуры, но в меньшем количестве, сформированы в Совете Федерации15.

У исполнительной власти в состав Правительства входят министерства, непосредственно отвечающие за решение социальных проблем. В каждом внебюджетном социальном фонде есть правление, а их управленческая вертикаль охватывает всю страну до городов, районов. В администрации Правительства имеется Департамент, курирующий социальные вопросы. При Правительстве создан консультативный Совет по вопросам развития социальной сферы, компетенция которого - анализ процессов в социальной сфере регионов, экспертиза проектов нормативных актов Правительства, разработка предложений по повышению эффективности социальной политики16.

Субъектами реализации социальной политики государства выступают также учреждения образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения и социальной защиты, организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта и связи в части обслуживания населения17.

Таким образом, цели социальной политики, поставленные правительством страны, правильны, однако их реализация в реальной жизни остается неэффективной. Отчасти причиной тому служат трудности реализации социального государства в России.

Теперь следует более внимательно изучить проблематику непосредственно молодежной политики.

Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - сюда относятся вопросы социальной защиты, проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое. Молодежная политика в развитых странах включает в себя, как известно, еще и специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, подчас массированную пропаганду здорового образа жизни.

Организация Объединенных Наций в своих документах выразила краткую формулу молодежной политики тремя основными понятиями: «участие, развитие, мир»18. «Участие» подразумевает вовлеченность самой молодежи в выработку и реализацию госу-

дарственной политики, «развитие» - направленность государственных программ на развитие человеческого потенциала, долговременные инвестиции в молодое поколение, на создание гарантий его профессионального становления, защиту семьи и здоровья. «Мир» - необходимое условие нормального развития страны и общества.

Законодательство - важнейший элемент государственной молодежной политики. Впервые в России и в Советском Союзе система мер по реализации прав молодежи в обществе, и, с другой стороны, обязанности государства по защите этих прав, были закреплены в едином нормативно-правовом акте в 1991 году. Так, с 1 июля 1991 года был введен в действие Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»19.

Данным законом государство предоставляло определенный набор льгот молодым гражданам: в выделении участка земли, кредитовании жилищного строительства, обзаведения хозяйством, финансирование обучения. Особое место в упомянутом законе занимали нормы о взаимоотношениях учащихся и персонала учебно-воспитательных учреждений. Тем же законам всем зарегистрированным в установленном порядке молодежным объединениям было дано право законодательной инициативы (ранее, с 1977 года, это право имел комсомол).

Формально Закон СССР является действующим в Российской Федерации, хотя изменившиеся правовые и социально-экономические условия лишили его реальной базы для претворения в жизнь.

Сегодня аналогичного федерального закона пока не принято. В связи с этим можно констатировать, что довольно далеко еще до формирования зрелой, целостной, учитывающей всю национальную специфику государственной молодежной политики в России. Более того, в последние годы часто создавалось впечатление, что государство, особенно федеральный центр, сознательно «дистанцируется» от молодежной проблематики, а государственная молодежная политика находится на периферии сферы активных действий органов государственной власти.

Многие из конкретных направлений молодежной политики, упомянутых ранее, полностью или частично находятся сегодня в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. Часть этих вопросов отнесена к их компетенции в соответствии с нормами Конституции России и федеральных законов, часть вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вынуждены решать самостоятельно, в отсутствие правового регулирования на федеральном уровне и должной координации.

В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения.

Следует признать, что за последние годы российская молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться.

Многое в последнее время говорилось о реализации молодежью права на образование. Несмотря на принимаемые всеми ветвями власти меры, в России продолжает сохраняться тенденция снижения возможностей реализации гражданами их конституционного права на образование. Это определяется и неудовлетворительным бюджетным финансированием системы образования, бесконтрольной коммерциализацией высшего и профессионального образования, а подчас и просто отсутствием у молодежи элементарных социально-бытовых условий для учебы. По-прежнему многие дети и подростки не имея элементарных жизненных условий для обучения покинули образовательные учреждения и ведут асоциальный образ жизни, постоянно подпитывая криминогенную среду, в последние годы вновь отмечается рост молодежной преступности.

