Научная статья на тему 'Модернизация структуры и содержания инженерного образования'

Модернизация структуры и содержания инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация структуры и содержания инженерного образования»

Л. ГРЕБНЕВ, профессор В. КРУЖАЛИН, профессор Е. ПОПОВА, профессор Министерство образования РФ

Модернизация структуры и содержания инженерного образования

При переходе страны к новым социально-экономическим условиям высшая техническая школа России претерпела существенные изменения, затрагивающие все структурно-содержательные компоненты инженерного образования. Введение в вузах России, помимо основных образовательных программ подготовки инженеров, также подготовки бакалавров и магистров по направлениям технических наук позволило говорить о состоявшейся диверсификации образовательных программ высшего технического образования (ВТО). Новая структура подготовки выпускнивов потребовала и новой типологизации высших учебных за-ведений:институт, академия,технический университет. Учитывая эти объективные изменения, сегодня целесообразно рассматривать состояние и проблемы не только инженерной подготовки, но всего ВТО в целом.

Анализ современного состояния высшего технического образования в России показывает, что изменения в экономике привели к существенным изменениям в структуре подготовки специалистов (по укрупненным областям деятельности). За период с 1994 г. по 2000 г. происходил дальнейший рост доли подготовки специалистов гуманитарного профиля - с 16,9% до 21,5%, экономистов - с 18,9% до 42,9%; сохранилась тенденция снижения доли подготовки специалистов инженерно-технического профиля - с 35,1% до 29,0%, сельскохозяйственного - с 6,1% до 4,2%, медицинского - с 4,2% до 3,3% и

естественнонаучного профиля - с 8,5% до 5,1%.

Несмотря на относительное снижение состава обучающихся по инженерно-техническим специальностям, доля государственных высших учебных заведений в подготовке инженерных кадров возросла с 39% в 1994 г. до 60% в настоящее время. Подготовку инженерных кадров в России сегодня осуществляют 346 государственных высших учебных заведений (в 1994 г. - 215 вузов), в том числе 64 классических университета, 12 педагогических вузов, 16 вузов социально-экономического профиля, 12 вузов культуры и искусства, 2 медицинских вуза. Общее количество студентов, обучающихся в государственных вузах по инженерно-техническим специальностям и направлениям, увеличилось с 921,9 тыс. чел. в 1994 г. до 1351,1 тыс. чел. в 2000 г.

Кроме того, подготовку инженерных кадров реализуют 112 негосударственных вузов, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования, в том числе 33 вуза, получивших государственную аккредитацию. Общее количество студентов, обучающихся в негосударственных вузах по инженерно-техническим специальностям и направлениям, увеличилось с 1,3 тыс. чел. в 1994 г. до 10,09 тыс.чел. в 2000 г. (3,14% от общего контингента студентов негосударственных вузов).

В период 1995-2001 гг. преодолена тенденция сокращения приема в вузы по направлениям и специальностям

ВТО. Прием студентов по инженернотехническим специальностям увеличился с 201,7 тысячи человек в 1997 г. до 306,7 тысячи человек в 2001 году. Динамика приема на инженерно-технические специальности по очной форме обучения характеризуется следующими показателями (тыс. чел.): 1993 г. -137, 6; 1994 г. - 130, 2; 1995 г. - 142,5;

1996 г. - 150,0; 1997 г. - 157,0; 1998 г. -160,1; 1999 г. - 184,4; 2000 г. - 231,2; 2001 г. - 267,0 тыс.чел.

Изменилась и структура приема в вузы по инженерно-техническим специальностям. В частности, увеличилась доля приема студентов по группам специальностей информатики и вычислительной техники, сервиса, эксплуатации транспорта и технологии продовольственных продуктов, значительно возросла доля приема студентов по междисциплинарным естественно-техническим специальностям, а также по специальностям безопасности жизнедеятельности и экологии и природопользования (табл. 1).

По данным Госкомстата России, за 1999 год доли нетрудоустроенных выпускников по различным профилям подготовки практически близки (13,8 -16,4%), т.е. выпускники с высшим техническим образованием даже в условиях спада производства имеют востребованность не ниже, чем специалисты других областей. Исключение составляют выпускники по группам специальностей здравоохранения (6,2%), культуры и искусства (25,8%) и экономики и управления (20,5%).

