Научная статья на тему 'Модернизация высшего строительного образования в России: динамика процесса'

Модернизация высшего строительного образования в России: динамика процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION REFORM / МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ARCHITECTURAL EDUCATION MODERNIZATION / ВЫС-ШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРА-ЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERMANENT EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ. МАГИСТРАТУРА / БАКАЛАВР / МАГИСТР / BACHELORSHIP / MA DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кофанов С.В.

В статье рассказывается о важнейших мероприятиях последних лет, проведенных в связи с осуществляемым в стране реформированием системы подготовки инженерно-строительных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERNIZATION OF HIGHER ARCHITECTURAL EDUCATION IN RUSSIA: THE PROCESS IN DYNAMICS

The author discusses the most important events, which took place along with the civil-engineering education system reform implemented in Russia.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего строительного образования в России: динамика процесса»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДИНАМИКА ПРОЦЕССА

THE MODERNIZATION OF HIGHER ARCHITECTURAL EDUCATION IN RUSSIA: THE PROCESS IN DYNAMICS

C.B. Кофанов

S.V. Kofanov

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассказывается о важнейших мероприятиях последних лет, проведенных в связи с осуществляемым в стране реформированием системы подготовки инженерно-строительных кадров.

The author discusses the most important events, which took place along with the civil-engineering education system reform implemented in Russia.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию. В 2005 году Минобразования и науки РФ подготовило ряд законопроектов, в которых было намечено снять барьеры на пути неограниченного действия правил рыночной экономики в образовательной сфере, усилить давление работодателей на формирование учебных планов и программ, а также подчинить их контролю деятельность вузов в целом. Также предполагалось осуществить переход на двухуровневую систему образования, сохранив моноподготовку лишь по отдельным специальностям, присоединение РФ к Болон-ской декларации и европейской системе измерения образования ESTS [5].

С этого времени началось обсуждение предложений и экспериментов, связанных с осуществлением реформы высшей школы в России, а также были предприняты шаги, направленные на модернизацию системы подготовки инженерно-строительных кадров.

20 апреля 2005 года УМО по строительным специальностям Министерства образования и науки РФ совместно с целым рядом правительственных и общественных организаций на базе МГСУ провело Всероссийское совещание на тему «Направления реформирования высшего строительного образования". В его работе приняли участие ректоры, проректоры, представители более чем 50 вузов, в которых ведется подготовка инженеров-строителей, а также руководители и представители организаций и союзов работодателей из нескольких регионов России. [5] Собравшихся интересовал ряд вопросов. В частности, как отразится реформа на качестве подготовки специалистов, что необходимо предусмотреть, чтобы не упал уровень их квалификации, нужны ли стройкам бакалавры и магистры? [2].

В выступлениях участников совещания звучала озабоченность некоторыми направлениями проводимой реформы, хотя в целом выступавшие согласились с необходимостью модернизации системы профессионального образования. Вместе с тем отмечалась неготовность как общества в целом, так и строительной отрасли в частности к радикальным преобразованиям системы подготовки инженеров вследствие отсутст-

вия их правовой и законодательной поддержки, нехватки материальных, финансовых и кадровых ресурсов [5].

Обсуждался также переход на двухуровневую систему образования. Но как заметили некоторые выступавшие, бакалавру с 4-летней подготовкой и без диплома инженера вряд ли кто доверит работу инженера, а магистр с высокой степенью образования слишком хорош для этой должности на стройке. Будут ли они востребованы на рынке? Вхождение в общеевропейскую систему образования потребует изменения и коррекции российских образовательных стандартов и аккредитации вузов, введения общеевропейского приложения к диплому, к чему не скоро будут готовы отечественные вузы и выпускники, а значит - их вытеснят с рынка труда преуспевающие иностранные специалисты [2].

