В-третьих, создаются предпосылки к централизованному решению вопросов паритетного ценообразования в отраслях сельского хозяйства. И, наконец, стимулирование собственников и менеджмента организаций-получателей поддержки к более активной инвестиционной политике, к повышению нормы накопления и реинвестированию прибыли в производство. В противном случае, если коэффициент перехода будет составлять более 50-60%, их доля в капитале будет постепенно уменьшаться. Попытки отдельных получателей поддержки избежать этого за счет участия в субсидировании с меньшим, чем у конкурентов, коэффициентом перехода приведут, в долгосрочной перспективе, при прочих равных условиях, к вытеснению первых с рынка и укреплению позиций вторых, в силу меньшего размера
удельной субсидии (а, следовательно, и доступных для вложения инвестиций) при уменьшении коэффициента перехода.
Сочетание в политике аграрного протекционизма защиты внутреннего рынка и рациональной поддержки национального производства, несомненно, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российского АПК. Возросшая доходность аграрного производства сделает возможным ускорение технического перевооружения, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, а встроенные в систему протекционизма экономические и административные регуляторы позволят сгладить присущую рыночным отношениям стихийность, сохранив, в то же время, способность рыночной экономики к санации неэффективных экономических субъектов.
Литература
1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010. — 813 с.
2. Буздалов И.Н. Обеспечение устойчивости сельского развития как особый приоритет экономической политики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20100218143938.pdf. (дата обращения: 10.05.2011)
3. Михайлюк О.Н. Три формы — три важнейших элемента системы государственной поддержки сельского хозяйства. // Аграрный вестник Урала. — 2009. — №6. — С. 14-18.
4. Паспорт Курганской области // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курганской области. — Курган, 2010. — 114 с.
5. Эпштейн Д.Б. Рыночный фундаментализм в аграрной политике в России и вступление в ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://kubpicheprom.ru/articles/fundamentalizm-v-agrarnoj-politike.html (дата обращения: 4.05.2011)
МОЛОЧНЫЕ КООПЕРАТИВЫ ГЕРМАНИИ ПОд влиянием глобализационных процессов
*
И.В. Тонкошкуров,
аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г Абакан)
igor.tonkoshkurov@googlemail.com
Б. Иванов,
научный сотрудник Института сельскохозяйственной экономики (София, Болгария)
В статье рассматривается современное положение и тенденции развития молочных кооперативов Германии. Особое внимание уделено оценке влияния процесса глобализации на деятельность сельскохозяйственных кооперативов в молочной отрасли.
Ключевые слова: Германия, сельскохозяйственная кооперация, глобализация, молочные кооперативы Германии
УДК 339.94
1. Введение
Германия является крупнейшим производителем молока в ЕС и входит в число шести крупнейших производителей в мире. Молочные кооперативы Германии по итогам 2010 г. насчитывали 264 предприятия (около 105 000 членов) с годовым оборотом
11,9 млрд евро [1]. В переработке молока занято 62 кооператива, на долю которых (заготовка, поставка, переработка и сбыт) приходится около 2/3 от всего объема (27,8 млн т) национального молочного рынка [2, с. 72]. В товарном обороте молочной индустрии Германии (22 млрд евро) на долю кооперативов приходится практически половина (10,8 млрд евро) [3]. Однако при том, что кооперативному хозяйству принадлежат 60% молочных надоев страны, оно достигает только 47% в структуре товарооборота молочной индустрии Германии [4]. Особенно сильны позиции кооперативов в северных федеральных землях Германии, в то время как в Баден-Вюртемберге и Баварии преобладают частные предприятия.
В молочном хозяйстве произошли некоторые изменения, в первую очередь, структурные. Молочное производство в Германии, как и во многих странах ЕС, имеет значительные проблемы: оно испытывает давление, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Перепроизводство в молочном секторе Европейского союза составляет до 15%
от общего объема [5]. Со стороны спроса мероприятия аграрной реформы приводят к сокращению государственной поддержки. Эти негативные явления осложняют положение производителей молочной продукции и могут быть компенсированы только повышением экономической эффективности производства.
