Научная статья на тему 'Моисей Матвеевич Рубинштейн (к 135-летию со дня рождения)'

Моисей Матвеевич Рубинштейн (к 135-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ЛИЧНОСТИ / THE MEANING OF LIFE / NATURE OF HUMAN EXISTENCE / THE CONCEPT OF MAN / PSYCHOLOGICAL WORLD OF HUMAN PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Анатолий Валерьевич

15 июня 2013 года исполняется 135 лет со дня рождения Моисея Матвеевича Рубинштейна, русского (советского) психолога, педагога и философа, организатора образования. Его творчество обширно и многогранно — работы первых двух десятилетий XX века сделали имя молодого ученого широко известным, о нем заговорили как о наследнике П. Ф. Каптерева, связывая исследование с новизной и основательностью разрабатываемых М. Рубинштейном проблем, несомненной широкой эрудицией автора, его компетенцией в философских, психологических, социальных вопросах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moisey Matveyevich Rubinstein (on the occasion of his birth centenary)

June the 15 th 2013 is the day of the 135 anniversary of Moisey Matveyevich Rubinstein, Russian and Soviet psychologist, pedagogue and philosopher and the founder of education in Russia. The scope of his scientific work is great and multisided — his findings of the first two decades of the XXth century made the name of the young scientist widely known and, he began to be considered the successor of P. F. Kaptere due to the novelty and thoroughness of the problems he focused at, his wide erudition and his competence in philosophical, psychological and social issues.

Текст научной работы на тему «Моисей Матвеевич Рубинштейн (к 135-летию со дня рождения)»

Памятные даты ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

А. в. Уткин

Моисей Матвеевич Рубинштейн

(К 135-летию со дня рождения)

УДК 371.4 ББК 74.03(2)

15 июня 2013 года исполняется 135 лет со дня рождения Моисея Матвеевича Рубинштейна, русского (советского) психолога, педагога и философа, организатора образования. Его творчество обширно и многогранно — работы первых двух десятилетий XX века сделали имя молодого ученого широко известным, о нем заговорили как о наследнике П. Ф. Каптерева, связывая исследование с новизной и основательностью разрабатываемых М. Рубинштейном проблем, несомненной широкой эрудицией автора, его компетенцией в философских, психологических, социальных вопросах.

Ключевые слова: смысл жизни; природа человеческого существования; концепция человека; психологический мир личности.

A. V. Utkin

Moisey Matveyevich Rubinstein

(on the occasion of his birth centenary)

June the 15th 2013 is the day of the 135 anniversary of Moisey Matveyevich Rubinstein, Russian and Soviet psychologist, pedagogue and philosopher and the founder of education in Russia. The scope of his scientific work is great and multisided — his findings of the first two decades of the XXth century made the name of the young scientist widely known and , he began to be considered the successor of P. F. Kaptere due to the novelty and thoroughness of the problems he focused at, his wide erudition and his competence in philosophical, psychological and social issues.

Key words: the meaning of life; nature of human existence; the concept of man; psychological world of human personality.

К числу ученых, психолого-педа-гогическое наследие которых до сих пор не оценено в должной мере, относится М. М. Рубинштейн — создатель многочисленных научных и публицистических трудов, которые внесли значительный вклад в отечественное философское, педагогическое и психологическое знание. Моисей Матвеевич Рубинштейн (15 июня 1878, Москва

— 3 апреля 1953, там же) — русский, советский психолог, педагог и философ, организатор, первый ректор Восточно-Сибирского университета (Иркутск 1918—1920 гг.) родился 15 июня 1878 г. в Забайкальской области в купеческой семье лютеранского вероисповедания. Его родители стремились дать детям хорошее образование и по окончании Иркутской губернской гимназии в 1899 г. обеспечили дальнейшее образование сына в Казанском университете, который на рубеже Х1Х-ХХ вв. был одним из крупных научно-образовательных центров Российской империи. Хорошее знание немецкого языка позволило М. М. Рубинштейну пройти двухлетнюю стажировку в Берлинском университете, оттуда он переехал в г. Фрейбург (земля Баден-Баден), где продолжает обучение на естественнонаучном отделении местного университета.