Активное обсуждение проблем модернизации позволило выработать утверждение реформы в целом. Вместе с тем, было принято решение, что переход к более совершенной системе образования и интеграция в европейское образовательное пространство должны осуществляться с сохранением в строительных вузах системы подготовки дипломированных инженеров-строителей по непрерывной программе с продолжительностью обучения не менее 5 лет. Такая система - залог сохранения общепризнанного за рубежом и в России высокого уровня отечественного инженерного корпуса и обеспечения реальных потребностей строительного комплекса страны. При этом была подчеркнута важная роль расширенного участия работодателей в подготовке инженерных кадров и модернизации вузов [2].

23 марта 2006 года в Москве состоялся внеочередной съезд международной Ассоциации строительных высших учебных заведений. В выступлениях было подчеркнуто, что вузовское сообщество во главе с Российским союзом ректоров сумело во многом скорректировать направления и ход реформ, что позволило придать им более конструктивный характер, отвечающий интересам национальной системы высшего образования. Вузы, входящие в состав АСВ, принимают в этой деятельности активное участие.

Что касается дискуссий о Болонском процессе, то они имели позитивный аспект, так как позволили оценить преимущества национальной образовательной системы и обозначить ее проблемы [4].

На съезде с отчетом о деятельности ассоциации в 2004-2005 годах выступил ректор МГСУ В.И. Теличенко. Он также подробно остановился на актуальных задачах высшего строительного образования в РФ.

В.И. Теличенко, в частности, отметил, что предстоящая реформа высшего образования предусматривает различные возможности построения учебного процесса. Например, разветвляющаяся система: "4+1" (бакалавр-специалист) или "4+2" (бакалавр-магистр). Во многих отраслях, особенно технических, работодатели требуют сохранения многоуровневой подготовки с 5-ти летним (или более) сроком обучения [4].

В основу проектов новых стандартов должна быть положена компетентностная модель специалиста, менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету труда, что должно обеспечить более высокую мобильность выпускников вузов в изменяющихся условиях рынка. Она включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные, специальные.

Первые четыре группы компетентностей послужат фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй - магистерской ступени ВПО, так и в сфере дополнитель-

ного и послевузовского образования [4].

Что касается основных задач в деле подготовки строительных кадров, то они таковы:

1) Ресурсное и финансовое сопровождение реформ.

2) Развитие образовательных технологий и методического обеспечения учебного процесса.

3)Развитие вузовской науки.

4) Совершенствование форм образовательного процесса.

5) Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса.

6) Кадровое обеспечение учебного процесса.

7) Развитие системы контроля качества образования [4].

В декабре 2006 года Ассоциация Строителей России (АСР) на базе Федерального агентства по образованию провела круглый стол, посвященный кадровым проблемам строительной отрасли. В мероприятии принимали участие ректоры вузов, руководители строительных компаний, представители исполнительной власти и т.д. По мнению АСР, назрела необходимость реформирования строительного образования в стране. Как отметил Президент АСР Н.П. Кошман, «профессиональное образование часто оказывается неэффективным и не дает гарантий трудоустройства по причине его плохой связи с производством". [3]. Участниками круглого стола были подготовлены предложения по изменению ситуации, сложившейся в сегменте строительного образования. Они, в частности, предполагали: увеличение контрольных цифр приема на подготовку специалистов по строительным специальностям, активное участие работодателей в разработке стандартов программ, формирование целевых заказов на подготовку кадров, создание отраслевого научно-исследовательского центра [3].

В 2007 году был принят закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

21 октября 2009 года в Московском государственном строительном университете (МГСУ) состоялось совещание «По вопросам подготовки квалифицированных кадров и осуществления научно-исследовательской деятельности высшими учебными заведениями в сфере строительства».

В зале ученого совета МГСУ собрались представители образования, науки, бизнеса и государства для обсуждения проблем кадровой и научно-исследовательской политики в строительстве.