В подобной ситуации кооперативно организованные предприятия приобретают все больше возможностей и шансов, поскольку именно кооперативы имеют возможность значительного снижения некоторых затрат за счет совместных закупок сырья и кормов, семян, ГСМ, оборудования и техники и др. В то же время за последние десять лет в два раза сократилось количество кооперативных молочных предприятий с собственной переработкой молока. Кооперативы все глубже участвуют в специализации и кооперации производства. Такая структура предприятий совместно с практикой многообразных форм совместной работы в создании, переработке и сбыте продукции вполне экономически себя оправдывает.
2. Актуальное положение молочных кооперативов Германии
В табл.1 приведены данные по молочному производству в Европейском союзе и Германии.
* Работа выполнена по гранту: «Supported by Alexander von Humboldt Foundation (The German Chancellor Fellowship, 2010-2011)».
Таблица 1
Молочная отрасль в Германии и в Европейском союзе в 2008-2009 гг. [6]
Показатель (в тыс. тонн) Германия Европейский союз
2008 2009 +/- % 2008 2009 +/- %
Количество молочных коров (тыс. голов) 4229 4169 - 1,4 24248 23700 - 2,3
Надои молока 27809 28613 + 2,9 135554 134798 - 0,6
Потребление молока 5132 5288 + 3,0 33696 33800 + 0,3
Масло 465 453 - 2,6 2090 2050 - 1,9
Сыр 2205 2270 + 2,9 9290 9280 - 0,1
Сгущённое молоко 416 421 + 1,2 1135 1115 - 1,8
Сухое обезжиренное молоко 227 286 + 26,0 1040 1100 + 5,8
Цельное сухое молоко 168 150 - 10,7 878 768 - 12,5
На основе данных таблицы можно выстроить чёткую структуру отрасли по видам молочной продукции, производимой в Германии и ЕС. Снижение количества дойных коров в ЕС, по мнению экспертов, обусловлено постепенным снижением выплат в рамках программ развития сельских территорий [7]. Можно констатировать, что, несмотря на обвал цен в 2009 г., молочная отрасль успешно преодолела период экономического и финансового кризисов.
Мировому рынку молока в 2008 г. удалось ликвидировать дефицит 2004-2006 гг., когда потребление молочной продукции превосходило её производство. В течение 2001-2008 гг. производство молока возросло на 944 млн тонн. (13.8%), потребление — на 909 млн (13.37%) [8]. Возрастает и потребление молока на душу населения. Однако, из-за слаборазвитых регионов Азии, Африки и Латинской Америки этот показатель (0.28 кг в день на человека) остается достаточно низким [8].
В табл.2 приведены данные о количестве кооперативных молочных хозяйств в Германии. Центром молочного производства в течение многих лет остается федеральная земля Бавария (региональный союз находится в Мюнхене). Однако нужно отметить, что в течение последнего десятилетия значительно возросла доля региональных союзов в федеральных землях Северная Рейн-Вестфалия (Мюнстер) и Нижняя Саксония (Ганновер).
В течение 2000-2010 гг. произошло значительное сокращение числа владельцев коров (на 39%), к которым относятся как крупные предприятия, так и частные молочные хозяйства [9]. Несмотря на то, что вместе с этим на 12% сократилось общее количество голов молочных коров, показатель количества коров на одного владельца значительно возрос (на 44%) [9]. Это свидетельствует об укрупнении предприятий в молочном производстве и сокращении индивидуальных ферм и частных хозяйств.
При снижении количества владельцев молочных хозяйств и одновременном сокращении поголовья КРС происходит увеличение производства молока и молочных продуктов. Это связано с повышением продуктивности в молочном производстве, которое в период с 1998 по 2008 гг. увеличилось на 19% [8]. Также необходимо отметить, что при увеличении потребления молока (13%), производства кисломолочных продуктов (16%) и сыров (25%) произошло сокращение производства сгущенного молока (-25%), масла (-5%) и сухого молока (-31%) [8]. Наибольшие темпы роста в последние годы имеет производство кисломолочных продуктов (молочных напитков, кефиров, йогуртов, пудингов и т.п.).
