Научная статья на тему 'Модернизация социальной работы в Великобритании на рубеже ХХ - XXI веков'

Модернизация социальной работы в Великобритании на рубеже ХХ - XXI веков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1256
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Целых Марина Петровна

Области приложения сил британских социальных работников весьма разнообразны: от индивидуальной социальной работы до многочисленных общественных групп и слоев. При этом главными принципами являются соблюдение прав человека и социальной справедливости. В статье рассматриваются вопросы модернизации социальной работы в Великобритании на рубеже XX XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация социальной работы в Великобритании на рубеже ХХ - XXI веков»

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 256 с.

5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.

6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студ. дефектологических фак-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. 416 с.

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 272 с.

8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.

9. Шипицина Л.М.. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 29-36.

10. Листрова Л.В. Системный подход к подготовке учителей-предметников в области новых информационных технологий // Международный конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2003). Режим доступа:

http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_sec=124&id_thesis=4697&r=thesisDesc

М.П. Целых

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА РУБЕЖЕ ХХ - XXI ВЕКОВ*

Современный контекст развития социальной работы в Великобритании противоречив. В то время как правительство стремится показать, что, начиная с 1979 года, в результате политики «новых правых» экономика активно развивалась и социальная сфера была на подъеме, многие британские исследователи дают другие оценки [4; 5; 6]. Признавая высокий уровень развития экономики и несомненное богатство страны, исследователи указывают, что многим гражданам до сих пор не доступны блага процветающего общества. Ученые приводят данные, доказывающие, что большая часть населения страны живет на краю бедности или постоянно испытывает стресс из-за нестабильности социально-экономического положения. В обществе продолжает расти разрыв между богатыми и бедными, между уровнем доходов и возможностями удовлетворения основных социальных потребностей в трудоустройстве, образовании, медицинском обслуживании, персональных социальных службах и т.п.

По данным ученых, за последние годы доступ малообеспеченных категорий населения к образованию и медицинским услугам несколько улучшился, однако средний уровень доходов значительно снизился. Возросло количество людей, не имеющих равного доступа к основным социальным благам, например: рабочие места, социальные услуги, справедливая оплата труда, общение (его отсутствие приводит к социальной изоляции) и пр. Это связано с тем, что в британском обществе увеличивается количество пожилых людей, одиноких матерей, иммигрантов из азиатских стран и ближнего востока, также происходит удорожание социальных услуг в результате инфляции. Рост количества разводов привел к тому, что У часть всех детей в Великобритании воспитывается в неполных семьях, что снижает уровень материального обеспечения детей. Так, согласно данным статистики, уровень бедности среди детей постоянно возрастает. В 1979 году он составлял 10 %, а в 1996-96 гг. уже равнялся 32,9 %. Динамика в этом отношении неутешительная. Считается, что к 2010 году около половины всех детей в стране будут воспитываться в неполной семье, а, следовательно, и благосостояние детей в целом может ухудшиться.

Демографические изменения серьезно осложняют контекст развития современной социальной работы в Великобритании. Возрастная структура населения, которая оказывает немалое влияние на формирование социальной политики страны, следующая: дети в возрасте до 14 лет составляют 16,9 % населения. Граждане от 15 до 64 лет - 67,1 %; 65-летние и старше - 16 %. Процентное

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-06-00126а.

соотношение между младшим и старшим поколением продолжает увеличиваться, а по прогнозам экспертов к 2014 году количество пожилых людей превысит количество детей.

При этом интересно, как распределяются ассигнования на обеспечение нужд возрастных категорий в Великобритании. Данные, относящиеся к началу текущего столетия (2001-2002 гг.), показывают, что 45 % всех выделяемых на социальные службы расходов предназначалось для обеспечения пожилых; 23 % - на семейное и детское социальное обеспечение; 14 % - на социальное обеспечение взрослых, имеющих затруднения в обучении; 7 % - на социальное обеспечение инвалидов; 5 % - на социальное обеспечение взрослых, страдающих психическими расстройствами [8, 588].