Кадровый потенциал инженерных вузов сохранился и имеет в настоящее время наиболее высокие квалификационные показатели: 61,6% преподавателей (основной штатный персонал) инженерных вузов Минобразования России имеют ученые степени и звания (в классических университетах - 57,2%, в экономических вузах - 60,6%).

Классификатор (перечень) направлений и специальностей высшего профессионального образования, в соответствии с которым были разработаны государственные образовательные стандарты «первого поколения», в части ВТО содержал 38 направлений подготовки бакалавров и магистров и 306 специальностей. За период с 1994 по 1999 годы дополнительно были открыты еще 3 новых направления подготовки и 21 специальность, 10 специальностей переименованы.

В эти годы укрупнение специальностей было реализовано только в отношении 6 специальностей Классификатора. Причиной его узкопрофильнос-ти и, как следствие, большого числа специальностей является формирование Классификатора специальностей по различным признакам: объектному, отраслевому и по видам деятельности, а также незаинтересованность вузов в укрупнении специальностей из-за сложившейся практики оценки деятельности вузов по числу специальностей и опасений потери контрольных цифр приема, объемов финансирования и сокращения кафедр.

Стремление вузов сохранить узкопрофильную подготовку затрудняет реализацию принципа подготовки специалистов широкого профиля, способных гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка труда. Некоторое увеличение доли выпускников широкого профиля было достигнуто в 90-х годах за счет выпуска бакалавров и магистров техники и технологий.

Анализ статистических данных за

1997 г. показал, что по 87 инженернотехническим специальностям из 306 прием проводился в пяти и менее вузах (в том числе по 30 специальностям - в одном вузе, 23 - в двух, 17 - в трех вузах, 14 - в четырех и по 3 - приема не

Таблица 1

Структура приема в вузы по группам инженерно-технических специальностей

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Всего (в %) 100 100 100 100 100 100 100

по группам специальностей: Междисциплинарные естественно -технические специальности 4,2 4,9 5,4 6,1 7,3 8,0 8,2

Геология и разведка полезных ископаемых 1,4 1,3 1,3 1,2 1,1 0,9 0,9

Разработка полезных ископаемых 2,8 2,9 3,1 2,4 2,5 2,8 3,0

Энергетика и энергомашиностроение 5,6 5,7 5,6 4,7 4,8 5,2 5,4

Металлургия 2,3 2,2 2,0 1,9 2,0 2,0 2,0

Машиностроение и материалообработка 8,4 8,2 7,8 7,7 7,0 6,6 6,8

Авиационная и ракетно-космическая техника 2,4 2,2 2,2 2,2 2,1 1,8 1,6

Морская техника 1,0 0,9 1,0 0,9 0,8 0,7 0,6

Наземные транспортные средства 4,8 4,4 4,1 4,5 4,6 4,8 4,8

Технологические машины и оборудование 7,5 7,4 7,2 6,5 6,1 6,0 5,8

Электротехника 3,2 3,5 3,7 3,1 3,2 3,2 3,2

Приборостроение 2,2 2,3 2,2 2,0 1,9 1,8 1,8

Электронная техника, радиотехника и связь 8,0 7,7 7,5 7,8 7,2 6,3 6,0

Автоматика и управление 6,3 6,0 5,9 5,7 5,6 5,6 5,4

Информатика и вычислительная техника 5,9 5,9 6,0 5,9 6,4 6,1 6,4

Сервис 0,7 1,5 2,1 3,1 3,8 4,3 4,5

Эксплуатация транспорта 4,2 3,9 3,9 4,2 4,5 4,5 4,7

Химическая технология 3,7 3,3 3,2 2,5 2,5 2,4 2,5

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 2,7 2,7 2,7 3,0 3,0 2,9 2,8

Технология продовольственных продуктов 2,9 3,4 3,4 3,6 3,8 4,0 3,8

Технология товаров широкого потребления 3,1 2,7 2,6 2,2 2,0 2,0 2,2

Строительство и архитектура 14,3 13,9 13,5 13,8 13,2 12,7 12,0

Геодезия и картография 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,4 0,3