3. Особенности развития кооперации в молочном секторе Германии в условиях глобализации
В условиях глобализации происходит постоянное расширение рынков сбыта. К основным странам-потребителям молочной продукции ЕС относятся США, Россия, Алжир, Саудовская Аравия, Япония и Швейцария. В период с 2004 по 2008 гг. практически в два раза возрос экспорт молочной продукции из ЕС в Российскую Федерацию, Индонезию и Китай [10]. В отношении других стран не наблюдается значительного роста поставок, а увеличение объемов в абсолютном выражении связано, в первую очередь, с процессом инфляции.
Что касается Германии, то основным рынком сбыта молочной продукции остается Европейский союз. К основным потребителям относятся: Бельгия, Люксембург, Франция и Италия. В третьи страны экспортируется не более 10-15% [10]. С 2005 г. минимум 1/5 оборота молочной индустрии Германии приходится на долю экспорта [11]. При этом на европейском молочном рынке существует очень жесткая конкуренция. В первую очередь кооперативы Германии испытывают её со стороны северо-западных (Франция, Бельгия и Нидерланды) и восточно-европейских (Польша) соседей [9]. Также в Европе сильны позиции молочной индустрии Австрии и Швейцарии.
Основным молочным экспортируемым продуктом Германии на данный момент является сыр, экспортный объем которого в 2009 г. составил 888000 тонн (экспортная стоимость — 2,7 млрд евро) [9]. ФРГ является мировым лидером по производству сыра с долей мирового рынка в 18,4%, ей также принадлежит значительная доля мирового рынка масла (6,1%) и сухого молока (6,4%) [9]. Германия остается в Европе крупнейшим экспортером молока, йогуртов, сгущённого молока и сухого обезжиренного молока [10].
Крупнейшим потребителем германского сыра является Россия. Кроме этого к значительным покупателям сыра относятся Япония, США, государства Балканского полуострова и Южная Корея. Россия, Египет и Саудовская Аравия являются для ФРГ крупнейшими рынками сбыта масла. Основными каналами сбыта сухого молока из Германии являются рынки стран Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока [9].
Необходимо отметить, что при значительной доли Германии на мировом рынке молочной продукции степень интернационализации молочной индустрии ФРГ невелика. Как отмечает Й. Клаус, во многом проблема заключается именно в деятельности кооперативов, экспортная торговля которых базируется на так называемом непрямом экспорте, т.е. через посредни-
Таблица 2
Число и обороты молочных кооперативов по региональным союзам (по состоянию на 01.01.2009) [8]
Региональный союз Предприятия по переработке молока Кооперативы по поставке молочной продукции Прочие Всего Оборот (млн евро) за 2008 г.
Ганновер 20 26 10 56 3.664
Олденбург 2 4 3 9 461
Мюнстер 3 4 7 3.298
Карлсруе 1 2 4 7 200
Штутгарт 6 22 28 851
Мюнхен 28 147 175 2.286
Дрезден 2 6 8 -
Итого: 62 211 17 290 10.760
чество торговых домов [2, с. 74]. Существует ряд факторов, сдерживающих процесс интернационализации в молочном хозяйстве. Среди прочих мы бы хотели особенно выделить наиболее существенный — незначительные прямые инвестиции молочных кооперативов в развитие зарубежных рынков и собственный зарубежный бизнес. Так, размещение производства крупнейшего молочного кооператива Германии Nordmilch AG сосредоточено исключительно на территории ФРГ. И другие крупнейшие германские молочные кооперативы как Humana Milchunion (размещение производства в 4 странах), Hochwald (2) и die Milch-Union-Hocheifel (4) в сравнении с иностранными конкурентами как Danone (Франция, 62) или Arla (Дания, 32) мало интернациолизированны [2, с. 75].
Основным объектом прямых инвестиций германских молочных кооперативов, как правило, является Европа, причем в меньшей степени новые члены Европейского союза. Это, в свою очередь, обуславливает концентрацию производства и сбыта на перенасыщенном европейском рынке и потенциал для роста на мировом рынке представляется крайне проблематичным, особенно в Южной Азии и Китае [12].
