УДК 101.1:316+316.356.2
ШУБИНА Татьяна Фёдоровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института (г. Архангельск). Автор 59 научных публикаций, в т.ч. 3 монографий и 5 учебно-методических пособий
МИХАИЛОВ Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии, истории и права филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института (г. Архангельск). Автор 37 научных публикаций, в т.ч. 6учебно-методических пособий
МОЛОДЕЖЬ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ -СЕМЬЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ (по материалам исследования) *
В статье рассматривается распределение важнейших жизненных ценностей у молодой части населения Архангельской области, выясняется структура функциональных слоев ценностей. Анализируется отношение молодежи к семье, браку, детям, поскольку отношение к семье в современных условиях претерпевает колоссальные изменения. Исследуется вопрос возможности формирования фамилистической идеологии.
Молодежная семья, ценности семьи, фамилистическая идеология
Все мы родом из семьи. И среди жизненных ценностей человека семья всегда занимала одно из важнейших мест. С семьи начинаются процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, опыта человеческого взаимопонимания, характер отношений к людям и окружающей действительности.
Однако вся история семейной жизни показывает, что на протяжении многих веков нормы, регулирующие семейные отношения, менялись в зависимости от смены идей и трансформирующихся внешних обстоятельств, отражавших уровень развития общества. В соответствии с меняющейся реальностью пересматривались морально-этические и юриди-
ческие нормы, расшатывались стереотипы и запреты. Модифицировалась нормативно-ценностная база взаимоотношений между женой и мужем, женщиной и мужчиной, взрослыми и детьми. Значительные изменения претерпели социальные институты брака, материнства, отцовства, детства.
Несмотря на трансформационные процессы в семье, она по-прежнему занимает важнейшее место в нашей жизни. К такому выводу мы пришли на основе анализа распределения важнейших жизненных ценностей участниками социологического исследования, проведенного в Архангельской области. Методической основой исследования был избран выборочный опрос населения Архангельской области, проведенный
© Шубина Т.Ф., Михайлов С.В., 2011
* Работа выполнялась в рамках гранта «Приоритетные направления развития науки в Архангельской области» (2008 год). Проект № 12-16. В опросе участвовало 550 респондентов - жителей Архангельской области.
в виде анкетирования по месту жительства. Обработка и анализ результатов проводились с использованием методов математической статистики и включали в себя статистические процедуры, позволяющие типологизировать респондентов по характеру их ответов и выявить значимые различия между ответами респондентов из разных групп.
Проанализировав мнения жителей области, участвовавших в опросе, мы получили структуру функциональных слоев ценностей: верхний слой - ядро, интегрирующее большинство населения; второй слой - интегрирующий функциональную структуру резерв; третий слой - оппонирующий дифференциал; нижний слой - конфликтогенная периферия. Данная классификация ценностей была использована исследовательским коллективом во главе с Н.И. Лапиным1. Указанная классификация была адаптирована к региональным условиям. Нам представляется, что применение данной методики позволяет наиболее полно осветить систему ценностей молодого поколения.
Интегрирующее ядро ценностей, поддержанное свыше 60% населения, образуют две терминальные ценности: благополучная крепкая семья (72,2%) и дети (61,5%). При этом для жителей села, эти ценности стоят выше (84,5%), чем для горожан (80,0%). А для 77,3% респондентов, имеющих среднее образование, крепкая семья является приоритетной ценностью в ряду таких ценностей как работа, друзья, свободное время, образование.
Интегрирующий резерв включает в себя ценности, которые имеют поддержку у 40-60% населения. Первое место в этой группе занимает терминальная ценность - здоровье (59,4%), второе место - материальное обеспечение и жизненный комфорт (50,5%), третье место -надежная, гарантированная, интересная работа (49,7%), на четвертом месте - любовь (43,1%). Таким образом, два верхних слоя составили терминальные ценности, те которые обобщенно выражают важнейшие идеалы человека. Причем так ранжировали ценности представители различных групп (по возрасту, образованию, полу, месту жительства и т.д.), что свидетель-
ствует не только об актуализации данных ценностей, но и о том, что в них заключается ценностное единство общности молодых северян. Группа, формируя собственное ценностное сознание, превращается в сплоченный субъект социальной деятельности, способный к активным социальным преобразованиям.