Этнический состав страны по данным на 2001 год включал 92,1 % белого населения, 2 % -черного, 1,8 % - индийцев, 1,3 % - пакистанцев, 1,2 % - смешанного происхождения и 1,6 % -других национальностей. В особенно неблагоприятных социальных условиях оказываются пенсионеры и пожилые люди, а также иммигранты. При этом, по оценкам исследователей, 11 % населения Британии страдают от отсутствия какой-либо поддержки в условиях крайней нужды. Это явление получило название социального «исключения», или эксклюзии ^оаа1ехс1шюп). Недавно Институт исследования политики в Великобритании провел изучение уровня бедности среди различных этнических групп. Оказалось, что уровень бедности среди выходцев из Бангладеш - 65 %, из Пакистана - 55 %, из Африки - 45 %. В то же время среди белых иммигрантов уровень бедности в среднем 25 %, а среди белых британцев он составляет 20 % [3]. На этом фоне становится понятным рост количества социальных служб, который наблюдается в современной Великобритании. Однако говорить о точном количественном составе специалистов, занятых в настоящее время в социальной работе, достаточно сложно. Это связано с тем, что до сих пор в социальной работе не установлено четких требований к уровню квалификации специалистов, поэтому человек без соответствующего высшего образования может быть принят на должность социального работника.

Изменения в современной социальной работе Великобритании связаны с процессами приватизации, глобализации, развития новых информационных технологий и объединения европейских стран в единый союз. Британское государство, являвшееся раньше главным финансовым источником социальной помощи, в настоящее время выступает заказчиком и распорядителем социальных служб. Правительство постоянно увеличивает требования к социальной работе, ее эффективности и ужесточает финансовый контроль над расходованием выделяемых средств. В связи с этим в социальной работе появился новый подход к организации социальной работы - «кейс-менеджмент». В чем же его основная сущность?

Традиционный подход в социальной работе отталкивался от того, какие социальные ресурсы и возможности имелись в наличии, и предлагал эти услуги нуждающимся категориям населения. При этом не возникал вопрос, насколько существовавшие услуги соответствуют актуальным потребностям клиентов. Новый подход, начало которому было положено в самом конце 1970-х годов, исходил из того, что необходимо, прежде всего, изучить потребности, а затем выявить те социальные источники, которые могут способствовать удовлетворению потребностей. Если этими источниками не располагает социальное агентство, то следует обратиться в сторонние организации, для того чтобы получить их. Причем важно, чтобы клиент был максимально полно вовлечен в процесс решения своей социальной проблемы в качестве «со-трудника» и «со-исполнителя». Новым в деятельности кейс-менеджеров стало то, что они составляли бюджет для каждого конкретного случая и каждого конкретного клиента. Наличие подобного бюджета и перечня требуемых услуг давало возможность для их поиска за рамками государственных социальных учреждений. Это должно было активизировать появление новых социальных агентств и организаций в частном и добровольном секторах. Таким образом, предполагалось, что нововведения будут способствовать улучшению социальных услуг населению и повышению их качества благодаря расширению конкуренции между социальными агентствами и учету мнения потребителей о полученных услугах.

Однако уже к концу 1980-х гг. данный подход стал срастаться с политикой консервативного правительства, направленной на сокращение государственного финансирования служб социального обеспечения. Стало очевидно, что миссия социальных агентств кардинально меняется. Из орга-

низаций, способствовавших развитию государства всеобщего благосостояния путем прямого предоставления набора услуг, предусмотренных законом для конкретных групп населения, они теперь превратились в учреждения без достаточного количества денег и средств. Их главной задачей стал поиск и «покупка» услуг для своих клиентов у сторонних социальных организаций (добровольных и частных). При этом государственное финансирование по-прежнему оставалось главным источником оказания социальных услуг, но оно не передавалось напрямую службам социального обеспечения. Тем самым правительство намеревалось использовать социальные службы для развития рынка негосударственных социальных услуг. В связи с этим в штат социальных служб Великобритании была введена должность администратора социальной работы, или менеджера. Так начался новый этап в развитии современной социальной работы, который получил название мэнед-жериализма (mamgeriaИsm).

Термин «мэнеджериализм» отличается от понятия «мэнеджмента» тем, что подчеркивает дух предпринимательства и коммерциализации, который должен был возобладать в деятельности социальных работников. Не случайно ценностные ориентации, заложенные в основу данного подхода, были сформулированы Роем Грифитсом, одним из ведущих бизнесменов Великобритании.

