Научная статья на тему 'Модульные технологии в организации изучения иностранного языка в вузе'

Модульные технологии в организации изучения иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / AIM OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MODULAR TECHNOLOGY IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальская Алла Эдгаровна, Терехина Наталья Николаевна

Организация современного образовательного процесса, целью которого является формирование компетентного специалиста, способного к самообразованию в течение всей жизни, затруднительно при традиционной лекционно-семинарской системе. Одной из прогрессивных образовательных технологий формирующей у студентов навыки самообразовательной деятельности является модульное обучение, эффективное применение которого основывается на знании его специфики и возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальская Алла Эдгаровна, Терехина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of a modern educational process with the aim to prepare a potential competent specialist who has the ability for self-education during his life is difficult with the help of traditional lectures and seminars. Instead one of the progressive educational technologies of developing the student"s self-education skills is through modular learning. Its effective application is based on the knowledge of its specificity and potentialities.

Текст научной работы на тему «Модульные технологии в организации изучения иностранного языка в вузе»

УДК 371.3

Ковальская Алла Эдгаровна,

к.п.н., доцент e-mail: nnovoselova@gmail.com

Терехина Наталья Николаевна,

к.п.н., доцент Челябинский институт (филиал) РГТЭУ 454091, г.Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 50 р.т. 8 (351) 237-19-38

МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Организация современного образовательного процесса, целью которого является формирование компетентного специалиста, способного к самообразованию в течение всей жизни, затруднительно при традиционной лекционносеминарской системе. Одной из прогрессивных образовательных технологий формирующей у студентов навыки самообразовательной деятельности является модульное

обучение, эффективное применение которого основывается на знании его специфики и возможностей.

Ключевые слова: компетентностный подход;

технология; образовательная технология; цель образовательной технологии; технология модульного обучения.

Одним из фундаментальных аспектов модернизации образования является изменение методологических оснований, среди которых доминирующее значение придается компетентностному подходу. Особенностью организации образовательного процесса на его основе является ориентация не только на формирование профессиональных компетенций, но и рост личностного потенциала выпускника вуза, развитие стремления постоянно обновлять свои знания.

Известно, что в действовавших российских государственных стандартах высшего профессионального образования доля самостоятельной работы составляет около половины учебного времени. Вместе с тем не секрет, что у подавляющего большинства студентов уровень умений и навыков самостоятельного получения информации из различных источников крайне низок. Использование современных образовательных технологий, направленных на формирование и развитие комплекса компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности, в том числе самообразовательных, позволит выйти на

принципиально новый, более высокий уровень качества подготовки специалистов в российской высшей школе [4].

Важным условием эффективного применения технологий в образовании является понимание их сущности, базирующейся на базовом определении понятия, в соответствии с которым «технология» — это система алгоритмов, способов и средств деятельности, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам, гарантирует получение продукта заданного количества и качества [6]. Специфическими особенностями современных образовательных технологий являются результаты обучения, которые выражены в терминах «компетентности» и «компетенции», выступающие целями образования в целом и конкретного учебного занятия в частности.

Одной из прогрессивных образовательных технологий, эффективно формирующих самообразовательные и языковые компетенции, является технология модульного обучения, сущность которой заключается в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем - ключевым элементом технологии [1-3; 7].

П.А. Юцявичене отмечает, что отличие модульной технологии состоит в следующем [7, с.124]: 1) наличие

специально созданной учебной программы, состоящей из целевого плана действий, банка информации и методического руководства по реализации дидактических целей; 2) содержание образования представляется в законченных самостоятельных комплексах - модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью; 3) общение педагога с обучающимся осуществляется на субъект-субъектной основе. Взаимодействие реализуется через модули и непосредственное индивидуальное общение управляемого и управляющего; 4) обучающийся максимум времени работает самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию и самоконтролю; 5) самоорганизация учебно-познавательной деятельности основана на самостоятельной постановке цели, планировании, выборе способов деятельности, осуществлении самоконтроля.