Существуют многообразные причины, сдерживающие зарубежные прямые инвестиции кооперативов. С одной стороны, это исторически сложившаяся практика работы кооперативов через торговые дома с целью оптимизации накладных расходов. С другой стороны, процесс интернационализации производства требует значительных производственных затрат, серьезных экономических рисков, принятия краткосрочных и оперативных решений и консеквентное следование стратегическим целям. В этом отношении кооперативы имеют некоторые недостатки по сравнению с другими организационно-правовыми формами [13]. К этим недостаткам можно отнести: проблемы финансирования и привлечения инвестиций, проблемы осуществления контроля в кооперативе, проблемы управления и оперативного менеджмента. Однако О. Эбнес приводит положительные примеры соседей Германии (Франции, Нидерландов, Дании), имеющих сильные интернациональные молочные кооперативы, которые преодолели организационно-правовые недостатки кооперативной формы посредством внедрения «инновационных кооперативных моделей» (например, формирование оперативного отдела управления над всеми холдинговыми структурами) [14].
В ходе анализа исторического развития кооперации в Германии наблюдается тенденция к значительному сокращению числа кооперативов и их консолидации. Однако если мы проанализируем ситуацию в соседних странах (Франции, Нидерландах, Дании, Швейцарии), а также в США, то убедимся, что процесс консолидации молочной отрасли Германии по сравнению с зарубежными странами-конкурентами продвинулся не очень далеко. Этот факт подробно рассматривают известные эксперты в области молочного производства К. Маак, Д. Крефт и Э. Восс [15]. Две крупнейших молочных компании Германии, кооперативно организованные Nordmilch и Humana-Milchunion и объединенные в Joint Venture Nord-Contor, контролируют 23% германского рынка молочной продукции [16]. При этом они занимают лишь 10 место в мировом списке крупнейших молочных компаний по объему товарного оборота (см. табл. 3).
Таблица 3
Крупнейшие мировые молочные компании (по обороту 2008 года) [10]
Мес- то Компания Страна происхождения Оборот
1 Nestle S.A. Швейцария 18,5 млрд евро
2 Groupe Danone Франция 10,7 млрд евро
3 Groupe Lactalis Франция 9,3 млрд евро
4 Campina/Friesland Нидерланды 9,3 млрд евро
5 Fonterra Новая Зеландия 8,2 млрд евро
6 Dean Foods Company США 8,1 млрд евро
7 Dairy Farmers of America Inc. США 6,9 млрд евро
8 Arla Foods Amba Дания/Швеция 6,9 млрд евро
9 Kraft Foods Inc. США 5,1 млрд евро
10 Nord-Contor Milch Германия 4,7 млрд евро
Зарубежные конкуренты германской молочной индустрии выстраивают свои позиции на полном монопольном доминировании внутри своих стран. Так, доля национального рынка пяти крупнейших молочных компаний составляет в Скандинавии 98%, в Нидерландах 90%, во Франции и Испании около 50% [2, с. 77]. В Германии такой своеобразный норматив концентрации составляет всего 35% [17], который позволяет ФРГ занимать 50 место в мировом списке стран по консолидации в молочном производстве [4]. Причинами подобного отставания в процессе консолидации молочного хозяйства Германии в сравнении с основными конкурентами является относительно большая территория страны, исторически обусловленные сильные обособленности федеральных земель, а также факт многолетнего существования на территории Германии двух государств (ГДР и ФРГ).
4. Выводы
После объединения Германии в 1990 г. для молочных кооперативов ФРГ открылись новые значительные рынки сбыта в Восточной Германии. Вплоть до 2000 г. происходило активное освоение данных рынков. В этот период крупные молочные компании из Нидерландов, Дании, Швейцарии и некоторых других стран в связи с ограниченностью потребительской ёмкости национальных рынков были вынуждены осваивать международные рынки, выходить на потребителей в Азии, Южной Америке и Африке.