В выступлениях отмечалась важность строительной сферы для развития России -один строитель связан с двадцатью представителями других отраслей, поэтому появление новейших технологий в строительстве может дать новый импульс для развития всей российской экономики.

Вместе с тем имеются серьезные расхождения в соотношении количества и качества выпускаемых российскими строительными вузами специалистов. Лишь чуть более половины выпускников идут работать по полученным специальностям. Существуют также проблемы с повышением квалификации, с организацией непрерывного образования и т.п.

Было также обращено внимание на слабое финансирование, отсталую материально-техническую базу, отрыв от производства, на средний возраст профессорско-преподавательского состава.

По итогам совещания было принято решение, в котором участники наметили цель создания в РФ единой инновационной системы непрерывного строительного образования мирового уровня, способной опережающими темпами обеспечить удовлетворе-

ние кадровых потребностей отрасли, формирование хозяйственной и социальной инфраструктуры России на долгосрочную перспективу, реализацию приоритетных национальных проектов [1].

Участниками встречи были поставлены следующие задачи:

1) осуществить качественную перестройку образовательной деятельности на основе использования инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности в рамках отраслевой интеграции образовательных учреждений строительно-архитектурного профиля;

2) сформировать эффективные инновационные структуры и содержание научно-исследовательской деятельности в отрасли, обеспечить интеграцию науки, образования и венчурной практики на основе полной реализации научного и творческого потенциала сотрудников вузов и их стратегических партнеров, коммерциализацию и внедрение технологий в реальный сектор экономики;

3) продолжить активное развитие отраслевого информационного пространства в строительном комплексе на основе единой информационной инфраструктуры системы профессионального образования и научно-исследовательской деятельности в строительстве и архитектуре;

4) осуществить восполнение и развитие кадрового потенциала науки и образования в отрасли на основе поддержки ведущих научных школ, профессиональной подготовки и управления карьерой молодых ученых, повышения эффективности аспирантуры и докторантуры, активного использования мирового опыта [1].

На совещании была подчеркнута необходимость серьезной модернизации строительного образования. В справке Минрегиона России, розданной участникам совещания, говорилось, в частности, о том, что необходимо определить МГСУ ответственным образовательным учреждением за формирование научно-методического обеспечения реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Градостроительство», реализуемой в соответствии с государственными требованиями.

Кроме того, было подчеркнуто, что поскольку в России практически отсутствует полноценная система непрерывного строительного образования, то Минрегион считает важным рассмотреть вопрос о ее создании. Большая роль в этом деле отводится МГСУ как одному из разработчиков и исполнителей программы непрерывного образования в строительстве с участием объединений работодателей и бизнес-структур, в состав которых входят Российское общество инженеров строительства, Союз строителей России, ассоциация строителей России [1].

Участники совещания предложили рассмотреть вопрос о включении направления «Строительство и архитектура» в перечень «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и о включении наиболее значимых исследовательских направлений в области строительства и архитектуры в перечень «Критические технологии Российской Федерации».

Ректор лидирующего российского строительного вуза МГСУ В. И. Теличенко предоставил данные о подготовке специалистов в 14 профильных архитектурно-строительных университетах России. Кроме того, подготовка специалистов по направлению «Строительство» ведется на более чем 100 строительных факультетах технических университетов.

Выделяются 10 специальностей по направлению «Строительство":

1. Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий строительных материалов, изделий и конструкций.

2.Промышленное и гражданское строительство.

3.Гидротехническое строительство.

4.Городское строительство и хозяйство.

5.Производство строительных материалов, изделий и конструкций.

6.Теплоснабжение и вентиляция.

7.Водоснабжение и водоотведение.

8.Механизация и автоматизация строительства.

9.Проектирование зданий.

10. Экспертиза и управление недвижимостью.

Подготовка магистров включает порядка 30 магистерских программ [1].

Являясь головным вузом УМО и Международной ассоциации строительных вузов, МГСУ является разработчиком Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры высшего профессионального образования по направлению «Строительство» [1].