К этому (немецкому) периоду относится увлечение Рубинштейна идеями основателя баденской школы неокантианства вильгельма Виндельбанда (1848 — 1915). Под влиянием личности философа и его взглядов Рубинштейн переходит на философский факультет Фрейбургского

университета и приступает к подготовке докторской диссертации, центральной проблемой которой выступает смысл жизни и природа человеческого существования. Как отмечает Д. В. Иванов, желая донести до русского читателя воззрения В. Вин-дельбанда, М.М. Рубинштейн осуществляет перевод ряда его основных трудов: «О свободе воли», «История древней философии», «Немецкие духовные движения XIX в.».

Впоследствии В. Виндельбанд был избран почетным членом Российского психологического общества при

Императорском Московском университете, и, вероятно, в немалой степени этому способствовали сделанные Рубинштейном переводы, открывшие для широкой научной общественности идеи немецкого философа [3. С. 399404.].

Молодой ученый получает приглашение на преподавательскую работу в Берлинский, Дрезденский, Гейдельбергский университеты, активно публикует статьи в различных изданиях, в том числе отечественных журналах «Вопросы философии» и «Русская мысль». После возвращения в Россию в 1909 г. М. М. Рубинштейн начинает читать курс лекций по педагогике, истории педагогической психологии на Высших женских курсах В.А. Полторацкой и в том же году издает первую монографию «Идея личности как основа мировоззрения. Критическо-философский очерк». Как отмечает Г. Грузман, показательно здесь не только то, что Рубинштейн впервые заявил о себе на философской стезе, как мыслитель, но и в самое

знаменательное для русской духовной философии время - момент выхода в свет сборника "Вехи" (1909 г.). Своим утверждением, что "...исходным пунктом для философии может и должна быть человеческая личность во всей её полноте", Рубинштейн не только «приобрёл пропуск в специфическую русскую духовную школу, основанную В.С. Соловьёвым, но и добыл себе место среди соавторов сугубо русской философской концепции человека как культа личности». Вслед за этим выходят его работы «К вопросам методологии и гносеологии Декарта», «Мир ценностей как объект философии», «К характеристике современной философии», «Философия и современная жизнь России». Выявляются самые сильные моменты постигающего познания Рубинштейна, - русская духовная философия, и тезис, который исполняет роль мировоззренческой категории, — это "...человек не в виде отвлечённого элемента, который постоянно пытаются вложить в "Я", а живая конкретная личность". Рубинштейн утверждал, что он получил "философию, рождённую из педагогики", но скорее, учёный произвёл педагогику из философии, ибо центральным принципом построения теории педагогики Рубинштейн определяет идею "целостной личности". На базе этого целокупного гоменоида в единый фундамент попадает весь комплекс психологических и педагогических наук, как акция человеческой культуры. [2]

В 1910 г. М. М. Рубинштейн получает приглашение возглавить педагогический факультет на

Московских педагогических курсах К. И. Тихомирова, а с 1912 г. становится приват-доцентом кафедры философии Московского университета, действительным членом Московского психологического общества. Приступив к исполнению обязанностей приват-доцента кафедры философии, Рубинштейн продолжает исследования в области педагогики, общей и педагогической психологии, истории педагогики и образования. Результатом становится подготовка обширного фундаментального труда, выдержавшего впоследствии четыре издания в московских издательствах — «очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой», (1913, 1916, 1920, 1927 гг.), вышедшего в издательстве К.Н. Тихомирова в мае 1913 года. Эта работа сделала имя молодого ученого широко известным, о нем заговорили как о наследнике П.Ф. Каптерева, связывая исследование с новизной и основательностью разрабатываемых М. Рубинштейном проблем, несомненной широкой эрудицией автора, его компетенцией в философских, психологических, социальных вопросах, талантливым полемичным стилем изложения, высоким гуманизмом, не поддельным вниманием к личности ребенка, преданностью общечеловеческим ценностям [6].

Усиленно работая над проблемами смысла человеческой жизни, учёный публикует статьи по проблемам теории и психологии воспитания подрастающего поколения российских граждан. В результате М. М. Рубинштейн концентрирует свои взгляды на проблемах педагогики и вопросах психо-

логии и приходит к выводу, что эти отрасли науки недостаточно представлены в плане их проблематики и осмысления. В этот период времени молодой ученый знакомится с известным историком — востоковедом

А. Е. Крымским, философом-психо-логом Г. Г. Шпетом, доктором русской словесности А. С. орловым, историком А. А. Фортунатовым, редактором журнала «Вопросы философии и психологии» Л. М. Лопатиным и многими другими. С ними М. М. Рубинштейна связывал общий интерес к проблемам человека и человечества

[3].