Экология и природопользование 1,8 2,0 2,3 2,7 2,8 3,0 2,7

Безопасность жизнедеятельности 0,2 0,4 0,7 1,0 1,4 1,6 1,9

Управление качеством - - - - - 0,1 0,3

было). Объем приема в 1997 году не превышал 250 человек в целом по стране по 118 инженерно-техническим специальностям, 150 человек - по 80 специальностям, 100 человек - по 60 специальностям, 50 человек - по 31 специальности. Наибольшим спросом с точки зрения лицензирования инженернотехнических специальностей пользовались специальности группы 220000 Информатика и вычислительная техника, 230000 Сервис, 290000 Строительство и архитектура, 330000 Безопасность жизнедеятельности, а также естественно-технические специальности

071900 Информационные системы (по областям применения).

Сегодня содержание высшего технического образования определяется в первую очередь государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

ГОС ВПО «первого поколения » для высшего технического образования были разработаны в 1994-1996 годах. «Первое поколение» ГОС ВПО включало как Классификатор направлений полготовки и специальностей, так и Государственные требования к минимуму содержания и уровню (Гос. тре-

бования) подготовки выпускников по этим направлениям подготовки и специальностям.

В тот же период были утверждены Гос. требования подготовки бакалавров, магистров и инженеров. По всем направлениям ВТО в вузах была открыта подготовка бакалавров и магистров.

В целях реализации ГОС ВПО «первого поколения» в области техники и технологии в вузах и обеспечения единства образовательного пространства были предприняты такие меры:

• созданы, тиражированы и разосланы в вузы комплекты примерных программ по циклам естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД), гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ); учебно-методическими объединениями вузов (УМО) созданы примерные программы специальных дисциплин (СД) по курируемым специальностям;

• разработаны и утверждены примерные учебные планы по всем направлениям и специальностям ВТО;

• сформирован перечень магистерских программ по направлениям ВТО, составлен и опубликован перечень специализаций по всем специальностям ВТО;

• подготовлено и утверждено Положение об экстернате в государственных, муниципальных вузах России, утвержден перечень направлений и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме (77 специальностей ВТО) и в форме экстерната (24 направления и 242 специальности ВТО);

• подготовлено инструктивное письмо о порядке реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования (ВПО) в очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения.

В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 04.03.97 N 3/2 «О ходе работ по обновлению Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» в 1997 году была развернута работа по формированию новых принципов построения перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, определению порядка реализации основных образовательных программ на различных ступенях ВПО, созданию макета требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям ВПО и обновлению содержания циклов входящих в них обязательных дисциплин.

За период с 1997 г. по 1999 г. в рамках указанных работ был проведен анализ «первого поколения» ГОС ВПО в части Гос. требований подготовки бакалавров и Гос. требований подготовки инженеров, а также анализ реализации основных образовательных программ ВТО в вузах. Установлено, что объем и содержание цикла дисциплин ГСЭ едины для всех программ бакалавров и инженеров. Цикл дисциплин ГСЭ включал 11 обязательных дисциплин, содержание которых носило мировоззренческий характер и было слабо ориентировано на решение задач профессиональной деятельности. Объемы цикла дисциплин ЕН имели неоправданный разброс, в ряде случаев даже по родственным направлениям и специальностям. Цикл ОПД характеризовался значительными различиями как по объему часов (от 1552 до 2564), так и по перечню (от 5 до 18 дисциплин) и содержанию обязательных дисциплин. В Гос. требованиях подготовки бакалавров и Гос. требованиях подготовки инженеров было неоправданно велико число дисциплин цикла ОПД (более 170). При практически идентичном содержании многие дисциплины имели

различные наименования. Это усложняло обеспечение обучающихся учебно-методической литературой и отрицательно сказывалось на общепрофессиональной фундаментальной подготовке выпускников. Объем цикла СД для бакалавров также имел большой разброс - от 300 до 1200 часов.

Анализ содержания обязательных дисциплин Гос. требований «первого поколения » показал наличие совпадения определенной, а в ряде случаев - значительной части содержания образования инженеров по родственным специальностям и бакалавров по направлениям ВТО. В некоторых случаях бакалаврская подготовка была полностью встроена в подготовку инженеров, что обусловлено сопряженностью содержания подготовки по соответствующим направлениям и специальностям ВТО.