На встрече в МГСУ прозвучало предложение о создании фонда целевого капитала для обеспечения финансирования актуальных программ развития строительной науки и профессионального строительного образования.

В МГСУ считают, что необходима отраслевая интеграция образовательных учреждений строительно-архитектурного профиля, отраслевая интеграция научных учреждений строительно-архитектурного профиля, а также отраслевая интеграция информационных ресурсов на основе формирования открытой сети отраслевого информационного пространства «Строительство» [1].

Подводя итоги вышеизложенного, отметим, что в данной статье была рассмотрена последовательность мероприятий, состоявшихся в связи с проводимой в последние годы в стране реформой высшего профессионального образования. На них были поставлены задачи, решение которых позволит достичь максимально высоких результатов в процессе модернизации. Взвешенная позиция ректоров строительных вузов, их объективный взгляд на происходящее, понимание необходимости намеченных преобразований - все это будет способствовать успешной реализации поставленных целей и, возможно, предотвратит, совершение трудно устранимых в последующем ошибок.

Литература

1. Портал Строительный мир. Режим доступа: http://www.stroinauka.ru/d27drll87lml47.html

2. Сергеева Л. Вузы готовятся к реформе / Московская правда от 4 мая 2005 года / Министерство образования и наука Российской Федерации. Режим доступа: http:// mon. gov. ru / press / smi/1211/

3. Строительное образование в России подвергнется реформе / Сайт Независимый строительный портал NSP. ru Режим доступа: http:// www. nsp. su / news/ 200б-12/ 1192/

4. Съезд Международной Ассоциации строительных вузов / Журнал "БСТ". №б, 200б / Режим доступа: http://www.mgsu.ru/index.php?option=content&task=view&id=ll32

5. Теличенко В.И. Проблемы и направления развиия высшего строительного образования в России / Промышленное и гражданское строительство. №б, 2005 / Портал Строительный мир. Бибилиотека статей и документов. Режим доступа: http:// www. stroi. ru / tsch / d788dr398709ml.html

Literature

1. Portal stroitelnyi mir. Rejim dostupa: http://www.stroinauka.ru/d27drll87lml47.html

2. Sergeeva L. Wusy gotoviatsia k reforme / Moskovskaia pravda ot 4 maia 2005 goda / Minister-stvo obrasovaniia i nauka Rossiiskoi Federazii. Rejim dostupa: http:// mon. gov. ru / press / smi / 1211/

3. Stroitelnoe obrasovanie v Rossii podvergnetsia reforme / Sait Nesavisimyi stroitelnyi portal NSP. ru. Rejim dostupa: http:// www. nsp. su / news/ 2006-12/ 1192/

4. S'esd Mejdunarodnoi Assoziazii stroitelnyh Wusov/ Jurnal "BST". №6, 2006 / Rejim dostupa: http://www.mgsu.ru/index.php?option=content&task=view&id=1132

5. Telicenko W.I. Problemy i napravleniia rasvitiia vysshego stroitelnogo obrasovaniia v Rossii / Promyshlennoe i grajdanskoe stroitelstvo. №6, 2005 / Portal stroitelnyi mir. Biblioteka statei i do-kumentov. Rejim dostupa: http:// www. stroi. ru / tsch / d788dr398709ml.html

Ключевые слова: реформа высшей школы, модернизация строительного образования, высшее профессиональное образование, двухуровневая система образования, дистанционное образование, непрерывное образование, бакалавриат. магистратура, бакалавр, магистр.

Key words: higher education reform, architectural education modernization, higher professional education, two-level education system, distance education, permanent education, bachelorship, MA degree

129337, Москва, Ярославское шоссе, 26, МГСУ, тел.: 8-910-493-60-93; e-mail: fil@mgsu.ru

Рецензент: Ишков Александр Дмитриевич, к.пс.н., профессор, руководитель КР СДПО ГОУ

ВПО МГСУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.