Введение новой должности привело к разделению труда между социальными работниками и менеджерами. Менеджер не должен заниматься оказанием прямых социальных услуг населению. Он ведет изучение потребностей клиентов, определяет доступные для этого ресурсы и передает дело клиента социальному работнику, а затем осуществляет учет и контроль предоставляемой помощи. Таким образом, цепочка между клиентом и социальными ресурсами, способствующими удовлетворению его потребностей, как бы увеличилась.

Практикующие социальные работники утратили имевшуюся у них ранее профессиональную «власть», которая сосредоточилась теперь в руках избранных, или «управленческой элиты», как называют сейчас менеджеров социальной работы [2, 378]. Тем самым произошло нарушение существовавшего баланса между практиками, администраторами, исследователями и учеными, позволявшего социальной работе развиваться и совершенствоваться в качестве интеллектуальной профессии.

Последствием политики нового «мэнеджериализма» в социальной работе стал рост количества специалистов-менеджеров. В научной литературе приводятся следующие цифры: за период с 1995 по 2000 год количество рядовых сотрудников в социальных службах Великобритании сократилось на 7 %, в то же время число директоров и старших сотрудников выросло почти на 50 % [7, 598].

В целом исследователи отмечают сокращение общего количества специалистов, занятых в сфере социального обслуживания населения в период с 1981 по 2002 год [7].

Таблица 1

1981 г. 1987 г. 1998 г. 2002 г.

Количество специалистов 250000 288200 224000 208000

Введение в социальную работу должности менеджера, по мнению многих британских ученых, не способствовало созданию атмосферы доверия и творчества ни между коллегами, ни между специалистами и клиентами. По оценкам современных исследователей, это негативно сказалось на моральном состоянии рядовых социальных работников и привело к «вымыванию» творческих работников из социальных агентств, и в результате - к снижению престижа данной профессии в Великобритании. Как констатируют современные исследователи, пессимизм среди социальных работников растет, а желающих посвятить себя социальной работе становится все меньше. Возможно, это связано с тем, что сегодня в Великобритании в этой профессии стало труднее самореализоваться, заниматься творчеством и инновационной деятельностью. Иными словами, в социальной работе становится все меньше реальной «социальной работы».

В связи с этим, естественно, возникает вопрос, что же следует предпринять для развития современной социальной работы? Как поднять статус профессии? Что может способствовать позитивному развитию социальной работы?

В контексте данных проблем теоретики и практики социальной работы обращают внимание на целый ряд факторов, которые могут продуктивно повлиять на совершенствование социальной работы и формирование ее идентичности.

Одним из самых мощных условий, работающих на укрепление статуса профессии, называют совершенствование взаимоотношений специалистов с теми, кому предназначены социальные услуги, т.е. с клиентами, или потребителями услуг. Современные социальные работники стремятся изменить позицию клиентов в ходе социальной помощи, рассматривая их как единомышленников и соучастников преодоления социальных проблем, уделяя больше внимание обратной связи и учету мнений своих клиентов о качестве оказываемых социальных услуг.

Процесс, направленный на активизацию клиентов, получил наиболее полное развитие на фоне вхождения социальной работы в систему рыночных отношений. Однако новое отношение к клиентам начало формироваться задолго до этого. Термин «клиент» утвердился в социальной работе Великобритании лишь в самом начале 1960-х годов, но уже в 1970-е годы правомерность его использования начинают подвергать сомнению в научной литературе. Это связано с возникновением движения «потребителей социальных услуг». Оно началось в 1970-е годы, когда впервые осознали разницу между целями и задачами, имеющимися в ходе социальной работы у специалиста и у клиента. По мнению радикально настроенных ученых, он несет в себе негативную окраску и ставит человека, обращающегося за социальной помощью, в подчиненную по отношению к специалисту позицию. Пришло понимание необходимости активизировать клиентов и вовлечь их в процесс принятия решений о способах и методах решения своей социальной проблемы. Клиенты (потребители социальных услуг) должны были стать активными субъектами и участниками хода социальной работы. За ними было признано право высказывать свое мнение о предоставляемых услугах и возможностях их совершенствования.