Государство пока далеко не недостаточно учитывает определяющее влияние образования на развитие интеллектуального и духовного потенциала российской молодежи, на формирование и судьбу нынешнего и будущего поколений россиян.

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано также необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

Риск безработицы особенно опасен среди выпускников учреждений профессионального образования, что происходит, в том числе, из-за недостаточной ориентации системы образования на рынок труда, низкого уровня работы по профессиональной ориентации.

Отсутствие в Российской Федерации комплексного государственного механизма по обеспечению занятости молодежи провоцирует крайне негативные явления в самой молодежной среде -преступность, наркоманию, пьянство.

Федеральные программы по борьбе с преступностью в основном исполняются правоохранительными органами. В этих программах в силу их специфики не содержится в достаточном объеме профилактических мер, не заложено программ по предупреждению негативных явлений именно в молодежной среде.

Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложное социально-экономическое положение населения России, явные провалы в государственной молодежной политике последних лет не могли не привести к резкому снижению уровня здоровья, умственного и физического развития молодого поколения. Об этом много сказано и написано, известна печальная статистика резкого роста смертности в соответствующих возрастных группах, роста распространения социальных заболеваний, особо опасных инфекций.

Особенно здесь хотелось бы отметить только один аспект. Ни одна из перечисленных проблем не может быть решена на основе узковедомственных подходов. МВД не сможет искоренить наркоманию, Минздрав не обуздает рост венерических заболеваний среди подростков и так далее. В государственной молодежной политике должна быть налажена широкая межведомственная координация во всех без исключения программах. Сегодня за такую координацию в системе федеральных органов исполнительной власти отвечает Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. И у такого органа должно хватать ресурсов и полномочий для осуществления координационных функций.

Суммируя многие мнения и предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что практически все субъекты Федерации ставят вопрос о федеральном «рамочном» законе о государственной молодежной политике. Как уже говорилось, этот Федеральный закон постигла сложная судьба. Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 23 июня 1999 года. Закон устанавливает цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики, принципы ее формирования и реализации. Большинство норм Закона направлены прежде всего на создание системного механизма поддержки общественно полезной экономической и социальной активности молодежи и молодежных организаций, на содействие молодым семьям и трудоустройству молодых граждан.

Целый ряд претензий юристов, депутатов и представителей исполнительной власти сопровождали данный законопроект во все время его прохождения. В Совет Федерации закон пришел не совсем в том виде, в котором бы всем нам, возможно, хотелось. Однако, несмотря на ряд претензий к тексту закона, члены Совета Федерации прислушались к другим аргументам, в пользу того, что отклонять Закон нельзя. Прежде всего речь шла о той позитивной стимулирующей роли, которую данный рамочный закон мог бы сыграть для принятия решений по государственной молодежной политике на региональном уровне, для развития регионального законодательства, совершенствования структуры региональных органов

исполнительной власти и муниципальных органов. Кроме того, фиксация приоритетов молодежной политики на уровне Федерального закона даже опосредованно оказывает влияние на бюджетную политику, действия органов исполнительной власти Федерации.

Было принято решение отклонить Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» с созданием согласительной комиссии. Совет Федерации предложил и отстоял в согласительных процедурах достаточно важные и принципиальные корректировки текста закона.

Так, например, в статью 2 («Цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации») было добавлено важное положение о том, что эта политика, помимо прочего, «направлена на поддержку и стимулирование семьи, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию».

Далее, в части второй той же статьи был внесен тезис о том, что реализация принципов государственной политики в РФ осуществляется, в частности, путем соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики. В перечень приоритетных задач органов государственной власти (среди других вопросов совместного ведения Федерации и ее субъектов, статья 4 пункт 2) включено обеспечение занятости молодежи.

Устранен ряд моментов, которые затрагивали самостоятельность органов местного самоуправления.

Согласованный текст закона вскоре был принят Федеральным Собранием, но отклонен Президентом Российской Федерации.