Анализ реализации образовательных программ для подготовки бакалавров и инженеров в вузах показывает, что технические вузы стремятся обучать будущих бакалавров и инженеров по единому учебному плану в течение первых двух - четырех лет с последующим разделением образовательных траекторий подготовки (бакалавров, инженеров и магистров).

В вузах с пятилетним сроком обучения имелись трудности в реализации Гос. требований подготовки инженеров, в которые полностью встроена бакалаврская подготовка. В таких случаях может фактически реализовываться подготовка бакалавров по специальности, т.е. с квалификацией.

Анализ перечня присваиваемых выпускникам вузов квалификаций показал, что наметилась тенденция в стремлении вузов присваивать выпускникам сдвоенные квалификации, например инженер-эколог, инженер-менеджер и т.д., не предусмотренные в Гос. требованиях подготовки инженеров «первого поколения» ГОС ВПО.

В 1999 - 2000 гг. Министерством образования России совместно с учебнометодическими объединениями технических вузов была предпринята попытка по преодолению узкопрофильности в подготовке инженеров. В результате 312 инженерных специальностей были сгруппированы в 81 направление подготовки дипломированных специалистов.

Такие изменения в Перечне направлений подготовки и специальностей в области техники и технологии можно характеризовать как важный шаг перехода от узкоотраслевого принципа построения Перечня к системе, где родственные специальности объединены в направление подготовки по принципу единого научного содержания подготовки, т.е. общего «ядра», включающего единые для направления дисциплины гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов. При этом проведено сопряжение содержания подготовки по направлениям дипломированных специалистов и родственных направлений бакалавров (магистров).

Такой подход повышает мобильность выпускников на рынке интеллектуального труда, а также академические свободы вуза при обеспечении высокой технологичности построения учебного процесса.

В 2000 г. в соответствии с новым Перечнем направлений подготовки и специальностей были утверждены и введены в систему ВТО государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования «второго поколения», отразившие изменения в содержании высшего технического образования, которые в течение последнего десятилетия также были значительны.

Были уточнены цели гуманитарного и социально-экономического обра-

зования, разработаны подходы к формированию структуры ГСЭ, в том числе для ВТО.

Научно-методическими советами совместно с УМО была разработана и проведена апробация концепции построения структуры и содержания цикла ОПД в требованиях к бакалаврам и инженерам, предполагающая наличие шести интегрированных дисциплин, обязательных для всех направлений и специальностей ВТО, общий объем которых составляет 55% от объема всего цикла ОПД. Предполагалось, что каждая интегрированная дисциплина может иметь «меню» курсов с указанием объемов и минимального содержания, из которых формируется интегрированная дисциплина для конкретного направления или специальности.

Обосновывалась целесообразность увеличения доли часов, отводимых в Гос. требованиях для реализации вузовской компоненты в циклах: ГСЭ -до 30%, ЕН - до 30%, ОПД - до 40-45%, СД - до 50%, и перехода во «втором поколении» ГОС ВПО от требований к знаниям и умениям выпускника по дисциплинам каждого цикла к профессиональным требованиям к выпускнику.

В целях обеспечения технологичности реализации образовательных программ в вузах было предложено сохранить и развивать имеющуюся в Гос. требованиях «первого поколения» сопряженность образования по родственным специальностям и направлениям бакалавров ВТО.

Работа по анализу и разработка подходов к совершенствованию ГОС ВПО и содержания образовательных программ выполнялась Министерством образования России совместно с УМО, НМС, научными организациями, профессионально-общественными ассоциациями и др. Результаты работы были использованы Министерством образования России при формирова-

нии нового Перечня направлений подготовки специальностей и ГОС ВПО «второго поколения».

ГОС ВПО «второго поколения» имеют определенные отличия от ГОС ВПО «первого поколения». Эти отличия касаются не только обязательного минимума содержания образования, но и структуры самого макета ГОС ВПО, в который введены такие важные разделы, как квалификационная характеристика выпускника и согласованные с ней требования к уровню профессиональной подготовленности выпускника, требования к материально-техни-чес-кому обеспечению учебного процесса, требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, требования к организации практик, требования к итоговой государственной аттестации выпускника.

