УДК 323.1 Иванова Светлана Юрьевна
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и этнологии
Северо-Кавказского федерального университета
МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Ivanova Svetlana Yuryevna
D.Phil. (Philosophy), Professor, Head of the Social Philosophy and Ethnology Subdepartment, North-Caucasus Federal University
YOUTH AND MODERNIZATION
Резюме:
Современная молодежь представляет собой одновременно как движущую силу социальных преобразований благодаря своему огромному инновационному потенциалу, так и группу риска в отношении вовлечения в экстремистские организации. Источником означенного риска является стремление к экспериментам на фоне невысокого уровня рефлексии по поводу возможных последствий. Формирование социальных, гражданских и иных ориентаций молодежи должно происходить в образовательных учреждениях, так как основными функциями системы образования являются обеспечение социокультурного становления личности наряду с созданием межпоколенческих интегрирующих связей. Однако сегодня воспитание молодежи в рамках образовательных учреждений практически лишено духовной составляющей (например, отсутствие массовых молодежных организаций, игнорирование формирования принципов корректного межэтнического и межконфес-сионального отношения). В то же время все большее влияние на гражданское самосознание молодых людей оказывают СМИ, зачастую представляя лидеров государства и членов правительства в невыгодном свете, что отражается на гражданских чувствах молодых людей.
Молодежь, которая привлечена к общественнополитической жизни страны, мотивирует свое участие стремлением обрести достойные условия для жизни, а не гражданским долгом или любовью к Отечеству. Из этого следует, что в целях успешной модернизации региона и всей страны необходимо больше внимания уделять гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова:
молодежь, социальная группа, система образования, семья, политическая активность, полиэт-ничный регион, социализация.
Summary:
The contemporary youth is a driving force of social changes considering the huge innovative potential of the young generation, and at the same time a risk group in the context of their involvement in extremist organizations. The source of the mentioned risk is the desire to experiment against a background of the low reflection about the possible consequences.
Formation of social, civil and other values of young people should be carried out in educational institutions, since the basic functions of the education system is to provide socio-cultural development of a person along with the creation of integrating intergenerational relations. Today, however, the education of youth in the educational institutions is virtually devoid of spiritual component (for example, deficiency of mass youth organizations, ignoring the formation of the correct principles of inter-ethnic and inter-religious relations). At the same time, the mass media have more and more influence on the civic consciousness of young people, often representing disparagingly the national leaders and members of the government, which is reflected in the public spirit of young people.
Young people, who are involved in the socio-political life of the country, motivate their participation by the desire to find decent living conditions, not a civic duty or love of country. Therefore, for a successful modernization of a region and the whole country there must be more attention to civic education of the younger generation.
Keywords:
young people, social group, education system, family, political activity, multiethnic region, socialization.
Современная ситуация на Юге России требует решения комплекса практико-политических, воспитательных и управленческих задач, вытекающих из актуализации рисков распространения экстремистских убеждений, ксенофобии, асоциальных форм поведения в молодежной среде. Необходимы научный анализ и прогнозирование развития межэтнического взаимодействия в целях осуществления проективной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Упомянутый анализ также должен лечь в основу подготовки концепций, программ и конкретных мероприятий властных структур в рамках реализации государственной молодежной политики РФ в Южном макрорегионе.
Особенности социального поведения молодежи определяются влиянием четырех ведущих факторов: возрастом, транзитивностью, социокультурной средой существования и спецификой референтной группы. Отличительной чертой молодежи как специфической социокультурной группы является ее инновационный потенциал. Социальное новаторство с необходимостью проявляется в современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью. Достижение определенности и защищенности в жизнедеятельности молодых людей
сопряжено с преобразованием сложившейся ситуации. Если определенность несет в себе как минимум знание о данной ситуации и возможность калькуляции будущих ситуаций, обеспечивая чувство защищенности, то неопределенность таких возможностей не предоставляет. Напротив, от индивида требуется самостоятельный поиск выхода, смелый шаг, результативность которого станет ясной лишь по итогам предпринятого рискованного действия [1].
Имманентное стремление молодежи к экспериментам, новому опыту и ощущениям на фоне меньшей, чем в старших возрастных группах, рефлексии по поводу возможных последствий, является одним из главных источников риска. Молодежь, с одной стороны, выступает как движущая сила всех социальных преобразований, а с другой, представляет собой группу риска в контексте вовлечения в асоциальные акции и движения. Радикализм суждений молодежи, ее нетерпимость, стремление к решительным действиям, повышенная эмоциональность способствуют ее вовлечению в любое социальное движение, которое предлагает быстрые способы изменения ситуации.
К возрастным характеристикам молодежи можно отнести и удлинение процесса социализации. В настоящее время он имеет определенные особенности. Сегодня воспитательная деятельность всех институтов, участвующих в процессе социализации, - государства, семьи, образовательных учреждений имеет низкую эффективность.