Отметим, что в согласительную комиссию палат Федерального Собрания по данному Федеральному закону входили представители Временной комиссии Совета Федерации по вопросам государственной молодежной политике, не понаслышке знакомые с данной проблематикой. До настоящего момента такого закона так и не было принято.

В 2006 году в виде Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации был одобрен план действий, одобренный Правительством РФ20. Данный документ будет подробно рассмотрен в следующем параграфе.

Можно также затронуть такую отдельную проблему как контроль за исполнением законодательства. Вот данные обследований, полученные социологами из Российской Академии наук. Только 6% частных предприятий соблюдают нормы КзоТа относительно подростков и молодежи. Среди государственных учреждений и предприятий - 20-25%. Это означает, что государство сегодня практически не контролирует исполнение законов в отношении молодежи, что также необходимо учитывать при планировании мероприятий государственной молодежной политики.

В настоящее время субъекты Российской Федерации, в лице их представительных органов, все больше внимания уделяют молодежной политике. Создаются молодежные парламенты, палаты, советы. Наряду с этим, в некоторых регионах молодёжные парламентские структуры полностью отсутствуют, а о Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (далее - Хартия), а также рекомендациях о развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации, предусматривающих различные организационно-правовые формы участия молодёжи в местных и региональных делах, вообще не знают.

Согласно информации Центра развития молодёжного парламентаризма в России на региональном уровне молодежные парламентские структуры отсутствовали в таких областях как: Астраханская, Костромская, Московская, Тамбовская, Тульская, Нижегородская, Пензенская, в Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Карелия, Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Башкортостан, Ма-

14 Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики // URL: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_gosreg/ 12.1.ru.shtml

15 Мищенко В.В. Государственное регулирование и планирование национальной экономики // URL: http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_gosreg/ 12.1.ru.shtml

16 Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. С. 117.

17 Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. Под ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. С. 59.

18 Официальный сайт Организации Объединенных Наций // URL: http://www.un.org

19 Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» №2114-1 от 16 апреля 1991 года // URL: http:// www.pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0311.htm

20 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года №1760-р // URL: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm

рий Эл, Удмуртская, а также в Ставропольском, Пермском, Камчатском краях. При этом, во многих регионах, при наличии парламентской структуры на региональном уровне, аналогичные структуры отсутствовали на муниципальном уровне.

В последнее время процесс развития молодежного парламентаризма носит достаточно прогрессивный характер. На федеральном уровне власти появилось стремление вовлечь молодежь в политику. Действует орган исполнительной власти, занимающийся вопросами молодёжи - Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Активной формой сотрудничества с молодежью также стала школа российской политики -проект Центра социально-консервативной политики. Положительным моментом проекта является то, что принять участие в работе Школы может каждый. В основе методики Школы-практика и самоутверждение людей, которые претендуют на то, чтобы заниматься политикой. Учитывая положительных опыт создания таких школ на федеральном уровне, школы молодого парламентария создаются и во многих субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что школы создаются как на региональном, так и на местном уровнях. К примеру, при администрации Ленинского района города Ульяновска такая школа действует уже ни один год.

Кроме того, в свою очередь, Совет Федерации уделяет особое внимание вовлечению молодежи в законотворческий процесс. При верхней палате Федерального Собрания действует Молодежная парламентская ассамблея. Сегодня, когда молодое поколение активно участвует в разработке законопроектов в отношении поддержки и социального развития молодёжи, общественных объединений, добивается принятие законов в сфере молодёжной политики на региональном уровне, участие в деятельности ассамблея является важным механизмом взаимодействия между Федеральным Собранием и молодежными парламентами субъектов РФ.

Существует в достаточной мере действующая правовая база взаимодействия молодёжных организаций, молодёжных парламентских структур с государством.

Однако в ряде субъектов Российской Федерации, муниципальных образованиях молодежные парламентские структуры не отвечают принципам представительности, равенства прав молодых граждан, их равного доступа и равных возможностей, что зачастую мешает эффективной работе молодежных парламентов, молодежных парламентских структур на местном уровне.