Необходимо отметить, что консолидация молочной отрасли Германии далеко ещё не достигла своего предела. Некоторые эксперты, как, например, Х. Вайндльмайер, предполагают, что в ближайшем будущем (до 2030 г.) молочный рынок Германии будет принадлежать 15-25 предприятиям и некоторым мелким предприятиям, занимающим определённые мелкие рыночные ниши [18]. А по мнению специалистов Германского союза Райффайзен DRV, количество кооперативных предприятий в молочной отрасли Германии максимально может сократиться до десяти [19].
Прогнозы специалистов на ближайшую перспективу относительно развития молочной индустрии представляются весьма и весьма благоприятными. Так, следствием продолжающегося роста численности населения и увеличением спроса на биотопливо станет удвоение спроса на аграрные товары к 2050 г.
[20]. А мировое производство молока с 2010 г. будет ежегодно возрастать в среднем на 2,2% и увеличится к 2019 г. на 170 млн т
[21]. При этом значительная часть растущего рынка придется на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
Важным направлением развития молочной отрасли в ближайшей перспективе является сокращение государственного влияния. Ключевыми пунктами в данном направлении становятся снижение торговых барьеров (например, таможенных пошлин) и либерализация рынков, вступление в ВТО новых стран-членов. Необходимо отметить, что либерализация, в свою очередь, ведет к интернационализации рынков в географическом отношении, возрастанию зависимости аграрных рынков от других рынков (энергетических и финансовых), а также нестабильности и изменчивости ситуации на мировых рынках. В связи с этим кооперативы должны адаптировать свои структуры к условиям рынков и их особенностям.
Кооперация позволяет предприятиям не терять своей юридической и экономической независимости и при этом успешно конкурировать с крупнейшими производителями. В данном контексте важным моментом в пользу сельскохозяйственной кооперации является то, что слияние предприятий на сегодняшний день также является достаточно затратным мероприятием. Процесс слияния требует значительных трансакционных издержек, расходов на юридические и консультационные услуги, организаторские мероприятия, аудит, оценку активов, разработку социальных планов для персонала и прочее. Поэтому данный процесс необходимо проводить при тщательном изучении предприятий и тенденций их развития, учитывая процесс развития региональных и мировых рынков, а также текущую мировую финансовую конъюнктуру.
Основными пунктами дальнейшего развития молочного кооперативного хозяйства Германии в условиях процесса глобализации являются: 1) дальнейшее улучшение качества продукции; 2) уменьшение количества производственных единиц; 3) поиск новых и отбор наиболее эффективных рынков сбыта, в первую очередь — зарубежных.
Литература
1. Zurück auf dem Wachstumskurs. Bilanz 2010 — Ausblick 2011 // Raiffeisen Magazin 2/2011. — S. 4.
2. Klaus, J. Internationale Netzwerkkooperationen als Alternative im Internationalisierungsprozess von Molkereigenossenschaften // Aktuelle theoretische und empirische Beiträge zur Genossenschafts- und Kooperationsforschung, Stuttgart-Hohenheim, 2010.
3. Bundesministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Verbrauchschutz (Hg.): BMELV-Statistik. Доступ свободный: http://www. bmelv-statistik.de, по состоянию на 01.06.2011.
4. Lendes, D. Die Milchmacht // Lebensmittel Zeitung, 2010, H. 09. — S. 34.
5. Nüssel, M. Mehr Markt in der Agrarwirtschaft — Herausforerungen und Konsequenzen für die Raiffaisen-Genossenschaften // Zeitschrift für das gesamte Genossenschaftswesen, Band 56, Vandenhoeck & Ruprecht, 2006. — S. 170.
6. Schmidt, H. Milchwirtschaft // DRV-Bericht 2009. — S. 28. Режим доступа свободный: www.raiffeisen.de.
7. Doluschitz, R. Der Europäische Milchmarkt im Umbruch — Neue Herausforderungen für Milcherzeuger und Molkereigenossenschaften in Baden-Württemberg // Forschungsstelle für Genossenschaftswesen an der Universität Hohenheim, Stuttgart-Hohenheim, Bd. 28, 2009. — S. 237.
