Научная статья на тему 'Молчанка жанр детского потешного фольклора'

Молчанка жанр детского потешного фольклора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3074
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МОЛЧАНКА / ИГРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Старченко Мария Сергеевна

В статье рассматривается один из жанров детского потешного фольклора молчанка, его современное состояние, а также особенности жанра как игры (этапы с характеристиками каждого), отличительные свойства текстов молчанок. В статье использован региональный материал, собранный от респондентов разного возраста (1925-2001 года рождения) в городе Омске и Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молчанка жанр детского потешного фольклора»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218).

Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 131-133.

М. С. Старченко

МОЛЧАНКА - ЖАНР ДЕТСКОГО ПОТЕШНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье рассматривается один из жанров детского потешного фольклора - молчанка, его современное состояние, а также особенности жанра как игры (этапы с характеристиками каждого), отличительные свойства текстов молчанок. В статье использован региональный материал, собранный от респондентов разного возраста (1925-2001 года рождения) в городе Омске и Омской области.

Ключевые слова: детский фольклор, молчанка, игра.

Детский фольклор по своему жанровому составу очень разнообразен. Цель нашей статьи -выявить особенности жанра молчанки на региональном материале. Для этого мы используем материал фольклорного архива кафедры литературы Омского государственного педагогического университета (далее - ФА ОмГПУ) за период с 1988 по 2009 год. Молчанки относят к потешному фольклору. Потешный фольклор в целом направлен на забаву, веселье, его цель -«потешить себя и своих сверстников»1.

Молчанка - это веселая игра детей многих поколений. По точному наблюдению Г. С. Виноградова, в этой игре «<...> прелюдия разрастается настолько, что заслоняет собою <... > самую игру, перенося в действие только конец ее, развязку»2. Свое происхождение жанр получил от слова ‘молчать’. Вслед за Г. С. Виноградовым М. Н. Мельников указывает на то. что «текст, как и игра, называется молчанкой»3. Определение жанра встречаем у В. Аникина: «Молчанка - это стихотворный уговор молчать»4. В толковом словаре С. И. Ожегова есть это слово, с пометкой «разг.», и дается ему такое толкование: «Детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым»5. Фольклористы молчанку объясняют через описательный элемент.

Весь интерес этой игры выражен словом и в слове, действие практически отсутствует. Суть игры уже обозначена в названии жанра. В ФА ОмГПУ нами обнаружено три текста, которые содержат слово, обозначающее название жанра. Приведем один из текстов:

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Сорок амбаров Сухих тараканов,

Сорок кадушек

Соленых лягушек,

Сорок ковшей Зеленых соплей.

Молчанка началась.

Чок, чок -Двери на крючок6.

Дети, как и в ХХ, так и в первом десятилетии XXI века, предпочитают тексты комического содержания. В подобных молчанках обозначены яркие образные картинки. Отметим реакцию на такие «картинки» со стороны представителей разных поколений: детей и их родителей. Рассмотрим на следующем примере:

Шел солдат из боя,

Нес бутылку гноя.

Кто пикнет,

Тот и выпьет1.

Детям кажется нарисованная картина смешной. Они не замечают образной грубости. Родители же, напротив, видят только это. Их реакцию нельзя назвать веселой, в большей степени выражено отвращение, омерзение, и «неприятно на физическом уровне».

Тексты молчанок, обычно небольшие по объему, содержат в себе условия игры и правила поведения игроков.

Чок-чок,

Зубы на крючок,

А язык на полочку.

Молчок8.

Первая строка является зачином - началом игрового текста; вторая и третья - условия игры (не улыбаться и не говорить); четвертая фиксирует момент, когда надо замолчать.

ФА ОмГПУ содержит 128 текстов молчанок, собранных за последние двадцать лет. Из них 68 представляют собой рифмованные стихотворения из 4-6 строк, 33 текста - из 1-10 стихов, 19 текстов - из 2-5 строк, 8 текстов содержат более 11 строк. Игра в молчанку привлекательна тем, что число участников не огра-

ничено. Опираясь на практический опыт, автор данной статьи пришел к выводу, что к жанру молчанки часто обращаются взрослые (воспитатели, вожатые) для установления порядка в коллективах в детских садах, лагерях, санаториях и т. п. Для этого используется доступная форма игры.

В детском садике у нас тихий час.

Это значит, нам нужна ти-ши-на.

Мы сказали: «Чок-чок-чок,

Спи, упрямый язычок»,

Потому что к нам пришла Ти-ши-на9.

Как и в любой игре, в молчанке можно выделить основные этапы. Мы выделяем следующих три: первый - непосредственное произнесение текста молчанки, второй - промежуточный, когда игроки или ведущий пытаются рассмешить участников при помощи жестов и мимики, третий - нарушение запрета и дружный смех. Если третий этап отсутствует (все участники долго молчат), игра утрачивает свой смысл. В течение последних пятидесяти лет сохраняются все три этапа.

Наблюдая за детьми начала XXI века в процессе игры, автор статьи пришел к выводу, что самый распространенный жест, вызывающий смех, - это показывание языка. О виде наказания часто говорится в самом тексте: тому щелчок; тот получит шишку в лоб. Если же в тексте нет прямого указания, ребята заранее договариваются, например: прокукарекать, залаять, пробежать, рассказать анекдот, в снегу изваляться.

Тише, тише, тишина.

Разговаривать нельзя,

Буду в угол становить,

Становить, наказывать,

Слезки не показывать10 Данный текст содержит наказание и предупреждение «не плакать». Также приведенный пример хорошо демонстрирует способность детей к словотворчеству. Они легко подбирают нужную им словоформу, иногда в разрез с нормами языка. Понятно, что «ведущим механизмом такого рода образований является аналогия»11.