Третий слой ценностей - оппонирующий дифференциал - включает ценности, которые консолидируют от 15 до 39,9% молодого населения. Этот слой составили инструментальные ценности, те, в которых запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения (дружеские отношения, честность, уважение к окружающим), а с другой -качества и способности людей, которые актуализируются в условиях рыночной экономики (образование (22%), независимость (15%)).
Доля поддерживающих ценности конфликтогенной периферии составляет менее 15% респондентов. Эта доля меньше доли отрицающих, т.е. это - отрицаемые ценности, конфликтующие с ценностями большинства. В группу ценностей с самым низким рейтингом оказались включенными терминальная ценность - патриотизм и инструментальная ценность - карьера и высокие запросы.
Итак, для молодежи Архангельской области важными оказываются ценности повседневного гуманизма (семья, дети, интересная работа, хорошие отношения с друзьями и т.д.), которые всегда занимали верхние позиции в шкале жизненных ориентации у большинства людей. Это можно расценивать как поддержание традиционности в жизненных ориентациях и наличие определенной фамилистической идеологии.
Опираясь на данные, полученные в ходе нашего исследования, обратимся к более полному анализу отношений респондентов к семье, браку, детям.
Мы исходим из того, что семья является системой взаимоотношений людей, благодаря которой реализуется потребности и общества, и индивида в физическом и духовном воспроизводстве. Основу семьи составляет брак. Не-
смотря на то, что каждая перепись населения в России показывает большее число замужних женщин по сравнению с женатыми мужчинами, т. е. одно и то же явление - совместное проживание без регистрации - женщины рассматривают как реальный, равный юридическому союз, тогда как мужчины полагают его безбрачием, ни один из числа участников исследования не назвал брак пережитком прошлого.
Как свидетельствуют результаты нашего опроса, большая часть молодых людей, заключают браки по любви (53% женщин и 47% мужчин), отдавая предпочтение нравственнопсихологическим и духовным отношениям в семье. Причем в возрастной группе старше 25 лет и среди респондентов, имеющих семейный опыт (состоящих в браке свыше 3-х лет), таких 60%.
Расчет на обеспеченную жизнь связали с мотивом вступлением в брак только 2,5% респондентов. Это проживающие в незарегистрированном браке женщины с детьми или мужчины-студенты, оформившие свои отношения официально, видимо, в надежде укрепить свое материальное положение совместными усилиями. Материальные мотивы при выборе супруга играют очень слабую роль у респондентов, имеющих или получающих высшее образование (особенно в отношении требований к мужу со стороны жены). Однако для молодых женщин с относительно низким уровнем образования мечта «найти богатого» или «выйти замуж за иностранца» становится определяющим фактором вступления в брак.
В России, как практически во всем мире, на уровне массового сознания происходит смена отношения к официальному зарегистрированному браку как обязательной, едва ли не единственной форме совместной жизни, непосредственно вытекающей из так или иначе сложившихся отношений между сексуальными партнерами.
Показатель толерантности к добрачным сексуальным связям в молодежной среде оказался в целом достаточно высоким. Он не зависит от пола, но моральная оценка добрачных отношений зависит от их мотивации и мнения социального окружения. Так, значительная
часть респондентов (63,2%) относится к внебрачным половым отношениям положительно, 32,6% спокойно принимают вступление в сексуальные отношения до брака, ряд из числа опрошенных имеет такой опыт (12%) и только 4,2% категорически против внебрачных отношений. Самый большой процент противников сожительства в группе 19-20-летних мужчин и в группе 26-30-летних женщин. Особенно позитивно оценивают такой стиль отношений мужчины в возрасте от 21 до 25 лет и женщины от 17 до 18 лет. Среди горожан процент положительного отношения выше и среди них большее число исповедующих подобный выбор совместной жизни (5,7% опрошенных горожан к 0,7% жителям сельской местности). Наибольшее число практик встречается у мужчин в возрасте от 26 лет и старше.
Поскольку распространение свободных супружеских союзов происходит практически во всех индустриальных странах, а не только в России, то это говорит не столько о кризисе семьи, сколько об изменениях в организации самой семейной жизни людей. Сожительство рассматривается молодыми людьми с позиции приобретения положительного опыта для будущей семейной жизни, оно является не игнорированием официального брака, а следствием перехода от традиционных отношений к современным.
Либерализация половой морали в целом приводят к снижению среднего возраста начала сексуальной жизни, но в то же время повышается средний возраст вступления в брак. Так, средний возраст жениха по данным нашего опроса составил 25,5 лет, а невесты - 21,3 года.