Вслед за философом И.Г. Фихте, М.М. Рубинштейн обосновывает необходимость наблюдения за прогрессом человечества, ядром которого является нравственность и добрая воля. В подтверждение этой мысли он пишет, что в идеале ученые должны быть непременно лучшими людьми, и чем больше отрицательных примеров дает действительность, тем более значимыми становятся личностная гуманистическая ориентация ученого, связь учености с воспитательным воздействием. В обсуждении философских, нравственно-этических, социальнопедагогических проблем рождаются тезисы доклада «Жизнь в понимании К. Д. Ушинского» (декабрь 1914 г.), который интересен не только глубиной анализа научного творчества великого педагога, но и постановкой вопроса о понимании жизни вообще и философского миросозерцания в частности. В дореволюционном творческом наследии ученого привлекает внимание работа «История педагогических

идей в ее основных чертах» (1916). В эти годы М. М. Рубинштейн активно участвует в подготовке и проведении первых психолого-педагогических съездов в г. Москве, являясь членом их организационных комитетов, выступает на заседаниях Московского психологического общества.

В послеоктябрьский период признанный ученый-педагог М. М. Рубинштейн активно включается в работу по организации педагогического образования в стране. В 1920 г. ему поручается создание ВосточноСибирского педагогического университета народного образования, который позднее был объединён с Иркутским университетом и преобразован в педагогический факультет, а в 1923 г. М.М. Рубинштейн переезжает в Москву, где продолжает интенсивно заниматься исследованием пси-холого-педагогической проблематики. одна за другой выходят в свет такие его работы, как «Эстетическое воспитание», «Психология, педагогика и гигиена труда», сборники «Методы индивидуального труда», «На путях краеведения» и др.

Научные интересы М. М. Рубинштейна разнообразны — философия, история педагогики, психология личности, педагогическая и возрастная психология, педагогика. Разрабатывая проблемы возрастной и педагогической психологии, ученый исследует особенности мышления, социальноправовые представления, читательские интересы у детей, занимается вопросами общественного и семейного, эстетического и полового воспитания, проблемами содержания и методики

обучения в средней и высшей школе. Вопросы обучения и воспитания связываются с общими философскими определениями их целей, задач, принципов, однако, преобладающий круг интересов Рубинштейна — философия воспитания и образования личности. Эти проблемы рассматриваются им в глобальном контексте миро- и жизнепонимания. Центральная задача главного философского труда (о смысле жизни, ч. 1. Л., 1927; ч. 2. М.,

1927) — поиск правдиво-жизненного мировоззрения, способного «осветить действительную жизнь и углубить ее».

[1. С. 257].

По сути М. М. Рубинштейн был одним из первых в отечественной психологии, кто выдвинул проблему смысла жизни как основного вектора и определяющего психологического фактора развития психического мира личности. В развитии такого мировоззрения М. М. Рубинштейн отводит важную роль своей концепции «монистического идеал-реализма и творческого антропоцентризма», свободной от трансцендентных моментов. Книга, не вписавшаяся в формат официальной идеологии, подверглась ожесточенной критике, положившей конец публикации философских работ Рубинштейна. Не смотря на это, во всех работах М. М. Рубинштейна центральной проблемой является человек, а в человеке — его способность к творчеству. В понятии цельной личности ученый объединял черты «человека как телесно и духовно индивидуально развитой сильной жизнеспособной социальной культурно-нравственной силы», при этом исключительное внимание уделя-

ется направленности личности.

Пик публикаций М. М. Рубинштейна приходится на 1910-20-е гг., на период, когда ученым была разработана глубокая и многомерная концепция личности, в которой личность представляет собой единство 4 групп свойств: индивида, индивидуальности, члена общества и культуры («о смысле жизни», 1927). В работах разных лет М.М. Рубинштейн анализировал социально нормальные (напр., игра, семья, книги, университет) и аномальные (напр., война) влияния на формирование личности. В личности он, прежде всего, видел продукт культурного развития, а проблема методов воспитания и обучения была для него «вопросом о сохранении культуры и об увеличении ее дальнейших возможностей». Владение философскими, педагогическими, психологическими и социологическими методами позволяло ему рассматривать интересовавшие его проблемы интегрированно, одновременно «научно» и «практично», без упрощенчества и авторитарной дидактичности.