Квалификационные характеристики выпускников во «втором поколении» ГОС ВПО составлены с учетом действующего в России Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих. В квалификационных характеристиках выпускников приведены объекты и виды их профессиональной деятельности, а также задачи профессиональной деятельности для каждого вида деятельности и квалификационные требования, описывающие, что должен знать и уметь выпускник в своей профессиональной области.

При разработке проектов «второго поколения» ГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям) в области техники и технологии учебнометодические объединения технических вузов стремились сформировать раздел «Требования к уровню профессиональной подготовки выпускников» таким образом, чтобы в нем были изложены требования в операционной форме, которые бы позволяли проверять выполнение задач профессио-

нальной деятельности, приведенных в квалификационной характеристике. К сожалению, это удалось реализовать далеко не во всех стандартах. Введение данного раздела позволило уйти в ГОС ВТО «второго поколения» от описания знаний и умений по циклам дисциплин, имевшего место в ГОС ВТО «первого поколения». Однако это не означает, что такие требования не нужны - они сохранены в примерных программах дисциплин.

Введение в ГОС ВТО квалификационных характеристик выпускников и требований к их профессиональной компетентности было вызвано стремлением сделать стандарты более востребованными работодателями и студентами (абитуриентами).

Система учебно-методического обеспечения учебного процесса содержит перечни обязательных лабораторных практикумов, требования к библиотечным фондам и перечни профессионально важных журналов, реферативных изданий, научной литературы. Сформированы также списки основной и дополнительной литературы.

Разделы по материально-техническому обеспечению учебного процесса содержат только общие требования к материально-технической базе вуза. В настоящее время учебно-методическими объединениями вузов и научно-методическими советами проводится работа по формированию более детализированных требований, практически содержащих перечни минимально необходимого оборудования для организации учебного процесса по всем направлениям подготовки в области техники и технологии. Они будут утверждены Минобразования России в качестве дополнений к ГОС ВТО «второго поколения».

В требованиях к итоговой государственной аттестации введены в качестве обязательных два вида аттестации:

выпускная квалификационная работа и государственный экзамен, а также требования к ним. Цель государственного экзамена - выявить теоретическую подготовку выпускника к решению профессиональных задач. Однако для инженеров это реализуется в процессе написания курсовых проектов и выпускной квалификационной работы. Поэтому Координационный совет в области техники и технологии обратился в Министерство образования России с предложением внести изменения в ГОС ВТО «второго поколения» и разрешить техническим вузам проводить этот экзамен по решению Ученого совета вуза.

В ГОС ВТО в области техники и технологии введен раздел «Требования к организации практик», в котором установлены следующие их виды - учебная, производственная и преддипломная. По каждому виду практик приведены описание их целей, определены условия организации и места их проведения, а также знания и умения, получаемые студентами в результате прохождения каждого вида практик. В раздел введен пункт «Аттестация по итогам практик», в котором описаны требования к проведению аттестации.

В качестве мест проведения учебной практики определены учебные лаборатории вуза, передовые предприятия промышленности; производственной практики - передовые промышленные предприятия, оснащенные современным оборудованием, испытательными приборами и т.п. Место проведения преддипломной практики - тоже передовые промышленные предприятия и организации, в которых возможно изучение материалов, связанных с темой квалификационной работы.

В разделе «Сроки освоения основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста» указана минимально допустимая

продолжительность каждого вида практик. Вуз имеет право увеличить объем практик по сравнению с приведенным в ГОС ВТО. Продолжительность практики студентов, обучающихся по направлениям подготовки в области техники и технологии, составляет в среднем 16-20 недель. Вместе с тем по ряду направлений подготовки требования инженеров к практикам имеют свою специфику. Для направлений подготовки «Прикладная геология», «Горное дело», «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство» продолжительность практики составляет 27-30 недель, «Аэронавигация » - 48 недель. Для направления подготовки «Водный транспорт» продолжительность практики на морских или рыболовных судах и требования к вместимости, энерговооруженности и районам плавания судов, на которых допустимо прохождение практики, устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации о дипломировании членов экипажей морских судов и членов экипажей судов рыбопромыслового флота и составляет не менее 40 недель. Прохождение практики на судах должно быть надлежащим образом документально подтверждено в журнале регистрации подготовки, выдаваемом студенту (курсанту) перед первой практикой и единой на весь период обучения студента (курсанта).