8. Nüssel, M. Hauptseminar der Agrarökonomie Sommersemester 2009 „Milchmarkt im Umbruch — Situation und Perspektiven aus Sicht der genossenschaftlichen Milchwirtschaft“. — Deutscher Raiffeisenverband e. V., Hohenheim, 2009.
9. Bundesministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Verbrauchschutz (Hg.): BMELV-Statistik. Режим доступа свободный: http:// www.bmelv-statistik.de, по состоянию на 01.06.2011.
10. Milchindustrie-Verband e.V (Hg.): Milch & Markt — Presse-Online-Services. Режим доступа свободный: www.milchindustrie.de, по состоянию на 01.06.2011.
11. Wohlfarth, M. ZMB Jahrbuch Milch 2009. — Bbcker Fachverlag GmbH Co. KG, Bad Breising, 2009. — S. 20.
12. Bruinsma, J. World agriculture: towards 2015/2030. An FAO perspective. — Earthscan, London, 2003. — p. 158.
13. Donoso, I.; Rudzki, R.; Shadbolt, N.; Bailey, W. The internationalization of Agricultural Co-Operatives: Critical Factors in Development. — The University of Melbourne, Agribusiness Perspectives, 61, Melbourne, 2003. — p. 6.
14. Ebneth, O. Internationalisierung und Unternehmenserfolg — Ein Vergleich europäischer Molkereigenossenschaften. In: Bahrs, E.; Ander, S. (Hg.): Unternehmen im Agrarbereich von neuen Herausforderungen. 1. Aufl. — Landwirtschaftsverlag, Münster, 2006. — S. 371.
15. Maack, K.; Kreft, J.; Voss, E. Zukunft der Milchwirtschaft. Auswirkungen von EU-Agrarreform, Struktutwandel und Internazionalisierung. — Hans-Böckler-Stiftung, Düsseldorf, 2005. — p. 43.
16. Janshen, R. Joint Venture Nord-Contor. Veranstaltung vom 8.12.2009. — Agrar Marketing Tage 2009, Berlin.
17. Die deutsche Molkereibranche im Strukturwandel. Ausgangslage und strategische Optionen der Marktteilehmer. — Munich Strategy Group, Mbnchen, 2009. — S. 17.
18. Weindlmaier, H. Strukturwandel in der Deutschen Milchindustrie. Entwicklung, Perspektiven, Bestimmungsgründe. Veranstaltung vom 22.09.2009, IDF World Dairy Summit, Berlin, 2009.
19. Murmann, C. Einsparpotenzial scheint gigantisch // Lebensmittel Zeitung, 2005, H. 50. — S. 20.
20. Nbssel, M. Ein neues Bewusstsein fbr Risiken. Herausforderungen für Agrarwirtschaft und Genossenschaften // GenoGraph, 6/2010. — S. 27.
21. Schmidt, H. Potenzial am Weltmilchmarkt. Prognose 2010-2019 // Raiffeisen Magasin, 4/2010. — S. 4.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ мотивации развития подсобных производств и промыслов
Е.Н. Филиппова,
доцент кафедры организации производства и бизнеса Костромской государственной сельскохозяйственной академии, кандидат сельскохозяйственных наук Fielni@yandex.ru
В настоящее время большая часть сельского населения, оставшись без постоянного места работы, вынуждена вернуться к проверенной временем азбуке выживания — подсобным сельским производствам и промыслам, которые за свою многовековую историю доказали свое право на существование.
Ключевые слова: сельские промыслы, подсобные производства, сельские территории, диверсификация, уровень бедности, альтернативная деятельность
УДК 334.713 ББК 65.4.65.327
Развитие подсобных производств и промыслов тесным образом связано с развитием сельских территорий и мотивируется в этом плане с позиций одного из возможных перспективных направлений.
Значительная часть сельских территорий России находится сегодня в состоянии глубокой депрессии, сохраняется высоким число регионов, охваченных системным экономическим кризисом, начало которому было положено еще, в дореформенный