Затем, когда в 1980-е годы правительство М. Тэтчер стало рассматривать социальное обеспечение с точки зрения демонтажа механизмов централизованного государственного регулирования, рыночные принципы все глубже начали проникать в сущность социальной работы, изменяя ее принципы и терминологию. Именно в это время возник термин - «приватизация социальных услуг», а термин «клиент» уступил место термину «потребитель» (consumer).

Дальнейшее развитие идея активизации клиентов в ходе социальной помощи получила после того, как Тони Блэр предложил новую программу движения к справедливому общественному устройству, получившую название «третий путь» («thirdway»). Новая социальная политика базируется на формировании смешанного типа экономики («welfaremix») и различных формах участия населения в решении социально-политических проблем. Она предполагает сосуществование различных типов государственных и негосударственных социальных служб и услуг, из которых человек может свободно выбирать наиболее подходящие ему услуги. Считается, что существование альтернативы, закономерно приводит к конкуренции на рынке социальных услуг и повышает их качество. Подобная парадигма предполагает иное, чем прежде, распределение ролей между специалистом и так называемым «клиентом». Клиенту делегируется больше прав, он может выбирать из множества различных организаций, занимающихся предоставлением социальных услуг, а значит, он становится «пользователем».

Таким образом, со сменой подходов произошла и смена профессиональной терминологии, клиентов стали называть «пользователями услуг» (serviceusers). Теоретики современной социальной работы всячески способствуют использованию этого термина, поскольку расширение контингента «заинтересованных клиентов», или «сознательных пользователей» социальных услуг открывает новые перспективы развития профессии в Великобритании. При этом они подчеркивают, что доверие клиентов к специалисту не имплицитно практике социальной работы. Оно должно завоевываться благодаря осознанным и целенаправленным усилиям профессионалов [2, 378].

Согласно современным подходам ученых, новый профессионализм в социальной работе Великобритании должен строиться на развитии следующих актуальных направлений: структурного, профессионально-организационного и практического.

Главные проблемы, которые решает социальная работа на структурном уровне, - это бедность, неравенство и дискриминация. Борьба с этими проблемами лежала в основе возникновения профессиональной социальной работы и остается ее основной задачей и привилегией. Однако следует заметить, что в последние годы как раз в этой сфере деятельности в Великобритании отмечается заметное снижение активности социальных работников. Причем необоснованно мало внимания уделяется организации совместной деятельности с теми, кто непосредственно испытывает эти социальные трудности, а также стимулированию их инициативы и активности.

Развитие профессионально-организационного компонента социальной работы связано с повышением значимости и веса профессионального образования, совершенствованием деятельности профессиональных ассоциаций и органов регистрации и аккредитации.

В силу формирования административного подхода в социальной работе перед профессионалами стоит задача поиска новых форм и средств, с помощью которых они смогут доказать значимость и уникальность своей деятельности, обозначить ее границы и свою роль в качестве квалифицированных экспертов в области оказания социальной помощи.

В этом смысле «Британская ассоциация социальных работников» имеет большие, пока еще не исчерпанные потенциальные возможности. До сих пор большинство социальных работников не являются ее членами, предпочитая членство в профсоюзе, которое для многих является более важным способом установления профессиональной идентичности, возможности защиты прав и получения социальных льгот.

Определенным достижением можно считать то, что в 2001 году социальные работники после почти полувековой борьбы добились введения официальной регистрации специалистов, дающей право на деятельность в этой области. В этом же году произошло упразднение Центрального совета по образованию и подготовке к социальной работе (CentralCouncilforEducationandTraininginSocialWork), действовавшего с 1971 года. Его заменил Общий совет социальной помощи ^епега^оааЮагеСоипсП). Этот Совет стал органом, который в настоящее время регулирует:

• кодекс профессионального поведения и стандарты практической деятельности, единые для всех специалистов, занятых в любой сфере социальной помощи;

• кодекс деятельности работодателей, в какой бы сфере социальной помощи они не предлагали услуги;

• процессы регистрации социальных работников, допустимые профессиональные нормы, исключение или временное отстранение от работы за нарушение профессиональных стандартов.

Помимо этого Совет взял на себя полномочия по формированию стандартов профессионального образования и контролю над его содержанием и качеством.

