Научная статья на тему 'Модульные образовательные программы в вузе: от теории к практике'

Модульные образовательные программы в вузе: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1832
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / MODULAR EDUCATIONAL PROGRAMME / MODULE / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчук Г.В., Силаева О.Н.

В статье рассматриваются вопросы проектирования, разработки, реализации модульных образовательных программ в соответствии с ФГОС и требованиями профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савчук Г.В., Силаева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULE EDUCATIONAL PROGRAMS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: FROM THEORY TO PRACTICE

The article considers the questions of projecting, working out and realization of modular educational programs according to the FSES and requirements of professional standards.

Текст научной работы на тему «Модульные образовательные программы в вузе: от теории к практике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.016.4

Савчук Г.В., кандидат филологических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия)

Силаева О.Н., кандидат педагогических наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия)

МОДУЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ВУЗЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В статье рассматриваются вопросы проектирования, разработки, реализации модульных образовательных программ в соответствии с ФГОС и требованиями профессиональных стандартов. Ключевые слова: модульная образовательная программа, модуль, компетенции.

Цель модернизации современного высшего образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. потребовали от образовательных организаций высшего образования обновления и совершенствования содержания образования на основе сохранения фундаментальности подготовки, единства учебного процесса и научных исследований, создания образовательных программ, отвечающих потребностям рынка труда.

В Орловском государственном университете имени И.С.Тургенева «Программой развития опорного университета» определены задачи по модернизации образовательной деятельности и определен блок мероприятий, связанных с модернизацией технологий организации образовательного процесса. Данный блок мероприятий направлен на повышение качества образования и расширение возможностей получения практикоориентированного образования. С этой целью в вузе начата разработка модульных образовательных программ и курсов междисциплинарного характера. Предполагается, что подобные программы позволят обеспечить максимальную гибкость образовательных программ и создадут оптимальные условия для реализации академической мобильности.

Стоит заметить, что сама идея модульного подхода в образовании не нова, статьей 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» было определено, что «при реализации образовательных программ.. .может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных

технологий». Масштабная же разработка образовательных программам, основанных на модульном принципе, стала возможной лишь после утверждения ФГОС 3+. Прежде всего, как отмечают многие специалисты, в федеральных государственных образовательных стандартах было убрано требование к цикловой (т.е. горизонтальной) структуре образовательных программ, что и позволило разработчикам проектировать программу в модульном формате.

Идеи модульного обучения, основы и принципы такого обучения наиболее полно были освещены Дж. Расселом и П. Юцявичене. В интерпретации ученых, главное в модульном обучении - возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных модулей и предоставление обучающимся возможности их выбора позволяет выстроить индивидуальные образовательные траектории при освоении учебного материала.

В теории модульного обучения П. Юцяви-чене принцип индивидуализации обучения пересекается с принципами гибкости и модульности обучения, за счет чего создаются возможности изменения содержания программ с учетом социального заказа. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность выбора и выстраивания индивидуальных траекторий обучающихся.

До сих пор нет однозначного толкования понятия модуль применительно к образовательной программе. Модуль трактуется и как «часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям образования» [1, с.5], и как учебная дисциплина, как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел). В общеевропейской системе учёта учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса (в системе ECTS) модуль понимается как относительно самостоятельный

(завершенный с точки зрения целей и результатов) структурный элемент программы, имеющий четко сформулированные результаты обучения и адекватные критерии оценки.

В рамках реализации в РФ проекта TUNING было сформировано определенное понимание модульной образовательной программы. Это программа, каждый элемент которой (модуль) равен заданному числу кредитов (зачетных единиц) или кратен заданному числу кредитов. Реализация программ такого типа создавали основу для осуществления академической мобильности.

В нашем понимании, модульная образовательная программа отражает содержание образования и состоит совокупности модулей, направленных на овладение компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Характерными чертами модуля являются: логическое структурирование содержания обучения в соотнесенности с результатами обучения; формирование контента самостоятельной работы; использование современных форм и методов обучения; определение форм контроля и систем оценивания, обеспечивающих не только оценку уровня освоения модуля, но и оценку окончательных результатов обучения по модулям; создание фондов оценочных средств, обеспечивающих уровневую оценку результатов освоения учебного материала, входящего в образовательный модуль.

При разработке образовательных программ необходимо ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов.