ГОС ВПО «второго поколения» по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии разработаны таким образом, что обязательный минимум содержания циклов ГСЭ, ЕН и ОПД одинаков для всех родственных специальностей данного направления подготовки и только цикл специальных дисциплин оригинален для каждой специальности. При этом цикл ОПД претерпел существенные изменения. Во всех ГОС ВТО «второго поколения» он со-

стоит из двух частей. Первая часть содержит шесть общеинженерных дисциплин: Начертательная геометрия и инженерная графика, Механика, Материаловедение и технология конструкционных материалов, Электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Безопасность жизнедеятельности, дидактические единицы которых варьируются в зависимости от области профессиональной деятельности. Вторая часть цикла ОПД содержит от двух до четырех дисциплин, включенных в стандарт по предложению УМО, курирующих специальности данного направления подготовки.

В некоторых ГОС ВТО цикл ЕН также дополнен по предложению УМО одной-двумя дисциплинами, как правило, специальными главами математики, физики или химии, необходимыми для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В ГОС ВТО «второго поколения» введен раздел «Сроки освоения основных образовательных программ по направлению подготовки», в котором в неделях указан срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера при очной форме обучения, сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, всех видов практик, итоговой государственной аттестации, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, а также каникулы, вместе с последипломным отпуском. При этом только общий срок освоения основной образовательной программы и срок теоретического обучения (включая научно-исследовательскую работу) являются строго фиксированными, по остальным показателям приведена нижняя граница необходимого числа недель. Таким образом, вуз при составлении своей образовательной программы может увеличить, например,

продолжительность практик, сессий или каникул, но не превышая при этом общего срока освоения основной образовательной программы, установленной в данном разделе ГОС ВТО и не изменяя срока теоретического обучения.

Отличительной особенностью данного раздела в ГОС ВТО «второго поколения» от ГОС ВПО «второго поколения» для направлений подготовки и специальностей других образовательных областей является то, что время, отведенное на экзаменационные сессии, указано отдельно и не включено в объем времени теоретического обучения. Это позволило установить общую трудоемкость подготовки выпускников в области техники и технологии в следующих объемах: 8262 часа - инженеры с пятилетним сроком обучения,7344 часа - бакалавры и 11232 - магистры. Такой подход облегчает планирование и организацию учебного процесса в техническом вузе.

В 2001-2002 гг. учебно-методические объединения технических вузов и научно-методические советы по дисциплинам продолжили работу по совершенствованию содержания технического образования. Разработаны примерные учебные планы и примерные программы дисциплин, перечни основной и дополнительной литературы. Обновляется содержание высшего технического образования и в новых учебниках и учебных пособиях. За период 2000-2001 гг. гриф Минобразования России получили 331 учебник и учебное пособие в области техники и технологии.

Однако совершенствование структуры и содержания образования далеко не единственная проблема, существующая в отечественном техническом образовании. Коллегия Минобразования России, состоявшаяся 8 июля 1999 г. и посвященная совершенство-

ванию структуры и содержания инженерного образования, отметила существующие в техническом образовании проблемы, к которым в первую очередь были отнесены:

• сохранение узкопрофильности подготовки в конкретной области и, как следствие этого, неспособность выпускников гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требованиями рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• недостаточный уровень академических свобод инженерных вузов в формировании основных образовательных программ и технологичности учебного процесса, обусловленный содержанием «первого поколения» Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

• отсутствие оценки потребностей отраслей в инженерах, бакалаврах и магистрах по всему спектру направлений и специальностей высшего технического образования, что затрудняет прогнозирование и регулирование структуры подготовки кадров;

• нарастающие сложности в реализации одной из главных составляющих ВТО - практической профессиональной подготовки и выполнения студентами научных исследований вследствие медленного обновления, а в ряде случаев - явного устаревания технологической, исследовательской и испытательной техники, а также вследствие трудностей в организации производственных практик;

• сокращение научных исследований в технических вузах, что нарушает принцип единства учебного процесса и научных исследований и приведет как к снижению качества подготовки специалистов, так и к дальнейшему спаду инновационных процессов в производстве;

• угроза прерывания преемственности в научных школах вузов в связи с

физическим старением профессорско-преподавательского состава и оттоком перспективных и молодых научных кадров в коммерческие структуры и за рубеж.