Момент, когда надо замолчать, в молчанке очень четко выражен и понятен детям даже среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Определяется этот момент следующими словами:

<...> Чок-чок, /Зубы на крючок12.

<...> Богу не молиться, / И не шевелиться13.

<...> Язычок на полочку, /Ротик на замок1А. <...> Солнце разгорается, / Игра начинается15.

В молчанках очень важны рифма и ритм. Рифма чаще всего парная, что помогает детям легко запоминать тексты, а также подобрать слово-замену, если изначальное позабудется. Раз, два, три, четыре, пять - (а)

С этих пор молчать. (б)

Кораблики качаются, (а)

Игра начинается16. (б)

Ритм молчанки очень схож с ритмом считалки (как и некоторые словесные формы), слова произносятся речитативом. Следующий пример подтверждает нашу мысль.

Тише, мыши.

Кот на крыше Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест11.

Функции жанра молчанки: с одной стороны - развлекательная (для детей это веселая, потешная неподвижная игра), с другой - воспитательная (в игре развиваются волевые качества ребенка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями). При развлекательной функции в самом тексте молчанки и в действиях, направленных на нарушение запрета молчать, автор данной статьи отмечает наличие смехового начала.

Тексты молчанок как жанра достаточно устойчивы. Об этом свидетельствуют многие примеры, переходящие из одного детского поколения в другое без изменений или с незначительными. Самым популярным текстом среди детей Омска и Омской области за последние пять десятилетий мы считаем следующий: Ехали татары,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест18.

В фольклорном архиве зафиксировано 50 вариантов этой молчанки.

Встречаются молчанки упрощенной формы, в виде вопроса или простого повествовательного предложения, например:

Кто слово скажет,

Тот лысая корова19.

Такие тексты используют дети 10-13 лет с целью создания игровой комической ситуации,

чтобы дружно посмеяться. Традиционные тексты активно бытуют среди детей 4-9 лет.

На современном этапе наблюдается влияние литературных текстов на жанр молчанки (подобная ситуация наблюдается во многих жанрах детского фольклора). Например, в архиве имеется текст, где почти без изменений как часть молчанки есть четверостишье из стихотворения С. Михалкова «Мы едем, едем, едем»: Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везли с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -Вот компания какая.

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест20 Исходя из вышеизложенного, автор статьи пришел к следующим заключениям: как жанр современного детского фольклора молчанка устойчива в бытовании. Но, однако, тексты молчанок претерпевают большие изменения. Автор статьи к таковым относит:

- замену слов, словосочетаний;

- добавление строк или усечение текста;

- сращение частей произведений разных жанров (автор наблюдал это на примере текстов молчанки и считалки);

- диффузию литературного и фольклорного источников (на примере текстов авторского детского стихотворения и молчанки);

- появление молчанок в новом виде - вопросов, которые могут быть и в прозаической форме.

В сосуществовании жанров происходит процесс их сложного взаимодействия. Указанные изменения в текстах не повлияли на функции жанра молчанки и ее использование в детском коллективе.

Примечания

1 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. М., 1981. С. 82.

2 Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Этнография детства и русская народная культура Сибири. М., 2009. С. 119.

3 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. С. 86.

4 Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство. М., 1991. С. 24.

5 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2006. С.364.

6 ФА ОмГПУ. ЭК-15/1993. № 41. Зап. Т. Н. Бурмистрова в с/з Южно-Подольск Черлакско-го р-на Омской обл. от Д. Степанова, род. в 1985 году, русский.

I ФА ОмГПУ. ЭК-26/1988. № 48. Зап. Т. П. Малафеева в г. Омске от О. В. Коваленко, род. в с. Новопетровка Сорокинского р-на Тюменской обл. в 1929 году.

8 ФА ОмГПУ. ЭК-8/1990. № 88. Зап. Е. Пономарева в р. п. Щербакуль Омской обл. от Е. Динкелакер, 12 лет, род. в р. п. Щербакуль Омской обл.

9 ФА ОмПГУ. СЗ-14/1989. № 15, самозап. Н. Диденко в г. Омске, род. в 1912 году, русская.

10 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

II Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : (Лингвистика детской речи). М., 2000. С. 159.

12 ФА ОмГПУ. ЭК-25/1990. № 112. Зап. М. Ан-тилогова в г. Омске от М. Чемшит, 9 лет.

13 ФА ОмГПУ. ЗО/2004. № 43. Зап. Е. Соломен-никова в д. Осихино Большереченского р-на Омской обл. от учеников начальной школы д. Осохино.

14 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 ФА ОмГПУ. СЗ-14/1991. № 223. Самозап. Л. Хохловой в с/х «Победитель» Кормиловско-го р-на Омской обл., род. в 1913 году в г. Омске, русская.

16 ФА ОмГПУ. СЗ-1/1989. № 116. Самозап. Е. Жук в г. Омске, род. в с. Зотино Кормилов-ского р-на Омской обл. в 1911 году.

11 ФА ОмГПУ. ЗО-3/1989/1990. № 38. Зап. Н. И. Васькова в г. Омске от детей д/с № 306.

18 ФА ОмГПУ. СЗ-13/2005. Зап. М. Л. Доронина в с. Елезаветинка Черлакского р-на Омской обл. от Ю. Захаровой, 12 лет.

19 ФА ОмГПУ. СЗ-48/2009. № 95. Зап. З. Гордеева в с. Ачаир Омского р-на Омской обл. от С. А. Марковой, род. в Тверской обл. в 1925 году, русская.

20 ФА ОмГПУ. СЗ-152/2008. № 90. Зап. Т. В. Виль в г. Омске от В. С. Торбиной, 1 лет, русская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.