Разработка модульных образовательных программ осуществляется в несколько этапов:

- первый этап - формирование карты профессиональных компетенций выпускника;

- второй этап - проектирование модулей образовательной программы и формирование учебного плана;

- третий этап - разработка рабочих программ модулей;

- четвертый этап - проектирование образовательных технологий и фондов оценочных средств.

Модульная образовательная программа предполагает использование модульного подхода к построению учебного плана. Структурированный по модулям учебный план, где каждому модулю выделено определенное количество зачетных единиц и форма контроля, создает возможности для создания действительно

«гибких» программ, отвечающих требованиям современного рынка труда. Основанием для сказанного является предполагаемое использование такого механизма построения модуля, при котором модуль соотнесен с результатами обучения, измеряемыми и диагностируемыми в динамике, направленными на формирование определенных федеральным государственным образовательным стандартом компетенций. Понимание необходимости выбора вариативных модулей возникает постепенно, по мере освоения обучающимся базовых модулей, погружения в профессиональную среду, что существенно отличает программу модульной структуры построения от традиционной.

Модули в модульных образовательных программах подразделяются на следующие виды:

1) обязательные модули, состоящие из базовых дисциплин, формирующих общекультурные компетенции, не связанные с направлением подготовки (специальностью);

2) обязательные модули по направлению подготовки (специальности), состоящие из базовых дисциплин и дисциплин профессиональной направленности, составляющих основу направления подготовки (специальности) и направленных на формирование профессиональных компетенций;

3) модули по выбору, состоящие из дисциплин по профилю, направленных на формирование компетенций из числа предусмотренных ФГОС в соответствии с ориентацией образовательной программы на области знания и (или) конкретные виды деятельности в рамках направления подготовки.

Модули этого вида позволяют оперативно реагировать на запросы работодателей с целью обеспечения востребованности выпускников профессиональным сообществом, актуализировать профессиональную ориентацию с учетом тенденций экономического, научно-технического развития региона и страны в целом, с учетом потребностей реальных заказчиков-стратегических партнеров образовательной организации. Включение в образовательную программу модулей этого вида - одно из средств индивидуализации обучения, развития инициативности и самостоятельности обучающихся.

Модуль может состоять из одной или нескольких дисциплин, междисциплинарных видов учебной деятельности, может осваиваться параллельно с другими элементами или последовательно, непрерывно или дискретно.

Учебный модуль состоит из теоретической

Педагогические науки

части и методической части, включающей вопросы, задачи, упражнения, кейсы, темы проектов.

В рабочих программах модулей отражаются цели и задачи, планируемые результаты обучения по модулю, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Содержательный блок рабочих программ содержит теоретический материал в виде тезисов лекций, планов лабораторных и практических занятий, тематику самостоятельной работы и творческих проектов; фонды оценочных средств по дисциплине(модулю) содержат контрольные материалы, оценочные задания, описание шкал и критерии оценивания.

Студенты при модульной системе обучения самостоятельно либо под руководством преподавателя работают по предложенной программе модуля, содержащей целевую программу действий, банк информации и методические рекомендации по достижению поставленных целей.

Модульные интегрированные образовательные программы, разработка которых ведется в Орловском государственном университете имени И.С.Тургенева, способствуют созданию гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения. Новый подход к образовательной программе позволяет обучающимся изучать отдельные дисциплины (модули) не только в структурном подразделении, за которым закреплена реализация соответствующей программы, но и в других структурных подразделениях университета (институтах, факультетах, академиях), что расширяет возможности освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких структурных подразделений университета.

Как показывает опыт, при проектировании образовательных программ в модульном формате важно не столько определить объем каждого структурного элемента программы в зачетных единицах (или объем, кратный заданному числу зачетных единиц), сколько определить результаты обучения для отдельных элементов программы (модулей или их совокупности). Более того, важно учесть четкую последовательность при определении планируемых результатов обучения, что позволит обеспечить достаточный уровень развития компетенций у выпускников.