Несмотря на то, что в условиях продолжающейся коммерциализации Британского общества, социальная работа приобрела много рациональных черт, поиск новых форм и методов социальной работы основывается на прежних гуманистических и демократических принципах. Так, Б. Джордан и Н. Партон указывают, что социальная работа, хотя и потеряла частично свою универсальность, ее благородные устремления и высокие нравственные ценности сохранились. Они дают надежду на возможность новых теоретических открытий и будущего плодотворного развития профессии [1, 33].

Британские теоретики и практики социальной работы считают, что, несмотря на укорененность социальной работы в государственном секторе, наиболее перспективным направлением дальнейшего развития является расширение ее границ до масштабов, включающих широкие сферы деятельности. Прежде всего, это общинная работа, в основе которой лежит реализация комплексных социально-экономических проектов, предполагающих сотрудничество государственных, добровольных и гражданских структур Британского общества. Многие из подобных проектов уже начали действовать в Великобритании, например, «Уверенный старт» (SureStart), «Зоны здоровья» (HealthActionZones) и некоторые другие проекты [1, 33].

Ряд предложенных государством социальных программ и проектов в настоящее время уже реализуется с участием добровольных негосударственных организаций. Помимо этого требуется усиление активности добровольных организаций и структур гражданского общества для создания новых ресурсных центров, способных удовлетворить растущие социальные потребности.

Британские ученые подчеркивают недопустимость дальнейшего сужения представлений о социальной работе как о чисто инструментальной и узко-прикладной деятельности. По их оценкам, развитие практического компонента социальной работы должно быть тесно связано с исследовательской деятельностью и теоретическим обоснованием профессиональной деятельности. При этом залогом успеха может стать опора на высокие нравственные ценности, лежащие в основе профессионального кодекса социальной работы, а не на принципы принудительного регулирования, которые, к сожалению, преобладают в современной практике.

В настоящее время является очевидным тот факт, что социальные работники в Великобритании находятся под жестким прессингом, поскольку большинство специалистов занято в государственном секторе социальных услуг. Это ставит их под перекрестный огонь правительства, масс-медиа и общественности. С одной стороны, они вынуждены следовать тем правилам, которые установлены в законодательном порядке правительством, а с другой - на них возложена обязанность совершенствования социального благосостояния всего общества, включающая борьбу с бедностью, социальным неравенством и дискриминацией. В связи с этим специалисты фокусируют свое внимание преимущественно на распределении ресурсов, а терапевтическая и консультативная работа переносится в добровольный негосударственный сектор социальных услуг.

Обобщая развитие социальной работы в последние полтора десятилетия, следует отметить, что, несмотря на трудности и неудачи, профессия достигла определенных положительных результатов. К ним следует отнести то, что:

1) деятельность социальных работников, направленная на уничтожение социального неравенства и поиск новых путей и методов борьбы с бедностью, позволила ей выделиться из ряда других гуманитарных профессий и повысила статус специалистов в обществе;

2) социальные работники продемонстрировали умение использовать принципы толерантности, вести действенную борьбу с расизмом, социальным неравенством, дискриминацией, особенно в работе с группами населения, испытывающими специфические потребности;

3) профессионалы доказали свою способность к ведению углубленной, клиенто-центрированной практической деятельности даже несмотря на то, что общее количество методов, используемых в социальной работе, сократилось по сравнению с 1980-ми годами;

4) в современной социальной работе утвердился подход, опирающийся на научно-исследовательские данные и ориентированный на достижение измеримого конечного результата практической деятельности;

5) в содержание образования специалистов были введены предметы, раскрывающие принципы, способы и методы научно-исследовательской деятельности в социальной работе, что способствовало развитию теоретически обоснованной практической деятельности специалистов.

Сегодня социальные работники являются агентами преодоления социальных проблем личностного и общественного свойства. То, что они обладают необходимыми знаниями и квалификацией для решения социальных проблем, стало общепризнанным мнением. Для деятельности в области социальной помощи требуется образование и наличие соответствующего диплома. Социальная работа представляет собой профессию, в которой наряду с общей квалификацией закрепилось ряд специализаций. Каждая из них, развиваясь по-своему, постепенно переносила свою деятельность из частного в государственный сектор. Так, например, первая леди-«а1топег» получала зарплату из средств общества организованной благотворительности. Спустя десятилетия этот вид социальной помощи уже финансировался преимущественно из государственных источников местного уровня.