Интернет-сообщества и социальные сети существенным образом влияют на формирование личностных качеств, образа мыслей и характер социально-политической активности молодежи, а недавние оппозиционные митинги показали, что они становятся и эффективным способом политической мобилизации молодежи. Важным инструментом формирования социальных, а в переходных ситуациях - и политических ориентаций являются неформальные объединения молодежи разного уровня. В многонациональной среде такие объединения зачастую возникают на «земляческой» основе и становятся фактором этнической розни. Заметную активность проявляют религиозные организации (в первую очередь исламского толка). Это зачастую способствует политизации этничности и конфессиональной принадлежности.
От того, каким является социокультурный тип нынешней молодежи, каково ее социальное самочувствие, зависят перспективы развития общества в целом. Система образования призвана обеспечить социокультурное становление личности с ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками, реализующимися в последующей жизни. Более того, социализирующая функция образования обеспечивает не только формирование личности, но и межпоколен-ческие интегрирующие связи в обществе, тем самым обеспечивая его стабильность. Однако с этой функцией она справляется всё хуже.
Одновременно со снижением эффективности воспитательной деятельности семьи, государства, образования заметно повышается влияние средств массовой информации. Они выступают самым действенным средством пропаганды модели-образца, наличие которой является необходимым условием воспитания молодежи. Сегодня особенно значимым компонентом коммуникации выступает Интернет.
В социальном плане воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих его гражданских чувств, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания. Формирование личности, гражданских чувств и убеждений - это сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы.
Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит семье. Те, кого мы называем сейчас «поколением перестройки», пережили ситуацию отвержения ценностей социализма без внутренней борьбы, уже в значительной степени будучи подготовленными к этому всем предыдущим ходом кризиса социализма. В таких случаях наблюдается массовое расхождение взглядов отцов и детей уже независимо от семейного климата. Все дело в возрастном консерватизме и относительно слабых адаптационных способностях представителей старших поколений - детей своего времени.
Вместе с тем не следует преувеличивать разлом в ценностях поколений. Чаще всего он касается лишь идеологической и отчасти культурной сфер, и то не по всем позициям. Например, значительные позитивные даты нашего политического календаря остались одними и теми же у представителей разных поколений. И если день 9 мая воспринимается сегодня как великий праздник для представителей всех поколений, то к таким датам календаря, как 1 мая или 7 ноября, молодежь 18-20 лет относится исключительно как к выходным дням. Отношение представителей старшего поколения к этим датам совершенно иное. Это свидетельствует о том, что историческая память современной семьи, вопреки распространившемуся в последнее время мнению, достаточно глубока, хоть и не во всех случаях.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,
способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашел отражение в ряде документов. Между тем актуальность проблемы воспитания еще более возрастает в связи с проведением реформы системы образования в России. Одной из функций учебных заведений становится формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации молодого человека. Пока еще не создано единое воспитательное пространство на общегосударственной идеологической основе, определяющей гражданские позиции специалистов различных уровней квалификации.
Массовых молодежных организаций практически не существует. Поэтому среди большинства молодых людей преобладают пассивные формы проявления социальной активности (чаще всего - восприятие политической информации или обсуждение актуальных вопросов в кругу друзей или с родителями). Объектом же симпатий или жесткой критики в этих случаях становятся политические лидеры, особенно руководители государства, олицетворяющие власть. Решающей становится оценка молодыми людьми степени заинтересованности государства в решении их конкретных жизненных проблем. Сегодня власть и ее представители иногда предстают через СМИ (особенно в моменты обострения информационного противоборства), а также в устном народном творчестве (анекдоты, шутки, частушки и т. д.) в непривлекательном виде, что может стать препятствием для формирования у молодых людей гражданских чувств. Однако, как можно наблюдать, глубинные ценностные структуры начинают «бунтовать», противиться проникновению в культурное российское пространство американского массового «искусства», идеологии.
К наиболее распространенным формам общественно-политической активности молодежи относятся волонтерство, благотворительность, участие в выборах. Стимулами социальной и политической активности молодежи в регионе участники социологических опросов называют активную работу политических структур, сетевые проекты (РаоеЬоок, ВКонтакте и т. д.), стремление обрести достойные условия жизни. При этом такие формы мотивации, как ответственность перед государством и обществом, любовь к Отечеству и гражданский долг - то, что в условиях гражданского общества выступает стимулом первого порядка, не были упомянуты ни разу. По мнению опрошенных молодых людей, в повышении гражданской активности молодежи в настоящее время больше всего заинтересованы органы политической власти в период выборных кампаний или при реализации очередных общественно-политических целей.
Прагматичное, специализированно-утилитарное отношение к образованию ведет к игнорированию, а стало быть, и к вытеснению гуманитарной и общекультурной подготовки, составляющей, во-первых, необходимое противоядие против узкого технократизма в профессиональной деятельности и являющейся, во-вторых, условием личностного развития человека. Недостаток духовности в воспитании личности обесценивает такую социальную силу человека, как чувство. Преобладание рационалистической односторонности (знаний, эрудиции) над духовностью приводит к деформации самого процесса воспитания.
Ссылки:
1. Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М., 2005. 158 с.