В ОГУ имени И.С.Тургенева предполагается введение в образовательные программы модульного формата мобильного междисциплинарного модуля наряду с коммуникативным, социально - гуманитарным, здоровьесбе-

регающим, общепрофессиональным, профессиональным, проектным и другими модулями. Обучение в рамках мобильного междисциплинарного модуля позволяет выйти за пределы образовательной программы, индивидуализировать обучение и получить дополнительно знания, умения и навыки из различных предметных областей. Данный модуль в первую очередь нацелен на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке направлений в разных областях образования. Реализация мобильного междисциплинарного модуля предполагает проведение недели мобильности, способствующей объединению усилий представителей различных структурных подразделений университета. В рамках недели мобильности проводятся открытые научно-образовательные мероприятия (мастер-классы, конференции, круглые столы, тренинги и др.) при участии научных сотрудников, преподавателей университета, работодателей; лекции ведущих российских и зарубежных ученых; презентации научно-образовательных проектов. Реализация мероприятий в рамках недели академической мобильности способствует интеграции ресурсов структурных подразделений с целью наиболее эффективного использования кадровых, материально-технических и учебно-методических возможностей университета, способствует расширению спектра образовательных услуг и предоставляет реальные возможности для получения дополнительного междисциплинарного образования.

Важной составляющей образовательного процесса с точки зрения формирования профессионального и конкурентоспособного специалиста является модуль практик. В задачи модуля входит не только углубление теоретических знаний, но и получение и закрепление практических навыков, ориентация на развитие практических умений и навыков и формирование компетенций в процессе освоения модуля практик. Для повышения эффективности практики с точки зрения вклада в профессиональную подготовку следует стремиться к соблюдению следующих условий: привлечение квалифицированных кадров для руководства практиками студентов; обоснованный выбор баз практик с учетом производственного и научного потенциала предприятий; создание условий для заинтересованности студентов практической деятельностью.

В рамках функционирующей внутренней системы оценки качества ежегодно проводится анкетирование студентов для определения сте-

пени удовлетворенности обучающихся содержанием и условиями реализации образовательной программы.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что образовательные организации имеют возможности гибко реагировать на запросы социума не только путем открытия новых образовательных программ, но и в первую очередь за счет введения новых содержательных модулей в

реализуемые программы. Принимая во внимание необходимость построения новых образовательных моделей, открывающих возможность мобильности и вариативности, образовательные организации смогут использовать модульное обучение как средство формирования компетенций, определенных федеральными государственными образовательными стандартами.

Список литературы

1. Вербицкий А.А., Нечаев В.Д. Через контекст - к модулям: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова // Высшее образование в России. №6. 2010. С. 3-11.

2. Мунтян Е.Н. О роли проектной деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста / Научный журнал КубГАУ, №127(03), 2017.

3. На пути к сопоставимости программ высшего образования: информационный обзор / под ред. И. Дюкаева и др. Деусто, 2013.

4. Петухова Т.П. Модульное построение образовательных программ с учетом потребностей рынка // Высшее образование в России. №11. 2013. С. 85-90.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

6. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. — Каунас: Швиеса, 1989.

7. Russell J.D.Modular Instruction. - Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974.

MODULE EDUCATIONAL PROGRAMS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION:

FROM THEORY TO PRACTICE

The article considers the questions of projecting, working out and realization of modular educational programs according to

the FSES and requirements of professional standards.

Keywords: modular educational programme, module, competences.

References

1. Verbitsky A.A., Nechaev V.D. Through the context - to the modules: the experience of Moscow State University for Humanities named after M.A. Sholokhov // Higher education in Russia. №6. 2010. Pp.3-11.

2. Muntyan E.N. About the role of the project activity in the preparation of a competitive specialist / Scientific journal KubGAU. №127 (03). 2017.

3. Towards comparability of higher education programs: information review / ed. I. Dyukaev and others. Deusto, 2013.

4. Petukhova T.P. Modular construction of educational programs taking into account market needs // Higher education in Russia. №11. 2013. Pp. 85-90.

5. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions).

6. Yutsyavichene P. Theory and practice of modular training. - Kaunas: Shviesa, 1989.

7. Russell J.D.Modular Instruction. - Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974.

Об авторах

Савчук Галина Васильевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия), E-mail: savchukgv@yandex.ru Силаева Оксана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и прикладных информационных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (Россия), E-mail: oksana_nzn@mail.ru

Savchuk Galina Vasilievna - candidate of philological sciences, associate professor, the Russian language Department, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russia), E-mail: savchukgv@yandex.ru Silaeva Oksana Nikolaevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Department of Mathematics and Applied Information Technologies, Orel State University named after I.S. Turgenev (Russia), E-mail: oksana_nzn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.