Научная статья на тему 'Модные ориентиры поколения MTV'

Модные ориентиры поколения MTV Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
675
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модные ориентиры поколения MTV»

П. Г. Виноградова

Модные ориентиры поколения MTV

Присматриваться к нравам американского общества советская молодежь начала еще в середине 1950-х годов во время повального увлечения рок-н-роллом, поисками молодым поколением новых имиджей и новой моды. В Советском Союзе выражением данного настроения стали стиляги - экстравагантные молодые люди с набриолиненным коком на голове. Сформировавшийся у советской молодежи образ Америки, как страны, где дозволено почти все, не могли разрушить даже социально-политические перемены, происходящие за океаном. В 1970-е годы американские хиппи протестуют против войны во Вьетнаме. Они носят брюки-клеш и платья в цветочек, увлекаются восточными религиями, воплощают собственное понимание свободы. Советские хиппи слушали американские пластинки с музыкой Pink Floyd, Led Zeppelin или Velvet Underground, «варили» джинсы и плели фенечки, и считались вне закона. «Секс-наркотики-рок-н-ролл» - лозунг 1980-х годов выразил новую моду. Рокеры и панки во главе с Rolling Stones и Sex Pistols, по-своему тоже олицетворяли свободу. Символом новой свободы становится образ «плохого мальчика». «Живи быстро, умри молодым» - формула, которая воспринималась многими как руководство к действию. В моду пришла показная безвкусица - рваные джинсы, потертые косухи. Правила нового «лучшего» вкуса молодежь с гитарами применила на практике гораздо раньше, чем это направление пришло в высокую моду, раньше, чем этот стиль начал развивать Джон Гальяно. Представители русского рока позаимствовали атрибуты имиджа от своих западных коллег. В СССР ритм этой жизни звучал в стороне, доносился из подвальных клубов и чувствовали его только те, кто так или иначе противопоставлял себя большинству (тогда в сленг интеллигентов вошло слово «быдло»). На западе же тенденции, сначала возникающие в среде неформалов, постепенно становились частью мейнстрима, и уже к концу 1980-х годов границы между рок- и поп-музыкой практически стерлись. На танцполах Европы гремело диско; в Америке аналогичную моду диктовали герои рок-н-ролла и представители так называемой «новой волны». Популярными персона стали Дэвид Боуи, Бой Джордж, группа Blondie и Элтон Джон. Для многих образцами для подражания были поп-исполнители Майкл Джексон и Мадонна.

Можно сказать, что именно диско стало той отправной точкой, с которой в нашей стране началась неразрывная связь массовой моды и поп-музыки. Это отразилось, в том числе на повальном увлечении «мелодиями и ритмами зарубежной эстрады». Американские и европейские звезды виделись как эстетический идеал, символ передовой моды и воплощением заветной мечты о фирменной одежде и пестрых витринах.

Во второй половине ХХ века возникновение новых модных тенденций в целом было связано с появлением очередного музыкального направления, именно шоу-бизнес предлагал героев времени. В постсоветской России выбор кумиров был во многом связан с дефицитом товаров и массовым пиететом перед всем, что прибывало «с запада». Массовая культура - это товар для среднего класса (на завоевание этой аудитории настроена вся индустрия развлечений в Америке).

С началом перестройки наши соотечественники получили надежду на осуществление хотя бы упрощенного варианта американской мечты. Вещи, которые раньше украдкой покупали у фарцовщиков или привозились от родственников-эмигрантов, появились в широком доступе и в домашнем обиходе. Подобие моды все еще существовало в основном на страницах журналов «Бурда» или «Крестьянка», но постепенно в жизнь российских модниц стали входить глянцевые издания. Если мамы выбрали своим идеалом блистательную троицу топ-моделей «Кристи-Синди-Клаудиа», то их дочки, впервые примерившие кепки и кеды, обратили свои взоры на экраны телевизоров. В 1998 году в России заработал канал М1^ - приближенная к американскому оригиналу русскоязычная версия. Реальность по ту сторону экрана ненамного отличалась от той, что предлагали журналы, но она, предполагала и необходимые подросткам раскованность и дерзость. Не секрет, что отечественная эстрада в те времена не была в состоянии предложить артиста, на которого хотелось бы походить и внешне и образом мыслей. Российские певицы выглядели более провинциально; русские рокеры учили как жить, но не учили жизнью наслаждаться. К тому же, молодому человеку было трудно смириться с отсутствием в личном пользовании атрибутов успеха. Кумиры последнего десятилетия ХХ века могли быть только успешными, не имеющими проблем и стильными - прежде всего, стильными. В середине 1990-х годов мода во многом ориентирована на поколение Next. Тинэйджеры той эпохи стремились угнаться за современностью и мечтали быть наглядным воплощением своей эпохи. В ту пору очень многое появилось впервые (или вернулось, обновленное до неузнаваемости): например, высокие платформы, кислотные цвета, спортивный шик и загорелое тело.

Для подростков всего мира воплощением эстетических идеалов были участницы американской группы Spice Girls. Тогда девичьи поп-группы стали самым распространенным способом добиться признания в музыкальных кругах и быть образцом для подражания. Пять девушек, абсолютно друг на друга не похожих, представляли характерные типажи десятилетия: рыжая хулиганка Джерри Холлиуэй, «женщина вамп» Виктория Адамс (впоследствии Бэкхэм), голубоглазая baby «doll Эмма» Бантон, красавица мулатка Мелани Браун и спортсменка («рубаха парень») Мелани Чизолм. Они одними из первыми начали пропагандировать стиль, который сегодня называют «спортивный шик». Поп-дивы носили кроссовки с коктейльными платьями, а тренировочные брюки сочетали с топами в стразах. Один из самых популярных хитов 1990-х «Every boys, every girls, spice up your life!» убеждал, как важно сделать жизнь пряной, насытить специями. Это можно назвать девизом молодых и амбициозных людей, живущих здесь и сейчас.