О роли брака в совместной жизни людей в определенном смысле можно судить на основании отношения к разводам.
Развод как средство прекращения не устраивающего брака находит поддержку подавляющего большинства опрошенных (70%), причем у девушек большую, чем у юношей. Причинами распада семьи, согласно данным исследования, послужили злоупотребление алкоголем, грубость, усталость друг от друга, легкомысленное отношение к браку, вмешательство ро-
дителей. Как оказалось, у мужчин ярче выражена материальная причина, провоцирующая разводы, а женщины не могут примириться с бытовыми трудностями.
Интегрирующее ядро ценностей, как мы отмечали выше, образует такая терминальная ценность, как дети, именно они являются фактором, цементирующим семью. Уровень брачности оказывает влияет на процесс рождаемости, воспроизводства населения. В настоящее время у молодых семей Архангельской области преобладает установка на рождение второго ребенка (53%), на рождение одного ребенка ориентированы 23,3%, 21% планируют иметь от трех и больше детей. Добровольную бездетность выбрали только 1,6% опрошенных и еще 1,1% респондентов затруднились с ответом. Однако в ближайшие два-три года осуществить свои репродуктивные намерения готовы лишь 21,5%. Интересным для нас стал тот факт, что женщины не подмечают в своих мужьях установки на детей. Только 32% женщин считают, что дети имеют определенное значение в жизни мужчин, тогда как сами мужчины для себя ценность детей отмечают гораздо чаще - в 41% случаев.
В качестве основной причины снижения рождаемости многие ученые называют падение уровня жизни россиян в 90-е годы. Следовательно, можно предположить, что повышение благосостояния в целом, и семей с детьми особенно, будет способствовать росту рождаемости. Более высокие доходы, действительно, повышают склонность к деторождению, что свидетельствует об определенном потенциале роста рождаемости в результате предложенных государством мер. Однако это вовсе не значит, что, будь люди побогаче, количество детей в семьях резко бы увеличилось. Респонденты
осознают, что наличие детей предполагает не только материальные, но еще и временные, эмоциональные, моральные затраты, а эти ресурсы также исчерпаемы.
Специалисты утверждают, что из всех социально-экономических факторов (дохода, образования, разделения труда, урбанизации) сильнее всего оказывает воздействие на неполную реализацию ожидаемого числа детей занятость женщин в сфере оплачиваемого труда. Посмотрим на это обстоятельство в разрезе нашего исследования. Только 6% женщин опасаются проблемы с работой или карьерой, у мужчин на этот фактор указало 10%.
Факторами, затрудняющими воплощение планов в отношении рождения желаемого количества детей, молодежь Архангельской области назвала: материальные трудности (51%), жилищные проблемы (30%), слабую заботу государства о семье и детях (18,7%), страх за будущее своих детей (13%), учебу (11%), отсутствие детских дошкольных учреждений и развитой системы эффективного и доступного здравоохранения и образования (около 9% по каждой позиции).
Итак, мы представили систему ценностей, сложившуюся в последние годы среди молодого поколения нашей области. Как нам удалось установить, ориентация ценностей может быть интегрирующей, сосредоточенной на консолидации поведения субъектов, и конфликтогенной -направленной на разъединение субъектов, выявление специфичности в их поведении.
В многообразных брачно-семейных сферах формируются и проявляются различные ценности, но для нас важно подчеркнуть, что вопреки заявлениям многих ученых о кризисе семьи молодежь в ряду ценностей свой выбор сделала в пользу семьи.
Примечания
1 Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / отв. ред. Н.И. Лапин. М., 1991; Он же. Тяжкие годины России (Перелом истории, кризис, ценности, перспективы) // Мир России. 1992. № 1; Социокультурный портрет региона. Типовая методика, методологические проблемы / под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М., 2006.
Shubina Tatiana, Mikhailov Sergey
YOUNG POPULATION OF THE ARKHANGELSK REGION -FAMILY AS AN ESSENTIAL VALUE (Based on the Research)
The article gives consideration to defining essential values of the young population in the Arkhangelsk region, the structure of functional value groups being revealed. The attitude of the young to family, marriage and children is analyzed as the attitude towards the family is undergoing great changes nowadays. The article goes into the issue of creating familistic ideology.
Контактная информация: e-mail: shubinvladimir@hotmail.com
Рецензент - Ульяновский В.И., доктор социологических наук, профессор кафедры общего и специального менеджмента Поморского государственно университета имени М.В. Ломоносова