Еще одной проблемой реализации государственной молодежной политики в субъектах является недостаточное взаимодействие молодежных парламентов субъектов Российской Федерации, а иногда и полное отсутствие такого взаимодействия с молодежными правительствами. Представляется, что одним из механизмов взаимодействия могло быть стать введение института постоянного представительства в молодежных парламентах субъектов Российской Федерации от молодежных правительств. Аналогичный механизм должен действовать и в муниципальных образованиях.

Мерами, положительно влияющими на работу молодежных парламентских структур должно создание при молодежных парламентах субъектов экспертных советов (юридических советов) с включением в ее состав молодежи (молодых людей), имеющих высшее юридическое образование и занимающихся молодежной политикой. Активное участие молодежи в работе и подготовке выводов в сфере полноты и качества областного законодательства, эффективности применения областных законов в сфере молодежной политики, изучение проблем, которые не нашли законодательного закрепления на федеральном уровне, все эти задачи, решаемые в рамках деятельности экспертных советов, существенно бы улучшило качество законодательных инициатив молодежных парламентов субъектов Российской Федерации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Бушуева Т.А., к.ю.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

Анализируется эффективность применения геоинформационных систем для эколого-криминологического мониторинга в целях снижения уровня экологической преступности. Исследуются вопросы разработки методов моделирования для оценки состояния окружающей среды.

Ключевые слова: профилактика преступности, экологическая преступность, геоинформационные системы, методы моделирования.

USING GIS TECHNOLOGIES TO COUNTER ENVIRONMENTAL CRIME

Bushueva T., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

Analyzed the effectiveness of geographic information systems for monitoring ecological and criminological in order to reduce environmental crime. Investigate questions of the development of methods for the modeling of the environmental assessment.

Keywords: prevention of crime, environmental crime, geographic information systems, modeling techniques.

При изучении особенностей отдельных видов преступлений и элементов преступности в масштабах страны, регионов и локальных местностей необходимо выявление состояния и динамики преступности, других ее закономерностей. Осуществление операций при помощи информационных методов исследования способствует оптимизации мер борьбы с конкретной разновидностью преступности, созданию и постоянному совершенствованию комплекса мер профилактики преступлений.

Развитие компьютерных технологий придало импульс дальнейшему развитию геоинформационных систем (ГИС), используемых в различных отраслях знания. В настоящее время перед учеными-криминологами стоят архиважные задачи, от успешного решения которых зависит эффективность контроля над преступностью. Несомненно, существующие инновационные технологии и их дальнейшее развитие послужат основой специальных исследований, носящих перспективный характер. Актуальность и востребованность такого рода деятельности становятся очевидными при изучении судебно-следственной практики. С особой отчетливостью это выразилось в области охраны окружающей среды, где судебно-след-ственная практика в достаточной степени не отработана, а устоявшиеся приемы выявления и пресечения преступлений по отдель-

ным составам вовсе отсутствуют.

Использование ГИС эффективно для эколого-криминологичес-кого мониторинга, выявления причинно-следственных цепочек и взаимосвязей, оценки благоприятных и неблагоприятных последствий преступных посягательств для экосистем в целом и отдельных их компонентов. В такой ситуации криминологическим и криминалистическим службам необходим информационный аппарат, позволяющий эффективно манипулировать пространственной информацией в целях ее адекватной обработки и обеспечения соответствующими данными всех звеньев используемой системы. Таким аппаратом является ГИС, предназначенная для решения задач ввода, обработки, хранения, интерпретации и отображения пространственной информации. ГИС является фактически единым хранилищем географических данных, к которому в ходе работы подключаются различные подсистемы, и в первую очередь подсистема математического и криминологического моделирования экологических процессов.

ГИС - это аппаратно-программные диалоговые комплексы, которые позволяют наиболее эффективно осуществлять интерпретацию сведений и знаний о территориях. В настоящее время ГИС успешно и эффективно используются при решении прикладных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.