Большинство социальных работников трудоустроены в местных отделениях государственных социальных служб и в отделениях пробации, которые стоят особняком. Одна треть всех социальных работников все еще занята в добровольных организациях, к которым, например, относится Ассоциация семейного воспитания и некоторые другие. Однако эти добровольные организации все же связаны с государственной системой социального обеспечения через режим финансирования. Эти тенденции перехода от частной благотворительности к государственному руководству увеличили не только долю ответственности социальных работников, но и их значимость, статус и вес в обществе.

Области приложения сил британских социальных работников весьма разнообразны: от индивидуальной социальной работы - до многочисленных общественных групп и слоев. Решаемые проблемы охватывают вопросы, как внутреннего индивидуального характера, так и широкие проблемы социальной политики. Эта разноплановость отражает сложную структуру профессиональной социальной работы. Несмотря на обширный спектр профессиональной деятельности, существует официальное определение, которое характеризует британскую социальную работу как профессию, которая направлена на достижение социального благополучия, разрешение проблем межличностных взаимоотношений, развитие личностных сил и способностей человека. Основной объект социальной работы - нормализация социальной среды, в которой живет и функционирует человек. При этом главными принципами являются соблюдение прав человека и социальной справедливости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Jordan Bill, Parton, N. Helping in social work. London, 1979. 150 р.

2. Lymbery M. Social work at the cross roads // British Journal of social work. 2001. № 31 (3). P. 369-384.

3. Poverty rates among ethnic groups in Great Britain. Режим доступа: http://www.jrf.org.uk/knowledge/

4. Social work in the British Isles / edited by Malcolm Payne and Steven M. Shardlow. London: Jessica Kingsley Publishers, 2002. 287 p.

5. Thoburn June, Anthony N. Maluccio, Frank Ainsworth. Child welfare outcome research in the United States, United Kingdom, and Australia. Washington, DC: CWLA Press, 2000. 145 p.

6. Thoburn, June; Ashok Chand; Joanne Procter. Child welfare services for minority ethnic families: the research reviewed. London; Philadelphia, PA: Jessica Kingsley Publishers, 2005. 255 p.

7. Walton Ron. Social work as a social institution // British Journal of Social Work. 2005. P. 587-607.

8. Walton Ronald G. Social work 2000: the future of social work in a changing society. London; New York: Longman, 1982. 108 p.

Л.А. Чулкова

ЭСПЕРАНТО - ЯЗЫК МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ

Мир вступает в эпоху глобального информационного общества, в котором ресурсом ускоренного развития становятся знания - главный механизм развития инновационных отраслей инфраструктуры, связанных с высокими технологиями и прежде всего информационно-коммуникативной технологией (ИТК).

В условиях современного информационно-коммуникативного общества осознается необходимость использования эсперанто в работе международных организаций, обучения международному языку в школах и высших учебных заведениях, для сближения народов планеты Земля и преодоления фатальности разноязычия

На протяжении человеческой истории еще во времена Вавилонского века, неоднократно начинали попытки создать универсальный язык. В это время известно больше трехсот таких проектов. Любой искусственный язык может принадлежать к одной из групп: философской, иероглифической, цифровой и других, не основанных на существующем языке. История возникновения и распространения весьма интересна.

Эсперанто был создан д-ром Л.Л. Земенгофом (1859-1917). Заменгоф, австрийский врач-окулист, воспитанный в духе терпимости и на идеях всемирного братства, наблюдая грубость и насилие на улицах родного города, где проживали группы поляков, немцев, россиян, евреев, начал работать над проектом международного языка, опираясь на собственные знания английского, французского, немецкого, греческого, латинского языков. Он родился в еврейской семье, в Российской империи.

Еще будучи ребенком, он почувствовал необходимость помочь людям понять друг друга. После многих лет работы над проектом, в 1887 г. появилась первая книга, опубликованная по эсперанто, которая называлась Lingvo internacia Antoupavolo kaj plena Lernolibro (Международный язык. Предисловие и полный учебник»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.