Следующий кумир подростков конца 1990-х - Бритни Спирс. В начале карьеры она эксплуатировала образ Лолиты в школьной форме, смело демонстрировала преимущества юности, оставаясь при этом девственницей (о чем постоянно заявляла в интервью). Молодежная мода той поры сразу же продолжила поиграть в «набоковские ассоциации»: джинсы с низким поясом (выставляющие на всеобщее обозрение нижнее белье), смешные майки (оставляющие открытым живот), короткие шортики. Модная в те времена прическа - две косички. Все это было иллюзией продолжающегося детства, и выглядело соблазнительно. Это была соблазнительность, играющая в невинность. Не случайно Бритни Спирс часто противопоставляли Мадонне. Икона поп-культуры 1990-х, хоть и в полной мере соответствовала модным музыкальным направлениям и по-прежнему диктовала моду, но, все же, не совсем оправдывала ожидания поколения next. Мадонна была человеком из другого мира. Мир Мадонны тот, в котором Золушка чтобы получить желаемое использует агрессивные стратегии. Такая героиня получает желаемое не потому, что заслужила награду, но потому что убедила, что достойна всего самого лучшего. Похожая на одноклассницу Бритни выглядела более простой и понятной для тинэйджеров, и что важно, взрослела на глазах у публики, вместе с публикой. Впоследствии проблемы Спирс так же стали видны всем. Парадокс, но снисхождения от вчерашних фанатов она не получила, так как слишком для многих была ориентиром, а ее проблемы не укладывались в образ идеала. Поэтому сегодняшние попытки певицы вернуть хотя бы малую часть былой популярности пока не имеют результата. В мире шоу-бизнеса, летопись которого ежедневно ведется

на голубых экранах и глянцевых страницах, всегда найдется замена, даже самой почитаемой «иконе стиля».

Главные соперницы вышеназванной поп-дивы Кристина Агилера и Кайли Миноуг не могли похвастаться той непосредственностью и мнимой невинностью, свежестью, за которые телезрители всего мира полюбили Бритни Спирс. Кристина и Кайли провоцировала публику откровенными нарядами, шоколадным загаром и вызывающим макияжем. Это было начало нулевых, когда постепенно спортивный шик 1990-х сменился претенциозным стилем, именуемым в народе «гламур», а в музыкальной среде направлением йсИ&ЪеаийШ! (по первым буквам направления Ритм-н-блюз). Новые героини вполне отражали изменившиеся вкусы общества. Естественность уже не казалась такой привлекательной как раньше. Молодые люди и девушки захотели предъявить миру себя, и продвигать себя как особый капитал.

Вскоре на олимп поп-культуры взошли новые героини. Певицы афроамериканского происхождения Бейонсе, Алисия Кис и латиноамериканка Джей Ло. Их жизнь представляется масс-медиа как вариант воплощенной американской мечты. В моду вернулось все то, что отвергли ориентированные на унисекс 1990-е: пайэтки, блестки, золото и серебро, бельевой стиль и облегающие силуэты.

Гламурные ценности продержались примерно десять лет. Канал МТУ поменял формат, теперь здесь мало показывают музыкальные клипы, почти не обсуждают новости из мира звезд, но демонстрируют разнообразные реалити-шоу и сериалы («Секс в большом городе», «Сплетница»). Феномен многосерийного фильма заслуживает отдельного разговора, а вот популярность «телеимитации» жизни можно упомянуть и в данном контексте. Дело в том, что у певиц появились серьезные конкурентки - участницы реалити-шоу. Зрители могут наблюдать за их действиями, этим героиням сочувствуют, сопереживают. По ту сторону монитора жизнь Бритни и Кристины так же воспринималась как тоже своего рода шоу, но слишком непохожее на реальность. Теперь угол наблюдения изменился: зрительский голос, наконец-то, влияет на судьбу персонажей, более того - от количества голосов зависит, кто на этот раз получит шанс называться «героем своего поколения».

Современникам важно быть уверенными, что каждый имеет право стать лицом эпохи, в которой ему довелось взрослеть. Теперь новые звезды зажигают обычные мальчики и девочки.

В незамысловатом мире простых мальчиков и девочек нет места высокой моде. Молодежь, подуставшая от искусственного блеска Svarowski на платьях совершенных красавиц, выбрала образцами для подражания рок-диву Аврил Лавинь и экстравагантную Пинк. Они для данной аудитории показались честнее, чем гламурные дивы. Аврил

вернула в моду образ школьницы, но добавила немного рок-атрибутики: кеды, металлическая бижутерия, гетры и электрогитара. Если Аврил Лавинь - это такая «Бритни Спирс от рок-н-ролла», то имидж Пинк, скорее, близок к манере себе вести, которой придерживается Кристина Агилера. То же стремление быть именно такой, какой тебя хотят видеть: немножко смешной, смелой и сексуальной.

Таким образом, музыкальный шоу-бизнес в определенной степени можно считать отражением общественных настроений. Новое десятилетие началось под звуки песни «Bad romance» Lady GaGa. Безумные наряды певицы обсуждаются гораздо охотнее, чаще и слаще, чем ее творчество. Мода снова опередила музыку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.