Рассмотренная специфика данного вида обучения и базовое понятие образовательной технологии дают основание сформулировать следующее определение: под модульной

технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы модулей, в которых представлена последовательность процедур и операций,

осуществляемых обучающимися самостоятельно в целях усвоения содержания учебной дисциплины, а также освоения способов и умений познавательной и практической деятельности [7].

Цель модульной технологии - формирование фундаментальных знаний по учебному курсу/теме и формирование комплекса компетенций, среди которых можно выделить: инструментальные (умения находить и анализировать информацию из различных источников; обрабатывать информацию с применением компьютерных программ); системные (самообразовательные умения); способность управления собственной деятельностью (целеполагание, планирование, организация, самоконтроль); исследовательские умения и навыки; рефлексивные умения.

П.А. Юцявичене отмечает, что модульное построение курса учебной дисциплины дает ряд значительных преимуществ, к числу которых относятся: системный подход к определению его содержания; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебной деятельности внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры образовательного процесса, эффективный контроль над усвоением знаний; выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя [7, с.85].

Применение модульных технологий позволяет: 1) наиболее

полно учитывать индивидуальные особенности обучаемых, уровень их готовности к изучению конкретного учебного материала, т.к. обучающийся работает над усвоением модуля в индивидуальном темпе; 2) проводить постоянную самодиагностику, которая стимулирует качественную и ритмичную работу студентов; 3) осуществлять непрерывный контроль учебного процесса преподавателем, диагностику текущего состояния успеваемости с использованием рейтинговой шкалы оценок [5].

Введение данной технологии открывает новые возможности для реализации образовательных потребностей студентов. Гибкая система технологии модульного обучения позволяет использовать ее основные принципы при структурировании курсов по любой учебной дисциплине. Целесообразность применения модульных технологий в изучении иностранного языка обуславливается необходимостью в ограниченные сроки научить студентов пользоваться иностранным языком в социокультурной и профессиональной сферах. Созданные учебно-методические комплексы по иностранному языку создали предпосылки эффективного

использования модульной технологии. Несмотря на то, что вопрос о наполнении модуля по данной учебной дисциплине дискутируется методистами, преподаватели кафедры иностранных языков Челябинского института (филиала) РГТЭУ считают целесообразным построение модуля по тематическому принципу отбора учебного материала, т.е. фактически число модулей определяется количеством тем, выделенных в рабочей программе. В структуре модуля предусмотрены: компетенции, формируемые в данном разделе (модуле), и выступающие его целями; банк информации, отражающий содержание темы в форме текстов и ситуаций иноязычного общения (социокультурного и профессионального); необходимые для усвоения лексические единицы; разделы грамматики и фонетики с практическими заданиями; материалы контроля усвоения изученного; инструктивные материалы по организации самостоятельной работы над модулем.

По оценкам исследователей (П.И. Третьяк, И.Б. Сенновский, П.А. Юцявичене) модульные технологии позволяют сократить время на изучение учебного курса примерно на 30% без ущерба полноты изложения и глубины усвоения материала. В связи с тем, что введение в высшем образовании двухуровневой системы обучения связано с сокращением количества учебных часов по многим учебным дисциплинам, применение модульной технологии является важным фактором обеспечения качества обучения и, соответственно, повышением конкурентоспособности будущих специалистов.

Литература

1. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность,

технология//Биология в шк. 1994. № 5. С. 18-31.

2. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения // Химия в шк. 1995. № 2. С. 29-41.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. С. 272-286.

4. Современная модель российского образования [Электронный

ресурс], 2008. URL: http:/mon.gov.ru/ files/materials/4674/

august08. doc.

5. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка

учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный

подход: монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. 336 с.

6. Терехина Н.Н. Образовательные технологии современной

модели российского образования: монография. Челябинск:

Челябинский ин-т (фил.) РГТЭУ, 2009. 223 с.

7. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс: ИПК руководящих работников и специалистов нар. хоз-ва, 1989. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.