Существенным вкладом в педагогическую психологию явились исследования юношеского возраста, в том числе юношеских переживаний, которые М.М. Рубинштейн изучал на основе анализа юношеских дневников и ретроспективных автобиографических записей многих респондентов (1926,

1928). Из анализа психологических особенностей личности и поведения периода юности таких, как стремление к самостоятельности, желание самоопределения, поиск смысла жизни, определение линии своего поведения,

желание иметь друга, получить социальную поддержку и др. он формулирует идею безоценочного принятия. Когда юноша говорит о своей потребности в понимании, последнее означает не «рассудочное» понимание его мыслей и взглядов, а в большей степени потребность в сочувствии, ласке, поддержке, признании того, что данный индивид «переживает в себе нечто, чему надо придать известное значение». (И. А. Мещерякова.) То, что, «объективно» переживания юности не вполне адекватны реальному положению вещей, по его глубокому убеждению, не ослабляет необходимость их научного исследования, а только усиливает.

В 30-е годы М. М. Рубинштейн преподает в МВТУ и МГПИ, в Центральном институте физической культуры. Во время Великой отечественной войны возглавляет кафедру педагогики в Красноярском педагогическом институте, а по возвращению из эвакуации в 1943 г. становится профессором кафедры психологии Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, где работает до последних дней своей жизни.

Теоретические взгляды и результаты эмпирических исследований М. М. Рубинштейна как представителя эссенциального течения («essentia» — сущность), которое рассматривало смысл жизни как духовно-нравственную проблему, обращалось к анализу глубинных душевных устремлений человека, к исследованию предельных структур человеческого сознания, соотношения различных психологических

качеств и свойств личности, потенциалов ее развития до сих пор не получили достойной оценки. Между тем многие идеи Рубинштейна созвучны принципам гуманистического личностно-ориентированного направления в человекознании, некоторые особенно актуальны в настоящее время (например, его энергичные выступления против тенденции «насаждать в юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность»). Гуманистическая суть педагогической концепции М. М. Рубинштейна состоит в прогрессивном развитии человеческой психики при наличии соответствующих условий и конструктивного удовлетворения потребности в самоутверждении посредством формирования нравственности.

Основные сочинения: Рубинштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения. — М., 1909; Рубинштейн М. М. Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой. 4-е изд. — М., 1920; Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. 3-е изд. — Иркутск, 1922; Рубинштейн М.М. Проблема «Я», как исходный пункт философии // Сб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского ун-та. — Иркутск, 1923. Вып. 5; Рубинштейн М. М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. — М., 1926; Рубинштейн М.М. О смысле жизни.

Ч. 1. — Л., 1927; Ч. 2. Философия человека. — Л., 1927; Рубинштейн М. М. Социализм и индивидуализм: Критически-философский очерк.

— М., 1909; Рубинштейн М. М.

Семейное или общественное воспитание? — М., 1916; 2-е изд. — М.,

1918; Рубинштейн М.М. Платон

— учитель. — Иркутск, 1920;

Список литературы

Рубинштейн М.М. Юность: По

дневникам и автобиографическим записям. — М., 1928 и др.

1. Алешин, А. И. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / А. И. Алешин ; Под редакцией В. С. Стёпина. — М. : Мысль. - 2001.- Т. 3. - 536 с.

2. Грузман, Г. М. М. Рубинштейн [Электронный ресурс] / Г. Грузман. — Режим доступа: Ьир://1к.НЬ.т^^гт-man_g/rubinstein.shtml

3. Иванов, Д. В. М. М. Рубинштейн: штрихи к портрету и

основным психологическим идеям / Д. В. Иванов // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Матер. междунар. конф. по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г / Отв. ред. А. Л. Журавлев,

В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 498 с.

4. Иванов, Д. В. Становление педагогическойконцепцииМ.М.Рубинш-тейна в первой четверти XX в. : Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Д. В. Рубинштейн. - Иркутск, 1999. - 186 с.

— режим доступа: http://www.dissercat. сот/content/stanovlenie-pedagogiches-koi-kontseptsii-m-m-rubmshtema-v-pervoi-chetverti-khkh-v#ixzz2WTuoR3uF

5. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя : Учеб. пособие / М. М. Рубинштейн ; под ред. В. А. Сластёнина — М. : Академия. — 2004. — 176 с.

6. Человек. Культура. Общество: Век образования. 1912 год. М. М. Рубинштейн [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biblio.narod.ru/ gyrnal/vek/vek12/1912-l.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.