В решении Коллегии Минобразования России «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования» определены основные направления и мероприятия по дальнейшему развитию высшего технического образования в России на период до 2005 г.

В области структуры и содержания образования:

• оптимизация перечня направлений и специальностей ВТО, введение основных образовательных программ, направленных на повышение эффективности и гибкости системы ВТО, позволяющих гарантировать выпускникам фундаментальную подготовку, оперативно реагировать на потребности рынка труда, обеспечивать академическую мобильность на основе сопряжения родственных образовательных программ и расширения прав вузов при их формировании;

• организация содержания образования и учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся был включен в реальный творческий процесс создания новой конкурентоспособной разработки и обеспечения условий ее реализации у потребителя;

• поэтапный переход к разработке образовательных программ международного класса, направленных на интеграцию российского технического образования в мировую систему;

• переход ряда ведущих вузов на подготовку по экспериментальным учебным планам с целью создания необходимой базы для совершенствования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и выработки механизма обновления

содержания высшего технического образования.

В сфере финансирования:

• объединение усилий и инициатив вузов, профессионально-общественных объединений, государственных, муниципальных и региональных органов управления высшим образованием в развитии и распространении систем многоканального финансирования вузов при определяющей роли бюджетного финансирования.

В области социальной защищенности выпускников:

• формирование системы региональных центров анализа и прогнозирования потребностей рынка интеллектуального труда с целью оказания помощи в трудоустройстве выпускников технического профиля и организации вузами целевой подготовки;

• развитие системы послевузовского и дополнительного профессионального образования, в том числе параллельного основному, в сети непрерывного образования на базе вузов и центров повышения квалификации.

Необходимыми условиями для развития системы ВТО являются:

• развитие фундаментальных и прикладных научно-технических разработок, интеграция учебного и научного процессов в вузах, кооперация вузов с промышленными и научными организациями как основы для функционирования научно-технических школ вузов и обновления содержания образовательных программ;

• развитие и повышение эффективности системы научно-производственных практик как обязательного элемента подготовки специалистов технического профиля;

• формирование программ издательской деятельности вузов по созданию информационно-методического обеспечения учебного процесса;

• формирование целевых научно-

методических программ по разработке новых высокоэффективных образовательных технологий, включая компьютерные технологии, дистанционное обучение;

• централизованное обновление учебно-материальной базы вузов на основе их многоканального финансирования и совместной деятельности вузов и организаций;

• укрепление организующей роли учебно-методических объединений вузов России как научно-методических и учебных центров подготовки специалистов технического профиля.

В данной статье обобщены результаты деятельности вузовской общественности и Министерства образования России в решении лишь двух из

A. ПЕТРОВ, ректор

B. МАНУЙЛОВ, профессор, проректор «МАТИ» - РГТУим. К.Э. Циолковского В. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН,ректор И. ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт - ГТУ

Высшее техническое образование в России по праву признается одной из наиболее развитых, масштабных и авторитетных областей отечественной образовательной системы, а подготовка научно-технических и инженерных кадров - ключевым фактором социально-экономического развития любой страны. В этой связи разработка системы (подсистемы) элитной подготовки инженерных и научно-технических кадров имеет важное значение для модернизации экономики, науки, техники, технологий, высшей школы и технических вузов РФ.

вышеперечисленных задач - преодоления узкопрофильности подготовки и совершенствования содержания высшего технического образования. Однако это не значит, что по другим направлениям развития системы высшего технического образования работа не проводится. Организована работа по совершенствованию гуманитарного образования в технических вузах, по разработке образовательных программ международного класса, направленных на интеграцию российского технического образования в мировую систему, по созданию экспериментальных учебных планов с целью совершенствования ГОС ВТО и выработки механизма их обновления и т.д.

Методология и организация элитной подготовки

Признаки, определяющие элитарность инженерного вуза

Категории «элитности» и «элитарности», в том числе в системе высшего профессионального образования, обладают как основополагающими общими чертами (необычно высокий профессиональный потенциал, реализованный в выдающихся достижениях в соответствующей профессиональной сфере (области), высокий и устойчивый авторитет; причисление к избранным (лидерам); исключительность), так и явными различиями, обусловленными профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.